На цьому уроці учні ознайомляться з позиціями голосних звуків в словах, продовжать вчитися працювати зі словниками, працювати творчо : в парах, групах, командах.
Урок русского языка в 5 классе.
Тема. Гласные звуки в сильных и слабых позициях: ударные и безударные гласные. Произношение гласных звуков и их передача на письме.
Цель: ознакомление учащихся с позициями гласных звуков в слове; развитие навыков опознавания сильных и слабых позиций гласных звуков, умений подбора проверочных слов для проверки безударных гласных в корне слова; обучение навыкам работы с орфографическим словарём.
Ход урока
I. Организационный этап.
II. Актуализация опорных знаний.
Каждый ученик имеет карточки двух цветов – красного и зелёного. Учитель читает утверждение, ученики поднимают карточки соответствующего цвета: красный – нет, зелёный – да.
- Сколько в русском языке гласных звуков?
- Сколько букв обозначают эти звуки?
- Какие гласные состоят из двух звуков?
- Какие звуки являются самыми звучными?
- В образовании каких звуков участвует шум?
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и ожидаемых учебных результатов.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с правописанием безударных гласных, научимся подбирать проверочные слова, пользоваться орфографическим словарём.
- Послушайте стихотворение.
Орфография – хитрая дама:
Заставляет учить орфограммы.
Колос – колосья, частица и часть.
Сами слова не дадут нам пропасть.
Если же вдруг в затруднении – что же,
Тут вам словарик, конечно, поможет.
- Как вы понимаете содержание этого текста?
- Что надо знать, чтобы правильно написать гласную в корне слова?
2. Самостоятельная работа с учебником.
- Прочитайте теорию на с.
IV. Восприятие и осмысление учениками учебного материала.
- Подумайте и объясните, почему позиция гласного звука под ударением называется сильной, а без ударения – слабой.
- Что такое орфограмма?
2. Словарная работа.
На доске записаны слова:
лягушка, рябина, январь, заяц.
- Назовите слабые и сильные позиции гласных в этих словах.
- Можно ли к безударным гласным в корнях данных слов подобрать проверочные слова?
- Как быть в этом случае?
3. Сообщение учителя.
- Один французский писатель назвал словарь «вселенной, расположенной в алфавитном порядке». Он рассказал о беседе двух поэтов, молодого, неизвестного, и прославленного. Молодой поэт спросил: «Читаете ли вы словари?» И прославленный собеседник стал горячо рассказывать, сколь необходимо это занятие писателя, сколько полезного можно почерпнуть, читая словари.
Читать словари? Что за странность? Ведь это же не роман, не детектив. Как же можно их читать? Между тем, словари – это не только справочники, но и элемент национальной культуры: ведь в словаре запечатлены многие стороны народной жизни.
Сегодня мы будем знакомиться с орфографическим словарём, в котором можно получить сведения о правильном написании слова.
- В каком порядке располагаются слова в словаре?
- Как располагаются в словаре слова, начинающиеся на одну букву?
4. Работа в парах.
Пользуясь словарём, запишите в тетради слова с пропущенными буквами.
К..б..нет, фл..мастер, м..гн..тофон, к..р..дор, к..лл..ктив, д..сант, п..р..шют.
5. Игра.
- Если я назову слово, в котором есть ошибкоопасное место для гласных звуков, вы делаете хлопок.
Дом, кусок, вечер, сыр, класс, крысы, лотос, плот, канат, берег, груз, сундук, образование, пирог, окно, конституция, кукуруза, собака, внимание, удача, молодец.
6. Дидактическая игра «Кто быстрее» (с использованием словаря, в парах).
Карточка
Гр..за, н..сы, в..лна, хв..сты, р..га, сл..ны, н..га, д..ждливый.
Стрела, стена, зима, весна, река, сестра, цветут, леса, снежок, ледяной, морской, болеть, грибной, речной.
Рассуждайте так: в слове он нет орфограммы, так как нет выбора букв; в слове река есть выбор: писать е или и, значит, есть орфограмма. Букву е нужно подчеркнуть.
Стол, земля, луг, сосна.
V. Рефлексия.
1. Беседа.
2. «Микрофон».
Дополните предложение: «Сегодня на уроке я узнал (узнала)…»
VI. Выставление оценок.
VII. Домашнее задание.