Проведение лабораторных работ способствует решению поставленных задач перед учителем. Главное, этот вид работы предполагает не столько получение знаний, сколько применение этих знаний на практике, что приводит к развитию творческого мышления учащихся. Также позволяет, используя уже имеющиеся знания по смежным предметам (география, черчение), самостоятельно ставить, выбирать способ решения и решать задачи, что является немаловажным аспектом при компетентностном подходе в процессе обучения. Приведем один из вариантов проведения лабораторной работы по астрономии по теме: «Изучение карты звездного неба».
Лабораторная работа №1
Тема: Изучение карты звездного неба
Цель: ознакомиться с основными созвездиями звездного неба Северного полушария и вычислить время прохождения Солнца через зодиакальные созвездия, выяснить соответствие между астрономическими данными и астрологическими сведениями прохождения Солнца через созвездия звездного неба.
Оборудование: подвижная карта звездного неба, таблица астрологических дат изменений зодиакальных знаков.
Содержание работы
1. По таблице определить число созвездий звездного неба.
2. Определить с помощью подвижной карты звездного неба, какие созвездия можно видеть на небе в Северном полушарии в течение всего года. Запишите названия 6 – 7 созвездий. Контуры одного – двух созвездий зарисуйте в тетрадь.
3. С помощью подвижной карты звездного неба определить количество зодиакальных созвездий и время прохождения Солнца через них.
4. Определить, «под какой звездой вы родились».
Астрология |
Астрономия |
||
Название зодиакального созвездия |
Время прохождения Солнца через созвездие |
Название зодиакального созвездия |
Время прохождения Солнца через созвездие |
Овен |
21.03-20.04 |
|
|
Телец |
21.04-20.05 |
|
|
Близнецы |
21.05-20.06 |
|
|
Рак |
21.06-22.07 |
|
|
Лев |
23.07-22.08 |
|
|
Дева |
23.08-23.09 |
|
|
Весы |
24.09-23.10 |
|
|
Скорпион |
24.10-21.11 |
|
|
Стрелец |
22.11-21.12 |
|
|
Козерог |
22.12-19.01 |
|
|
Водолей |
20.01-18.02 |
|
|
Рыбы |
19.02-20.03 |
|
|
|
|
|
|
Ход работы
1.1. С помощью таблицы определите число созвездий звездного неба.
1.2. Выясните сколько созвездий принадлежит северному полушарию небесной сферы, а сколько – южному полушарию небесной сферы.
1.3. Пользуясь таблицей, перечислите названия созвездий, площадь которых больше чем 1000 квадратных градусов (записать их площадь).
1.3. Используя данные таблицы, определить созвездия, которые состоят из наибольшего числа звезд.
1.4. Выяснить, какому из полушарий звездного неба они принадлежат. Данные занести в таблицу.
№ |
Название созвездия |
Площадь |
Число звезд |
Полушарие |
|
|
|
|
|
2.1. Верхний накладной круг, за исключением овала в центре, покрашен в голубой цвет. Все, что видно на основном круге сквозь незакрашенную прозрачную часть накладного круга, расположено над горизонтом, а все остальное – под горизонтом (на небе не видно).
2.2. Сделайте полный оборот накладного круга и внимательно проследите за тем, какие созвездия постоянно можно видеть сквозь прозрачную часть круга. Выберите 6 или 7 созвездий и запишите их названия.
2.3. Для того чтобы правильно зарисовать созвездия, необходимо обратить внимание на самые яркие звезды. На карте они выделены жирными точками и соединены линиями. Старайтесь придерживаться правильного расстояния между звездами.
3.1. Чтобы найти зодиакальные созвездия на карте звездного неба, нужно найти красную сплошную линию – линию эклиптики. Все созвездия, через которые проходит Солнце «во время движения по небу», принадлежат к зодиакальным созвездиям.
3.2. Начертите таблицу и запишите в таблицу названия всех созвездий, которые последовательно пересекают линию эклиптики, начиная с созвездия Овна (3-я колонка).
3.4. Для того чтобы определить время прохождения Солнца на участке неба, который принадлежит соответствующему созвездию, необходимо на карте найти точку пересечения сплошной красной линии (линии эклиптики) с пунктирной красной линией (границей созвездия), повернуть подвижный накладной круг так, чтобы вертикальная линия севера совпадала с точкой пересечения, и по шкале внизу на основном неподвижном круге определить дату.
3.5. Проследить продолжение сплошной красной линии дальше и аналогично определить дату по следующей точке пересечения. Причем дата начала следующего зодиакального созвездия является одновременно датой окончания предыдущего.
3.6. Запишите найденные данные в таблицу и сравните их с данными левой части таблицы. Сделайте выводы.
4.1. Определите, «под какой звездой вы родились». Для этого найдите дату своего рождения на основном неподвижном круге, подведите к ней вертикальную линию часа вашего рождения и посмотрите, через какие звёзды проходит эта линия.
4.2. Найдите координаты данной звезды.
4.3. Заполнить таблицу и сделать вывод о соответствии астрологических прогнозов действительному времени прохождения Солнца через созвездия
По окончании урока учащиеся сдают лабораторные листы с оформленной работой.