Тема. Контактное и дистантное общение. Речевой этикет
Цели: сформировать представление учащихся о речевом этикете; учить различать контактное и дистанционное общение; познакомить учащихся с этикетными формулами речевого общения, учить устанавливать зависимость этикетной формы от речевой ситуации; воспитывать в детях культуру речевого общения, уважительного отношения друг к другу.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: листы с текстами; эпиграф к уроку:
«Успех зависит на 15% от знаний
и на 80% - от умения общаться с
людьми, «подать» себя»
Д.Карнеги
«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения»
Русский язык. 7 класс
Урок № Дата:
Тема. Контактное и дистантное общение. Речевой этикет
Цели: сформировать представление учащихся о речевом этикете; учить различать контактное и дистанционное общение; познакомить учащихся с этикетными формулами речевого общения, учить устанавливать зависимость этикетной формы от речевой ситуации; воспитывать в детях культуру речевого общения, уважительного отношения друг к другу.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: листы с текстами; эпиграф к уроку:
«Успех зависит на 15% от знаний
и на 80% - от умения общаться с
людьми, «подать» себя»
Д.Карнеги
«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения»
А. С-Экзюпери
Ход урока
І. Организация класса
ІІ. Актуализация опорних знаний, учений и навыков
ІІІ. Работа над темой урока
1. Вступительное слово учителя
- Извиняюсь!
К сожалению, нам нередко приходится слышать такую форму обращения. Речевой этикет и культура общения - не слишком популярные понятия в современном мире. Один посчитает их чересчур декоративными или старомодными, другой и вовсе затруднится ответить на вопрос, какие формы речевого этикета встречаются в его повседневной жизни.
Между тем, этикет речевого общения играет важнейшую роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских отношений.
- Поэтому мы сегодня поговорим о речевом общении. Давайте вспомним, что такое речевое общение?
(Речевое общение – взаимодействие между людьми с помощью языка).
Американские учёные подсчитали, что общению в жизни человека уделяется 65%. Но каждый по-своему использует эти 65% на протяжении всей своей жизни. Кто-то говорит правильно, выразительно, интересно. А кто-то…, но мы о них не будем говорить.
Правила культуры общения между людьми сложилось очень давно. Вековая история этикета предусматривает овладение нормами (правилами) этического поведения, этической культуры, особенно речевой, а это всегда вызывает интерес людей, потребность к самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми.
- Что же это такое - речевой этикет?
Речевой этикет – это свод правил и рекомендаций о грамотном речевом поведении.
Нормы речевого этикета весьма разнообразны, в каждой стране присутствуют свои особенности культуры общения.
Может показаться странным, зачем нужно разрабатывать специальные правила общения, а затем придерживаться их или нарушать. И всё же речевой этикет тесно связан с практикой общения, его элементы присутствуют в каждом разговоре. Соблюдение правил речевого этикета поможет грамотно донести свои мысли до собеседника, быстрей достигнуть с ним взаимопонимания.
Любому уважающему себя человеку должны быть знакомы правила речевого и этикетного поведения. Они подробно описаны в специальной литературе.
У вас есть уникальная возможность: познакомиться с правилами поведения для российского юношества, которые были изданы в 1717 году по приказу Петра I для обучения молодых дворян светскому общению и поведению. Пособие получило название «Юности честное зерцало».
2. Чтение текста учителем
«Юности честное зерцало».
1. Дети не имеют без приказу родительского никогда бранить, или поносительными словами порекать.
2. У родителей речей перебивать не надлежит и не прекословить, и другим их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят.
3. Без спросу не говорить, а когда говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком говорить, нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать.
4. Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах.
Л. Г. Антонова
3. Обсуждение по вопросам:
- Скажите, какую новую информацию вы получили?
- С чем вы не согласны, и что не соответствует в тексте вашим знаниям?
- Что удивило?
- Какие вопросы возникли?
-Какие из наставлений Петра I подходят к окружающей действительности?
4. Слово учителя
Овладение этикетом речевого общения требует получения знаний в области различных гуманитарных дисциплин: лингвистики, психологии, истории культуры и многих других. Для более успешного освоения навыков культуры общения используют такое понятие, как формулы речевого этикета.
Формулы речевого этикета
Базовые формулы речевого этикета усваиваются в раннем возрасте, когда родители учат ребёнка здороваться, говорить спасибо, просить прощения за проделки. С возрастом человек узнаёт всё больше тонкостей в общении, осваивает различные стили речи и поведения. Умение правильно оценить ситуацию, завести и поддержать разговор с незнакомым человеком, грамотно изложить свои мысли, отличает человека высокой культуры, образованного и интеллигентного.
Формулы речевого этикета - это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трёх стадий разговора:
начало разговора (приветствие/знакомство)
основная часть
заключительная часть разговора.
Существует множество формул речевого общения. Конечно, со всеми мы не сможем познакомиться в рамках одного урока, но о некоторых из них поговорим.
Начало разговора и его завершение
Любой разговор, как правило, начинается с приветствия, оно может быть вербальным и невербальным. Очередность приветствия также имеет значение, младший первым приветствует старшего, мужчина - женщину, молодая девушка - взрослого мужчину, младший по должности - старшего. Для этого существуют формулы приветствия.
Формулы приветствия.
Для чего люди изобрели приветствия? Зачем они приветствуют друг друга? Ведь этими словами они друг другу практически ничего не говорят. Вы сказали встречному: «Здравствуйте!» Много это или мало? С одной стороны, как будто немного: ведь новых сведений передано не было. Но, с другой стороны, каждый знает, как неприятно поражает нас и даже ранит отсутствие приветствия. Язык впитал в себя и несет все формы доброжелательного отношения к другому человеку. И начинается это с приветствия. Ты открываешь глаза, видишь маму, и первое, что ты слышишь – это «доброе утро!» И в течение всего дня ты то и дело говоришь:
« Здравствуйте! Добрый день! Привет!» В русском языке существуют десятки способов приветствия: Пламенный привет! Доброго здоровья! Позвольте поприветствовать Вас! Здравствуй(те)! Кого я вижу! Мое почтение! Привет честной компании! Наше Вам с кисточкой! Сколько лет, сколько зим! С прибытием! Добро пожаловать! Салют! Здорово, браток! Легок на помине! Привет от старых штиблет! Моё почтение! Хлеб да соль! Рад вас видеть! Доброе утро! Здравия желаю! Хелло! и т.п.
Следует обязательно применять проверенный веками набор приветствий. Нельзя применять просторечные приветствия типа: "приветик", "салютик", "наше вам" и т.п.
- А теперь давайте попробуем заполнить таблицу примерами приветствий.
Формы приветствия в речевом этикете. |
|
Форма приветствия |
Пример |
Пожелание здоровья |
Здравствуйте! |
Указание на время встречи |
Добрый день! |
Эмоциональные пожелания |
Очень рад! |
Уважительная форма |
Моё почтение! |
Специфическая форма |
Здравия желаю! |
Формулы прощания.
При расставании и прощании согласно обычаю существуют тоже своеобразные приветствия. Их называют напутствиями. Они берут свое начало из древности, когда являлись чуть ли не заклинаниями, например, "буераком путь", "ни пуха ни пера" и т.д. Сейчас напутствия упростились: "До свидания", "Всего хорошего", "Прощайте", "Желаю вам хорошей дороги", Будьте здоровы".
Формулы благодарности.
Выясняя лексическое значение слова «благодарность», обратимся к словарю С. И. Ожегова. «Благодарность- чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание. А выразить это чувство помогают нам специальные этикетные слова, которые есть в русском языке: большое спасибо, благодарю вас, очень признательна. Я вам многим обязана. У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас. Как я вам благодарен. Моя благодарность не знает границ. Я хочу поблагодарить вас. Вы очень любезны. Я тронута вашим вниманием. Это очень мило с вашей стороны. Вы меня так выручили. Первоначальный благородный смысл некоторых этикетных слов уже утрачен или утрачивается. Например, одно из самых распространенных в русском языке этикетных слов благодарности «спасибо» родилось из старинного русского пожелания «спаси Бог». Необходимо учиться благодарить, ведь поблагодарить человека в нужную минуту – значит подарить ему капельку радости. Недаром в слове «благодарность» два корня. Благодарить - значит дарить благо, т.е. дарить людям добро.
5. Разыгрывание игровых ситуаций
Задание.А сейчас, используя формулы благодарности, поблагодарите:1) одноклассника за то, что он одолжил вам карандаш; 2) маму за то, что она испеклаваш любимый пирог; 3) незнакомого человека за то, что он подсказал вам, как найти улицу, которую вы ищете.
6. Слово учителя
Формулы просьбы-приглашения.
Немаловажную роль в русском речевом этикете играют формулы просьбы и приглашения. Самое употребительное в русском языке слово для выражения просьбы – это «волшебное» слово пожалуйста. Оно образовано от сочетания слов: пожалуй и ста (пожалуй – окажи милость, внимание; ста – по мнению некоторых ученых, сокращение слова государь).
В русском языке существует несколько грамматических способов, с помощью которых может быть выражена просьба. Главное, интонация должна соответствовать общему доброжелательному и вежливому тону обращения к собеседнику.
Существуют и другие этикетные формулы речевого общения:
Формулы вежливого отказа.
Комплименты.
Ведение спора, дискуссии.
7. Беседа.
- С кем вы общаетесь каждый день?
- Какая тема чаще всего является предметом вашего разговора с одноклассниками, друзьями?
- Придерживаетесь ли вы требований речевого этикета в общении с людьми? Назовите их.
- В каких ролях вам приходится бывать в разных ситуациях общения?
8. Групповая работа
Карточка 1.
- Составление и разыгрывание ситуаций, где учащиеся в разных ролях:
1) Пациент в больнице;
2) сын, который пришел из школы;
3) дочь, которая возвратилась с вечера;
4) сын и отец посмотрели интересный фильм;
5) ученик, не выполнивший домашнее задание.
9 . Слово учителя
Общение – это процесс взаимодействия между людьми.
Контактное общение – общение, при котором коммуниканты видят и слышат друг друга.
Дистантное общение – общение на большом расстоянии между коммуникантами.
IV. Закрепление изученного материала
Текст «Правила ведения беседы».
1.Самое главное условие подлинного общения – постоянное внимание к собеседнику.
2.Научитесь внимательно слушать. Мудрецы утверждают, что существует только один способ стать хорошим собеседником – уметь слушать.
3.Не старайтесь говорить много. Сдержанность и уместность в разговоре ценнее, чем болтливость. Чем вы немногословнее, тем внимательнее прислушиваются к вашему голосу. Крикунов и болтунов, как правило, не слушают серьёзно.
4.никогда не перебивайте собеседника. Умейте дослушать до конца. «Прожуй, прежде чем проглотить, дослушай, прежде чем говорить, - гласит народная мудрость.
5.Если вы заняты делом и в это время к вам обращена речь, оставьте дело и выслушайте говорящего.
6.Никогда не оскорбляйте собеседника прозвищами, обидными словами, даже если он прав.
7.Разговаривая, следите за своими руками. Очень плохая привычка – крутить пуговицу собеседника, хватать его за руку, хлопать по плечу.
- Прочитайте текст молча.
- Выпишите из текста пословицы.
«Хорошее слово – половина счастья»
Все знают, что в общении друг с другом – дома, на работе, в школе – существуют определенные правила речевого поведения. Однако на практике оказывается, что люди часто не знают, что и как сказать, чтобы не было обидно собеседнику, как поддержать его, помочь. Ободрить. Умению вести диалог, беседу друг с другом надо учиться и учиться.
Традиционно существуют общие правила ведения и построения речи. Они создаются практикой людей и передаются из поколения в поколение. Интересно, что их можно обнаружить в пословицах и поговорках: «Язык мой – враг мой», «Все беды человека от его языка», как и напутствие – «Хорошее слово – половина счастья».
Любой диалог возможен при условии – быть вежливым друг друг с другом. Фольклорные правила напоминают: «От приятных слов язык не отсохнет», «Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани».
В основе речевых общений должны быть доброжелательность и умение слушать: «Речь красна слушанием». Очень важно в общении услышать друг друга: «Язык – один, уха – два, раз скажи – два послушай», Речь начинается со слушания, понимания, правильной оценки ситуации. Говорящему необходимо всегда помнить о том, что он «ловится» слушающим на ошибках. И об этом свидетельствует народная мудрость: «Отвечает. Когда не спрашивают», «Я про Фому, а он – про Ерему», «Верёвка хороша, когда длинна, речь – когда коротка» (о многословии), «Хорошее слово хорошо один раз» (повторение одного и того же).
(по В.И.Аннушкину)
V. Подведение итогов урока
1. Беседа
- Что было наиболее важным на уроке?
- Какая информация представляется ценной для вас?
- Что нового было именно для тебя?
2. Обобщающее слово учителя:
-Урок хочется закончить словами Расула Гамзатова:
Чем не искусней меч,
Тем он звенит грозней,
Чем не разумней речь,
Тем говорун шумней.
VI. Домашнее задание
Написать эссе на тему: «Для чего нужно изучать правила общения».
Карточка 1.
- Составление диалогов и разыгрывание ситуаций:
а)пациент в больнице; б)сын, который пришел из школы; в)дочь, которая возвратилась с вечера; г)сын и отец посмотрели интересный фильм; д)ученик, не выполнивший домашнее задание.
Карточка 1.
- Составление диалогов и разыгрывание ситуаций:
а)пациент в больнице; б)сын, который пришел из школы; в)дочь, которая возвратилась с вечера; г)сын и отец посмотрели интересный фильм; д)ученик, не выполнивший домашнее задание.
Карточка 1.
- Составление диалогов и разыгрывание ситуаций:
а)пациент в больнице; б)сын, который пришел из школы; в)дочь, которая возвратилась с вечера; г)сын и отец посмотрели интересный фильм; д)ученик, не выполнивший домашнее задание.
Карточка 1.
- Составление диалогов и разыгрывание ситуаций:
а)пациент в больнице; б)сын, который пришел из школы; в)дочь, которая возвратилась с вечера; г)сын и отец посмотрели интересный фильм; д)ученик, не выполнивший домашнее задание.
Карточка 1.
- Составление диалогов и разыгрывание ситуаций:
а)пациент в больнице; б)сын, который пришел из школы; в)дочь, которая возвратилась с вечера; г)сын и отец посмотрели интересный фильм; д)ученик, не выполнивший домашнее задание.
Карточка 1.
- Составление диалогов и разыгрывание ситуаций:
а)пациент в больнице; б)сын, который пришел из школы; в)дочь, которая возвратилась с вечера; г)сын и отец посмотрели интересный фильм; д)ученик, не выполнивший домашнее задание.
Работа с текстом
«Хорошее слово – половина счастья».
Все знают, что в общении друг с другом – дома, на работе, в школе – существуют определенные правила речевого поведения. Однако на практике оказывается, что люди часто не знают, что и как сказать, чтобы не было обидно собеседнику, как поддержать его, помочь. Ободрить. Умению вести диалог, беседу друг с другом надо учиться и учиться.
Традиционно существуют общие правила ведения и построения речи. Они создаются практикой людей и передаются из поколения в поколение. Интересно, что их можно обнаружить в пословицах и поговорках: «Язык мой – враг мой», «Все беды человека от его языка», как и напутствие – «Хорошее слово – половина счастья».
Любой диалог возможен при условии – быть вежливым друг друг с другом. Фольклорные правила напоминают: «От приятных слов язык не отсохнет», «Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани».
В основе речевых общений должны быть доброжелательность и умение слушать: «Речь красна слушанием». Очень важно в общении услышать друг друга: «Язык – один, уха – два, раз скажи – два послушай», Речь начинается со слушания, понимания, правильной оценки ситуации. Говорящему необходимо всегда помнить о том, что он «ловится» слушающим на ошибках. И об этом свидетельствует народная мудрость: «Отвечает. Когда не спрашивают», «Я про Фому, а он – про Ерему», «Верёвка хороша, когда длинна, речь – когда коротка» (о многословии), «Хорошее слово хорошо один раз» (повторение одного и того же).