Урок "Уездный город и его обитатели" по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"

Про матеріал

Урок "Уездный город и его обитатели" по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" является завершающим в изучении этого произведения. Это урок развития речи - урок подготовки учащихся к написанию сочинения по комедии. Это урок-музей, урок-галерея литературных персонажей. В нём используется методика таких технологий как проектная деятельность учащихся и театрализация. Урок завершает "погружение" каждого учащегося в образ одного из гоголевских персонажей и способствует развитию их творческих способностей.

Перегляд файлу

1

 

Два урока литературы.                                                             8 класс.

 

Уроки №№  ________________           Дата ___________________

 

 

Тема.    Н.В. Гоголь «Ревизор».  Уездный город и его обитатели. 

              Подготовка к сочинению по комедии Н.В. Гоголя                       

              «Ревизор»

 

Цель:  обучающая – обучение учащихся работе над сочинением – групповой характеристикой героев; умению отбирать и организовывать нужный материал

развивающая -   развивать речь учащихся, их творческие способности;

воспитательная – воспитывать   неприятие тех качеств, которые присущи героям комедии.

 

Тип урока – урок развития речи; урок – галерея литературных персонажей.

 

 

Оборудование:   портреты героев комедии

                                 раздаточный материал;                   

                                  проектор:

                                  презентация;

 

План урока.

 

  1. Организационный момент и мотивация.
  2. Сообщение темы, целей и задач урока.
  3. Актуализация опорных знаний.
  4. Работа по теме урока. Защита проектов по плану
  5. Выводы
  6. Обобщение  и подведение итогов
  7. Домашнее задание
  8. Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

  1. Организационный момент.

 

Здравствуйте, уважаемые экскурсанты. Вы находитесь в Музее литературных персонажей, а именно в галерее героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», где представлены  их восковые фигуры.

Сегодня  вам предоставляется уникальная возможность оживить гоголевские персонажи прикосновением руки и поприсутствовать на их необыкновенном собрании, во время которого они сами расскажут вам о себе.

 

Персонажи оживают и садятся, гости тоже рассаживаются.

 

 

  1. Сообщение темы, целей и задач урока.

 

Запишите число, классная работа, уроки развития речи Наши уроки называются «Уездный город и его обитатели». Это два предпоследних урока изучения комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Цель их -   подготовка к следующему уроку -  контрольной работе в виде сочинения- групповой характеристики персонажей.

Задача  урока - собрать материал к сочинению и обобщить его. 

Этим  урокам предшествовавала  двухнедельная  работа по созданию  вами проектов о своём персонаже комедии Гоголя. И сейчас собранные и оформленные  материалы перед вами, и каждый из вас будет защищать свой проект.

Работать вы будете по такому плану защиты  проекта. Планы есть у каждого.

 

                              План представления  проекта

  1. Представление своего героя.
  2. Состояние дел в ведомстве,  которым управляет.
  3. Меры, предпринятые для улучшения дел в своем ведомстве после известия о приезде ревизора.
  4. Поступки и характер.  Театрализация.
  5. Вывод о своём герое.

 

 Вклейте планы в тетрадь. План является примерным, и если ваш герой не управляет ведомством, то соответствующие пункты плана вы пропускаете, можете заменять их чем-то другим, тем, что вы приготовили.

Практическим результатом  работы  станет  таблица, которую каждый заполняет в процессе уроков. Заполненная  таблица (прилагается)   -  основной  практический  материал для написания  вами сочинения.  В конце урока мы обобщим всё то, что вы соберёте и сделаем общий вывод. По ходу работы на уроках мы также будем составлять приблизительный план сочинения – групповой характеристики.

 Наши гости-экскурсанты тоже пусть не ленятся и работают в таблице, ведь они пришли в галерею оживших литературных персонажей.  

 И пусть на нашем уроке царит атмосфера  живого общения и свободного творчества.

 

  1. Актуализация опорных знаний.

-  Вспомните, господа, какую цель ставил перед собой ваш создатель Николай Васильевич  Гоголь, придумывая  вас и создавая комедию?

(Я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем.)

 

-  Есть ли в комедии положительные персонажи?

(Нет)

 

- Об этом вы можете написать во вступлении к вашему сочинению. А озаглавить вступление можно таким образом:

«Комедия Н.В. Гоголя – обвинительный акт государственному порядку России эпохи Николая I»  (запись в тетрадь)

 

- Итак, в комедии  перед нами проходит целая галерея отрицательных персонажей, очень выразительных, своеобразных. Каждый из них имеет свой ярко выраженный характер и свою индивидуальность.

Основную часть сочинения можно  озаглавить таким образом:  «Многоликость социального и морального зла, изображённого автором

(запись в тетрадь)

Начнем же знакомство с гоголевскими героями  непосредственно.

Представьтесь же, господа.

 

  1. Работа по теме урока.
  1. Защита проектов по плану

 

Представление  героев

 

- Я думаю героям следует поподробнее рассказать о состоянии дел в уездном городе и в  своём ведомстве.

 

Сообщения о состоянии дел в ведомствах, которыми управляют.

 

-  Давайте же  обобщим, господа. Как же вы относитесь к службе?

(Ответы)

- - Какие у вас общественные интересы? Что вы делаете для простых людей?

(Ответы)

(Запись пункта плана в тетрадь)

1.Отсутствие общественных интересов, равнодушие к простому человеку, недобросовестное отношение к службе.

 

- Получается, что жили бы вы припеваючи, если бы, Антон Антонович,..

 

-  не ревизор

 

- Что же, вы, господа, предприняли, чтобы улучшить состояние дел в городе и во всех учреждениях?

 

Сообщения о мерах, предпринятые для улучшения дел в своем ведомстве после известия о приезде ревизора.

 

- и если бы в один  прекрасный, нет, скорее, для вас ужасный, момент  не…

 

Переход:   театрализация Бобчинского и Добчинского

 

Монолог Осипа

 

-  Господа, как же вы себя вели в этой обстановке?  Какие характеры показали? Какие поступки совершили?

 

Поступки и характер.  Театрализация Шпекин  и Хлестаков

 

-  Иван Александрович , Вы себя  вообще комфортно здесь  чувствуете?

 

Хлестаков:  Я вообще-то считаю, что мне здесь мало внимания уделяют

 

Запись, что такое «хлестаковщина»

 

Выступление Хлестакова с монологом

 

Театрализация «Признание в любви»

 

Характеристика Хлестаковым чиновников

 

Монолог Городничего

 

- Да, вы, господа, по-моему, слишком разошлись и во всей красе себя  нашим экскурсантам показали. Настало время подводить итоги.  Послушаем и запишем ваши выводы о себе.

 

  1. Выводы о своем герое.

 

  1. Обобщение и подведение итогов.

 

- При групповой характеристике должен иметь место обобщённый анализ типических черт персонажей , т.е. давайте выделим общие черты характера и допишем план.

 

Наводящие вопросы:

 

-   Герои Гоголя умны и образованы?

Вопиющее невежество

 

-  Честны ли они по отношению друг к другу?

Лицемерие

 

-  Как они оценивают сами себя?  Осуждают ли свои поступки?

Хвастовство, чванство (важничанье)

 

-  Культурны ли ваши персонажи ?Доброжелательны ли они друг к другу и нижестоящим?

Произвол, самодурство, грубость

 

-  А  как вы относитесь к тем, кто выше вас по должности?

Угодничество

 

-  Щедры ли вы, господа?

Жадность, своекорыстие (преследование своей выгоды), взяточничество.

 

-  Почему же вы такие, господа?

Несправедливый общественный строй уродует души людей , делает человека нравственным уродом.

 

-  Какой эпиграф , характеризающий современное Гоголю общество, поместил  Н.В Гоголь перед всей комедией?

На зеркало неча пенять, коли рожа крива

Народная пословица.

 

  1. Домашнее задание

 

  1. Рефлексия. Метод  «Микрофон»

 

-  Насколько продуктивным был сегодняшний урок?

-  Сможете ли вы написать самостоятельно сочинение по плану, используя наработанный материал?

-  Достаточно ли материала вы наработали?

 -  Что показалось полезным?  Интересным?

-   Чему научились

 

 

- Господа, вы всё о себе сказали? Вы друг о друге всё записали? По-моему вам пора возвращаться на свои места в музее.

 (Герои замирают с характерными для них фразами).

docx
До підручника
Зарубіжна література 8 клас (Сімакова Л.А., Снєгірьова В.В.)
Додано
26 серпня 2018
Переглядів
3753
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку