КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ
НАШ ДРУГ-ВОДА
Воспитатель-методист
Гончарова Н.В.
Программное содержание: развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимание, наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и навыки экспериментирования. Познакомить детей со свойствами воды, дать представление о роли воды в жизни человека, животных, растений. Воспитывать бережное отношение к воде, водным ресурсам.
Материалы: куклы, иллюстрации, салфетки, баночки с водой, мука, краски, кисти, лед в формочках, «капельки воды» на каждого ребенка.
Ход занятия
-Дети, посмотрите, сегодня к нам в гости приехал мальчик Ваня с друзьями. И он хочет вам рассказать свою историю. Жила-была обычная семья. Все было бы хорошо, но Ваня никогда не закрывал кран. Помоет руки и оставит кран открытым. А в кране жила семья: мама, папа и их дети- капельки. Обиделись капельки и решили наказать Ваню. Проснулся он, а воды в кране нет, умыться нечем. Что делать, как быть? Чем помочь мальчику?
А дело в том, что Ваня ничего не знал о воде, и не знал, что запасы воды могут закончиться. А ведь вода- это моря, реки, озера. Без воды невозможна жизнь человека, животных, растений. А для кого-то- единственное место жизни. Для кого? Воду мы пьем, готовим еду, моемся, стираем одежду, поливаем цветы.
И мы сегодня поможем семье капелек вернуться в кран, а Ване расскажем, что такое вода.
Ехал мальчик с друзьями долго, в машине жарко, захотел Ваня пить. Давайте угостим Ваню нашей водой.
Опыт: вода жидкая, поэтому может выливаться из посуды.
Налить в стакан воду доверху. Предложить пронести быстрым шагом. Что случилось? Почему это произошло? Стакан слишком полный, а вода-жидкая, плещется, разливается. Что нужно сделать? Налить неполный стакан.
Давайте запомним: вода жидкая.
Опыт2: вода прозрачная, но может стать мутной.
-Посмотрите, дети, какая вода в стакане? (прозрачная). Я брошу в нее камешек. Его видно? Почему? А сейчас я сделаю вот что. Размешаю в воде муку, брошу камешек. Его видно? Почему? Вода мутная. Итак, вода в первом стакане в какая? Какой может стать? В какой воде плохо видно предмет?
Мы с Ваней давайте запомним: вода не имеет цвета, но воду можно покрасить, добавив краску. Добавляю.
Опыт 3. Какого цвета вода? Что произойдет если в нее добавить краску?
Физкультпауза. А сейчас мы представим себя капельками воды. Пригрело солнышко- побежали капельки, спряталось- спрятались капельки, присели.
А скажи Ваня, снег, лед – это вода. Дети, а вы как думаете? Правильно, вода имеет свойство переходить из одного состояния в другое. Когда на улице мороз- вода становится не жидкой, а твердой. Когда тепло снег и лед тают.
Я налила воду в формочку и поставила в холодильник. Как вы думаете, что случилось с водой? Почему? Оставим формочку в группе, возле тепла? Что станет со льдом? Почему?
Значит- вода может превращаться в лед, и наоборот. Когда вода становится людом? А лед- водой?
Посмотрите на этот рисунок. Солнышко нагревает реки, озера. Часть воды превращается в легкий пар, поднимается вверх. В воздухе пар охлаждается и образовываются облака. Когда они становятся тяжелыми- вода возвращается на землю: летом, осенью- дождем, зимой- снегом. Как вы думаете, капельки на земле куда деваются? Какой становится земля после дождя и снега?
Опыт 4. Взять салфетку, положить кусочек влажной земли, а второй прикрыть. Что осталось на салфетке? Почему она стала мокрой? Кого может напоить мокрая земля? Говорят: где вода течет- там трава растет. Вода нужна всем, без воды не будет жизни на земле. Каждая капелька воды- это моря, реки, озера. Ничто живое не может обойтись без воды, поэтому воду нужно беречь.
Итог.
- Дети, давайте вместе с Ваней повторим, что мы сегодня узнали о воде. Когда мы налили полный стакан, что произошло? Почему? Если в прозрачную воду, что-нибудь добавить, какой может стать вода? В какой воде плохо видно предметы? Снег и лед- это вода? Какая земля после дождя? Почему воду нужно беречь? Как вы думаете, вернется теперь семья капелек в кран? Будет ли Ваня беречь воду?
Ваня, и вы, дети, запомните: воду нужно беречь! Вода-это жизнь.