Урок "Уездный город и его обитатели" по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" является завершающим в изучении этого произведения. Это урок развития речи - урок подготовки учащихся к написанию сочинения по комедии. Это урок-музей, урок-галерея литературных персонажей. В нём используется методика таких технологий как проектная деятельность учащихся и театрализация. Урок завершает "погружение" каждого учащегося в образ одного из гоголевских персонажей и способствует развитию их творческих способностей.
1
Два урока литературы. 8 класс.
Уроки №№ ________________ Дата ___________________
Тема. Н.В. Гоголь «Ревизор». Уездный город и его обитатели.
Подготовка к сочинению по комедии Н.В. Гоголя
«Ревизор»
Цель: обучающая – обучение учащихся работе над сочинением – групповой характеристикой героев; умению отбирать и организовывать нужный материал
развивающая - развивать речь учащихся, их творческие способности;
воспитательная – воспитывать неприятие тех качеств, которые присущи героям комедии.
Тип урока – урок развития речи; урок – галерея литературных персонажей.
Оборудование: портреты героев комедии
раздаточный материал;
проектор:
презентация;
План урока.
Ход урока
Здравствуйте, уважаемые экскурсанты. Вы находитесь в Музее литературных персонажей, а именно в галерее героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», где представлены их восковые фигуры.
Сегодня вам предоставляется уникальная возможность оживить гоголевские персонажи прикосновением руки и поприсутствовать на их необыкновенном собрании, во время которого они сами расскажут вам о себе.
Персонажи оживают и садятся, гости тоже рассаживаются.
Запишите число, классная работа, уроки развития речи Наши уроки называются «Уездный город и его обитатели». Это два предпоследних урока изучения комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
Цель их - подготовка к следующему уроку - контрольной работе в виде сочинения- групповой характеристики персонажей.
Задача урока - собрать материал к сочинению и обобщить его.
Этим урокам предшествовавала двухнедельная работа по созданию вами проектов о своём персонаже комедии Гоголя. И сейчас собранные и оформленные материалы перед вами, и каждый из вас будет защищать свой проект.
Работать вы будете по такому плану защиты проекта. Планы есть у каждого.
План представления проекта
Вклейте планы в тетрадь. План является примерным, и если ваш герой не управляет ведомством, то соответствующие пункты плана вы пропускаете, можете заменять их чем-то другим, тем, что вы приготовили.
Практическим результатом работы станет таблица, которую каждый заполняет в процессе уроков. Заполненная таблица (прилагается) - основной практический материал для написания вами сочинения. В конце урока мы обобщим всё то, что вы соберёте и сделаем общий вывод. По ходу работы на уроках мы также будем составлять приблизительный план сочинения – групповой характеристики.
Наши гости-экскурсанты тоже пусть не ленятся и работают в таблице, ведь они пришли в галерею оживших литературных персонажей.
И пусть на нашем уроке царит атмосфера живого общения и свободного творчества.
- Вспомните, господа, какую цель ставил перед собой ваш создатель Николай Васильевич Гоголь, придумывая вас и создавая комедию?
(Я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем.)
- Есть ли в комедии положительные персонажи?
(Нет)
- Об этом вы можете написать во вступлении к вашему сочинению. А озаглавить вступление можно таким образом:
«Комедия Н.В. Гоголя – обвинительный акт государственному порядку России эпохи Николая I» (запись в тетрадь)
- Итак, в комедии перед нами проходит целая галерея отрицательных персонажей, очень выразительных, своеобразных. Каждый из них имеет свой ярко выраженный характер и свою индивидуальность.
Основную часть сочинения можно озаглавить таким образом: «Многоликость социального и морального зла, изображённого автором
(запись в тетрадь)
Начнем же знакомство с гоголевскими героями непосредственно.
Представьтесь же, господа.
Представление героев
- Я думаю героям следует поподробнее рассказать о состоянии дел в уездном городе и в своём ведомстве.
Сообщения о состоянии дел в ведомствах, которыми управляют.
- Давайте же обобщим, господа. Как же вы относитесь к службе?
(Ответы)
- - Какие у вас общественные интересы? Что вы делаете для простых людей?
(Ответы)
(Запись пункта плана в тетрадь)
1.Отсутствие общественных интересов, равнодушие к простому человеку, недобросовестное отношение к службе.
- Получается, что жили бы вы припеваючи, если бы, Антон Антонович,..
- …не ревизор
- Что же, вы, господа, предприняли, чтобы улучшить состояние дел в городе и во всех учреждениях?
Сообщения о мерах, предпринятые для улучшения дел в своем ведомстве после известия о приезде ревизора.
- и если бы в один прекрасный, нет, скорее, для вас ужасный, момент не…
Переход: театрализация Бобчинского и Добчинского
Монолог Осипа
- Господа, как же вы себя вели в этой обстановке? Какие характеры показали? Какие поступки совершили?
Поступки и характер. Театрализация Шпекин и Хлестаков
- Иван Александрович , Вы себя вообще комфортно здесь чувствуете?
Хлестаков: Я вообще-то считаю, что мне здесь мало внимания уделяют…
Запись, что такое «хлестаковщина»
Выступление Хлестакова с монологом
Театрализация «Признание в любви»
Характеристика Хлестаковым чиновников
Монолог Городничего
- Да, вы, господа, по-моему, слишком разошлись и во всей красе себя нашим экскурсантам показали. Настало время подводить итоги. Послушаем и запишем ваши выводы о себе.
- При групповой характеристике должен иметь место обобщённый анализ типических черт персонажей , т.е. давайте выделим общие черты характера и допишем план.
Наводящие вопросы:
- Герои Гоголя умны и образованы?
Вопиющее невежество
- Честны ли они по отношению друг к другу?
Лицемерие
- Как они оценивают сами себя? Осуждают ли свои поступки?
Хвастовство, чванство (важничанье)
- Культурны ли ваши персонажи ?Доброжелательны ли они друг к другу и нижестоящим?
Произвол, самодурство, грубость
- А как вы относитесь к тем, кто выше вас по должности?
Угодничество
- Щедры ли вы, господа?
Жадность, своекорыстие (преследование своей выгоды), взяточничество.
- Почему же вы такие, господа?
Несправедливый общественный строй уродует души людей , делает человека нравственным уродом.
- Какой эпиграф , характеризающий современное Гоголю общество, поместил Н.В Гоголь перед всей комедией?
На зеркало неча пенять, коли рожа крива
Народная пословица.
- Насколько продуктивным был сегодняшний урок?
- Сможете ли вы написать самостоятельно сочинение по плану, используя наработанный материал?
- Достаточно ли материала вы наработали?
- Что показалось полезным? Интересным?
- Чему научились
- Господа, вы всё о себе сказали? Вы друг о друге всё записали? По-моему вам пора возвращаться на свои места в музее.
(Герои замирают с характерными для них фразами).