РУССКИЙ ЯЗЫК (5 класс)
Підготувала: Бродецька Ірина Володимирівна.
учитель російської мови Бахмутської загальноосвітньої школи І-ІІІ ступенів №12
Тема. Глаголы настоящего времени во 2-ом лице единственного числа
Цель: научить школьников правильно писать глаголы 2-го лица единственного числа; сопоставлять написание глаголов 2-го лица в русском и украинском языках; углубить знания о синонимах; воспитывать интерес к русскому языку.
Ожидаемые результаты: учащиеся знают об особенностях форм глаголов 2-го лица единственного числа; правильно пишут глаголы 2-го лица; сопоставляют глаголы 2-го лица в русском и украинском языках; подбирают синонимы.
Оборудование: учебник, карточки с заданиями.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Задание учащимся.
Спишите пословицы, вставляя глаголы. Объясните их правописание.
Шила в мешке не ... . Что написано пером, того не ... топором. Слово не воробей, вылетит — не ... .
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
- Проверка домашнего задания.
- Словарный диктант.
Просыпаться утром, искать книжку, бежать по дорожке, беречь лес, кататься на велосипеде, помочь бабушке, рассказать сказку, подниматься по лестнице.
- Индивидуальная работа по карточкам.
КАРТОЧКА № 1
Подберите синонимы к глаголам. Подчеркните орфограмму.
Образец: заглядеться — засмотреться.
Загореться, упражняться, бороться, волноваться, думать, страдать, вернуть.
КАРТОЧКА № 2
Сочетания слов замените глаголами-синонимами. Подчеркните орфограмму.
Образец: участвовать в соревновании — соревноваться.
Проводить тренировки, испытывать волнение, допускать ошибки, принять решение, проявлять стремление, чувствовать радость.
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
- Слово учителя.
В русском языке, как и в украинском, глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам, то есть спрягаются.
- Работа с учебником.
Рассмотрите таблицы: [1] с. 228; [2] с. 141.
- Тренировочное упражнение.
Из текста выпишите глаголы, определите время, лицо, число, выделите окончания. К одному глаголу настоящего времени и к одному — будущего времени подберите недостающие формы, выделите окончания.
Образец: бегут — наст. вр., 3 л., мн. ч. Бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите.
Облака бегут над морем,
Крепнет ветер, зыбь черней,
будет буря: мы поспорим
И помужествуем с ней!
(Н. Языков)
- Объяснение учителя.
Глаголы 2-го лица единственного числа имеют окончания -ешь (-ёшь), -ишь. В отличие от украинского, в русском языке на конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется ь. Он сохраняется и перед суффиксом -ся.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
В русском языке |
В украинском языке ; |
ведёшь молчишь задумаешься |
ведеш мовчиш замислишся |
- Тренировочные упражнения.
1. От глаголов неопределённой формы образуйте глаголы 2-го лица единственного числа. Выделите окончания.
Образец: читать — читаешь.
Нести, идти, выносить, ходить, говорить, шептать, улыбаться, смеяться, гореть.
2. Дополните пословицы и поговорки. Выделите окончания глаголов.
Тише едеш.. — (дальше будешь). Что посееш.., (то и пожнёшь). Шила в мешке (не утаишь). Поспешиш.. — (людей насмешишь).
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
- Тренировочные упражнения.
1. Переведите на русский язык словосочетания. Выделите окончания в глаголах.
Смієшся від душі, бачиш друга, пливеш на човні, дивишся виставу, їдеш в автобусі, швидко одягаєшся.
2. Подберите синонимы к глаголам.
Образец: хочешь — желаешь.
Рассказываешь, заставляешь, дотрагиваешься, возражаешь, сторожишь, одобряешь, увеличиваешь.
- Творческая работа.
Замените глаголы 1-го лица глаголами 2-го лица. Выделите окончания.
Встаю рано утром. Беру мохнатое полотенце и бегу к реке. На ходу быстро раздеваюсь и бросаюсь в воду. Выкупаюсь и чувствую себя здоровым, бодрым и свежим. Спешу к завтраку. Ем всё с большим аппетитом.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал: [1] § 46; [2] § 63.
2. Выполнить упражнение: [1] 509; [2] 421 (выписать глаголы, подобрать к ним однокоренные в форме 2-го лица единственного числа).
VI. ИТОГ УРОКА
- Вопросы учащимся.
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Какое задание вызвало затруднение? Почему?