Урок "Наречие как часть речи"

Про матеріал
Урок сприйняття та засвоєння нових знань з російської мови для учнів 7 класу. Тема "Наречие как часть речи"
Перегляд файлу

Тема: Наречие как часть речи.

Цель: дать учащимся представление о наречии как части речи и его соотнесённости

                   с другими частями речи; выяснить, какова функция наречий в

                   высказывании, что они обозначают; развивать творческие способности

                   учащихся, умение правильно  произносить наречия; расширять

                   словарный запас за счёт употребления в речи  наречий; воспитывать

                   культуру речи, интерес к изучению предмета.

Тип урока: восприятие и усвоение новых знаний.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, орфографический словарь,

                           интерактивная доска.

Методы и приемы:  эвристическая беседа, исследовательский,  использование

                                  приемов мышления (анализа, сравнения, абстрагирования),          

                                  работа в группах, тестирование.

Внутрипредметные связи: глагол, имя существительное, деепричастие.

Межпредметные связи: употребление наречий в художественной литературе.

Учащиеся будут знать: особенности наречия как части речи и его синтаксическую

                                        роль, о происхождении слова  «наречие», об использовании      

                                        наречий в художественной литературе.

Учащиеся будут уметь: распознавать наречие и осмысливать его роль в речи;

                                         разграничивать разряды наречий по значению;

                                         анализировать, делать выводы.  

                                                                                                   Русский язык необык-

                                                                                          новенно богат наречия-

                                                                                    ми, которые делают

                                                                                                   нашу речь точной, образ-

                                                                                                   ной, выразительной.

М. Горкий

 

Ход урока

I. Учебно – мотивационный этап

II. Организационный этап

 

Приветствие. Создание атмосферы доверия, доброжелательности. Обеспечение 

 

нормальной внешней обстановки и психологического настроя учеников на урок.

 

III. Актуализация опорных знаний учащихся

 

1. Орфоэпическая разминка

- Списать слова в тетрадь, поставить ударение. ( Проверка: учитель читает слова,

ученики проверяют, ставя «+» или «-», читают хором).

 Издалека, всмятку, надвое, удобнее, наотмашь, назло, навзничь, наспех, запросто.

- Какой словарь нам поможет не допустить ошибку и проверить себя?

2. Слово учителя.

Ребята, сейчас мы прослушаем двух учеников и постараемся узнать слово, а

потом скажем, какой раздел лингвистики нас сегодня интересует.

3. Выступление учеников.

  1.               Я самостоятельная часть речи, отвечаю на вопросы кто? что?,  обозначаю

предмет, событие, явление, изменяюсь по числам и падежам, имею род, в 

 предложении могу быть подлежащим, дополнением, обстоятельством и даже сказуемым! Кто я? Приведите примеры.

  1.               Я особая форма глагола, совмещаю признаки глагола и наречия, обозначаю

 

 добавочное действие. Подобно глаголу имею вид, в предложении выступаю в роли

 

обстоятельств, которые отвечают на вопросы как? каким образом? когда? почему?

 

зачем? с какой целью? Многие узнают меня по суффиксам. Можете меня узнать ?

 

Приведите примеры.

4. Вопрос учителя ученикам.

- Как называется раздел лингвистики, который изучает части речи, их

 

грамматические признаки, значение? (Морфология.)

IV. Операционно – познавательный этап

Усвоение учебного материала

1. Работа с эпиграфом. Какую роль играют наречия в тексте? Мотивация

учебной деятельности школьников. Объявление темы и цели урока.

2. Сегодня на уроке мы будем говорить о последней из самостоятельных частей

 

речи, которую мы ещё подробно не рассматривали. Она в силу морфологических и

 

словообразовательных особенностей является, пожалуй, одной из самых сложных

 

для усвоения. Чтобы сформулировать тему урока и понять, какая перед нами часть

 

речи, давайте рассмотрим тексты, сопоставим их. Определим, в чем их

 

содержательная разница.

 

3. Наблюдение. Сопоставление текстов.

 

- Сопоставьте тексты. Какой дополнительный смысл  в сообщение вносят

 

выделенные слова?

 

I текст. Веет ветерок. Хлопочут утки у берега. Облако закрыло солнце. Донёсся

 

гром. Ветер подул. Озеро взволновалось. Пойдёт дождь.

II. Текст. Тихо веет ветерок. Дружно хлопочут утки у берега. Вдруг облако 

закрыло солнце. Издалека донесся гром. Ветер подул сильнее. Озеро заметно

взволновалось. Скоро пойдёт дождь.

- В чём различие текстов?

- Почему второй текст показался вам красивее, выразительнее?

Ответ учеников:

- Наречия делают текст красивее, действие живописнее, уточняют значения других

частей речи, в тексте художественного стиля являются ярким изобразительно –

выразительным средством.

4. Слово учителя.

-Какова же тема нашего урока?

Тема урока: «Какие слова являются наречиями?»

- Запишем тему урока.

- Какова цель урока? Сформулируйте, опираясь на тему и разобранные примеры.

Ответ учеников.

- Мы должны выучить, какую часть речи можно считать наречием, каковы

грамматический  признаки наречий, на какие вопросы отвечает эта часть речи,

каков главный грамматический признак наречия.

5. Робота с учебником.

Чтение статьи.

6. Беседа с учащимися.

- К самостоятельным или служебным частям речи относятся наречия?

- Чем наречие отличается от других самостоятельных частей речи?

- Что обозначает наречие? На какие вопросы отвечает?

- Какой главный морфологический признак имеет наречие?

- К каким словам чаще всего примыкает наречие?

- Каким членом предложения обычно бывает наречие?

7. Работа в группах.

Перед началом работы распределите роли в группе:

- руководитель группы, оценивающий работу каждого по баллам.

- выступающий,

- записывающий,

- рисующий,

- следящий за временем.

После работы руководитель группы должен заполнить рейтинговый лист.

Задание для I группы. Поработайте с фразеологизмами, подобрав к ним нужное

наречие – синоним. Выберите наречия для слов из справок. К одному из

фразеологизмов нарисуйте рисунок.

Положа руку на сердце. У чёрта на куличках. Рукой подать. Как в аптеке. Чёрным

по белому. Битый час. Бок о бок. На вес золота. Душа в душу. На всю Ивановскую.

Слова для справок: Рядом. Близко. Честно. Далеко. Долго. Очень громко. Точно.

Дружно. Ясно. Дорого.

Учащиеся работают, а учитель консультирует, если это необходимо.

Задание для II группы. Выполните творческое задание. Вместо пропусков

употребите подходящие по значению наречия, подчеркните их как члены

предложения.

Был полдень, … палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая …

двигалась с запада на восток … подул ветер. Молодая берёзка … затрепетала.

Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния, … раздался первый удар

грома. Спеша укрыться, … заметались птицы.

Задание для III группы. Работа с текстом.

- Прочитайте текст. Выпишите однокоренные слова к слову «наречие», выделите

корни.

- О каких важных особенностях данной части речи мы узнали из рассказа

Господина наречие?

Я – самостоятельная часть речи – наречие. Я еще совсем молод, но происхожу из

древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый  корень –речь- . Он был

известен ещё в древнерусском языке. Этот корень имел глагол со значением

«говорить». От него произошли такие слова, как «изречение», «речистый»,

«наречие» (говор), нарекать и другие.

Если буквально перевести моё имя на современный язык, полудится «наглаголие».

А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и

работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительными, а я, как

могу, помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему

чёткость. Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не

мешает мне дружить и работать  с ними. Хочу обратить внимание на мою главную

особенность – неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни

перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В

предложении чаще всего я бываю обстоятельством, но могу быть и определением.

8. Физкультминутка

9. Представление работы групп.

10. Тестовые задания. У каждого учащегося тест на парте.

1). Какие слова являются наречиями?

А) четыре;

Б) четвертый;

В) четверка;

Г) четырежды.

2). Отметьте словосочетания с наречиями.

А) весёлый клоун;

Б) вспомнить о прошлом;

В) поступил честно;

Г) уехал из города.

3). Отметьте, где выделенная буква является суффиксом.

А) окно;

Б) богатство;

В) умно;

Г) существо.

4) Отметьте синоним фразеологизма «Во всю Ивановскую»

А) честно;

Б) громко;

В) умело;

Г) тихо.

11. Проверка теста.

12. Робота с учебником. Выполнение упражнение (по выбору учителя).

V. Рефлексионно – оценивальный этап 

Подведение итогов урока.

  1.               Беседа с учащимися.

- Что вы сегодня узнали на уроке?

- Что такое наречие?

-На какие вопросы отвечает наречие?

- С какими словами связано в предложении?

- Каким членом предложения является?

2. Оценивание учебных достижений учащихся.

VI. Инструктаж по выполнению домашнего задания

1. Выучить теоретический материал учебника.

2. Творческая работа «Сказка о наречии

3. Выписать пять предложений из художественной литературы, подчеркнуть

наречия как член предложения.

 

docx
Додано
16 грудня 2020
Переглядів
635
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку