Сборник диктантов 5-9 классы Дидактический материал для дифференцированного контроля знаний по русскому языку

Про матеріал

Зуєва Олена Миколаївна – вчитель російської мови та літератури, спеціаліст вищої категорії, старший вчитель.

Сборник диктантов по русскому языку 5-9 классы, - Кривий Ріг, 2018, 26с.

Пособие содержит дидактический материал для дифференцированного контроля знаний учащихся по русскому языку в 5-9 классах
Перегляд файлу

Управління освіти і науки виконкому

 Криворізької міськради

Відділ освіти виконкому Тернівської районної у місті ради

Криворізька загальноосвітня школа I-III ступенів № 61

 

 

 

 

Зуєва О.М.

 

 

 

 

Сборник диктантов

5-9 классы

 

 

Дидактический материал для дифференцированного контроля знаний по русскому языку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кривий Ріг

2018

 

 

 

Зуєва Олена Миколаївна – вчитель російської мови та літератури, спеціаліст вищої категорії, старший вчитель.

 

 

 

 

 

Сборник диктантов по русскому языку  5-9 классы, - Кривий Ріг, 2018, 26с.

 

 

 

 

 

 

Пособие содержит дидактический материал для дифференцированного контроля знаний учащихся по русскому языку в 5-9 классах.

 

 

 

 

 

 

Рецензент:  в. о. завідувача кафедри російської філології та зарубіжної літератури КДПУ, доцент, кандидат філологічних наук  М.О. Дудніков

 

 

 

 

 

Сборник диктантов

5—9 классы

 

   Сборник составлен из текстов прозаических произведений В. Набокова, В. Войновича, В. Дудинцева, А. Солженицына, А. Сахарова, О. Гончара, Ю. Щер­бака, поэтических сборников М. Цветаевой, А. Ахматовой, Б. Пастернака, О. Ман­дельштама.

   Материалы подобраны в соответствии с возрастными особенностями учащихся, а также с учётом требований дифференциро­ванного обучения. Они доступны по тематике, лексике, грамматике. Тексты различны как по объёму, так и по степени трудности, и это даст учителю возможность индивидуализировать и разнообразить работу.

Различные виды грамматического разбора, предложенные после каждого текста, позволят закрепить новый материал и повторить изученное.

   Тексты можно использовать и в качестве диктантов различного вида (предупре­дительных, объяснительных, выборочных), и как дидактический материал.

 Сборник составлен в соответствии с программой и может служить дополнением к учебнику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 класс

    Что-то шевельнулось между стволами, там, где начинаются первые ветки. Что-то прыгну­ло яркое и радостное. Это там, за лесом, зажгло солнца свой алый фонарик и отброси­ло прожектором живой дымящийся столб.

  Загорелись сухим огнём красностволые сосны, заискрились прозрачно кусты. И вдруг с лёгким шорохом вбежал на  полянку зверёк. У него была острая звериная  мордочка и острые звериные ушки. Зверёк повернулся боком, поднял ушки, прислушался. Робко дрожала приподнятая передняя лапка, а на спине дрожал привя­занный к шее нелепый лиловый бант.

Послышался шорох и треск тяжёлых ша­гов...

(Тэффи)

 

Задание.

1.Выписать сложное предложение с бес­союзной (I вариант) и с союзной связью (II вариант).

2.Выписать слова с орфограммой «Право­писание гласных после шипящих».

3.Разобрать как часть речи существи­тельные солнце (I вариант), ветки (II ва­риант).

 

БАБОЧКИ

Мне шёл седьмой год. На персидской сирени у веранды флигеля я увидел махаона. Великолепное жёлтое животное в чёрных и синих ступенчатых пятнах, с попугаичьим глазком над каждой из чёрных парных шпор, свешивалось с наклонённой малиновой грозди и судорожно хлопало своими громадными крыльями. Один из слуг ловко поймал бабоч­ку в форменную фуражку. Эта фуражка с добычей была заперта в платяной шкап, где пленнице полагалось за ночь умереть от нафталина. Но когда на другое утро отперли шкап, бабочка с мощным шорохом вылетела и устремилась к растворённому окну. И вот уже стала превращаться в золотую точку.

 

 

 

 

Задание.

1.Выписать предложение с однородными членами.

2.Сделать синтаксический разбор этого предложения и составить его схему.

3.Выписать слова с непроизносимыми сог­ласными и сделать их фонетический разбор.

  Он был наполнен запахом липы, нежного тепла, стука каблучков по сухому асфальту. Полыхал закатный пожар. От него пылали верхние этажи домов, плави­лись стёкла.

Старинные дома сохраняли былую красоту. Черты былого можно было заметить в бал­конных перилах, в кованом узоре поломанных ворот, где-то под крышей выступали остатки герба, облупленные львиные головы.

Тяжёлое вечернее солнце отражалось в зе­леноватой воде Фонтанки. От воды несло гнилью. Старомодные фонари блестели брон­зой. Не было конца этому дню с его негаснущим небом в паутине проводов. Тусклые окна старых домов, угрюмая толпа, ободранные машины и устаревшая белая ночь.

(Д. Гранин)

Задание.

1.Выписать предложение с однородными членами.

2.Сделать синтаксический разбор этого предложения и составить его схему.

3.Выписать слова с непроизносимыми сог­ласными и сделать их фонетический разбор.

 

Была страда. Отмолотились в тот день рано, потому что заходил дождь. Ребятишки рады были отдохнуть, а бригадир дядя Ермолай недовольно поглядывал на тучу и не спешил.

Синева наползла, но дождя не было. Налетел сильный ветер, поднялась пыль. Во тьме трепетно вспыхивали молнии и гремел гром. Ветер рвал, носил, а дождя не было.

Но вдруг гроза разыгралась вовсю: вспыхи­вало и гремело со всех сторон! Прилетали редкие капли, больно били по лицу. Пахло пылью.

Скирды, деревья, снопы, неподвижные кони — всё как будто на миг повисало в возду­хе. Потом тьма проглатывала всё. Сверху гремело гулко, как будто огромные капли срывались с горы в пропасть.             

(В. Шукшин)

 

Задание.

1.Разобрать по составу глаголы отмолоти­лись (Iвариант) и разыгралась (II вариант).

2.Подобрать однокоренные слова к су­ществительным гром (I вариант) и гроза (II вариант).

3.Просклонять словосочетания сильный ветер (Iвариант) и редкие капли (II вариант).

 

Тем временем быстро темнело. Земля целиком погрузилась во мрак, туман затянул низины. Хвойный лес невдалеке от дороги зачернел неровным зубчатым гребнем на светловатом закрайке неба, в котором одна за другой зажигались звёзды. Было тихо, не холодно, скорее свежо и очень привольно на опустевшей осенней земле. В воздухе тянуло ароматом свежей пашни, от дороги пахло асфальтом.

Серая лента дороги, выгибаясь на пригор­ках, пропадала в сумеречной дали. Горизонт вокруг тоже утонул в сумерках, вечерней дымкой покрылись поля, а лес вдали казался тусклой глухой полосой. Небо над дорогой совсем померкло, только закатный краешек его за нашими спинами ещё сочился далёким отсветом зашедшего солнца.

(В. Быков)

 

Задание.

1.Выписать второе предложение первого абзаца (Iвариант) и второе предложение второго абзаца (IIвариант).

2.Подчеркнуть грамматические основы и указать, какими частями речи они выражены.

3.Проставить ударения в словах сумереч­ная, (за) спинами (I вариант), зубчатым, отсветом (II вариант).

 

В те дни вечерами уже холодало. Дело шло к осени. По ночам почва быстро выхолажива­лась, и к рассвету степь покрывалась белёсым налётом инея. Скудная пора приближалась для степного зверя. Редкая дичь исчезала — кто в тёплые края, кто в норы, кто подался на зиму в пески. Теперь каждая лисица рыскала в степи в полном одиночестве и промышляла себе пропитание.

С наступлением ночи она выходила из овражка. Выжидала, вслушивалась, трусила к железнодорожной насыпи. Она бесшумно перебегала то на одну, то на другую сторону путей. Здесь лисица выискивала объедки, выброшенные пассажирами из окон вагонов.

(Ч. Айтматов)

Задание.

1. Выписать пять слов, в которых есть орфограмма «Двойное значение букв е, ё, ю,

я».

2. Выделить значимые части в словах выхолаживалась, приближалась (I вариант), одиночество, железнодорожный (II вариант).

3. Подобрать синонимы к словам бесшумно, потрусила (I вариант), исчезать, промышлять (II вариант).

Дорога шла то лесом, то открытыми полями. В лесу толчки от коряг сбивали едущих в кучу. Они горбились, хмурились, тесно прижимались друг к другу. На открытых местах, где само пространство от полноты души как бы снимало шапку, путники разгиба­ли спины, располагались просторнее, встряхи­вали головами. Места были гористые. У гор был свой облик, своя физиономия. Они могучими, высокомерными тенями темнели вдали и молчаливо рассматривали едущих.

Отрадно розовый свет следовал по полю за путешественниками, успокаивая и обнадёжи­вая их.

(Б. Пастернак)

Задание.

  1.                 Выписать три имени существительных, обозначить в них основу слова и окончание.
  2.                 Объяснить правописание приставок в глаголах сбивали, прижимались (I вариант), разгибали, располагались (II вариант).
  3.                 Подобрать проверочные слова к су­ществительным полями, местах.

Земля под сапогом скрипела и пружинила. Это лежали листья. Тёплые, лёгкие, хрупкие, отличные один от другого. Воздух в лесу был застывший, густой. Нагретое дерево пахло серой свежестью древесины. Осина пахла приторно сладко, горько дышала ольха. Лес жил отдельно от остального мира. И запахи, и свет, и звуки по-иному раздавались здесь. И каким странным кажется мох в каплях росы, гаснущих в сумраке лесного дня.

(В. Гроссман)

 

Задание.

1.Выписать пять словосочетаний прилага­тельное + существительное, обозначить глав­ное и зависимое слова.

2.Выписать предложение с однородными членами, определить, какими частями речи они выражены.

3.Подсчитать соотношение звуков и букв в словах листья, отдельно (I вариант), странный, свежесть (II вариант).

 

6 класс

 

В СУББОТУ Темнеет... Готовятся к чаю...

Дремлет Ася под маминой шубой.

Я страшную сказку читаю О старой колдунье беззубой.

О старой колдунье и гномах,

О принцессе, ушедшей закатом.

Как жутко в лесу незнакомом Бродить ей с невидящим братом!

Одна у колдуньи забота:

Подвести его к пропасти прямо!

Темнеет... Сегодня суббота И будет печальная мама.

Темнеет... Не помнишь о часе.

Из столовой позвали нас к чаю.

Клубочком свернувшейся Асе Я страшную сказку читаю.

(М. Цветаева)

 

Задание.

1.Сделать синтаксический разбор одного предложения.

2.Придумать пять примеров с орфограм­мой, которая встречается в глаголах готовятся (I вариант), помнишь (II вариант).

3.Подобрать антонимы к словам темнеет, старая, закат (I вариант), печальная, помнить, звать (II вариант).

 

Перед весной бывают дни такие:

Под плотным снегом отдыхает луг,

Шумят деревья весело-сухие,

И тёплый ветер нежен и упруг.

И лёгкости своей дивится тело,

И дома своего не узнаёшь,

А песню ту, что прежде надоела,

Как новую с волнением поёшь.

(А. Ахматова)

Задание.

1.Выписать два слова, подсчитать в них орфограммы.

2.Сделать  фонетический разбор глаголов отдыхает (I вариант), дивится (II вариант).

3.Просклонять словосочетания такие дни (I вариант), тёплый ветер (II вариант).

 

 

Избушка расположилась на взгорке. Зайдёшь в такую избушку зимой — жилым духом не пахнет.

Но вот затрещали в камельке поленья. Потянуло густым запахом оттаивающей глины. Со стен каплет. Лучше набить полный камелёк и выйти пока на улицу, нарубить загодя дровишек. Через полчаса в избушке теплеет. Можно скинуть полушубок. Стены слегка парят, от камелька пышет жаром. И ох­ватывает человека некое тихое блаженство, радость. Теперь уж везде почти сухо, но доски нар ещё холодные. Можно пока кинуть на них полушубок, под голову мешок с харчами, ноги протянуть к камельку. И дремота охватит — сил нет. Лень встать и подкинуть ещё в камелёк. А надо.

В камельке целая огненно-рыжая горка углей. Поленья сразу вспыхивают, как берёста. Тут же перед камельком чурбачок. Можно сесть на него и думать. Одному хорошо думается.

(В. Шукшин)

 

Задание.

1.Выписать простое предложение, дать ему характеристику.

2.Выделить грамматическую основу, ука­зать, какими частями речи она выражена.

3.Сделать морфологический разбор глаго­лов затрещали (I вариант) и охватывает (II вариант).

 

Прошёл сентябрь — ясно-голубой, по- майскому тёплый, с обворожительными утра­ми и задумчивыми фиолетовыми закатами. По утрам плещется в Волге рыба, и большие круги расходятся по зеркальной поверхности реки. Высоко в небе, курлыча, пролетают за­поздалые журавли. Левый берег из зелёного становится жёлтым, затем красновато-золотистым. На рассвете затянутый предрас­светным прозрачным туманом, беззаботно спокойный и широкий, с еле-еле прори­совывающимися только полосками дальних лесов, он нежен, как акварель:

Медленно и неохотно рассеивается туман. Некоторое время держится ещё застывшей молочной пеленой над самой рекой, потом исчезает, растворившись в прозрачном утрен­нем воздухе.

(В. Некрасов)

Задание.

1.Найти в тексте сложное предложение и указать вид связи простых предложений в его составе.

2.Выписать по одной части речи и назвать их.

3.В одном из слов обозначить орфограммы.

 

Ночь принесла много непредвиденного. Стало тепло, необычно для такого времени. Моросил бисерный дождь, такой воздушный, что казалось, он не достигал земля, и дымкой водяной пыли расплывался в воздухе. Но это была видимость. Его тёплых, ручьями расте­кавшихся вод было достаточно, чтобы смыть дочиста снег с земли, которая теперь вся чернела, лоснясь, как от пота.

Малорослые яблони, все в почках, чу­десным образом перекидывали из садов ветки через заборы на улицу. С них, недружно перестукиваясь, падали капли на деревянные тротуары. Барабанный разнобой их раздавал­ся по всему городу.

(Б. Пастернак)

 

 

Задание.

1.Прослушать текст. Определить основную мысль. Изложить его своими словами.

2.Выписать одно предложение, надписать самостоятельные и служебные части речи.

3.Подобрать из текста примеры, в которых встречается орфограмма «Правописание -к- и -нн- в именах прилагательных».

 

Однажды, в конце Великого поста, в наш город привезли новый медный колокол и по­весили его на самом почётном месте в собор­ной колокольне.

О колоколе говорили, что он невелик, но звучит так прекрасно, что всякий слышавший умиляется душой и плачет от раскаяния, если совершил что-нибудь скверное.

Впрочем, и неудивительно, что про колокол ходили такие слухи. Он был отлит на заводе по предсмертному завещанию и на средства одного маститого верующего беллетриста, весь век писавшего пасхальные и рождествен­ские рассказы, герои которых раскаивались в своих преступлениях при первом звуке праздничных колоколов.

Таким образом, писатель как бы воздвиг памятник своему кормильцу и поильцу и от­благодарил его.

(А. Аверченко)

Задание.

1.Выписать первое предложение, выделить его грамматическую основу.

2.Подсчитать количество служебных час­тей речи во втором (I вариант) и в четвёртом (II вариант) предложениях.

3.Определить спряжение глаголов привез­ти, говорить, звучать, умиляться, плакать (I вариант), ходить, отливать, писать, рас­каиваться, благодарить (II вариант).

 

7 класс

ЛЕСНАЯ ИДИЛЛИЯ

В лесу на маленькой круглой полянке идут вечерние приготовления. Что-то копошится и шелестит между корнями старой липы. Быстро шмыгнула вверх пушисто-яркая, крас­новатая метёлка. Притихла на высокой ветке, повернулась, блеснули две внимательные пуговки. И снова взметнулась метёлка вверх и исчезла.

Вдруг зашуршала верхушка сосны. Какая-то птица прокричала хриплым озабоченным го­лосом три раза одну и ту же фразу. Начала в четвёртый раз, сбилась, сконфузилась и за­молчала.

Внизу, у самых корней, деловой сознатель­ной походкой идёт жук. У него, наверное, серьёзное дело. На спине у жука лежит соломинка. Несёт он её к себе домой или она случайно прилипла к его спине?

Я тихонько протягиваю руку и снимаю соломинку. Жук мгновенно подвёртывает ноги и притворяется мёртвым. Я тоже притво­ряюсь мёртвой. Тогда жук снова отправляется по своим делам. Серьёзный и озабоченный.

(Тэффи)

 

 

Задание.

1.Составить простой план.

2.Сделать неполный морфологический раз­бор любого простого предложения.

3.Определить способы образования слов вечерние, красноватая, верхушка, озабо­ченный (I вариант), соломинка, тихонько, подвёртывать, притворяюсь (И вариант).

 

А всё-таки в русской провинции своя особая прелесть. Тихие сады на околицах, буйное цветение вишенья и крыжовника. В запахах самоварных лучин и дёгтя томятся дремучие души обывателей. Одна улица — главная. От неё же бегут, пропадая в оврагах или на козьих выгонах, переулки.

Вечереет. Хорошо пахнет вареньем и мёдом. Тихо струится молоко коров, звонко брызгаясь в вёдра. Загораются жёлтые лики окон.

Далеко-далеко, в душное степное марево, стелются серебристые рельсы. И такая тоска охватывает душу, что хоть по шпалам беги прочь!

Вдали рождается гудок паровоза. Из глухой вечерней степи наплывает яркий, слепящий глаз свет и режет, словно прожектор, эту тьму.

(В. Пикуль)

Задание.

1.Выписать предложение с однородными членами.

2.Найти в тексте причастия и деепричастия.

3.Обозначить орфограммы в словах прови­нция, томятся, варенье (I вариант), стелются, рождается, русский (II вариант).

 

Через невидимые щели светило солнце, пахло сеном. Но оглушающий запах сена сперва только поражал. Он ведь тоже был стар как мир. Пряный, с лёгким дурманом, Запоминающий о солнечном тихом дне. О спокойствии. От него приятно кружилась голова и погружало в забытьё, в котором чувствовалось и ощущалось всё, что происхо­дило вокруг: игра света по чердаку, спор воробьев на крыше, скрип открываемой двери и шлёпанье ног по деревянному полу внизу — кто-то босой входил в избу. Отца рядом не было, он встал до солнца, как привык вставать. Как вставали тут его отец, дед, прадед. Это наше поколение любит поспать и по своей воле не сдвинется утром с подушки: слишком много лучших минут недослано в будни, когда беспощадный будильник зовёт нас на работу.

(А. Приставкин)

 

Задание.

1.Выписать шестое предложение, объяс­нить постановку знаков препинания.

2.Выписать из текста местоимения и ука­зать их разряды.

необходима ликвидация системы привилегий во всех областях потребления. Необходима большая идеологическая свобода, полное прекращение всех форм преследования за убеждения.

(А. Сахаров)

Задание.

1.Выписать предложение с однородными членами.

2.Выделить их графически.

3.Определить вид связи между одно­родными членами.

 

Народ... Слово изрядно замусоленное, затёртое, столько раз употребляемое всуе, а всё-таки могучее. Слово это нельзя слишком часто говорить — его надо думать. Каждый человек соединён с другими невидимой ниточкой, выдернутой из хоругви на Кулико­вом поле, освящённой Сергием Радонежским, или из паруса первого петровского ботика, или из флага над рейхстагом. Разъединённые по своим избам, баракам, коммунальным кухням, кооперативным квартирам с глазка­ми, встроенными в двери, люди иногда забывают, что они — народ и что есть истори­ческая ниточка, связывающая их из раздроб­ленности, оторванности, отчуждённости в еди­ное целое. Народу надо напоминать, что он — народ. Напоминает война, но цена за такое напоминание слишком дорогая. Литература напоминает. Именно писатели добились того, чего не смогла добиться медицина: они победили фатальность исчезновения. Их ге­рои, жившие давным-давно, навсегда в соста­ве народа, и смерть ничего не может с ними поделать.

(Е. Евтушенко)

Задание.

1.Определить основную мысль текста и озаглавить его.

2.В одном из предложений указать пунктограммы.

3.Выделить графически одушевлённые имена существительные.

 

8 класс

 

О ВЛАДИМИРЕ ВЫСОЦКОМ

Единственный поэт, портрет которого стоит у тебя на столе,— это Пушкин. Единственные книги, которые ты хранишь и время от времени перечитываешь,— это книги Пушки­на. Единственный человек, которого ты цити­руешь наизусть,— это Пушкин. Единственный музей, в котором ты бываешь,— это музей Пушкина. Единственный памятник, к которому ты приносишь цветы,— это памятник Пушки­ну. Единственная посмертная маска, которую ты держишь у себя на столе,— это маска Пушкина.

Твоя последняя роль — Дон Гуан в «Камен­ном госте». Ты говоришь, что Пушкин один вмещает в себе русское Возрождение. Он — мученик, как и ты, тебе известна каждая потребность его жизни. Ты любишь людей, которые его любили. Ты ненавидишь тех, кто делал ему зло. Ты оплакиваешь его смерть, как будто он погиб совсем недавно. Ты носишь его в себе. Он — твой кумир. В нём соедини­лись все духовные и поэтические качества, которыми ты хотел бы обладать.

(Марина Влади)

Задание.

1.Выписать одно предложение с тире, в скобках указать причину постановки этого знака.

2.Найти в этом предложении грамматичес­кую основу.

3.Графически выделить слова, в которых встречается орфограмма «Правописание гла­голов 2-го лица единственного числа на­стоящего времени».

 

Случаются в Петербурге такие воскресные дни, когда воздух делается как-то чище и светлее, небо ярче и солнце светит, точно праздничная русская девушка в алом сарафа­не, идущая в церковь под бурный и радостный колокольный звон,— солнце светит тоже по- праздничному. Тогда музыка городской суеты звучит ленивее и гармоничнее, а золотые пылинки в дружески тёплом луче солнца, протянутом от неплотно задёрнутой портьеры до узорчатого ковра над кроватью, пылинки пляшут особенно беззаботно и лихо.

(А. Аверченко)

Задание.

1.Выписать из текста однородные (1 ва­риант) и неоднородные (II вариант) определе­ния со словами, к которым они относятся.

2.Составить схемы этих словосочетаний, указав главные и зависимые слова.

3.Подчеркнуть в тексте слова, которые пишутся через дефис.

 

Какое счастье работать на себя и семью с зари до зари, сооружать кров, возделывать землю в заботе о пропитании, создавать свой мир, подобно Робинзону, подражая творцу в сотворении вселенной, вслед за родной матерью производя себя вновь и в.новь на свет!

Сколько мыслей проходит через сознание, сколько нового передумаешь, пока руки заняты мускульной, телесной, чёрной или плотничьей работой: пока ставишь себе ра­зумные, физически разрешимые задачи, воз­награждающие за исполнение радостью и удачей; пока шесть часов кряду тешешь что-нибудь топором или копаешь землю под открытым небом, обжигающим тебя своим благодатным дыханием. И, что эти мысли, догадки и сближения не заносятся на бумагу, а забываются во всей их попутной ми­молётности, не потеря, а приобретение. Городской затворник, крепким чёрным кофе или табаком подхлёстывающий упавшие нервы и воображение, ты не знаешь самого могучего наркотика, заключающегося в не­притворной нужде и крепком здоровье.

(Б. Пастернак)

Задание.

1.Выписать предложение с деепричастным оборотом.

2.Подчеркнуть слово, к которому он относится.

3.Сделать морфологический разбор деепри­частия.

 

Странно... Барометр идёт вниз, а ветра всё ещё нет, тишина. Там, наверху, уже началась ещё неслышная нам буря. Во весь дух несутся тучи, Их пока мало. Отдельные зубчатые обломки. И так: будто наверху уже низринут какой-то город, и летят вниз куски стен и башен, растут на глазах с ужасающей быстротой. Всё ближе. Но ещё дни им лететь сквозь голубую бесконечность, пока не рухнут на дно, к нам, вниз.

Внизу тишина. В воздухе тонкие, непо­нятные, почти невидимые нити... Медленно плывут. И вдруг вы чувствуете: что-то посто­роннее, невидимое у вас на лице. Вы хотите смахнуть. И нет: не можете, никак не отделаться...

(Е. Замятин)

Задание.

1.Выписать одно односоставное предложе­ние, охарактеризовать его.

2.Подчеркнуть слова, в которых есть орфограмма «Правописание частиц не и ни с различными частями речи».

3.Посчитать количество букв и звуков в словах несутся, отдельные (I вариант) отделаться, медленно (II вариант).

 

Наступили долгие дни плавания. Утром и вечером река превращалась в золотой поток благодаря косому свету солнца, проницающе­му воду сквозь её живой, несущийся ил. Эта жёлтая земля, путешествующая в реке, зара­нее была похожа на хлеб, цветы и хлопок и даже на тело человека. Иногда на камышо­вой вершине сидела разноцветная незнакомая птичка. Она вертелась от внутреннего волне­ния, блестела перьями под живым солнцем и пела что-то сияющим тонким голосом, будто уже наступило блаженство для всех существ.

Через четырнадцать суток Чагатаев сошёл на берег Хивинского оазиса, получив расчёт и благодарность от старшего матроса.

Побыв несколько дней в Хиве, Чагатаев пошёл на родину, в Сары-Камыш, дорогой детства. Он помнил эту дорогу по ослабевшим признакам: песчаные холмы теперь казались ниже, канал более мелким, путь до ближай­шего колодца более коротким. Солнце свети­ло такое же, но менее высоко, чем в то время, когда Чагатаев был маленьким. Кибитки, встречные ослы и верблюды, деревья по арыкам, летающие насекомые — всё было прежнее и неизменное, но равнодушное к Чагатаеву, точно ослепшее без него. Он шёл обиженный, как по чужому миру, вглядываясь во всё окружающее и узнавая забытое, но сам оставался неузнанным. Каждое мелкое су­щество, предмет и растение, оказывается, было более гордым и независимым от пре­жней привязанности, чем человек.

(А. Платонов)

Задание.

1.Выписать по три словосочетания на все виды связи.

2.Подчеркнуть в тексте пять обстоятельств, указать их вид.

3.Подобрать свои примеры с орфограмма­ми, которые встречаются в словах' жёлтая, камышовый, незнакомая, растение (Iвариант), солнце, деревья, шёл, живое (IIвариант).

 

Холодным ноябрьским утром, когда мокрый снег падал на глинистую землю, пришёл я на подмосковное кладбище Митино. Невдалеке от входа, слева от главной аллеи, тянулись аккуратные ряды одинаковых могил. Белые мраморные доски, золотые надписи. Даты рождения разные, даты смерти почти все обозначены маем 1986 года.

Герои Чернобыля, жертвы Чернобыля. Возможно, были среди них и виновники Чернобыля. Смерть всех уравняла, дав нам, живым, право лишь на одно чувство: безмер­ной скорби от утраты этих молодых челове­ческих жизней.

Я поклонился их праху и уехал с тяжёлой думой о времени, пережитом нами после Чернобыля. Авария эта своими беспо­щадными рентгеновскими лучами моменталь­но высветила наш народный, государственный механизм. На суровом экране Чернобыля отчётливее, чем когда-либо, проявились и на­ши внутренние огромные силы и резервы, и наши серьёзные застарелые болезни, ко­торые никак не уложить в благодушную формулу прошлых лет «отдельные нети­пичные недостатки».

Чернобыль грянул как последнее предуп­реждение: человечеству, стране, каждому из нас — молодому или старому, на­чальствующему или подчинённому, учёному или рабочему.

(Ю. Щербак)

Задание.

1.Сделать синтаксический разбор первого предложения.

2.Выписать односоставные предложения.

3.Составить схему последнего предложения.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЭЗИИ

 Этокруто налившийся свист,

Этощёлканье сдавленных льдинок,

Этоночь, леденящая лист,

Этодвух Соловьёв поединок,

Этосладкий заглохший горох,

Этослёзы вселенной в лопатках,

Этос пультов и флейтФигаро

 Низвергается градом на грядку.

(Б. Пастернак)

ПРО СТИХИ

Этовыжимки бессонниц,

Этосвеч кривых нагар,

Этосотен белых звонниц Первый утренний удар...

Этотёплый подоконник Под черниговской луной,

Этопчёлы, этодонник,

Этопыль, и мрак, и зной.

(А. Ахматова)

 

Задание.

1.Сравнить стихотворения с точки зрения содержания и формы.

2.Объяснить постановку тире в них.

3.Указать, какой частью речи и каким членом предложения является слово это.

 

Совесть, Благородство и Достоинствовот оно святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь, за него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем, но зато умрёшь, как человек.

(Б. Окуджава)

Задание.

1.Объяснить постановку в тексте знаков препинания.

2.Указать односоставные предложения.

3.Разобрать фонетически слова свою, воинство (I вариант), посвяти, умрёшь (II вариант).

 

 

Я НЕ ЛЮБЛЮ

Я не люблю фатального исхода,

От жизни никогда не устаю.

Я не люблю любое время года,

Когда весёлых песен не пою.

Я не люблю холодного цинизма,

В восторженность не верю, и ещё

Когда чужой мои читает письма,

Заглядывая мне через плечо.

Я не люблю, когданаполовину Или когда прервали разговор.

Я не люблю, когда стреляют в спину,

Я также против выстрелов в упор.

Я не люблю уверенности сытой,—

Уж лучше пусть откажут тормоза.

Досадно мне, что слово «честь» забытс И что в чести наветы за глаза.

Когда я вижу сломанные крылья

Нет жалости во мне, и неспроста:

Я не люблю насилье и бессилье,—

Вот только жаль распятого Христа.

(В. Высоцкий)

Задание.

1.Выписать сложное предложение, под черкнуть грамматические основы.

2.Из текста привести примеры правописа­ния частицы (или приставки) не.

3.Разобрать морфологически союзы и пред­логи когда, от (I вариант), и, во (II вариант).

 

9 класс

Молодёжь трудно живёт. У современной молодёжи нет или почти нет романтического идеала. А дежурное бодрячество многих молодёжных деятелей вызывает у неё аллер­гию. Обнаружив неправду, не понимая её истоки, молодёжь теряется, в её среде возникают процессы и явления, которые иных шокируют и в которых я лично молодёжь никак не могу винить. То есть я хочу спросить: а не оставили ли мы молодых ребят наедине с их собственными проблемами?

Молодому человеку, как и вообще че­ловеку, нужна правда. Без правды ни­какого развития быть попросту не может. Застой... Пессимизм... Безыдейщина... То, что ещё недавно и происходило. Молодёжь была более проницательна и чутка, чем мы думаем. И ей можно доверять. Если говорить правду, на равных и всерьёз.

(А. Приставкин)

Задание.

1.Определить основную мысль текста.

2.Озаглавить его.

3.Изложить своими словами.

Палые намокшие листья лежали тёмным настилом под деревьями, и если идти близко к ним, то как будто вился от них лёгкий запах — остаток ли не отданного во время жизни или уже первое тление, а всё-таки

отдыхала грудь меж двух дорог, перегоревшего газа. Ветра не было, и вся густая сеть ветвей, ещё меньших веточек, и сучёчков, и почечек будущего года, вся эта сеть была обнизана множеством водяных капель, сереб­ристо-белых в пасмурном дне. Это была та влага, что после дождя осталась на гладкой кожице веток, и в безветрии ссочилась, собралась и свесилась уже каплями.

(А. Солженицын)

Задание.

1.В сложных предложениях текста опреде­лить виды придаточных.

2.Составить схему любого сложного предло­жения.

3.Подчеркнуть в нём главные члены.

Век Эйнштейна и Планка оказался веком Гитлера. Гестапо и научный Ренессанс рож­дены одним временем. Как человечен девят­надцатый век, век наивной физики, по сравнению с двадцатым веком. Есть ужасное сходство в принципах фашизма с принципами современной физики.

Фашизм отказался от понятия отдельной индивидуальности, от понятия «человек» и оперирует огромными совокупностями. Сов­ременная физика говорит о больших и мень­ших вероятиях явлений в тех или иных совокупностях физических индивидуумов. А разве фашизм в своей ужасной механике не основывается на законе квантовой политики, политической вероятности?

Фашизм пришёл к идее уничтожения целых слоёв населения, национальных и расовых объединений на основе того, что вероятность скрытого и явного противодействия в этих слоях и прослойках выше, чем в других группах и слоях. Механика вероятностей и человеческих совокупностей.

Но нет, конечно! Фашизм потому и погиб­нет, что законы атомов и булыжников он вздумал применить к человеку!

Фашизм и человек не могут сосущество­вать. Когда побеждает фашизм, перестаёт существовать человек, остаются лишь внут­ренне преображённые человекообразные су­щества. Но когда побеждает человек, на­делённый свободой, разумом и добротой, фашизм погибает и смирившиеся вновь стано­вятся людьми.

(В. Гроссман)

Задание.

1.Выписать первое предложение третьего абзаца (I вариант) и последнее предложение текста (II вариант).

2.Охарактеризовать эти конструкции.

3.Сделать морфологический разбор числи­тельных девятнадцатый (I вариант), двад­цатый (II вариант).

СОВЕСТЬ

Серёже Коровину в семнадцать лет, сразу после десятилетки, доверили новенький гру­зовик. Председатель колхоза Гордей Павло­вич, вручая машину, сказал напутственно:

  • Ну, Серёга, цени: на свой страх и риск сажаю тебя за рулевой штурвал. И ежели что случится, запомни: мне решка.
  • Не подведу, Гордей Павлович. Будьте спокойны! — заверил Серёжа, и целый месяц люди нахвалиться не могли парнем.

А потом первая получка с выпивкой, лихая прогулка с дружками на машине по деревне и авария: врезались в телеграфный столб.

Той же ночью Серёжа повесился.

Гордей Павлович пережил его не надол­го — на месяц: замучила совесть. «Я, я вино­ват, что парень петлю на себя накинул. Я запугал парня. Машина... Да я все пять колхозных грузовиков сам разбил бы, лишь бы Серёжка был жив».

У Гордея Павловича было своё семейное место на кладбище, но в прощальной записке он просил положить себя рядом с Серёжей.

(Ф. Абрамов)

Задание.

1.Выписать бессоюзное сложное предложе­ние.

2.Назвать в нём части речи.

3.Сделать морфологический разбор одного глагола.

 

ТВОРЧЕСТВО Бывает так: какая-то истома;

В ушах не умолкает бой часов;

Вдали раскат стихающего грома.

Неузнанных и пленных голосов Мне чудятся и жалобы и стоны,

Сужается какой-то тайный круг,

Нов этой бездне шёпотов и звонов

Встаёт один, всё победивший звук.

Так вкруг него непоправимо тихо,

Что слышно, как в лесу растёт трава,

Как по земле идёт с котомкой лихо...

Но вот уже послышались слова И лёгких рифм- сигнальные звоночки,—

Тогда я начинаю понимать,

И просто продиктованные строчки

 Ложатся в белоснежную тетрадь.

(А. Ахматова)

Задание.

1.Выписать бессоюзное сложное предложе­ние и составить его схему.

2.Указать главное и зависимое слово в словосочетаниях стихающий гром, чудятся стоны, растёт трава (I вариант), послышались слова, сигнальные звоночки, начинаю пони­мать (II вариант).

3.Сделать морфологический разбор причас­тий продиктованные (Iвариант), победивший (II вариант).

 

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Как летом роем мошкара

 Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

Метель лепила на стекле Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На озарённый потолок

Ложились тени,

Скрещенья рук, скрещенья ног,

Судьбы скрещенья.

Мело весь месяц в феврале,

И то и дело

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

(Б. Пастернак)

 

Задание.

  1.                  Выписать сложноподчинённое предложе­ние.
  2.                  Разобрать его синтаксически.
  3.                  Определить количество букв и звуков в словах озарённый, скрещенье (I вариант), февраль, хлопья (II вариант).

Так ждать, чтоб даже память вымерла,

Чтоб стал непроходимым день,

Чтоб умирать при милом имени

 И догонять чужую тень,

Чтоб не довериться и зеркалу,

Чтоб от подушки утаить,

Чтоб свет своей любви и верности

Зарыть, запрятать, затемнить,

Чтоб пальцы невзначай не хрустнули,

Чтоб вздох и тот зажать в руке,

Так ждать, чтоб, мёртвый, он почувствовал

Горячий ветер на щеке.

(И. Эренбург)

 

Задание.

  1. Определить, сколько придаточных предло­жений входит в состав сложного.
  2. Назвать их виды.
  3. Подобрать собственные примеры с орфо­граммами, которые встречаются в словах непроходимый, умирать, чужую (I вариант), довериться, хрустнули, горячий (II вариант).

 

САГА

Ты меня на рассвете разбудишь,

проводить необутая выйдешь.

Ты меня никогда не забудешь.

Ты меня никогда не увидишь.

Заслонивши тебя от простуды,

я подумаю: «Боже всевышний!

Я тебя никогда не забуду.

Я тебя никогда не увижу».

Эту воду в мурашках запруды,

это Адмиралтейство и Биржу

я уже никогда не забуду

и уже никогда не увижу.

Не мигают, слезятся от ветра

безнадёжные карие вишни.

Возвращатьсяплохая примета.

Я тебя никогда не увижу.

Даже если на землю вернёмся

мы вторично, согласно Гафизу,

мы; конечно, с тобой разминёмся.

Я тебя никогда не увижу.

И окажется так минимальным

наше непониманье с тобою

перед будущим двух живых

с пустотой неживою.

И качнётся бессмысленной высью

пара фраз, залетевших отсюда:

«Я тебя никогда не забуду.

Я тебя никогда не увижу».

(А. Вознесенский)

Задание.

1. Выписать предложение с прямой речью и объяснить постановку знаков препинания в нём.

2. Обозначить в тексте причастный и деепри­частный обороты.

3. Сделать морфологический разбор глаго­лов выходить, забывать (Iвариант), будить, видеть (II вариант).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Предисловие………………………………………………………..2

Диктанты для 5 класса……………………………………………..3

Диктанты для 6 класса……………………………………………..8

Диктанты для 7 класса……………………………………………..11

Диктанты для 8 класса……………………………………………..14

Диктанты для 9 класса……………………………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
23 грудня 2018
Переглядів
5500
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку