Контрольні роботи з російської мови 8 клас

Про матеріал
Пособие содержит материалы для всех видов контроля: тестовые задания для оценивания языковых знаний и умений, тексты для аудирования и вопросы к ним, тексты для чтения молча и вопросы к ним, тексты для списывания, зрительно-слухового и слухового диктанта.
Перегляд файлу

                                                 

                                               ВСТУПЛЕНИЕ

 

Задания, предлагаемые в пособии, составлены в соответствии с

«Критериями оценивания учебных достижений учащихся по русскому языку»,Программой для общеобразовательных учебных заведений с обучением на украинском языке. Русский язык. 5-9 классы. (Составители Баландина , Ж.Кошкина, И.Синица, Т.Фролова, Л.Бойченко) и предназначены для контроля по всем темам, изучаемым в 8 классе.

Пособие содержит материалы для всех видов контроля: тестовые задания

для оценивания языковых знаний и умений, тексты для аудирования и вопросы

к ним, тексты для чтения молча и вопросы к ним, тексты для списывания,

зрительно-слухового и слухового диктанта.

Тестовые задания для оценивания языковых знаний и умений

разработаны в двух равноценных вариантах. Каждый вариант состоит из

тестовых заданий с выбором  правильного ответа ( № 1-6 ), заданий для самостоятельного выполнения ( № 7-9 ) и творческое задание(№10). Такая структура тестовых контрольных работ вводится с целью постепенной подготовки учащихся к внешнему независимому оцениванию.

Задание с выбором одного правильного ответа состоит из инструкции и

вариантов ответов, из которых нужно выбрать  правильный. Задания 7-9 включают в себя задания разного типа : продолжить предложение, списать раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, разделить слова на колонки и т.д. Задание №10 предусматривают творческую работу на основе тем, которые изучались на протяжении темы.

Оценивание. За правильно выполненную работу ученик может получить

максимально 12 баллов: по 1 баллу за задания № 1-9, 3 балла за задание № 10

Контрольное аудирование предусматривает прослушивание текста,

который читает учитель, и обозначение правильных вариантов ответов на

вопросы к нему.

 Тексты для контрольного чтения молча и вопросы к этим текстам с

вариантами ответов – на разных листах. После прочтения текст откладывается в сторону и учащиеся работают с вопросами к тексту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Вступление…………………………………………………………………………….3

 

Контрольные работы

Лексикология. Фразеология. Морфология. Орфография

Вариант 1……………………………………………………………………………… 5

Вариант 2……………………………………………………………………………… 7

 

Морфология. Орфография.

Вариант 1……………………………………………………………………………….9

Вариант 2……………………………………………………………………………...11

 

Синтаксис. Пунктуация. Стилистика.

Вариант 1…………………………………………………………………………….. 13

Вариант 2…………………………………………………………………………….. 15

 

Синтаксис. Пунктуация. Стилистика.

Вариант 1…………………………………………………………………………….. 17

Вариант 2…………………………………………………………………………….. 20

 

Тексты для контрольного списывания…………………………………………..23

 

Зрительно-слуховые диктанты……………………………………………………25

 

Слуховые диктанты……………………………………………………………...…26

 

Контрольное аудирование

1.Великие Сорочинцы……………………… ……………………………………….27

2. Берингов мост – ворота в Америку………………………………………………29

 

Контрольное чтение молча

1. Мой дом…………….…………………………………………………………..….33

2. Охотники за камнями…………………………………………………..…….….37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа № 1

«Лексикология. Фразеология. Морфология. Орфография»

І вариант

1.Укажите группу, где все слова заимствованные

а) акваланг, география, синоним

б) батрак, хата, мямлить

в) земля, озеро, осень

г) купец, азбука, сени

2.Укажите значение фразеологизма за тридевять земель.

а) за границей

б) близко

в) по соседству

г)далеко

3. Назовите антоним фразеологизма «спустя рукава»:

а) бить баклуши, б) положа руку на сердце, в) сложа руки г) не покладая рук

д) море по колено

4.  Укажите предложения с ошибкой в употреблении числительного.
   а) Оба окна светились.
   б) Отец гордился обоими сыновьями.
   в) На обоих партах лежали учебники.
   г) На обоих террасах стояли цветы.

5. Укажите неверное утверждение:

а) имя числительное может быть любым членом предложения;

б) все числительные изменяются по падежам, числам и родам;

в) числительные обозначают количество или порядок предметов при счете.

г) при склонении числительных от 50 до 80 изменяются обе части.

6. Определите, в каком ряду все местоимения пишутся слитно:

а) не (с) кем, (ни) кем, не(от) кого, (ни)кого), какой(то);

б) не(за)что, (ни)что, чей(то), не(к)кому, (никому);
    в) (ни)чьими, (ни)какому), (ни)чему, (не) сколько, (ни)чем;

г) чьими(либо), кое (о) чем, (не) который, (ни)кем).    

7. Составьте и запишите предложение с фразеологизмом «грызть гранит науки».

8. Просклоняйте

Сто тридцать семь, сорок три, шестьсот десятый, две пятых.

9. Спишите, раскрывая скобки.

(Кое) у кого, (не) кем, (передо) мной, какой (либо), кто (нибудь), (кое)какой, (ни) кого, не произвёл (н…)какого впечатления, (н…) с кем поговорить, не рассказал н…чего интересного, н…кого не презирать, н…кому н…чего не расскажу,(н..) чей учебник.

10. Выполните одно из заданий.

1. Напишите небольшое сочинение о том, каким вы видите учебник будущего.

2. Письменно обоснуйте справедливость мнения: «Слышать и слушать  — не одно и  то же».

3. Напишите заметку в школьную газету на самостоятельно выбранную тему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             ІІ вариант

1.Укажите группу заимствованных слов.

а) страна, работа, праздник

б) грамматика, теннис, рекорд

в) брег, число, уста

г) вода, хлеб, земля

  2.Укажите значение фразеологизма задирать нос.

а) хвастать

б) важничать

в) драться

г) дразнить

3.Какой фразеологический оборот должен закончить предложение?

Ему и слова возразить нельзя, он сразу …

а) выходит из себя; б) садится в калошу; в) смотрит сквозь пальцы.

4. Укажите предложения с ошибкой в употреблении числительного.
    а) У меня нет восемьдесят рублей.
    б) Я пошла в кино с пятью рублями.
    в) К двум пятых прибавьте десять.
    г) У меня нет семидесяти рублей.

5. Укажите неверное  утверждение:

а) местоимения могут указывать на количество предметов, не называя их;

б) все  местоимения  изменяются по числам;

в) относительные  местоимения служат для связи придаточной части с главной в сложноподчиненном предложении;

г) местоимение – знаменательная часть речи.

6. Укажите, в каком предложении допущена речевая ошибка, связанная с неправильным употреблением местоимения:

а) В классе только и говорили о его победе.

б)  В свои семьдесят лет он выглядит прекрасно.

в) Выберите блюдо по вашему вкусу.

г)  Мне указали на свои ошибки.

7. Составьте и запишите предложение с фразеологизмом «вертеться на языке».

8. Просклоняйте:

Двести пятьдесят четыре, сорок семь, семьсот восемнадцатый, четыре седьмых.

9. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.

 Н. . . кому (не)скажу, н. . . чего (не) слышу, н. . . (у)кого (не)возьму, н. . . что (не)помешает, н. . . чего делать, н. . . чего (не)делаю, н. . . (на)чем (не)езжу, н. . . кого (не)знаю, н. . . (под) каким предлогом, н. . . кто (не) видел.

10. Выполните одно из заданий.

1. Напишите сочинение на тему : «Родительський дом – начало начал».

2. Напишите заметку в школьную газету на самостоятельно выбранную тему.

3. Напишите небольшое рассуждение по словам Л.  Толстого: «Стыдиться можно и  должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а  только одного: праздной жизни».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа № 2

« Морфология. Орфография »

І вариант

1. Найди характеристики, которые не относятся к глаголу:

а)бывают совершенного и не совершенного вида

б)изменяются по лицам, числам, падежам

в)изменяются по временам

г)в прошедшем времени изменяются по числам и родам

2. Какие из глаголов являются глаголами несовершенного вида?

а)прятаться

б) купить

в) подпрыгнуть

г) взять

д) смотрит.

3. Укажите верное утверждение.

а) Причастие обладает признаками глагола и прилагательного.

б) Причастие обозначает действие предмета.

в) Причастие — это особая форма глагола.

4.  Укажите предложение, в котором правильно выделен деепри­частный оборот.
а) И птица высидев да выкормив птенца, его летать учит.

б) Над рекою, наклонясь что-то шепчет камыш.

в) Изучая прошлое, поймешь настоящее.

5. Укажите случаи слитного написания не с наречиями.

а) Гость пришел (не)жданно-(не)гаданно.

б) Девушка вела себя (не)серьезно, а легкомысленно.

в) К человеку отнеслись (не)дружелюбно.

г) Одному совсем (не)легко работать.

6. Укажите предложение с неправильно употребленным предлогом.

а) Все спрашивали о результатах матча.

б) Вчера я ходил до друга.

в) Из школы Ваня пришел сегодня рано.

7.Раскройте скобки, объясните орфограмму.
(Не)вовремя петух закричал. Уважение (не)легко заслужить. Совершить хорошее дело (ни)кому и (ни)когда не поздно. Добрую весть сообщают (без)обиняков .Волка встречай (по)волчьи. Солнце одно, а всех (по)разному пригревает.

8. От данных глаголов образуйте формы 1-го лица единственного числа настоящего времени и 3-го лица множественного числа настоящего времени. Определите спряжение глаголов.

Стонать, убеждать, страдать, полоскать.

9. Распределить слова в три столбика: предлоги, союзы, частицы.

Идти вдоль берега, идти вдоль и поперек, подумал бы, красный шарф, говорить громко, пусть скажет, зайти в дом, что-то найти, словно зверь, если увидишь, пахнет-то сыростью, (в)виду длительной засухи, иметь (в)виду, благодаря мне, деньги поступили (на)счет фирмы.

10. Выполните одно из заданий.

1. Напишите небольшое размышление о  музыке в  вашей жизни (жизни ваших родных, друзей).

2. Напишите небольшое сочинение – заметку о своих спортивных достижениях.

3 . Напишите обоснование справедливости высказывания или опровергните его.

Компьютерная революция меняет все так стремительно, что только четырнадцатилетние действительно понимают, что происходит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ІІ вариант

1.Найдите характеристики, которые не относятся к глаголу:

а)обозначают признак действия

б)изменяется по наклонениям

в)изменяются по временам

г)в прошедшем времени изменяются по числам и родам

2. Какие из глаголов является глаголами несовершенного вида?

а)спрягаться

б)забыть

в)оттянуть

г)дать

д)носиться

е)писать.

3. Укажите неверное утверждение.

а) Причастие — это особая, неизменяемая форма глагола.

б) Причастия бывают действительными и страдательными.

в) В предложении причастие может быть определением и сказуемым.­

4. Укажите неверное утверждение.

а) Забыв — деепричастие совершенного вида.

б) Надеясь — деепричастие несовершенного вида.

в) Шипя — деепричастие совершенного вида.

5.  Укажите предложения с междометиями.

а) Все дружно ахнули.

б) Эх, как бы надо учить тебя!

в) Это было где-то совсем близко.

г) «Но-о-о!» — погоняет извозчик лошадь.

6. Укажите предложения с неправильным употреблением пред­логов.

а) Мы уплатили за покупку и вышли из магазина.

б) Мы с него так смеялись.

в) В книге по истории я прочел о восстании крестьян.

г) Об этом серьезно продумали учителя школы.

7.  Раскройте скобки. Объясните правописание НЕ.

Речка (не)глубокая, но чистая; (не)может не интересовать; (не)хлебом единым жив человек; (не)кого спросить; (не)заметив ничего подозрительного; (не)изгладимый след в душе.

8. От данных глаголов образуйте формы 1-го лица единственного числа настоящего времени и 3-го лица множественного числа настоящего времени. Определите спряжение глаголов.

Плескать, колыхать, устилать, трепетать.

9. Распределить слова в три столбика: предлоги, союзы, частицы.

Сквозь лесную глушь, не уходит, смотрел вокруг, давайте пойдём, словно птица, кто-то скажет, только двое учеников, под столом, потому что холодно, уезжать-то не хочется, вокруг дома, (в)виду сильных дождей, благодаря за угощение, благодаря маме, позвонить (на)счёт работы.

10. Выполните одно из заданий.

1. Обоснуйте справедливость утверждения или опровергните его.

Музыка может выразить нежность, раздражение, тревогу, покой, радость, печаль  — все оттенки человеческих чувств.

2.Напишите размышление на тему «Обратная сторона медали телевидения». Отметьте отрицательные последствия влияния телевидения на человека.

3. Напишите обоснование справедливости высказывания или опровергните его.

Скоро останутся лишь две группы работников: те, кто контролирует компьютеры, и  те, кого контролируют компьютеры. Постарайтесь попасть в  первую. (Льюис Д.  Эйген)

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа № 3

«Синтаксис. Пунктуация. Стилистика»

І вариант

  1. Какое утверждение верное?

     а) Обособление – это  выделение главных членов на письме.

     б) Обособление – это разделение на письме однородных членов.

      в) Обособление – это смысловое и интонационное выделение членов предложения для того, чтобы придать им относительную самостоятельность.

      г) Обособление – это постановка любых знаков препинания.

2. Запятая не нужна в предложении.

а) Не оглядываясь она пошла вперед.              

б) Все стояли молча опустив головы.

в)Песня удалялась постепенно затихая.        

г) Что ты бегаешь высунув язык?

3. Какое из утверждений неверно?

  а) сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные

  б) ССП относятся к сложным союзным предложениям

  в) Простые предложения в ССП соединяются сочинительными и подчинительными союзами

4. Укажите простое предложение, осложнённое обособленными членами (знаки препинания не расставлены!).

   а) На поросшей мхом сосне мелькает пушистый хвост белки. 

   б) То там то здесь вспыхивали молнии и освещали самые потаённые уголки леса.

   в) Октябрьский закат догорал где-то очень далеко внизу на краю земли.

   г) На вокзале Толика не встретили ни коллеги ни друзья никто.

5. Укажите ССП с разделительным союзом.

а)Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело.

б)Здесь мой голос на резком ветру загрубел, да и сердце моё загрубело!

в)Всходило солнце, и вслед за ними обсыхала роса.

г)Прошел дождь, и поэтому в лесу появились грибы.

6. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

а) Споткнувшись, незнакомец остановился.

б)Прежде то есть до приезда в деревню, они жили в большом городе.

в) Саша, растерянно оглядываясь и ничего не понимая, улыбалась.

г) Худое и бледное лицо его хранило следы былой красоты.

7. Спишите предложения, расставляя знаки препинания

Девушки разбрелись по полянке а мы присели на траву. Он вернулся домой и сразу лег спать. Вчера весь день то шел дождь то выглядывало солнце. Солнце стояло высоко и было светло и жарко как днем.

8. Продолжите предложение так, чтобы получилось ССП

Выпал снег и …

9. Составьте предложения с данными словосочетаниями. Расставьте знаки препинания.

Стройная, белоствольная; особенно по в..скресеньям; сделав вторую попытку.

10. Выполните одно из заданий.

1. Напишите небольшое сообщение о  своем любимом блюде, используя обособленные определения.

2. Напишите небольшое сообщение об одном из древних кочевых народов, живших на территории Украины

3. Напишите сообщение на тему «Путь к  успеху…» об известной вам лично- сти, начав текст с вопроса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ІІ вариант

  1.  Какое утверждение верное?

            а) Обособление – это разделение на письме однородных членов.

            б) Обособление – это смысловое и интонационное выделение членов предложения для того, чтобы придать им относительную самостоятельность.

            в) Обособление – это постановка любых знаков препинания.

            г) Обособление – это  выделение главных членов на письме.

 

2. Запятая не нужна в предложении.

 а)Снявши голову по волосам не плачут.              

б)Не останавливаясь шел поезд.

в)Волнуясь отец рассказал о своем несчастье.    

 г) Ты что сидишь повесив нос?

3.  Какое из утверждений неверно?

а) сложные предложения делятся на союзные и сложносочиненные

б) ССП относятся к сложным союзным предложениям

в) Простые предложения в ССП соединяются сочинительными союзами

4. Укажите простое предложение, осложнённое обособленными членами (знаки препинания не расставлены!).

а) Лишенный книг я стал вялым ленивым.

б) Меня начала одолевать незнакомая мне раньше болезненная забывчивость.

в) Весёлые и счастливые ребята возвратились со слета.

г) В спортивном празднике принимали участие люди разных профессий : врачи, банкиры, учителя. 

5. Укажите ССП с соединительным союзом.

а)Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески.

б)То ли гречка цветет, то ли речка течет.

в)Корень учения горек, зато плоды его сладки.

г)Можешь шагу прибавить, или силёнок нет?

 

 

6. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

а) Сын сапожника, он сумел стать великим сказочником.

б) Якуты, тихий и вежливый народ, встретили нас приветливо.

в) Он поставил свечу, и подойдя ко мне, протянул руку.

г) Офицеры, построив солдат и выставив охрану, направились к штабу.

7. Спишите предложения, расставляя знаки препинания

Он стоял неподвижно и я стал рассматривать черты его лица. С крыши капала вода и унылый звук ее падения сливался со стуком часов. То слишком морозит то моросит дождь. Все мои друзья учились я тоже поступил в колледж.

8. Продолжите предложение так, чтобы получилось ССП

Занавеска зашевелилась от ветра и ….

9. Составьте предложения с данными словосочетаниями. Расставьте знаки препинания.

Раскинув свои ветви-лапы; в особенности подосиновики; весёлая и молодая.

10. Выполните одно из заданий.

1. Напишите рассуждение, используя в  качестве тезиса цитату Г.  Сковороды:

«Хто думає про науку, той любить її, а  хто її любить, той ніколи не перестає вчитися…», записав ее по-русски.

 2.Напишите небольшое сообщение о художественном произведении на тему истории Украины (родного края).

 3.Напишите сообщение на тему «Путь к  успеху…» об известной вам личности, начав текст с вопроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа № 4

«Синтаксис. Пунктуация. Стилистика»

І вариант

1. Укажите верное утверждение.

а) Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним.

б) Придаточное предложение всегда стоит после главного предложения.

в) Придаточное предложение не может стоять в середине главного предложения

2. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным времени.

 а) Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.

б) Мы узнали, когда был создан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

 в) Я помню тот день, когда впервые побывал в театре

3.Определите, в каких сложноподчиненных предложениях придаточное стоит внутри главного.

а) Листва была так густа что птицы не могли проникнуть внутрь леса и потому кружились над его вершинами.

б) Там где мчались весенние потоки теперь везде потоки цветов.

в)Я знал что этот куст посажен Антоном Павловичем и боялся прикоснуться к нему.

г) Стекла задребезжали так сильно что слуга услышал их звон и поднял голову.

4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

а) «От любви любви не ищут»,— сказано не мной.

б) «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» — так поют, так поют.

в) «Дождь пойдёт,— возразил Калиныч,— утки вон плещутся.

5. Укажите неправильный вариант оформления цитаты.

а) Ф. Искандер говорил, что «мудрость — это ум, настоянный на совести».

б) М. Пришвин, анализируя творчество Л. Толстого, говорил: «Каждая строчка Толстого выражает уверенность, что правда живёт среди нас».

в) Анализируя поэзию Лермонтова, А. Герцен говорил, что: «мужественная, печальная мысль... сквозит во всех его стихах».

6. Расположите предложения так, чтобы получился текст. Определите тип связи предложений. (Выберите один вариант ответа.)

1. В свою очередь, наиболее привлекательным для инвесторов сегментом биоэнергетики становится производство биогаза, которое может предоставить дополнительные источники дохода от продажи органических удобрений и платы за безопасную утилизацию органических отходов.

2. Биоэнергетика - наиболее перспективный вид энергетики в России, обладающей огромным потенциалом использования отходов сельского хозяйства, лесопереработки, пищевой промышленности и городских очистных сооружений.

3. Главное преимущество - доступность сырья для работы установки, соответственно, полное отсутствие топливных затрат в структуре операционных расходов.

4. По сравнению с прочими видами энергетики и традиционными энергоносителями биогаз обладает несколькими преимуществами.

а) 4, 3, 1, 2; параллельная;

б) 2, 1, 4, 3; цепная;

в) 2, 1, 4, 3; параллельная;

г) 4, 3, 1, 2; цепная.

7. Замените прямую речь косвенной.

1.  Жухрай рассказал Павке: «Я тебе расскажу про настоящую дорогу».

2.  «Отпусти его», - шепнул я на ухо Бирюку.

3.  «Готовьте катер!» - приказал Беридзе.

8. Допишите сложноподчиненное предложение. Укажите вид придаточного.

1. Я так долго не получал писем от своего друга,…

2.Я расскажу о книге,…

9. Запишите предложение, расставив знаки препинания. Выполните его синтаксический разбор.

Только на востоке там откуда выплывало в огромном зареве солнце еще толпятся бледнея и тая с каждой минутой сизые предрассветные тучки.

10. Выполните одно из заданий.

1. Напишите небольшую заметку о  выставке украинской книги.

2. Напишите рассуждение  по  высказыванию.

 «В лучах открытий долгожданных видны страданья прошлых мук». (Г.  Александров)

   3.Напишите рассуждение на тему сохранения природы, используя в  качестве цитаты четверостишие Е.  Евтушенко.

Не случайно утром вспыхивают росы

Светляками на ладонях у  листвы,

Так глядит на нас природа, будто просит

Нашей помощи, защиты и  любви.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ІІ вариант

1. Укажите верное утверждение.

а) Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним.

б ) Придаточное предложение всегда стоит после главного предложения.

в) Придаточное предложение не может стоять в середине главного предложения

2. Укажите СПП с придаточным изъяснительным.

а) Воздух так чист, что видна каждая ветка.

б) Вы знаете, что облака – точные предсказатели погоды.

в) Я давно уж оставил тот край, где цветут луга и чащи

3. Определите, в каких сложноподчиненных предложениях придаточное стоит внутри главного.

а)Разве может с тем что любил до слез человек когда-нибудь расстаться?

б)Ты раскрой мне природа объятия чтоб я слился с красою твоей!

в)Лесная книга дается только тем кто хочет читать ее без всякой ощутимой пользы для себя или корысти.

г) Все что встречалось ему в пути казалось необычным и удивительным.

4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

а) «Интересно, что будут читать мои правнуки?» — писал Лев Толстой.

б) «Ой, да тут глубоко!» — со смехом сказала она.

в) «Гуси летят— С удовольствием говорит Ростовцев.— Сейчас целый косяк видел».

5. Укажите неправильный вариант оформления цитаты:

а) А. Довженко писал о необходимости «правду жизни поднимать до уровня сердца».

б) О. Мандельштам говорил, что Анна Ахматова «... принесла в русскую лирику... психологическое богатство русского романа».

в) Ломоносов писал: «Счастливы те, которые память по себе в книгах оставили».

6.Расположите предложения так, чтобы получился текст. Определите тип связи предложений. (Выберите один вариант ответа.)

1. Представление о счастье связывалось у них с нравственной чистотой и духовной гармонией, которым, по их мнению, не способствовало стремление к богатству.

2. Нельзя забывать, что в старину многие люди считали божьим наказанием не бедность, а богатство.

3. Тех, кто гордился богатством, особенно не нажитым, а доставшимся по наследству, крестьянская среда недолюбливала.

4. Гордились не богатством, а умом и смекалкой.

1) 2, 1, 4, 3; последовательная;

2) 2, 4, 3, 1; параллельная;

3) 4, 3, 1, 2; параллельная;

4) 1, 2, 3, 4; последовательная.

7. Замените прямую речь косвенной

1.  «Давненько не брал я в руки шашек!» - говорил Чичиков.

2.  «Хочешь сегодня ночью работать со мной?» - спросил Челкаш Гаврилу.

3.  Павел, уходя из дома, сказал матери: «В субботу у меня будут гости из города».

8. Допишите сложноподчиненное предложение. Укажите вид придаточного.

1. Я посмотрел в окно и увидел,…, и мне показалось…

2. Лишь только появилась первая трава,…

9. Запишите предложение, расставив знаки препинания. Выполните синтаксический разбор.

Звезд становилось все больше они горят все ярче словно торопятся воспользоваться темнотой до наступления луны.

10. Выполните одно из заданий.

1. Напишите рассуждение  по  высказыванию.

 «Ложный шаг не раз приводил к  открытию новых дорог». (Л.  Кумор)

2.Напишите рассуждение, используя в  качестве тезиса данную цитату.

 Отношение человека к  окружающей среде  — это уже и  сам человек. (С.  Залыгин)

    3.Опишите памятник архитектуры, который вам нравится больше всего (в  вашем городе, селе или увиденный в  поездке).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тексты для списывания

                                              Май

  1.                   Люблю май за его имя, лё…кое и л..тящее, как ш…лковая лента на ветру. Всё вокруг покрывается травой цв…тами. Листве…ые дерев…я надевают пышный зелёный наряд. Цветут сосны осины ивы. Лопнули почки у берёз а на их месте п…казались (не)б…льшие (нежно)зелёные листочки. Верба нахохлилась ц…плятами почек. И наконец зацв…ла ч…рёмуха. Всю ночь солов…иные трели буд…ражат чуткий сон лесных об….тателей пребывающих в таком(же) пр…поднятом настроении. В последние дни мая ра…цв…тает шиповник ра…пускаются грозд…я с…рени, (нежно)розовые кисти которой переваливаются за деревя…ую ограду сада.
  2.                   Поз…нийра…ветвыб…ается из тумана. И туман только что заст…лавший всё вокруг нехотя отп…лзает к болотистой равнине. Со…нца ещё нет но всё полно пр…ближением дня. В сером небе с каждой минутой нар…стает ж…мчужноесв…чение. Ж…сткие листочки г… лубики рыж…й мох уцелевшие на ветвях сухие листья жемчужно светят…ся. И вдруг взгляд выхватил ещё далёкие, неож…да…ые силуэты зданий изменивших знакомую окраину. Подсвече…ые со…нцемокраше…ые понизу мутной полосой тумана они кажут…ся сейчас почти сказочными. Когда (же) они успели выр…сти тут обозначив новую границу города. (В.Кетлинская)

                                           Софийский собор

Софийский собор в Киеве - выдающийся памятник архитектуры времен Киевской Руси – постро…н в 1037 году. Под этим годом в «Повести временных лет» помещена обширная похвала д…ятельности основателя собора Ярослава Мудрого. Летописец воздает похвалы Ярославу за сооружение новых оборонительных укр…плений вокруг Киева Софийского собора Золотых ворот. Под тем же годом в летописи рассказывается о создании при Софийском соборе библиотеки и мастерской по переписке и переводу книг с иностран…ых языков.

На протяжен…и многих веков Софийский собор был крупнейшим центром феодальной культуры. Под его сводами во времяра...личных церемоний собирались представители всех слоев селения Киева.

 

                                                   Маугли

Маугли оставил волч…ю пещеру. Он спустился в д…лину к вспахан…ымполям но останавливаться здесь (не)имел желания. Джунгли были очень бли…ко. Он спешил. Пробежал не менее двадцати миль и оказался в (не)знакомой для него мес…ности. Долина переходила в ш…рокую равнину. В одном ее конце стояло маленькое с...ло а с другого конца (не)пролазные джунгли дугой подходили к пастбищам. По всей равнине паслись зубры и буйволы. Мальчики-пастухи увидели Маугли и с криком бросились проч.... Желтые собаки подняли страшный лай. А Маугли все шел вперед. Он приблизился к воротам на околице с...ла сел возле них. К Маугли подошел ч…ловек удивленно посмотрел на него затем позвал жреца.

 

                                             Цветы и травы

Ш..рокая метров двести р..кацв..тов и травы п..р..секла лес. …Уд..вительноп..р..путались ..десь л..сныецв..ты с луговыми. Еще на опушке можно было найти роз..вые к..шачьи лапки или белые п..рамидкизаяч..е..о уха а уже рядом др..малицв..ты собач..его мыла. Лиловые кисти кукушкиных слезок р..сли рядом с м..двежьим луком,в..роний глаз цвел н..подалеку от куриной сл..поты а м..телкилис..его хвоста высоко подн..мались над п..лянками п..туш..ногогребня.И царские кудри и з..л..тые розги и ятрышник с любкой и яркие связки з..л..тыхключ..ков - все это р..слоцв..ло шумело пчелами и шм..лями,скрывая от нас д..рогу.

 

 

 

 

 

Зрительно-слуховые диктанты

Прощай, Васильевка!

Гоголь повернулся к карете, чтобы войти в открытую дверцу, и вдруг услышал, как позади него не только дворовые, но и стоявшие по ту сторону ворот дети, мужики и бабы в один голос пожелали ему и доброго здоровья, и счастливого пути, и скорейшего возвращения в родное село. Ни слова не сказав больше, махнув круглой шляпой, он склонился в коротком поклоне и заспешил, опасаясь, как бы не споткнуться: вдруг что-то запорошило глаза, плохо стал различать двор, людей, стоявших вокруг кареты. (80 сл).

 

Русская зима

 Хороша русская зима! Куда ни глянешь, всюду снежный ковёр. Ещё вчера шёл снег, бушевала метель, а сегодня ярко светит солнце. Воздух морозный, свежий. Деревья покрыты инеем. Снежные сугробы в рост человека, они наполовину закрыли окна домов. Толстый слой снега лежит на крышах.

Снег радует детей и взрослых. Катание на лыжах и санках с высоких гор, игра в снежки – любимые развлечения молодёжи. Снежная зима – предвестник хорошего урожая. Зимой снег надёжно укрывает посевы от мороза, а весной щедро поит их живительной влагой. (80 сл.)

Воспитание человека

На мой взгля(д,т) перед нами, перед литературой, встаёт особо важная проблема проблема воспитания человека. И в этом смысле главной линией литературы видит..ся мне прежде всего воспитание чу..ств д(а,о)броты доверия преда(н,нн)ости верности дружбе верности долгу умения чу..ствовать природу в её в(и,е)личестве(н,нн)ой пр(а,о)стоте умения п(а,о)нять другого и сопереж..вать горе другого вот чу..стваотлич..ющие высокий интеллект. Развитие интеллекта наиважнейшая задача сем..и и школы и особе(н,нн)о литературы.
В воспитании всё главное и урок и развитие разносторо(н,нн)их интересов детей вне урока и взаимоотношения в коллективе.

Слуховые диктанты

Ледоход

На другой день пасмурно, дует холодом и сыростью. Такая резкая перемена погоды показывает, что где-то идет лед. На мосту стоит публика и глядит на реку. Вода поднялась высоко, но поверхность ее еще чиста и гладка. Зрители нетерпеливо зевают и пожимаются от холода. Вот показывается большая ледяная глыба. За ней, как за козлом в стаде, в почтительном отдалении тянется несколько глыб поменьше. Слышится удар глыбы о бок моста. Она разбилась, и части ее в смятении, кружась и толкаясь, бегут под мост. (80 сл.) (По А. Чехову)

 

Охотник

Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли; лишь изредка звенел стальным колокольчиком насмешливый голосок синицы. Прежде чем я остановился в березовом леску, я со своей собакой прошел через высокую осиновую рощу. Вообще я не люблю этого дерева и потому добрался сюда, угнездился под деревцом, у которого сучья начинались низко над землей и, следовательно, могли защитить меня от дождя. Полюбовавшись окрестным видом, я заснул безмятежным и тем кротким сном, который знаком одним лишь охотникам. (77 сл.)

 (По И. Тургеневу)

 

Поздняя осень

В начале ноября солнце редким гостем появляется на небе. Всё чаще проплывают над головой низкие дождевые облака. Дуют холодные ветры. Вот резкий порыв ветра пригнул к земле гибкие стебли травы и сорвал с деревьев увядшие листья. Покружилась лёгкая листва в воздухе и легла на землю мягким ковром.

С утра моросит дождь. После него на дорожках сада остаются лужи и липкая, как смола, грязь. За ночь лужицы покрываются прозрачной, как стекло, корочкой льда. Скоро-скоро первый снежок покроет землю гладкой белой пеленой.(67 сл.)

 

Контрольное аудирование

Великие Сорочинцы

Крупное село Миргородского района Полтавской области расположено на правом берегу реки Псёл. Великие Сорочинцы, которые до середины девятнадцатого века назывались просто Сорочинцами, известны с 1620-х годов. В 1648 году создаётся Сорочинская сотня Миргородского полка, а в начале восемнадцатого века в Сорочинцы переводят его управление, и они становятся местечком. По приказу гетмана Левобережной Украины Д. Апостола в 1732-1734 годах в Сорочинцах, в популярном тогда стиле украинского барокко, возводится Спасо-Преображенская церковь. Это один из замечательных образцов культовой архитектуры Украины восемнадцатого века, интерьер которого украшен уникальным семиярусным резным иконостасом с более чем сотнею икон. В Спасо-Преображенской церкви в 1809 году крестили родившегося тремя днями ранее Николая Васильевича Гоголя, выдающегося русского писателя, творчество которого неразрывно связано с Украиной. Первый памятник Гоголю открыли в Сорочинцах в 1911 году (скульптор И. Гинцбург), а в 1929 году в домике доктора М. Трохимовского, где родился писатель, основали музей. Во время Великой Отечественной войны он был разрушен и на его месте в 1951 году выстроили новое здание литературно-мемориального музея Николая Гоголя. Сорочинцы, где на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков происходило пять ярмарок в год, тем не менее никогда не было значительным местом торговли. Сорочинская ярмарка, проводимая здесь в последние выходные дни августа с 1966 года – это дань памяти великому Гоголю, создавшему одноимённую повесть, вошедшую в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Ярмарка прижилась, и теперь в селе на специально осушенном болоте ежегодно разыгрывается театрально-торговое действо, привлекающее десятки тысяч человек. (260 сл.)

(Из журнала «Позакласний час» № 11, 2007)

 

 

 

 

Вопросы

1. На какой реке расположено село Великие Сорочинцы?

 а) Днепр;

 б) Псел;

в) Ворскла.

2. В какой церкви крестили Н.В. Гоголя?

а) в Троицкой;

 б) в Николаевской;

 в) в Спасо-Преображенской.

3. В каком году в Сорочинцах был открыт первый памятник Гоголю?

а) в 1929 году;

б) в 1911 году;

в) в 1951 году.

4. Сколько ярмарок в год происходило на рубеже XIX-XX веков?

 а) 4 ярмарки;

б) 2 ярмарки;

в) 5 ярмарок.

 5. С какого года происходит ярмарка как дань памяти Гоголю?

а) с 1966 года;

 б) с 1945 года;

в) с 1988 года.

6. К какому стилю относится данный текст?

а) к художественному;

б) к публицистическому;

в) к официально-деловому.

 

 

 

 

 

 

Берингов мост — ворота в Америку

Как же предки индейцев попали в Америку? Они перешли сюда из Азии. посуху. Это случилось в самом конце ледникового периода — до того как из-за таяния льдов уровень моря поднялся и полностью был затоплен «Берингов мост». Так назвали сухопутный перешеек, который некогда связывал Америку с Азией. Его протяженность достигала 60 километров. В доисторические времена именно он был «мостом», по которому люди переправлялись из холодной Чукотки в более теплую Америку. Первые ее жители происходили из Монголии и Сибири.

«Дверь», ведущая из Азии в Америку, открывалась для них дважды. Они могли переправиться посуху, когда уровень моря из-за оледенения заметно падал. В обозримом прошлом это случалось в следующие сроки: 60— 45 тысяч лет до нашей эры, а также 25—10 тысяч лет до нашей эры. По оценкам советского ученого А. В. Шера, за последние 3,5 миллиона лет сухопутный мост между Азией и Америкой возникал не менее пяти раз. Как метко сказано им, эта земля, «словно птица феникс, то исчезала, то возрождалась вновь». Берингов мост изобиловал живностью, сильно маня к себе древних охотников. Судя по найденным костям, здесь водились дикие лошади, яки, степные бизоны, снежные овцы, олени, мамонты, овцебыки, львы, а также множество мелких животных. По этому «мосту» из Америки в Евразию переселились крупные копытные — верблюды и лошади.

Вот только не удалось найти никаких свидетельств пребывания здесь людей: разлившееся море поглотило следы их стоянок. Поэтому точное время заселения Берингова моста — а значит, и Америки — неизвестно. Ученым приходится проводить сравнения, привлекая артефакты (то есть предметы, сделанные человеком), встречающиеся по обеим сторонам бывшего перешейка.

Итак, люди проникли в Америку около 11 500 лет назад? Некоторые археологи продолжали сомневаться в этом.

Перенесемся на юг Чили, в болотистое, лесное местечко Монте-Верде. Еще в семидесятые годы ХХ ст. американский антрополог Том Диллехей вместе с несколькими чилийскими студентами обнаружил здесь кости мастодонта, одного из родичей слона, вымершего в послеледниковую эпоху. Вот на этих костях он и заметил следы надрезов, возможно, сделанных человеком. В последующие годы Диллехей отыскал каменные орудия, следы костров, деревянные предметы, обработанные человеческой рукой, а также остатки тела мастодонта и плетеные изделия. Он очистил фундамент довольно вместительного дома, в котором могло проживать до полусотни человек. В некотором отдалении от него ученый обнаружил полукруглый фундамент из гравия и песка — подобного он еще не видел.

Больше всего поразил Диллехея возраст этих памятников 12 500—12 800 лет. Откуда же человеческому обществу в эти сроки быть в южном Чили? Эта дата опровергала привычную схему заселения Америки, расшатывала барьер Кловиса. Неужели за какую-то тысячу лет потомки первых племен, ступивших на землю Аляски, расселились по обоим огромным континентам? Что заставляло их без устали мчаться вперед, изнывая от ударов неведомой стихии, от нападений незнакомых живот - ных и приступов непонятных болезней? Может быть, привычная схема «продвижение восточных азиатов с севера на юг, вплоть до Огненной Земли» неверна? И первые поселенцы прибывали в Америку не только из Чукотки, но и, например, из Южной Азии? Быть может, они появились в этой части света гораздо раньше, чем мы считаем. Ведь обширные районы Америки к югу от экватора до сих пор были плохо изучены археологами. Не ждут ли нас новые удивительные находки?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы к тексту.

1. Каким образом предки индейцев попали в Америку?

а)    На лодках;

б)   посуху; √

в)    на плотах.

2. Какова протяженность «Берингова моста»?

а)    15 километров;

б)    50 километров;

в)    60 километров.

3. Чем Америка привлекала переселенцев?

а)    Это была богатая страна;

б)    там можно было найти работу;

в)   жителей Чукотки, Сибири, Монголии привлекали теплый климат. √

4. Сколько раз возникал сухопутный мост между Азией и Америкой?

а)    Не менее 7 раз;

б)    не менее 3 раз;

в)   не менее 5 раз. √

5. С какой птицей можно сравнить эту землю?

а)   С фениксом; √

б)    с орлом;

в)    с Жар-птицей.

6. Какие крупные копытные переселились из Америки в Евразию?

а)    Коровы и буйволы;

б)   верблюды и лошади; √

в)    зубры и олени.

7. Когда люди проникли в Америку?

а)    Около 11 600 лет назад;

б)    около 11 700 лет назад;

в)   около 11 500 лет назад. √

8. Останки какого животного обнаружил антрополог Том Диллехей?

а)   Мастодонта; √

б)    динозавра;

в)    зубра.

9. Что было обнаружено на костях животного?

а)   Следы надрезов; √

б)    некоторые хранили следы ударов;

в)    они хранили следы огня.

10. Фундамент чего очистил Диллехей?

а)    Старых печей;

б)   вместительного дома; √

в)    нежилых помещений.

11. Каков был возраст найденного ученым сооружения?

а)    11 500—11 800 лет;

б)    12 000—12 100 лет;

в)   12 500—12 800 лет. √

12. К какому стилю принадлежит этот текст?

а)    К художественному;

б)    публицистическому;

в)   научно-популярному. √

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тексты для чтения молча

Мой дом

Маленький дом, где я живу в Мещере, заслуживает описания.

Это — бывшая баня, бревенчатая изба, обшитая серым тесом. Дом стоит в густом саду, но почему-то отгорожен от сада высоким частоколом. Этот частокол — западня для деревенских котов, любителей рыбы. Каждый раз, когда я возвращаюсь с ловли, коты всех мастей — рыжие, черные, серые и белые с подпалинами — берут дом в осаду. Они шныряют вокруг, сидят на заборе, на крышах, на старых яблонях, подвывают друг на друга и ждут вечера. Все они смотрят не отрываясь на кукан с рыбой — он подвешен к ветке старой яблони с таким расчетом, что достать его почти невозможно.

Вечером коты осторожно перелезают через частокол и собираются под куканом. Они подымаются на задние лапы, а передними делают стремительные и ловкие взмахи, стараясь зацепить кукан. Издали кажется, что коты играют в волейбол. Потом какой-нибудь наглый кот подпрыгивает, вцепляется в кукан мертвой хваткой, висит на нем, качается и старается оторвать рыбу. Остальные коты бьют от досады друг друга по усатым мордам. Кончается это тем, что я выхожу с фонарем из бани; коты, застигнутые врасплох, бросаются к частоколу, но не успевают перелезть через него, а протискиваются между кольями и застревают. Тогда они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать, прося пощады.

Осенью весь дом засыпан листьями, и в двух маленьких комнатках становится светло, как в облетающем саду.

Трещат печи, пахнет яблоками, чисто вымытыми полами. Синицы сидят на ветках, пересыпают в горле стеклянные шарики, звенят, трещат и смотрят на подоконник, где лежит ломоть черного хлеба.

В доме я ночую редко. Большинство ночей я провожу на озерах, а когда остаюсь дома, то ночую в старой беседке в глубине сада. Она заросла диким виноградом. По утрам солнце бьет в нее сквозь пурпурную, лиловую, зеленую и лимонную листву, и мне всегда кажется, что я просыпаюсь внутри зажженной елки.

Воробьи с удивлением заглядывают в беседку. Их смертельно занимают часы. Они тикают на врытом в землю круглом столе. Воробьи подбираются к ним, слушают тиканье то одним, то другим ухом и потом сильно клюют часы в циферблат.

Особенно хорошо в беседке в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь.

Прохладный воздух едва качает язычок свечи. Угловатые тени от виноградных листьев лежат на потолке беседки. Ночная бабочка, похожая на комок серого шелка-сырца, садится на раскрытую книгу и оставляет на странице тончайшую блестящую пыль. Пахнет дождем — нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек.

На рассвете я просыпаюсь. Туман шуршит в саду. В тумане падают листья. Я вытаскиваю из колодца ведро воды. Из ведра выскакивает лягушка. Я обливаюсь колодезной водой и слушаю рожок пастуха — он поет еще далеко, у самой околицы.

Я иду в пустую баню, кипячу чай. На печке заводит свою песню сверчок. Он поет очень громко и не обращает внимания ни на мои шаги, ни на звон чашек.

Светает. Я беру весла и иду к реке.

Цепной пес Дивный спит у калитки. Он бьет хвостом по земле, но не подымает головы. Дивный давно привык к моим уходам на рассвете. Он только зевает мне вслед и шумно вздыхает.

Я отплываю в тумане. Восток розовеет. Уже не доносится запах дыма сельских печей. Остается только безмолвие воды, зарослей, вековых ив.

Впереди — пустынный сентябрьский день. Впереди — затерянность в этом огромном мире пахучей листвы, трав, осеннего увядания, затишливых вод, облаков, низкого неба. И эту затерянность я всегда ощущаю как счастье.

 

 

 

 

 

Вопросы к тексту.

1. Чего заслуживает дом писателя в Мещере?

а)    Повествования;

б)   описания; √

в)    рассуждения.

2. Что делали коты, когда автор приходил с рыбалки?

а)   Брали дом в осаду; √

б)    окружали рыбака;

в)    забегали в дом.

3. Как коты пытались добыть рыбу из кукана?

а)   Влазили на дерево;

б)   влазили на частокол;

в)   поднимались на задние лапы, передними пытались зацепить кукан. √

4. Почему коты начинают бить друг друга по усатым мордам?

а)    Они не поделили добычу;

б)   от досады; √

в)    они агрессивны от природы.

5. С чем выходит хозяин из бани, услышав вопли котов?

а)    С палкой;

б)    с кнутом;

в)   с фонарем. √

6. Что вынуждает котов «просить пощады»?

а)   Они застряют в частоколе; √

б)    они не успевают доесть рыбу;

в)    они не хотят уходить от дома.

7. Куда смотрят синицы, поющие на ветке?

а)   На ломоть черного хлеба, лежащий на подоконнике; √

б)    на котов, которые ходят внизу;

в)    на хозяина домика.

8. Чем заросла старая беседка?

а)    Вьющейся розой;

б)    кустами малины;

в)   диким виноградом. √

9. Что занимает воробьев, заглядывающих в беседку?

а)    Блестящие предметы;

б)   часы; √

в)    очки.

10. Кто садится на раскрытую книгу?

а)    Сверчок;

б)    комар;

в)   ночная бабочка. √

11. Что или кто шуршит в саду?

а)    Ежи в листве;

б)   туман; √

в)    листья на ветру.

12. Как ощущает эту затерянность автор?

а)    Как покой;

б)    как радость;

в)   как счастье. √

13. К какому стилю относится текст?

а)    К публицистическому;

б)    научному;

в)   художественному. √

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Охотники за камнем

"Коллекционеры - счастливые люди!" - воскликнул однажды Иоганн Вольфганг Гёте. Не случайно произнёс эти слова создатель бессмертного "Фауста": он сам был коллекционером. На протяжении полувека собирал он свою знаменитую коллекцию минералов. Созерцание образцов неживой природы радовало поэта, он даже посвящал им свои стихи.

Мир минералов! Как он обширен и разнообразен! Самый мягкий минерал - тальк: его можно даже поцарапать ногтём. А самый твёрдый - алмаз: разбить кристалл алмаза крайне трудно. Недаром императоры Рима обещали свободу рабам, которые смогли бы его разбить. Тогда ещё учёный мир не знал, что единственный враг завораживающей красоты алмаза – высокие температуры. В мире камней есть даже съедобные минералы - поваренная соль.

       Камень с древнейших времён служил человеку. Вначале как орудие труда и материал для изготовления оружия. Со временем красоту камня стали использовать камнерезы и зодчие. Научное изучение минералов помогло людям проникнуть в тайны земли, извлечь из её недр несметные богатства.                

...Когда шестилетний Саша выковырнул из обломка горной породы шестигранную пирамидку, ослепительно сверкавшую на солнце, он и не подозревал, что этот камушек - кварц. Позже он узнал, что каждый камень, даже самый простой имеет своё имя. И таких имён несколько тысяч! Он стал читать книги по истории Земли, рылся в солидных трудах по  минералогии и химии и всё время пополнял свою коллекцию. Теперь он уже тщательно обрабатывал каждый образец, выписывал из книг его научное название, отмечал местность, где тот был найден. Коллекция перестала быть детской забавой. Наука о минералах стала призванием Александра Евгеньевича Ферсмана.

 Неутомимый исследователь объездил всю страну: он был за Полярным кругом и в пустынях Средней Азии, в дебрях сибирской тайги и предгорьях Памира. Сотни месторождений редких минералов и полезных ископаемых были открыты им и нанесены на карту. Из каждой экспедиции Александр Евгеньевич возвращался с новыми образцами. Многие из этих находок можно теперь увидеть в Минералогическом музее имени А.Е.Ферсмана.

Коллекционер минералов в полном смысле слова - подвижник. Сколько сотен километров приходится порой пройти ему с рюкзаком и геологическим молотком, сколько породы перебрать, прежде чем он найдёт неповторимый по своей красоте камень!

Сменному мастеру Харьковского метростроя Юрию Сергеевичу Егорову "повезло" - большую часть своей коллекции он собрал "без отрыва от производства". Первые образцы собрал на донбасской шахте - там он трудился после окончания института. Пополнял коллекцию на рудниках Колымы и Чукотки, где добывал золото и олово. Теперь в его собрании около полутора тысяч экспонатов. Каждый из них имеет свою неповторимую окраску: сердолики отливают тёплым красным цветом, поражают разнообразием оттенков агат и халцедон,  застывшими каплями солнца кажется золотистый янтарь. 

 Золотистый янтарь? «Конечно», - скажете вы. Ошибаетесь.  Коллекция инженера-экономиста И.И.Бондаренко опровергает общепринятое представление о цвете "солнечного камня". В собрании Игоря Иосифовича представлены редчайшие образцы янтаря: вишнёвого, зелёного, чёрного, голубого. Не верится, что всё это - янтарь, ископаемая смола, которую издавна использовали для ювелирных украшений, в производстве лекарственных препаратов и лаков.

 Коллекция янтаря необычных оттенков, собранная И.И.Бондаренко, представляет большой интерес для учёных, художников, ювелиров. Она находится под охраной государства.

Ереванский архитектор Сурен Петросян тоже увлечён загадочным миром камня. Только его интересуют не минералы, а петроглифы - наскальные изображения, оставленные нашими далёкими предками. Фотокопии рисунков на камне, найденные в высокогорных пещерах Армении, составили несколько объёмистых папок. Бережно хранит архитектор и небольшие осколки, найденные в пещерах. Только представьте: к ним прикасалась рука человека, жившего тысячелетия назад. Изображения животных и птиц, сцены охоты, первые наивные представления о созвездиях выполнены с большим мастерством и фантазией. Находки Сурена Петросяна, собранные в его коллекции, позволили историкам и астрономам сделать немало ценных открытий, узнать много нового о культуре и образе жизни наших далёких предков.

Многих собирателей привлекает форма камня, неожиданность его очертаний. Такие коллекции тоже по-своему интересны. В парке эстонского посёлка Выхма - около трёх тысяч каменных изваяний, к которым не прикасался резец скульптора. Этичудо-рыбы, звери, сказочные герои созданы самой природой.  Сказочная симфония из камня стала одной из достопримечательностей Эстонии. Сюда едут туристы  из Европы и Америки. Едут, чтобы прикоснуться к  Чуду.

По-разному можно коллекционировать камни. Этот удивительный мир таит в себе ещё много интересного и познавательного.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы к тексту:

1. Особенность  данного текста:

а) это рассказ в рассказе;

б) сюжет построен по классической композиции: завязка, кульминация, развязка;

в) последовательность микротем данного текста подчинена логике авторского замысла;

2. Текст построен в форме

а)  рассуждения с элементами описания;

б) повествования;

в)  повествования с элементами рассуждения и описания;

3. Текст написан в стиле:

а) научном;

б) литературно-художественном;

в) художественно-публицистическом

4. Великий писатель Гёте назвал коллекционеров

а) людьми, одержимыми нелепой идеей;

б) людьми,  отрешёнными от мира;

в) счастливыми людьми.

5. Первое применение камня на службе человеку:

а) как украшение;

б) как орудие труда;

в) как оберег.

6. С чего началось увлечение академика Александра Ферсмана камнями?

а) ему подарили книгу о камнях

б) он поехал в научную экспедицию с родителями;

в) он нашёл шестиграннную пирамидку кварца.

7. Имя академика Ферсмана вошло в историю науки и жизнь общества:

а) его именем названа станция метро;

б) его именем назван университет;

в) его именем назван Минералогический музей

8. Что необходимо для пополнения коллекции минералов?

а) иметь много денег для покупки камней;

б) иметь специальное образование;

в) пройти сотни километров в поисках камней

9. Как формировалась коллекция сменного мастера Юрия Егорова?

а) он привозил камни из туристических походов;

б) собирал интересные экземпляры в тех местах, где приходилось работать;

в) это подарки друзей-геологов.

10. Как называют наскальные изображения в научном мире?

а) петроглифы;        

б) иероглифы;

в) пентаграммы.

11. Что сделало знаменитым  парк в эстонском городе Выхма?

а) там находится самый крупный музей минералов;

б) там под открытым небом выставлены скульптуры из камня, созданные эстонскими камнерезами.

в) в парке находятся фигуры из камня, созданные самой природой

12. Какая из фраз наиболее точно отражает тему данного текста?

А мир минералов разнообразен;

б) коллекционирование - дело интересное и полезное

в) людей, увлечённых коллекционированием минералов, много.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.Программы для общеобразовательных учебных заведений с обучением на украинском языке. Русский язык. 5-9 классы. Составители

Н. Баландина, Л.Бойченко, Ж.Кошкина, И.Синица, Т.Фролова.- Всесвітня література в сучасній школі,2012, №10,с.42-59.

2. Шевелева Л.А.,Смирнова Т.Н. Русский язик. Полный курс.-Издательство

«Ранок»,2013

3.Вульфиус И.Г. Говорите и пишите по-русски правильно.-Харьков. Основа.2010.

4.Сокольская Л.П. Сборник диктантов и словарных диктантов. Орфография

и культура речи: для учащихся 3-7 классов. – Каменец-Подольский:Абетка, 2001.

5.Баландина Н. Ф.Б20 Русский язык (4-й год обучения) для общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения : учебник для 8 класса общеобразоват. учеб. заведений / Н. Ф. Баландина, Е. Ю. Крюченкова. — Х. : Издательство «Ранок», 2016

6.Шевелев В.М., Даценко В.Н. Русский язык. Сборник диктантов для 5-9классов.- Харьков. « Мир детства».2002.

7. Донина Л.Д., Новик Л.В. Русский язык.Все виды изложений.- Ранок.2009.

8. Белецкая Т.Н., Артюр О.В. Сборник изложений с творческими заданими. Пособие для учителей. – Харьков.» Основа». 2010.

9. Сокольская Л.П. Аудирование, развитие монологической идиалогической речи. Сборник текстов. 5-9 классы. – Каменец-Подольский, Абетка, 2003.

10. Иваницкая Г.М. Уроки развития связной речи: пособие для учителя. – К.:

Рад. Школа, 1990.

11. http://nsportal.ru

12. http://metodportal.net

13. http://uchitelya.com

14. http://subject.com.ua

15. http://rus.1september.ru

1

 

Середня оцінка розробки
Структурованість
5.0
Оригінальність викладу
5.0
Відповідність темі
5.0
Загальна:
5.0
Всього відгуків: 2
Оцінки та відгуки
  1. Руденко Наталія Іванівна
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
  2. Руденко Наталія Іванівна
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
docx
Додано
27 березня 2019
Переглядів
5673
Оцінка розробки
5.0 (2 відгука)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку