Груба Г. В.,
учитель русского языка и литературы СШ № 42
Лабораторная работа
по произведениям Джорджа Ноэла Гордона Байрона
Алгоритм работы учащихся.
Цели и задачи: понимать своеобразие художественного мира поэта, раскрыть черты романтического героя; формировать навыки образного ассоциативного мышления, совершенствовать навыки анализа текста на уровне содержания (темы, мотивы, идеи) и формы (изобразительно-выразительные средства); развивать навыки сравнительного анализа произведений, развивать основные рече-мыслительные умения (сравнение, обобщение, анализ, синтез), эмоционально-ценностные компетенции.
Правила работы на лабораторном занятии:
ЖЕЛАТЕЛЬНО ОБЯЗАТЕЛЬНО
Быть позитивным Говорить коротко
Говорить от себя Быть активным
Не перебивать
ХОД РАБОТЫ:
Это твоя гипотеза. Запомни, с гипотезы начинается любое исследование.
І. ФОРМИРОВАНИЕ ГРУПП-ЛАБОРАТОРИЙ.
Условие: в группе должны быть учащиеся разных уровней компетентностей.
ІІ. ЛАБОРАТОРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: опыты № 1-3
Опыт № 1. «Хочу я быть ребенком вольным...»
1. Вспомните, что такое антитеза. Что противопоставлено в произведении?
2. Запишите примеры изобразительно-выразительных средств языка, относящихся к противопоставляемым образам детства и настоящего времени. Обобщите наблюдения в таблице.
Детство |
Настоящее время |
|
|
3. К кому обращается лирический герой? С какой целью?
4. Почему лирический герой хочет убежать, скрыться от мира?
5. Охарактеризуйте лирического героя произведения. Каков его жизненный идеал?
6. Какие чувства и настроение необходимо передать чтецу при декламации стихотворения? Меняется ли настроение от начала к финалу произведения? Знакомы ли вам чувства, которые испытывает лирический герой?
9. Выразительно прочитайте стихотворение «Хочу я быть ребенком вольным…»
10. Прочитайте оригинал первой строфы стихотворения и ее дословный перевод. Сравните с переводом В. Брюсова. Насколько он соответствует оригиналу? Удалось ли русскому поэту и переводчику передать художественное своеобразие английского произведения?
I would I were a careless child,
[я хотел бы быть беззаботным ребенком]
Still dwelling in my Highland cave,
[жить в своей пещере в горах]
Or roaming through the dusky wild,
[или пробираться сквозь мрачную дикость]
Or bounding o’er the dark blue wave;
[или подходить к темно-синим волнам]
The cumbrous pomp of Saxon pride
[громоздкая пышность саксонской гордости] Accords not with the freeborn soul,
[не уживается со свободнорожденной душой] Which loves the mountain’s craggy side,
[которая любит скалистые стороны, гор]
And seeks the rocks where billows roll.
[и ищет камни, скатывающиеся вниз.]
Опыт № 2. Стихотворение « Прометей».
1.Какое впечатление на вас произвело стихотворение? Что в нем особенно понравилось?
2. Что вы знаете о Прометее? Как вы думаете, почему поэт обратился к образу Прометея?
3. С каким чувством Байрон пишет о своем герое?
4. Что в характере и судьбе Прометея вызывает восхищение поэта?
5. Исследователи считают, что Прометей — наиболее яркое воплощение байронического героя. Согласны ли вы с этим мнением?
6. Впишите в каждую из колонок таблицы по несколько цитат из стихотворения Байрона "Прометей".
Прометей-мученик |
Прометей мужественный |
Прометей гордый |
Прометей непокоренный |
|
|
|
|
7. С помощью каких изобразительно-выразительных средств языка в переводе нарисован трагический образ Прометея, подчеркнута его бунтарская натура?
8. Какие образы произведения связаны с фигурой титана, а какие — с тираном, «всесильным Роком»? Как образы из двух групп соотносятся между собой?
9. Какую идею утверждает Байрон в своем произведении?
10. Составьте сенкан на тему «Прометей»
Опыт № 3.Поэма «Мазепа»
1. Культурологическая справка : историческая и легендарная основы поэмы «Мазепа»
В 1818 г. в Италии Дж. Байрон создал поэму «Мазепа». Толчком для написания произведения стала «История Карла XII» французского философа-просветителя Вольтера. Из книги Дж. Байрон узнал, что Мазепа был изгнан со службы при дворе польского короля за любовную связь с женой пожилого вельможи. Пажа Мазепу в наказание привязали нагим к спине лошади, которая принесла его, едва живого, на родину.
В работе Вольтера и, соответственно, в поэме Байрона тесно переплелись исторические факты и вымысел. Достоверно известно, что в молодости Иван Мазепа действительно служил при дворе польского монарха Яна Казимира. Однако, вопреки свидетельству Вольтера, в ту пору он был не пажом, а «покоевым» дворянином. Кроме того, точно установлено, что Мазепа покинул двор Яна Казимира сам, когда король был в военном походе по Левобережной Украине.
Образ Мазепы в поэме
Вольтеровская трактовка биографии Мазепы привлекла Дж. Байрона тем, что юный паж представлял собой идеального романтического героя. Судьба этого молодого человека была исключительной: вступив в любовную связь с замужней красавицей, он бросил вызов обществу с его законами и моральными нормами, а затем подвергся жестокой каре. Мазепа занял достойное место среди персонажей других поэм английского классика, байронических героев — изгнанников, страдальцев, переживших тяжелые испытания и крушение своих надежд.
Поэма Дж. Байрона внесла значительный вклад в формирование образа Мазепы как легендарной романтической фигуры, открыла для европейских читателей малоизвестный им край — Украину.
2. Выполни тестовые задания «Внимательный ли ты читатель?»
1. Кому Мазепа рассказывает о приключении своей молодости:
а) Карлу XII; б) Петру I; в) Филиппу Орлику?
2. Что гетман прежде всего сделал во время привала:
а) осмотрел оружие; б) покормил коня; в) начал трапезу?
3. С каким древним полководцем сравнивает Карл своего спутника:
а) с Пирром; б) с Даррием; в) с Александром?
4. Сколько лет юный Мазепа был пажом короля Яна Казимира:
а) 4; б) 6; в) 7?
5. Юный паж влюбился в жену:
а) барона; б) князя; в) графа?
6. Как сложилась судьба Терезы после разоблачения измены - она:
а) рассталась с мужем; б) умерла; в) неизвестно как?
7. Почему герою так нужны копье, меч, чтобы:
а) сразиться с волками; б) отомстить обидчикам;
в) развязать руки?
8. От чего Мазепа пришел в себя:
а) от колючего терновника; б) от воя волков;
в) от холода волны?
9. Что остановило табун диких лошадей, который мчался на умирающего человека:
а) запах крови б) человеческий взгляд; в) слабый голос?
10. В полусне-полубреду Мазепа видел:
а) волшебную звезду рая; б) короля; в) Терезу?
11. Кто спас Мазепу:
а) казаки; б) кочевники; в) поляки?
12. Чем заканчивается поэма:
а) Карл поблагодарил Мазепу за интересный рассказ;
б) король попросил рассказать еще одну историю;
в) король уже около часа спал?
3.Диаграмма Венна. Выделите общие и различные черты в образах Мазепы и Прометея
ОЦЕНИ РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕЙ РАБОТЫ:
Я умею подбирать аргументы и четко высказывать их |
3 балла |
Я умею делать логические выводы |
3 балла |
Я умею ставить вопросы и отвечать на них |
3 балла |
Без ошибок решил тестовые задания |
3 балла |
Всего |
12 баллов |
Поставь себе оценку за работу |
|
Оценка учителя |
|