Лабораторная работа по произведениям Джорджа Ноэла Гордона Байрона

Про матеріал
Лабораторні роботи з літератури містять в собі величезний потенціал розвитку дослідницьких навичок учнів і можуть застосовуватися не тільки на етапі засвоєння і закріплення, але і на етапі пояснення нового матеріалу
Перегляд файлу

Груба Г. В.,

учитель русского языка и литературы СШ № 42

 

 

Лабораторная работа

по произведениям Джорджа Ноэла Гордона Байрона

Алгоритм работы учащихся.

  1. Ознакомление с темой лабораторной работы
  2. Коллективное обсуждение цели и задач работы, инструкции по ее выполнению
  3. Самоподготовка учащихся в группах: выполнение заданий в группах исследовательского, аналитического характера, составление устных ответов.
  4. Индивидуальное решение тестовых заданий.
  5. Оценка деятельности каждого из участников лабораторной работы

 

 

Цели и задачи:   понимать своеобразие художественного мира поэта,  раскрыть черты романтического героя; формировать навыки образного ассоциативного мышления, совершенствовать навыки анализа текста на уровне содержания (темы, мотивы, идеи) и формы (изобразительно-выразительные средства); развивать навыки  сравнительного анализа произведений, развивать основные рече-мыслительные умения (сравнение, обобщение, анализ, синтез), эмоционально-ценностные компетенции.

 

Правила работы на лабораторном занятии:

ЖЕЛАТЕЛЬНО                                                                                      ОБЯЗАТЕЛЬНО

 

Быть позитивным                                                                                      Говорить коротко

Говорить от себя                                                                                        Быть активным                                    

                                                                                                                     Не перебивать

ХОД РАБОТЫ:

  1. Предположи, какой вывод может последовать у тебя после прочтения глав романа – нового для тебя жанра.

Это твоя гипотеза. Запомни, с гипотезы начинается любое исследование.

  1. Запиши эту гипотезу, чтобы не забыть.

І. ФОРМИРОВАНИЕ ГРУПП-ЛАБОРАТОРИЙ.

Условие: в группе должны быть учащиеся разных уровней компетентностей.

ІІ. ЛАБОРАТОРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: опыты № 1-3

Опыт № 1. «Хочу я быть ребенком вольным...»

 

1. Вспомните, что такое антитеза. Что противопоставлено в произведении?

2. Запишите примеры изобразительно-выразительных средств языка, относящихся к противопоставляемым образам детства и настоящего времени. Обобщите наблюдения в таблице.

Детство

Настоящее время

 

 

 

3. К кому обращается лирический герой? С какой целью?

4. Почему лирический герой хочет убежать, скрыться от мира?

5. Охарактеризуйте лирического героя произведения. Каков его жизненный идеал?

6. Какие чувства и настроение необходимо передать чтецу при декламации стихотворения? Меняется ли настроение от начала к финалу произведения? Знакомы ли вам чувства, которые испытывает лирический герой?

9. Выразительно прочитайте стихотворение «Хочу я быть ребенком вольным…»

10. Прочитайте оригинал первой строфы стихотворения и ее дословный перевод. Сравните с переводом В. Брюсова. Насколько он соответствует оригиналу? Удалось ли русскому поэту и переводчику передать художественное своеобразие английского произведения?

I would I were a careless child,

[я хотел бы быть беззаботным ребенком]

Still dwelling in my Highland cave,

[жить в своей пещере в горах]

Or roaming through the dusky wild,

[или пробираться сквозь мрачную дикость]

Or bounding o’er the dark blue wave;

[или подходить к темно-синим волнам]

The cumbrous pomp of Saxon pride

[громоздкая пышность саксонской гордости] Accords not with the freeborn soul,

[не уживается со свободнорожденной душой] Which loves the mountain’s craggy side,

[которая любит скалистые стороны, гор]

And seeks the rocks where billows roll.

[и ищет камни, скатывающиеся вниз.]

 

Опыт № 2. Стихотворение  « Прометей».

 

 

 

1.Какое впечатление на вас произвело стихотворение? Что в нем особенно понравилось?

2. Что вы знаете о Прометее? Как вы думаете, почему поэт обратился к образу Прометея?

3. С каким чувством Байрон пишет о своем герое?

4. Что в характере и судьбе Прометея вызывает восхищение поэта?

5. Исследователи считают, что Прометей — наиболее яркое воплощение байронического героя. Согласны ли вы с этим мнением?

6. Впишите в каждую из колонок таблицы по несколько цитат из стихотворения Байрона "Прометей".

Прометей-мученик

Прометей мужественный

Прометей гордый

Прометей непокоренный

 

 

 

 

 

7. С помощью каких изобразительно-выразительных средств языка в переводе нарисован трагический образ Прометея, подчеркнута его бунтарская натура?

8. Какие образы произведения связаны с фигурой титана, а какие — с тираном, «всесильным Роком»? Как образы из двух групп соотносятся между собой?

9. Какую идею утверждает Байрон в своем произведении?

10. Составьте сенкан на тему «Прометей»

 

 Опыт № 3.Поэма  «Мазепа»

Картинки по запросу иван мазепа Байрон1. Культурологическая справка : историческая и легендарная основы поэмы «Мазепа»

В 1818 г. в Италии Дж. Байрон создал поэму «Мазепа». Толчком для написания произведения стала «История Карла XII» французского философа-просветителя Вольтера. Из книги Дж. Байрон узнал, что Мазепа был изгнан со службы при дворе польского короля за любовную связь с женой пожилого вельможи. Пажа Мазепу в наказание привязали нагим к спине лошади, которая принесла его, едва живого, на родину.

 

Картинки по запросу иван мазепа БайронВ работе Вольтера и, соответственно, в поэме Байрона тесно переплелись исторические факты и вымысел. Достоверно известно, что в молодости Иван Мазепа действительно служил при дворе польского монарха Яна Казимира. Однако, вопреки свидетельству Вольтера, в ту пору он был не пажом, а «покоевым» дворянином. Кроме того, точно установлено, что Мазепа покинул двор Яна Казимира сам, когда король был в военном походе по Левобережной Украине.

Образ Мазепы в поэме

Вольтеровская трактовка биографии Мазепы привлекла Дж. Байрона тем, что юный паж представлял собой идеального романтического героя. Судьба этого молодого человека была исключительной: вступив в любовную связь с замужней красавицей, он бросил вызов обществу с его законами и моральными нормами, а затем подвергся жестокой каре. Мазепа занял достойное место среди персонажей других поэм английского классика, байронических героев — изгнанников, страдальцев, переживших тяжелые испытания и крушение своих надежд.

Поэма Дж. Байрона внесла значительный вклад в формирование образа Мазепы как легендарной романтической фигуры, открыла для европейских читателей малоизвестный им край — Украину.

 

2. Выполни тестовые задания «Внимательный ли ты читатель?»

1. Кому Мазепа рассказывает о приключении  своей молодости:

а) Карлу XII; б) Петру I; в) Филиппу Орлику?

2. Что гетман прежде всего сделал во время привала:

а) осмотрел оружие; б)  покормил коня; в) начал трапезу?

3. С каким древним полководцем сравнивает Карл своего спутника:

а) с Пирром; б) с Даррием; в) с Александром?

4. Сколько лет юный Мазепа был пажом короля Яна Казимира:

а) 4; б) 6; в) 7?

5. Юный паж влюбился в жену:

а) барона; б) князя; в) графа?

6. Как сложилась судьба Терезы после разоблачения измены - она:

а) рассталась с мужем; б) умерла; в) неизвестно как?

7. Почему герою так нужны  копье, меч, чтобы:

а) сразиться с волками; б) отомстить обидчикам;

в) развязать руки?

8. От чего Мазепа пришел в себя:

а) от колючего терновника; б) от воя волков;

в) от холода волны?

9. Что остановило табун диких лошадей, который мчался на умирающего человека:

а) запах крови б) человеческий взгляд; в) слабый голос?

10. В полусне-полубреду Мазепа видел:

а) волшебную звезду рая; б) короля; в) Терезу?

11. Кто спас Мазепу:

а) казаки; б) кочевники; в) поляки?

12. Чем заканчивается поэма:

а) Карл поблагодарил Мазепу за интересный рассказ;

б) король попросил рассказать еще одну историю;

в) король уже около часа спал?

3.Диаграмма Венна. Выделите общие и различные черты в образах Мазепы и Прометея

ОЦЕНИ РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕЙ РАБОТЫ:

 

Я умею подбирать аргументы и четко высказывать их

3 балла

Я умею делать логические выводы

3 балла

Я умею ставить вопросы и отвечать на них

3 балла

Без ошибок решил тестовые задания

3 балла

Всего

12 баллов

Поставь себе оценку за работу

 

Оценка учителя

 

 

doc
Додав(-ла)
Груба Галина
Додано
7 лютого 2021
Переглядів
682
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку