Лабораторная работа по повести Стругацких "Трудно быть Богом"

Про матеріал

Лабораторная работа по повести Стругацких "Трудно быть Богомг" предназначена для самостоятельного изучения учеником художественного произведения и представляет собой материал для наблюдений и выводов, ставящий перед учеником учебно-научные и творческие задачи. Целью такого вида работы является развитие исследовательских навыков учащихся.

Перегляд файлу

1

 

Козырева М.В. СШ № 40                              Аркадий и Борис Стругацкие

                                                                               «Трудно быть богом»

 Лабораторная работа

          Дорогой друг! Ты приступаешь к выполнению лабораторной работы по  фантастический повести братьев Стругацких «Трудно быть богом».   Твоя задача – проанализировать идейно-тематическое содержание повести. Для этого тебе  необходимо знание текста повести, умение работать с текстом, давать характеристику литературным героям, а также ты должен понимать, что в художественном мире братьев Стругацких фантастика  только помогает разговору о назначении человека, его судьбе и долге.

При выполнении работы следуй этой инструкции.

Опыт № 1   «Выдвижение гипотезы»

Составь тезис,  ответив на вопрос «Нужно ли человеку счастье, которое он не сотворил сам, а получил в дар?» Это твоя гипотеза. Запиши её, чтобы не забыть.

Опыт № 2  «Лексическая работа»

Определи лексическое значение слов «прогрессор» и «прогрессорство».

Прогрессор – представитель сверхцивилизации, тайно внедрённый в менее развитое общество, чтобы ускорить технологический и этический прогресс.

Прогрессорство – содействие историческому прогрессу цивилизаций, находящихся на более низком  уровне общественного развития.

Опыт № 3 Аналитическая работа по содержанию текста «Распутай путаницу»

Восстанови правильную последовательность пунктов плана к содержанию повести.

 

  1. Беседа Руматы с доном Кондором.
  2. Встреча Руматы с книгочеем Киуном.
  3. Румата и Кира.
  4. Румата в Патриотической школе.
  5. Румата перед таверной.
  6. Возвращение домой.
  7. Румата и дон Рэба.
  8. Переворот и арест.
  9. Гибель Киры.
  10. Разговор с доктором Будахом.
  11. Эпилог.

Правильная последовательность: 2, 1, 4, 5, 3, 8, 7, 6, 10, 9, 11

 

 

    Опыт № 4 «Характеристика литературного героя»

Дай краткое описание персонажа с обязательным цитированием (Кто такой? Черты характера? Какие поступки совершает?)

 

Румата –

            Кира –

            Дон Рэба –

       Опыт № 5    «Работа с текстом»

             - Прочитай страницы повести, рассказывающие о том, какие порядки царили в Арканаре?

      - Прочитай диалог Руматы с доном Кондором. Какую позицию по отношению к Проблеме Бескровного Воздействия занимают дон Румата и дон Кондор?

      - Прочитай диалог Руматы с доктором Будахом. К какому выводу приходит доктор Будах?

Опыт № 6 «Поисково-исследовательская работа»

1) Прочитай размышления Руматы и ответь на вопрос «Можно ли бороться со злом любым путём?». Ответ аргументируй.

«Я знаю только одно: человек есть объективный носитель разума, всё, что мешает человеку развивать разум, - зло, и зло это надлежит устранять в кратчайшие сроки и любым путём, Любым? Любым ли?.. Нет, наверное, не любым. Или любым?»

2) Объясни смысл эпиграфов повести.  Проиллюстрируй свой ответ цитатами из текста.

3) Опираясь на текст, объясни символический смысл названия повести.

       Опыт № 7 «Установи соответствия»

Установи соответствие между персонажами произведения и их ролью в обществе.

  1. Будах                   А  мальчик-слуга
  2. Кин                      Б  министр
  3. Румата                 В  прокуратор щколы
  4. Рэба                      Г  учёный
  5. Уно                       Д  благородный дон

Правильный ответ: 1Г, 2В, 3Д, 4Б, 5А

Установи соответствия, какому персонажу принадлежат слова.

  1. «Там, где торжествует серость, к власти всегда приходят                         А  Будах

черные» 

  1. «Мне никогда не хочется драться»                                                                Б  Румата
  2. «Люди склонны совершать ошибки»                                                             В  Кин
  3. «Враг короля есть грамотей-мечтатель, грамотей усомнившийся,             Г  Киун

грамотей неверящий»

  1. «Сотри нас с лица земли и создай заново более совершенными...             Д  Рэба

 или ещё лучше, оставь нас и дай нам идти своей дорогой»

Правильный ответ: 1Б, 2Г, 3Д, 4В, 5А

       Опыт № 8 «Творческая работа»

Внимательно прочитай утверждение критика А.Громовой и подготовь устное                      монологическое высказывание на тему «Трудно быть богом, а человеком легко?»

«Трудно, невозможно человеку быть «богом», безучастным наблюдателем, даже если он понимает, что это необходимо. Антон-Румата не удерживается до конца на этой позиции, и мы понимаем, что так должно быть, что это неизбежно, потому что он – человек. Мстя за смерть любимой, он проходит свой последний путь по этой планете, оставляя за собой кровавый след. Это не выход, не сознательное решение, а лишь стихийный бурный взрыв, калечащий душу, непоправимо ранящий сознание. Но такой – израненный, искалеченный – Румата понятен и близок нам.  Неизмеримо более понятен и близок, чем был бы, если б до конца оставался на  позициях «бога», предписанных ему «базисной теорией» и условиями эксперимента. Потому что человеком во всем значении этого слова быть тоже нелегко».  А. Громова

       Сделай вывод и сопоставь с гипотезой.

       Расскажи одноклассникам о своём исследовании.

       Самооценка.

        Оцени себя по следующим критериям.

  • Сформулировал гипотезу – 2 балла
  • Провёл анализ повести – 4 балла
  • Правильно нашёл все соответствия – 2 балла
  • Сделал вывод и сопоставил с гипотезой – 2 балла
  • Выступил перед товарищами в классе – 2 балла

Всего – 12 баллов

 

-

docx
До підручника
Зарубіжна література 8 клас (Сімакова Л.А., Снєгірьова В.В.)
Додано
26 серпня 2018
Переглядів
922
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку