ІІ семестр - время контрольных проверок умений и навыков чтения, в том числе и молча. Подан текст, который имеет яркую эмоционально-оценочную окраску, и тесты к нему
7 класс Контрольное аудирование
Внимательно послушайте текст, который прочитает учитель. Этот текст вам незнаком, поэтому постарайтесь как можно лучше понять, запомнить его. Затем выполните тестовое задание, которое должно показать, насколько внимательно вы слушали, хорошо ли поняли прослушанное. Задание состоит
из шести вопросов, к каждому из них предлагаются варианты ответа.
Выберите тот ответ, который вы считаете правильным.
МАТЕРИНСКАЯ ВЕРНОСТЬ
Малька – маленькая собачонка жила у пенсионерки Лидии. Как-то зимой я пошел к Лидии за молоком и услышал, как в доме ругалась хозяйка. Оказывается, она ругала Мальку за то, что та принесла двух щенят. Я поглядел под лавку: там в старой шапке - ушанке беспомощно барахтались два крохотных кутенка. Малька едва не вцепилась мне в нос.
– Сиди! – осадила ее Лидия. – Никто не возьмет их!.. Кому они нужны…
Лидия ругала Мальку два дня, на третий сказала:
– Ладно, пускай живут.
Потом я слышал, что одного щененка забрал проезжий тракторист, второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню.
Однажды смотрю: по тропке из заречной деревни бежит Малька. На следующий день – опять. Я удивился: куда это она бегает? Спросил у Лидии.
– Да кормить! – пояснила Лидия. – Изо дня в день так и бегает, ничем не
остановить.
Вот так, думаю, Малька! Какая верная оказалась мамаша. Не каждая так может.
Между тем со всех сторон наступала весна. Снег таял, и речка разлилась так, что вода подступила к самым баням, заполнила всю низину. Теперь Малька переправлялась на другой берег по мостику из тесаных бревен. Но и его скоро унесло водой. А как же Малька, подумалось мне?
Малька была легка на помине. Я видел, как она подбежала к воде, сунулась в воду и вдруг поплыла. Такая маленькая беспомощная собачка и не испугалась широкой быстрой реки и холодной воды! Я с волнением глядел, что будет дальше. Сил у нее было немного, а течение быстрое, и вот ее несло по реке. Когда Мальку проносило мимо меня, я бросил ей какую-то дощечку. Но все напрасно. Малька стремилась на тот берег. Я видел, как она, видимо выбиваясь из сил, с головой окунулась в воду. Я закричал находившемуся в лодке соседу Феде, чтобы он выловил Мальку. Федя и сам видел, к чему ведет дело, он поставил лодку поперек течения и подправил ее веслом. Затем бросил весло и рукой выхватил Мальку из ледяной воды. Наверное, еще немного бы – и она захлебнулась, потому что была еле жива.
Федя причалил к берегу и выпустил дрожащую от холода и ставшую совсем
крохотной Мальку.
– Беги, беги домой! – сказал он и обернулся ко мне: – Что значит животное.
И мы оба еще долго дивились Малькиной материнской верности.
(По В. Белову)
Вопросы к тексту «Материнская верность» и варианты ответов на них.
1. За что ругала хозяйка Мальку:
а) за то, что Малька набрасывалась на пришедшего гостя;
б) принесла двух щенят;
в) гонялась за домашней птицей?
2. Куда отнесла второго щенка Лидия:
а) в заречную деревню;
б) родственникам;
в) соседям?
3. Как Малька добиралась в соседнюю деревню во время половодья:
а) вскакивала в лодку Феди, когда тот отправлялся на другой берег;
б) переправлялась на пароме, находящемся в нескольких километрах от деревни;
в) перебегала по мостику из тесаных бревен?
4. Как спас Мальку Федя:
а) выловил сетью;
б) выхватил из воды рукой;
в) подхватил веслом?
5. Что, по-вашему, хотел сказать автор этим рассказом:
а) маленькая глупая собачонка не может оценить опасности разбушевавшейся весенней стихии;
б) любовь матери сильнее страха, она помогает преодолеть любые трудности; в) люди жестоки по отношению к животным?
6. Какое отношение автора чувствуется, когда он использует слово «крохотная» в описании собачонки, выловленной из воды:
а) он поражается тому, что очень маленькая собачка оказалась такой сильной; б) он немного брезгливо смотрит на мокрую, дрожащую, ставшую некрасивой собачонку;
в) он удивляется тому, какой она стала маленькой после купания?
Проверка чтения молча.
При проведении этой контрольной работы проверяется умение читать незнакомый текст с достаточной скоростью и понимать с двух прочтений прежде всего: фактическое содержание; причинно-следственные связи; главную мысль; выразительно-изобразительные средства прослушанного
произведения. Проверка умения читать молча проводится фронтально: учащиеся читают незнакомый текст от начала до конца (при этом фиксируется время, затраченное каждым учеником на чтение с целью определения его скорости), а потом учитель предлагает серию вопросов. Школьники должны выслушать каждый вопрос, варианты ответов к нему, выбрать один из них и записать номер вопроса и рядом – номер выбранного варианта ответа.
В 7 классе предлагают 6 вопросов с тремя ответами для выбора. Вопросы касаются фактического содержания текста, его основной мысли, отдельных языковых особенностей (переносное значение слова, образные выражения и др.).
Для контрольной проверки в данном классе предлагают только художественные тексты объемом 360–420 слов. Текст подбирается таким образом, чтобы ученики, которые имеют сравнительно высокую скорость чтения, затратили на работу не менее 1–2 минут времени.
Оценивание чтения молча осуществляется по двум параметрам: понимание
прочитанного и скорость чтения. Понимание прочитанного выявляется с помощью тестовой проверки: правильный выбор ответа на каждый из 6 вопросов оценивается двумя баллами (например, выбор правильных ответов на все 6 вопросов дает 12 баллов).
Скорость чтения молча (количество слов в минуту) в 7 классе должна быть
90–180 слов. Она учитывается при выведении балла за данный вид речевой
деятельности: баллы 10–12 может получить ученик, скорость чтения у которого не ниже минимального показателя для соответствующего класса. Тот, кто не выполняет указанных норм по скорости чтения, получает на 2 балла меньше, чем он заслужил за выполнение тестового задания.
Для проверки чтения молча материал в учебнике не дается. В упражнении лишь описывается способ выполнения задания.
Прочитайте молча текст, который предложит вам учитель. Постарайтесь читать быстро, но так, чтобы хорошо понять, запомнить содержание текста. Закончив чтение, послушайте вопросы по данному тексту и выберите правильный вариант из предложенных учителем вариантов. Эта проверка покажет вам, каковы ваши успехи в чтении молча.
Чтение молча. 7 класс. «НАВСЕГДА УЛЕТЕЛИ, НАВСЕГДА...»
Грустной и темной ночью мы со старым учителем Петром Ивановичем сидели у костра на берегу реки. Вдруг раздался звук, и над нами пронеслась птичья стая. Я потянулся к ружью.
– Нельзя, нельзя! – ухватил меня за руку Петр Иванович. – Аисты спешат на
работу.
– Здесь в каждой деревне аисты?
Петр Иванович кивнул и грустно проговорил:
– А вот в нашей деревне они перестали гнездиться...
Мне стало неловко: строгое и мужественное лицо выглядело непривычно
виноватым и жалким.
– Было это не с кем-нибудь, а, к сожалению, со мной, – сказал Петр Иванович. – С той поры минет скоро пять десятков лет, а до сих пор забыть не могу.
...Пришел я из школы, а дед и говорит: «Ну, Петюша, давай аистов привечать в дом, бают, счастье они приносят». Разыскали мы старое колесо от телеги,
приспособили его на крыше, устроили гнездо.
И вот прилетели в деревню птицы. В нашем гнезде поселилась молодая пара. Снесла аистиха яйца и птенцов выводить села. Аист все увивался возле. С дальних болот приносил лягушек, а когда она отлучалась из гнезда, он заменял ее.
Все бы хорошо, да я как-то возьми и спроси учительницу, что, мол, будет, если куриное яйцо в гнездо аиста подложить. Она в ответ только пожала плечами. Тогда я решил сам дознаться. Спугнул птицу и подложил яйцо. Вскоре появились четыре птенца, черные, с длинными шеями и красными ногами. И лишь из одного яйца еще много дней никто не появлялся. Наконец проклюнулся беленький птенец с короткой шеей и маленьким желтым клювиком. Удивлялась аистиха. Но материнское сердце для всех одинаково. Отец ходил сердитый, все реже и реже оставлял ее одну в гнезде. А однажды больно ущипнул аистиху за шею, улетел и больше не возвращался. А вскоре
нагрянули аисты. Долго кружили над гнездом, били поочередно аистиху крыльями. Но та не проронила ни звука. Она крыльями и телом закрывала маленькое существо, из-за которого ее так ненавидели.
Птицы улетели на дальние болота. Аистиха, чтобы накормить детей, полетела на ближние болота, а когда возвратилась, неся в клюве длинного червя, «маленького уродца» в гнезде не оказалось. Она заметила маленький комочек у ребра крыши. Птица бросилась к нему и, распластав крылья, застыла. Но живые просили есть.
От зари до зари трудилась одинокая мать, учила птенцов летать, стоять на одной ноге, воспитывала терпение. А когда ранним осенним утром появилась отлетная стая, мать провожала своих птенцов в теплые края. Наконец скрылась последняя птица. Аистиха высоко поднялась в воздух, сделала прощальный круг над гнездом, пронзительно вскрикнула и, сложив крылья, камнем упала вниз на острое ребро крыши дома, туда, куда, к несчастью, выпал из моих рук и разбился несмышленыш.
С тех пор перестали гнездиться в нашей деревне птицы. Навсегда улетели, навсегда… (По М. Родионову)
Вопросы к тексту «Навсегда улетели, навсегда» (7 класс) и варианты ответов на них.
1. Кто поведал автору рассказа историю об аистах:
а) бывалый охотник;
б) старый учитель;
в) деревенский сторож?
2. Что задумал сделать мальчик, когда аистиха стала высиживать птенцов:
а) заменить одно яйцо на куриное;
б) подложить в гнездо куриное яйцо;
в) забрать из
гнезда одно яйцо?
3. Из-за чего погиб цыпленок:
а) он выпал из гнезда от сильного порыва ветра;
б) его схватил забравшийся на крышу соседский кот;
в) он выпал из рук мальчика, попытавшегося забрать его из гнезда?
4. Что произошло с аистихой после того, как она вырастила своих детей и
отправила их в теплые края:
а) она бросилась со сложенными крыльями на то место, где погиб птенец, и разбилась;
б) она не покинула опустевшее гнездо и погибла от холода;
в) она еще долго кружилась над своим гнездом, а потом устремилась за улетающей стаей?
5. Что хотел сказать своим произведением автор:
а) любопытство мальчика привело к тому, что в деревне перестали гнездиться аисты;
б) нельзя совершать необдуманные поступки, которые зачастую приводят к беде;
в) птицы не любят, когда им в гнездо подбрасывают чужие яйца?
6. Несмотря на то, что в гнезде появился чужой птенец, аистиха приняла его.
Как об этом говорит автор устами героя – «Она удивлялась, но…»:
а) все дети для матери родные;
б) даже чужой становится для матери родным;
в) материнское сердце для всех одинаково?