Конспект урока развития речи по русскому языку в 7 классе "Спеши творить добро! Устное изложение прослушанного текста". (Текст песни-притчи С. Копыловой "Брошенный камень")
Устное изложение на основе прослушанного текста.
«Спеши творить добро!»
Тема: Устное высказывание на основе прослушанного текста.
Цели: 1. Продолжить работу по формированию умения слушания-понимания художественного текста, пересказа его содержания.
2. Развивать речевые навыки по составлению устного высказывания на основе прослушанного текста.
3. Формировать общечеловеческие нравственные ценности, разграничение понятий добра и зла.
4. Развивать умение сопереживать и сочувствовать.
5. Обогащение эмоционального мира детей.
Тип урока: урок применения знаний и формирования умений
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, телевизор, видеоклип и фонограмма песни-притчи «Брошенный камень» в исполнении Светланы Копыловой; презентация лексической работы к уроку;
Ход урока:
I. Сообщение цели, темы и задач урока.
Сегодня мы продолжаем учиться строить высказывание, но уже на основа прослушанного текста; поговорим о понятиях «добро» и «зло», вспомним некоторые нравственные ценности; повторим понятия из лексикологии и синтаксиса.
II. Актуализация опорных знания.
Прежде, чем мы обратимся к тексту, давайте вспомним, какое литературное произведение называется притчей?
Слайд №1
На каких уроках мы с вами уже знакомились с притчами?
Слайд №2
Учитель: Именно в Библии сформулированы основные общечеловеческие ценности, которые формируют нравственность.
Слайд №3
Давайте подберем синонимы к слову нравственность?
Для тех, кто забыл, напоминаем, что синонимы – это…
Слайд №4
Дети подбирают синонимы
Слайд №5
Беседа: Доброта… Что означает это слово? Слайд №6
Что означает быть добрым?
III. Работа по теме урока.
Слово учителя: Выдающийся общественный деятель и ученый Дмитрий Лихачев в книге «О добром и прекрасном» так говорит о доброте: «В жизни ценнее всего доброта».
1. Работа с текстом. Демонстрация видеоклипа песни «Брошенный камень» в исполнении Светланы Копыловой.
2. Вопросы для беседы:
Учитель: Зло - понятие нравственности, противоположное понятию добра. Это намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий. Слайд №7
Слово учителя: Самое ценное в человеке – «безотчетная душевная потребность поступать хорошо, делать людям добро. Но душевная потребность эта не присуща человеку от рождения. Она воспитывается в человеке и воспитывается в основном им же самим – его решимостью жить по правде, по-доброму», – так утверждает Дмитрий Лихачев в своей книге «О добром и прекрасном».
3. Синтаксическая работа
Записать предложение, расставить и объяснить расстановку знаков препинания.
Дмитрий Лихачев писал: «Делать людям добро – самое ценное в человеке и самое, в конечном счете, верное по пути к счастью».
Слайд №8
Слайд №9
IV. Работа по развитию речи.
В течении 15 минут дети в группах составляют и презентуют устное высказывание: «Можно ли быть счастливым, делая людям добро».
V. Подведение итогов урока.
VI. Домашние задание.
Учитель: Можете ли вы вспомнить случаи, когда погруженные в свои желания, заботы, мечты не замечали тех, кому нужна ваша помощь? Подготовьте, пожалуйста, дома устный рассказ об одном из них.