Об"ємний додатковий текстовий і зображувальний матеріал допоможе провести цікавий ефективний та сучасний урок-закріплення знань з теми "Розмаїта Африка".
КОНСПЕКТ УРОКА
«РАЗНООБРАЗНАЯ АФРИКА»
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
4 Б класс
Куцевич В.Л.
БИТ-урок ( беседа, игра, творчество) с проектной деятельностью
ЦЕЛИ УРОКА:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
2. РАЗВИВАЮЩИЕ
анализа - при выделении признаков материка Африка, выделении существенных признаков растений и животных Африки,
синтеза - при закреплении изученного,
обобщения - при формировании выводов;
3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
ОБОРУДОВАНИЕ:
физическая карта мира, глобус, компьютер, телевизор, таблица Африки, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
«Вместе не трудно,
вместе не тесно,
вместе легко
и всегда интересно!»
2. Фенологические наблюдения ( работа в тетрадях).
II. Проверка домашнего задания.
1. Блиц опрос. Работа с картой.
ІІІ. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы завершаем знакомство с Африкой, создаем проект об Африке, пополним свои знания историей открытия этого континента.
IV. Работа по теме урока.
1. Как же был открыт этот материк!.. (Сообщение заранее подготовленного ученика о Васко да Гаме)
Учитель:
Большой вклад в изучении материка принадлежит Джозефу Стенли и Дэвиду Ливингстону. В своем путевом дневнике Ливингстон писал: “Я сделаю эту прекрасную страну более известной людям. Не хватает слов, чтобы описать ее богатства. Растительность всевозможных форм и красок. Здесь и баобабы, и грациозные финиковые пальмы. Деревья усыпаны цветами. У каждого дерева свой особенный вид”. Обо всем, что видел Ливингстон, он рассказал в своих замечательных книгах, ничего не приукрашая и не преувеличивая. О нем говорили: “Добрый белый, которого любили черные жители Африки, человек, совершивший подвиг, но не считавший себя героем”.
2. Найдите лишний географический объект, используя ранее полученные знания об Африке. Работа в парах.
а) Нил, Конго, водопад Виктория, Тихий океан;
б) Васко да Гаме, Девид Левингстон, Колумб, Джозеф Стенли;
в) Сахара, Килиманджаро, Эверест, Мадагаскар.
V. Физкультминутка. Кинезеологические упражнения.
VІ. Проектная деятельность. Работа в группах с учебником и раздаточными материалами. Защита проектов.
1 группа. Сообщения учащихся о растениях Африки.
2 группа. Сообщения учащихся о животных Африки.
3 группа. Сообщение о населении Африки.
VII. Рефлексия.
Игра, посвященная Африке «Верю не верю»
-Я предоставлю вашему вниманию несколько утверждений, а вы сигнализируете ( правда – хлопки, ложь – топание).
1.Верите ли вы, что Африка -самый жаркий материк?
2. …..что Африка находится в северном полушарии относительно екватора?
3…что в пустынях можно встретить фруктовые деревья?
4….что в Африке есть снег?
5. …что в Африке растёт растение, которое боится пожара и всегда растёт в одиночку?
6. …что в Африке живут люди со светлой кожей?
7. … что в Африке годами не бывает дождей?
8. … что в Африке есть животное с двумя рогами на передней части мордочки?
9….что не песке в пустыне можно пожарить яичницу?
10. …что бегемот – самое крупное наземное животное?
VIII. Итог урока.
АФРИКА
необычная, разнообразная
находится, омывается, пересекается
Самый жаркий континент планеты.
Приложения.
1.Я расскажу о Васко да Гаме – португальском путешественнике, который открыл морской путь из Европы в Индию вокруг Африки. Это было в 1497 году. Васко да Гама вместе со своей командой из морского порта Лиссабон отправился в морское путешествие. Они плыли по Атлантическому океану, потом обогнули южную часть Африки – Мыс Игольный, добрались до острова Мадагаскар, а оттуда напрямик в Индию.
Путешествие длилось два года (1497–1499 гг.). Не думайте, что путешествие было легким. Чем дальше от Лиссабона мы продвигались, тем жарче становилось. Было трудно дышать, ощущалась нехватка воды, а потом закончилось продовольствие. Нам пришлось высадиться на незнакомый континент. Посеять зерно и ждать урожая. Через три месяца урожай был собран. Мы отправились дальше в путь. Плыли в ту пору медленно. Где под парусом, а где на веслах. Скрип, да скрип, взмах за взмахом приближались к заветной цели. Таким образом, за два года путешествий мы останавливались в Африке 7 раз. Из Индии, вернувшись обратно в Лиссабон, мы привезли пряности и драгоценные металлы.
2. Финиковая пальма
Я – финиковая пальма – королева пустыни. Я держу голову в огне, а ноги в воде. Я – мощное и стройное дерево высотой 20– 30 метров. Жар сахарского солнца и прохладная влажная почва – вот два обязательных условия, при которых я расту, а потом щедро одариваю людей своими плодами. Из моей древесины делают двери, столбы, листьями покрывают хижины, из волокон плетут корзины. Но главное мое богатство – финики. Их едят сырыми, жареными, вялеными. Размолотые финиковые косточки идут на корм скоту.
Осьминог пустыни – Вельвичия
Я – Вельвичия. Расту только в пустыни Намиб. Не всякий меня назовет деревом, так как мой ствол достигает в высоту всего 30 сантиметров. После того как вырос мой стволик, у меня появляются два листика. Они сохраняются в течение всей жизни. Листья растут, становятся широкими, толстыми, кожистыми и ребристыми. Длина листьев достигает и более метров. Со временем ветер распарывает их вдоль. Рваные листья грудой лежат на песке. Именно из– за этих лент, похожих на высохшие щупальца, я получила прозвище «осьминога пустыни».
Страж Африки – баобаб
Я – баобаб – страж Африки. Считается, что я могу жить до 5 тысяч лет. Диаметр моего ствола превышает 10 метров. Только 15– 20 человек, взявшись за руки, могут обхватить меня. У моих старых родственников в стволах часто образуются дупла. Размеры дупла иногда столь значительны, что в нем устраивают гаражи для легковых машин, ларьки, овощехранилища. Из мякоти моих плодов делают лекарства. В свежем виде мои листья идут в пищу, а высушенные и истолченные – как приправа к блюдам. Древесина идет на изготовление досок, на выделку посуды. Я боюсь пожаров, поэтому расту всегда один.
3.Африканский крокодил
Я – африканский крокодил. Я только днем лежу на берегу, греюсь на солнце, а как только стемнеет, я прячусь в воду и всю ночь провожу в воде, высунув голову. У меня очень сильные челюсти, усеянные несколькими рядами острых зубов. Вместо сточившихся зубов у меня вырастают новые. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только верхняя. У меня острые слух и зрение, заметив добычу – нападаю на нее, топлю, прячу на дно. Съедаю свою добычу, когда она, полежав в «кладовой», начинает разлагаться. Когда становится жарко, я широко разеваю пасть и так подолгу лежу. Это для того, чтобы регулировать температуру своего тела.
Носорог
Я – носорог. У меня очень хороший слух и обоняние, а вот зрение плохое. Я очень близорук. Видимо, из– за этого я бываю порой очень агрессивен. Хочу пожаловаться вам люди, что нас стало очень мало. Люди истребляют нас. Виной этому стало наше грозное оружие – рог. Некоторые люди считают, что из нашего рога можно сделать сильнодействующее лекарство от ряда болезней. Но это заблуждение. Наукой доказано, что наш рог не обладает никакими целебными свойствами. Но людей так трудно в этом убедить. Несмотря на запреты, охота на нас продолжается. Люди, будьте милосердными. Берегите нас! Защищайте нас! Мы – украшение Земли!
Бегемот
Я – бегемот или гиппопотам. В переводе с греческого языка мое название означает «болотная лошадь». Действительно, я весь день провожу в воде. В некоторых озерах нас так много, что кажется, будто в большой кастрюльке варятся сардельки. Вечером я со своими друзьями выхожу на берег и всю ночь пасусь на сочных лугах, как коровка. А с рассветом трусцой бегу к реке или озеру и ложусь в воду. Моя нежная кожа не выносит палящих солнечных лучей. У меня есть друзья – птицы вал оклюй, которые садятся на мою кожу и убивают паразитов.
Зебра
Я веселая полосатая лошадка. Меня увидишь за километр. Врагов у меня много. Охотятся на меня львы, гепарды, гиены, гиеновые собаки, а на водопое меня подстерегает крокодил. Жизнь нелегкая. Мы пасемся большими табунами на открытых местах, и среди травяной саванны не прячемся. Наша главная защита от хищников – дружная оборона. Мы каждый год кочуем на сотни километров в поисках сочных зеленых пастбищ.
– Зачем зебрам такая яркая окраска? Ученые поставили опыт: нарисовали на одинаковых досках шкуры разных животных – жирафа, слона, льва, гепарда и зебры. И поставили эти щиты на солнце, где много мух це– це – таких насекомых, которые очень больно жалят. И что же оказалось? на все щиты садилось примерно одинаковое количество мух це–це, анна щит с черно– белым полосатым рисунком мухи це–це садиться не хотели. Это значит, что зебры путем случайного отбора нашли секрет защиты от назойливых кровососов.
Слон
Я – африканский слон. Самое крупное наземное животное нашей планеты. Мой хобот – это верхняя губа, сросшаяся с носом. Благодаря особым мышцам и сухожилиям хобот обладает удивительной подвижностью и огромной силой. Я могу быть быстрым, ловким, я хорошо бегаю. Ноги у меня устроены замечательно. На подошве под кожей имеется студенистая пружинящая масса, которая делает шаги слона почти бесшумными. Люди, мы тоже хотим к вам обратиться. Нас стало очень мало. Вы убиваете нас из–за бивней, из–за спроса на слоновую кость. Охота на нас ограничена, а в некоторых странах полностью запрещена. Но браконьеры по–прежнему отстреливают нас по 10–20 тысяч в год. Нам страшно жить. Помогите нам.
4.
Африка — второй по размерам и численности населения материк планеты, количество населения в котором постоянно растет.
В Африке находится более 50 стран.
Крупными странами Африки является Египет (столица — город Каир), Нигерия (столица город — Абуджа), Южно-Африканская Республика (столица — город Претория), Эфиопия (столица — город Аддис-Абеба).
Значительная часть населения Африки имеет темний цвет кожи. Поэтому часто материк называют «чёрным». Насевере Африки живут народы со светлой, загорелой кожей. Арабы.
Африка — материк, на котором население занимается преимущественно сельским хозяйством и получают по 2-3 урожая в год, добычей полезных ископаемых. Здесь выращивают кукурузу, просо, сорго, рис, пшеницу, какао, кофе, арахис, маслины, финики, бананы, мандарины, ананасы из Африки поставляют в разные страны мира .
Население Африки занимается разведением верблюдов, коз, коров.
Печать
Проекты
Растения
Кофе
Финиковая пальма
Баобаб
Вельвичия
Афр. Гиндора
Животные
Гиены
Фламинго
Бананоед
Население
Карточки
Бананы
Ананасы
Горилла
Река Нил
Водопад Виктория
«Вместе не трудно,
вместе не тесно,
вместе легко
и всегда интересно!»
а) Нил, Конго, водопад Виктория, Тихий океан;
б) Васко да Гаме, Девид Левингстон, Колумб, Джозеф Стенли;
в) Сахара, Килиманджаро, Эверест, Мадагаскар.
а) Нил, Конго, водопад Виктория, Тихий океан;
б) Васко да Гаме, Девид Левингстон, Колумб, Джозеф Стенли;
в) Сахара, Килиманджаро, Эверест, Мадагаскар.
а) Нил, Конго, водопад Виктория, Тихий океан;
б) Васко да Гаме, Девид Левингстон, Колумб, Джозеф Стенли;
в) Сахара, Килиманджаро, Эверест, Мадагаскар.
а) Нил, Конго, водопад Виктория, Тихий океан;
б) Васко да Гаме, Девид Левингстон, Колумб, Джозеф Стенли;
в) Сахара, Килиманджаро, Эверест, Мадагаскар.
а) Нил, Конго, водопад Виктория, Тихий океан;
б) Васко да Гаме, Девид Левингстон, Колумб, Джозеф Стенли;
в) Сахара, Килиманджаро, Эверест, Мадагаскар.
а) Нил, Конго, водопад Виктория, Тихий океан;
б) Васко да Гаме, Девид Левингстон, Колумб, Джозеф Стенли;
в) Сахара, Килиманджаро, Эверест, Мадагаскар.
а) Нил, Конго, водопад Виктория, Тихий океан;
б) Васко да Гаме, Девид Левингстон, Колумб, Джозеф Стенли;
в) Сахара, Килиманджаро, Эверест, Мадагаскар.
а) Нил, Конго, водопад Виктория, Тихий океан;
б) Васко да Гаме, Девид Левингстон, Колумб, Джозеф Стенли;
в) Сахара, Килиманджаро, Эверест, Мадагаскар.
а) Нил, Конго, водопад Виктория, Тихий океан;
б) Васко да Гаме, Девид Левингстон, Колумб, Джозеф Стенли;
в) Сахара, Килиманджаро, Эверест, Мадагаскар.
а) Нил, Конго, водопад Виктория, Тихий океан;
б) Васко да Гаме, Девид Левингстон, Колумб, Джозеф Стенли;
в) Сахара, Килиманджаро, Эверест, Мадагаскар.
а) Нил, Конго, водопад Виктория, Тихий океан;
б) Васко да Гаме, Девид Левингстон, Колумб, Джозеф Стенли;
в) Сахара, Килиманджаро, Эверест, Мадагаскар.
Васко да Гаме
Девид Левингстон
Джозеф Стенли
Африка
для растений
Африка
для животных
Африка
для
людей