Конспект уроку з російської мови

Про матеріал
Тема. Глаголы настоящего времени во 2-ом лице единственного числа Цель: научить школьников правильно писать глаголы 2-го лица единственного числа; сопоставлять написание глаголов 2-го лица в русском и украинском языках; углубить знания о синонимах; воспитывать интерес к русскому языку
Перегляд файлу

РУССКИЙ ЯЗЫК (5 класс)

Підготувала: Бродецька Ірина Володимирівна.

учитель російської мови Бахмутської загальноосвітньої школи І-ІІІ ступенів №12

 

Тема. Глаголы настоящего времени во 2-ом лице единственного числа

 

Цель: научить школьников правильно писать глаголы 2-го лица единственного числа; сопоставлять написание глаголов 2-го лица в русском и украинском языках; углубить знания о синонимах; воспитывать интерес к русскому языку.

Ожидаемые результаты: учащиеся знают об особенностях форм глаголов 2-го лица единственного числа; правильно пишут глаголы 2-го лица; сопоставляют глаголы 2-го лица в русском и украинском языках; подбирают синонимы.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями.

Тип урока: комбинированный. 

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

-  Задание учащимся.

Спишите пословицы, вставляя глаголы. Объясните их правописание.

Шила в мешке не ... . Что написано пером, того не ... топором. Слово не воробей, вылетит — не ... .

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

-  Проверка домашнего задания.

-  Словарный диктант.

Просыпаться утром, искать книжку, бежать по дорожке, беречь лес, кататься на велосипеде, помочь бабушке, рассказать сказку, подниматься по лестнице.

-  Индивидуальная работа по карточкам.

КАРТОЧКА № 1

Подберите синонимы к глаголам. Подчеркните орфограмму.

Образец: заглядеться — засмотреться.

Загореться, упражняться, бороться, волноваться, думать, страдать, вернуть.

 

КАРТОЧКА № 2

Сочетания слов замените глаголами-синонимами. Подчеркните орфограмму.

Образец: участвовать в соревновании — соревноваться.

Проводить тренировки, испытывать волнение, допускать ошибки, принять решение, проявлять стремление, чувствовать радость.

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

-  Слово учителя.

В русском языке, как и в украинском, глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам, то есть спрягаются.

-  Работа с учебником.

Рассмотрите таблицы: [1] с. 228; [2] с. 141.

-  Тренировочное упражнение.

Из текста выпишите глаголы, определите время, лицо, число, выделите окончания. К одному глаголу настоящего времени и к одному — будущего времени подберите недостающие формы, выделите окончания.

Образец: бегут — наст. вр., 3 л., мн. ч. Бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите.

Облака бегут над морем,

Крепнет ветер, зыбь черней,

будет буря: мы поспорим

И помужествуем с ней!

(Н. Языков)

-  Объяснение учителя.

Глаголы 2-го лица единственного числа имеют окончания -ешь (-ёшь), -ишь. В отличие от украинского, в русском языке на конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется ь. Он сохраняется и перед суффиксом -ся.

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

 

В русском языке

В украинском языке ;

ведёшь

молчишь

задумаешься

ведеш

мовчиш

замислишся

 

-  Тренировочные упражнения.

1. От глаголов неопределённой формы образуйте глаголы 2-го лица единственного числа. Выделите окончания.

Образец: читать — читаешь.

Нести, идти, выносить, ходить, говорить, шептать, улыбаться, смеяться, гореть.

2. Дополните пословицы и поговорки. Выделите окончания глаголов.

Тише едеш.. — (дальше будешь). Что посееш.., (то и пожнёшь). Шила в мешке (не утаишь). Поспешиш.. — (людей насмешишь).

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

-  Тренировочные упражнения.

1. Переведите на русский язык словосочетания. Выделите окончания в глаголах.

Смієшся від душі, бачиш друга, пливеш на човні, дивишся виставу, їдеш в автобусі, швидко одягаєшся.

2. Подберите синонимы к глаголам.

Образец: хочешь — желаешь.

Рассказываешь, заставляешь, дотрагиваешься, возражаешь, сторожишь, одобряешь, увеличиваешь.

-  Творческая работа.

Замените глаголы 1-го лица глаголами 2-го лица. Выделите окончания.

Встаю рано утром. Беру мохнатое полотенце и бегу к реке. На ходу быстро раздеваюсь и бросаюсь в воду. Выкупаюсь и чувствую себя здоровым, бодрым и свежим. Спешу к завтраку. Ем всё с большим аппетитом.

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал: [1] § 46; [2] § 63.

2. Выполнить упражнение: [1] 509; [2] 421 (выписать глаголы, подобрать к ним однокоренные в форме 2-го лица единственного числа).

 

VI. ИТОГ УРОКА

-  Вопросы учащимся.

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Какое задание вызвало затруднение? Почему?



 

 

docx
Додано
15 грудня 2020
Переглядів
466
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку