Урок російської мови у 8 класі " Распространненное и нераспространенное обращение"

Про матеріал

Під час підготовки до уроку було використано прийом " Фішбоун", а також місцевий матеріал, пов`язаний із творчістю поетів. Учитель використала екскурсію із використанням звертання

Перегляд файлу

8 класс                           Русский   язык                      Урок № _____

 

Дата ______________________

Тема: обращение распространенные и нераспространенные.

Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся об обращении; познакомить со способами выражения обращения, правилами выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания); находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации;

 развивать логическое мышление и языковое чутье;

 воспитывать умение работать в группе, внимательно слышать и слушать мнение другого человека;  воспитывать любовь к родному языку, культуре.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация, смайлики, музыкальное оформление

                

                                                          ХОД  УРОКА                                                    

 

І. Организационный момент

 

  • Здравствуйте, ребята! Наш урок я хочу начать словами  известного певца, актера, к сожалению, ушедшего из жизни в расцвете лет В.С.Высоцкого

                                                                         Эпиграф

                                   Мы рубим ступени... Ни шагу назад!
                                  И от напряженья колени дрожат,
                                  И сердце готово к вершине бежать из груди.
                                  Весь мир на ладони! Ты счастлив на нем
                                  И только немного завидуешь тем,
                                 Другим, у которых вершина еще впереди.

                                                                В. Высоцкий

  • Как вы понимаете его слова?   ( Автор призывает преодолевать жизненные трудности и идти вперед;   Высоцкий призывает достигать собственных вершин , если берешься за какое-то дело)

Учитель: Да, есть жизненные вершины, а мы будем  путешествовать по страницам русского языка, и покорять нелегкие  языковые вершины.

                           Отрывок из песни « ВЕРШИНА»

 Поэтому я  приглашаю Вас к сотрудничеству,соавторству, содружеству

- Какая приставка в этих словах ?      ( СО -)

Приставка со  - означает вместе. Давайте весь урок будем вместе.

ll. Актуализация опорных знаний

Учитель: запишите

                                        Число

                                Классная работа

Вершина № 1                « Буквенный диктант»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

с

с

з

с

с

з

с

с

з

з

з

з

 

Бесценный, исчезнуть, безграничный,беспринципный, беспризорник, разблокировать, беспорядок, бесконечный, развести, разболеться, разжалобить, безвластие.

  Вершина № 2                 Синтаксический диктант. « Крестики нолики»

  1. Назывные предложения содержат в себе главный член предложения – сказуемое     (0)
  2. В определенно-личных предложениях сказуемое выражено 3 л. мн.ч
  3. Однородными могут быть как главными так и второстепенные члены предложения
  4. Однородные члены предложения это слова, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову, выражаются обычно одной и той же частью речи
  5. Определения могут быть однородными и неоднородными
  6. В предложении может быть только один ряд однородных членов предложения
  7. В предложении есть обобщающее слово.    Всюду слышались звуки: за окном, в печи, над крышей.

1

2

3

4

5

6

7

О

О

Х

Х

Х

О

Х

 

lll. Мотивация учебной деятельности

Учитель: Ребята, посмотрите на предложение и определите  тему урока

Сватовский край, ты вдохновляешь нас на великие дела: на создание картин и стихов, на научные открытия и спортивные достижения, на мужество и стойкость в защиту своей страны.

 

Ответ: Я, думаю,  тема урока  « Обращение»

Учитель: Запишите в тетради тему урока. Обращение распространенное и нераспространенное. Знаки препинания при нем.

Учитель: определите задачи урока.

- повторить сведения об обращении

- узнать что-то новое об обращении

- научиться находить обращения в предложении

- правильно ставить знаки препинания  при обращении

- развивать логическое мышление  и речь

- обогащать словарный запас

- прививать целеустремленность и любовь к родному краю

 

lV. Изучение нового материала

Вершина № 3 « Теоретическая»        Стр. 165  §40

А. Составить « Кластер» по теме « Обращение»

Стр. 166

Б. Составить алгоритм постановки ЗП

                                                   АЛГОРИТМ

  1. Найти сущ. в И.п или слово, выступающее в его роли
  2. Называет ли это слово лицо  Картинки по запросу смайлик лица к кому обращаются с речью?
  3. Если обращение в начале предложения-после него ставится запятая и т.д.
  4. Если обращение произносится с восклицательной интонацией, то ставится !

 

 

В. Представить теоретический материал, используя прием « Фишбоун»

 

 

Картинки по запросу скелет рыбы рисунок

 

 

 

Г. Дополнение учителя

- в роли обращения обычно употребляется одушевленное существительное

- в поэтической речи используется прием –олицетворения-обращение к предметам и явлениям

Например: Я вернусь к тебе, мой край родной!

- местоимения ты, вы не являются обращением. Однако иногда встречаются предложения, в которых местоимения (ты,вы) выступают в роли обращения.

Например: Эй, ты, просмотри вокруг!

- Если обращение находится в конце предложения, то может стоять и вопросительный знак

Например: О чем ты воешь, ветр ночной?

- существуют этикетные обращения

Например: Здравствуй, Днепр широкий!  

                     С добрым утром, город мой любимый!

- следует избегать просторечных обращений( мамаша, бабка, женщина), фамильярдных слов и выражений( дорогуша, красавица)

V.  Закрепление материала

Вершина № 4   « Практическая»

Учитель: Ваша задача -  найти в предложениях обращение, определить  распространенное оно или нераспространенное. Обратить внимание на знаки препинания.

Соколко Лидия Васильевна

Соколко Лидия Васильевна родилась в селе Первомайское Сватовского района. По специальности художник-педагог

 

Мама! Вишня у нас

Под окном расцвела!

                   ( Зимний день)

Н. Щепенко родился в 1915 году . Входил в состав общества писателей Украины. В его честь названо детское учрежление  « Слобожанська криниця»

 

О Земля, мать наша родная! Нет во всем мире человека, которого бы ты не воодушевляла животворящими соками своими.

 

Кривонос Сергей Иванович

Сергей Кривонос,   Сватовский поэт, автор поэтических сборников « Живые голоса», « Цветенье вишен» и др…

 

Стихи мои, взлетите выше в небо

И навестите дальние края.

Я в тех краях ни разу, может, не был,

Но там такие люди, как и я.

 

Фоменко Ольга Васильевна

 

 

 

Ольга Фоменко, Сватовская поэтесса, сейчас на пенсии, живет возле нашей школы

Спасибо, мама, за терпенье

И знай, что я тобой живу.  

Работа с учебником

Упражнение  267   А

l вариант – 1,2

ll  вариант – 3,5

                                        Творческая работа

Задание: преобразовать предложения, чтобы они были с обращением

  1. Людям всей земли следует беречь и охранять памятники архитектуры.
  2. Молодежь внимательно относится к людям старшего возраста.
  3. Жители нашего города помнят историю Сватовского края.

                                           Работа у доски 

  1. Украинцы, уважайте свои традиции!
  2. Я люблю тебя, родной мой край!
  3. Любите, люди, цените свою Украину!

Задание на опережение

Экскурсия по городу с использованием обращения

Уважаемые слушатели! Приглашаю Вас отправиться в путешествие по нашему Сватовскому краю.

 

Слайд № 1

В нашем городе проходит много культурных мероприятий. Мы знакомимся с интересными и творческими людьми.

Сватовчане! Уважайте традиции нашего края.

Слайд № 2

Уважаемые гости, в нашем городе есть прекрасные  места. Он имеет удивительно живописные уголки. Приезжие восхищаются его чистотой и жителями

 

 

Слайд № 3

Чтобы лучше знать историю нашего края в школе читается курс

« Украинознание», « Этногеография».

Школьники! Изучайте историю родного края.

Сватовчане! Любите свой родной город!

                           Vl.               Итог урока

Ребята, вот и покорили мы с вами языковые вершины. Друзья, прекрасен наш союз! Спасибо за работу!  Мне приятно было идти с вами по ступеням к вершинам. На парте у вас лежит 2  вида смайликов. С их помощью скажите мне: какое у вас настроение от проведенного урока?

       Vll.       Прием « Незаконченное  предложение»

- Обращение выражается …..       словом или ссч

В конце предложения с обращением может ставиться  …..   ! или ?

Обращения бывают …..     распространенные и нераспространенные

Частица О ….   Не отделяется запятой от обращения

 

   Vlll.       Домашнее задание: §40,41, упражнение 271 А  ( 1-4)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экскурсия по городу с использованием обращения

Уважаемые слушатели! Приглашаю Вас отправиться в путешествие по нашему Сватовскому краю.

 

Слайд № 1

В нашем городе проходит много культурных мероприятий. Мы знакомимся с интересными и творческими людьми.

Сватовчане! Уважайте традиции нашего края.

Слайд № 2

Уважаемые гости, в нашем городе есть прекрасные  места. Он имеет удивительно живописные уголки. Приезжие восхищаются его чистотой и жителями

 

 

Слайд № 3

Чтобы лучше знать историю нашего края в школе читается курс

« Украинознание», « Этногеография».

Школьники! Изучайте историю родного края.

Сватовчане! Любите свой родной город!

 

 

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0aa9/00016a38-8a110c34/img5.jpg

1

 

docx
Додано
20 березня 2018
Переглядів
2172
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку