Тема. Подготовка к сочинению-рассуждению на морально – этическую тему
Цели: повторить сведения о публицистическом стиле и его особенностях; развивать умения логично и последовательно излагать свои мысли, совершенствовать навыки составления рассуждения, стимулировать самоусовершенствование и усиление социальной компетентности учащихся; воспитывать общечеловеческие морально-этические ценности
Тип урока: урок развития речи с элементами тренинга
Оборудование: электронная презентация, карты-информаторы, мини-справочник, сосуды из прозрачного стекла, песок, горох, камни, вода, сердечки из разноцветной бумаги
Конспект урока в 9 классе
Тема. Подготовка к сочинению-рассуждению на морально – этическую тему
Цели: повторить сведения о публицистическом стиле и его особенностях; развивать умения логично и последовательно излагать свои мысли, совершенствовать навыки составления рассуждения, стимулировать самоусовершенствование и усиление социальной компетентности учащихся; воспитывать общечеловеческие морально-этические ценности
Тип урока: урок развития речи с элементами тренинга
Оборудование: электронная презентация, карты-информаторы, мини-справочник, сосуды из прозрачного стекла, песок, горох, камни, вода, сердечки из разноцветной бумаги
I.Орг.момент. (настрой на урок)
Начинаем урок с улыбки, ничто не заряжает позитивом лучше, чем улыбка.
(Звучит музыка «А у нас опять беда – сочиненье снова, Лев Толстой в мои года не писал такого».).
II. Целеполагание. Мотивация учебной деятельности
Учитель: Как вы уже поняли у нас …
Дети: Сочинение.
Учитель: Не совсем, подготовка к сочинению. (Запись числа, темы урока (слайд 1))
- Какие же цели мы должны перед собой поставить?
Дети: Развивать речь.
Совершенствовать умения строить текст.
-Отобрать материал, необходимый для написания сочинения
-Повторить сведения о стилях и типах речи
-Учиться логично и последовательно излагать свои мысли;
-Узнать, как лучше построить сочинение
Учитель. Для того, чтобы сочинение не стало «бедою», я предлагаю поработать несколько в другом формате. Поскольку вы, девятиклассники, стоите на пороге выбора профессии, поэтому на некоторое время вы станете менеджерами, стремящимися к созданию благоприятной учебной деятельности.
Давайте вспомним, что такое «менеджмент».
І.Информационный менеджмент
Словарная работа (Слайды 2,3)
-Ме́неджмент (англ. management - руководство, администрирование, дирекция, умение распоряжаться, владеть, управлять) управление производством и контроль социально-экономических систем.
-Менеджер (в переводе с англ. manage — управлять, management - управление, руководство,( с нем. manager - организатор, с фран. manager - управляющий) - специалист в области управления, управленец, руководитель управляющий
- Главное в менеджменте – это командный дух, ведь возможности группы людей всегда выше, чем отдельно взятого человека.
Учитель: сегодня на уроке будем стремиться к созданию благоприятной атмосферы для совместной работы над сочинением.
(Деление на группы, объяснение предназначения подразделений менеджмента)
- Какие качества нам необходимо проявить для успешной работы?
I. Мотивационный менеджмент – это управление, построенное на приоритетах мотивации делового поведения.(Слайд 4)
Качества, необходимые для развития познавательной культуры? (Слайд 5)
- доверие,
- уважение,
- открытость,
- честность,
- доброжелательность.
Учитель. Во-вторых, вспомнить признаки текста.Слово передается информационному менеджменту. (Слайд 6)
В-третьих, нужно определить тему.
Учитель: Перед тем, как определить тему сочинения, предлагаю вам прочитать древнюю индийскую мудрость:
« Человек – это сосуд. Хочешь узнать человека? Тогда задень его. Чем наполнен, то и начнет выплескиваться» (Слайд 7)
- Согласны вы с этим высказыванием? Предлагаю вам обсудить тему: «Чем я наполняю свою жизнь?» (запись темы сочинения)
- В каком стиле ее лучше раскрыть?
Давайте вспомним некоторые сведения о стилях речи, а поможет нам в этом «Менеджмент управления знаниями»
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
III. Менеджмент управления знаниями
(важность сохранения опыта). (Слайд 8)
«Заполни пробелы» (Слайд 9)
В русском языке …стилей речи, это…,….,….,….,….,. Публицистический стиль – это язык…и….Для него характерны… К жанрам публицистического стиля относятся…..
Менеджер. Я считаю, что высказывание надо строить в публицистическом стиле, т. к. Во-первых, в публицистической речи раскрываются актуальные, общественно значимые проблемы, которые вызывают интерес у разных людей.
Во-вторых, назначение его – воздействовать, формировать определенное отношение к общественным явлениям. .
-Тип речи – рассуждение по теме : о главных вещах в нашей жизни
Повторение схемы рассуждения (слайд 10)
IV. Работа над темой урока
I. Стратегический менеджмент. (анализирует состояние дел, разрабатывает тему). (Слайд 11)
Учитель. Для погружения в тему предлагаю вам притчу (Слайд 12)
Мудрая притча про кувшин
Один мудрец взял пустой кувшин и наполнил его доверху небольшими камнями. Собрал своих учеников и задал им первый вопрос: «Скажите, уважаемые, полон ли мой кувшин?». На что те ответили: «Да, полон». Тогда мудрец взял полную банку с горохом и высыпал содержимое в кувшин с камнями. Горох занял свободное место между камнями. Задал мудрец второй вопрос: «Полон ли теперь мой кувшин?» Ученики вновь подтвердили, что полон. Тут мудрец взял коробку с песком и его тоже высыпал в кувшин. Песок просочился сквозь горох и камни и занял все свободное место и все закрыл. Еще раз спросил мудрец своих учеников, полон ли кувшин и снова услышал утвердительный ответ. Тогда достал мудрый человек кружку, полную воды и вылил ее в банку до последней капли. Засмеялись ученики, видя все это.
Сказал мудрец: «Я хотел, чтобы Вы осознали, что кувшин — это наша жизнь. Камни — самая главная составляющая жизни каждого: дети, семья, друзья, здоровье. Горох — это вещи, которые иметь приятно, но это не самое важное: дом, работа, машина, ценности и пр. Песок символизирует мелочи, которых полно в жизни любого человека. Если сначала кувшин наполнить песком, не останется места для гороха и тем более камней. Так же и в жизни: если тратить время на пустяки, не останется времени на самое главное. Уделяйте сначала время своим родным и близким, себе и друзьям, а заняться уборкой, ремонтом, всегда найдется время. Следует сначала тратить время на камни, все остальное — песок».
Мудрец уже собирался уходить, когда один из учеников задал вопрос: «А для чего же нужна была вода?» Учитель с улыбкой ответил: «Я добавил в кувшин воды, чтобы Вам показать, что как бы ни занята была жизнь, всегда найдется место для безделья».
Учитель. Как вы считаете, какую ошибку люди совершают чаще всего? (Они наполняют свою жизнь самыми мелкими и бессмысленными вещами, когда вспоминают о важном, то уже на них не остается времени)
-На что вы тратите свое время? ( На просмотр телевизора, на просиживание за монитором ….) И при этом ваша жизнь будет полна… Но чем?
- Есть ли в вашей жизни место, чтобы наполнить ее чем-то важным?
- Давайте определим важнейшие составляющие жизни (Раздача листов с важными жизненными ценностями: «Здоровье», «Родители», «Друзья», «Любимые»)
1. Объединение учащихся в группы.
2..Инструктаж групп по выполнению заданий.
Руководители групп.
-Предлагаем вам поработать над важностью каждой ценности. (Предлагается алгоритм).
Алгоритм
1.В чем важность этой ценности для жизни каждого человека?
2.Как нужно к этому относиться?
3.Что необходимо делать, чтобы привлечь это в свою жизнь?
«Здоровье» (слайд 13)
2 группа « Родители» (слайд 14)
3 группа « Друзья» (слайд 15)
4 группа «Любимые» (слайд 16)
Учитель.Чтобы завершить работу. представьте, что этот сосуд, стоящий перед вами, - ваша жизнь. Чем вы хотите ее наполнить? ( Наполнение сосудов сердечками)
-А теперь предлагаю вам встать, взяться за руки и наполнить класс, город, страну, весь мир тем добром, которым вы наполнили свои сосуды. И пусть мир станет лучше.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Учитель. Чем полна ваша жизнь, поделитесь, использовав клише и алгоритм из мини-справочника, напишите черновик сочинения-рассуждения на заданную тему.
VII. Рефлексия
Учитель. Давайте завершим наш урок практикой «Благодарность» (Слайд 17)
«Умение благодарить - это особенный стиль жизни счастливых людей» (О.Мэйо)
Желаю вам найти самое ценное, сохранить самое дорогое, получить долгожданное, отпустить уходящее, забыть грустное, приобрести лучшее.
Сегодня я вас не оцениваю…. Я вас ценю…
ЧЕРНОВИК СОЧИНЕНИЯ
Стиль речи……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Тип текста:____________________________________________________________________________
Тема сочинения:_______________________________________________________________________
Словарная работа: …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Тезис:________________________________________________________________________________ Аргументы(доказательства):________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вывод: (используй выраженияя уверен (а), мне кажется, я считаю, я думаю и др.)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Используй пословицу:___________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ План сочинения:
I.Вступление_________________________________
II.Основная часть: 1)___________________________________________ 2)___________________________________________ 3)___________________________________________ _____________________________________________
III. Заключение________________________________