Розробка літературного вечора підходить для учнів 8 - 11 класів. Матеріал містить презентацію, що є зручним у проведенні заходу. Фрагменти відеофільмів допоможуть дітям більш детально зрозуміти твори.
Литературный вечер: «ВОСПОМИНАНИЯ О БУЛГАКОВЕ»
Цели: Расширить знания учеников о жизни и творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова.
Показать сложность жизненного и творческого пути писателя.
Развить любовь к литературе.
Вечер рассчитан на возрастные категории: 8 – 11 класс.
Оборудование: выставка книг М. А. Булгакова, мультимедийная установка, старый альбом с фотографиями Булгакова и его семьи.
Ход вечера
Литературный вечер проводится в непринужденной обстановке, зал оформлен в духе булгаковского времени. Участники одеты в костюмы, которые соответствуют тем временам. В зале 3 стола застелены скатертью (домашняя обстановка). За первым столом сидят мать Булгакова, Варвара Михайловна (ученица) и его первая жена – Татьяна Николаевна Лаппа (ученица), они листают альбом с фотографиями.
За следующим столом сидит вторая жена Булгакова, Любовь Евгеньевна Белозерская-Булгакова (ученица), на столе чашка чая и фото Михаила Афанасьевича.
За третьим столом – третья жена Булгакова, Елена Сергеевна Булгакова (ученица), на столе чашка чая и фото Михаила Афанасьевича.
Выходят ведущие. Они ведут себя свободно, ходят по залу, меж столов.
Ведущий 1:
ХХ век был богат на изобретения и открытия. В это время Украина дала российской литературе великого Михаила Афанасьевича Булгакова. Он предстал перед нами уже после смерти, в шестидесятых годах. (Слайд, фото 1)
Замкнутый. Закрытый. Не терпящий фамильярности. Легкий на подъем. Остроумный.
Ведущий 2:
Булгаков Михаил Афанасьевич родился в ночь со 2 на 3 мая (15) 1891 на Воздвиженской улице,28 в Киеве, в семье магистра Киевской Духовной Академии, доцента кафедры древней гражданской истории. Всего в семье было семеро детей. Михаил Афанасьевич был старшим. Семья Булгаковых была увлечена музыкой, литературой и поэзией, часто ставили домашние спектакли. Михаил Афанасьевич играл на пианино и пел арии.
Варвара Михайловна:
– Да, веселый выдался 1900 год! Мы купили участок земли в Буче и построили там большой 2-этажный дом. (Слайд, фото 2)
Ведущий 1:
С огромной любовью Варвара Михайловна благоустраивала дачу. Было высажено море цветов, фруктовый сад, овощные грядки, а как прекрасен был лесной массив самой Бучи… Каждое лето семья выезжала на дачу. На протяжении 2-х лет, с 1903 по 1905, Булгаковы сменили несколько адресов – это и Ильинской, 5, и на Прозоровской, 30 и многие другие – то было неспокойное время, в воздухе пахло революцией… (Слайд, фото 3) На фото – Семья Булгаковых на даче в Буче. 15-летний Михаил в верхнем ряду справа.
Варвара Михайловна:
– А вот Мишенька великолепно сыграл роль Лешего. (Слайд, фото 4) Помню его первое литературное произведение – рассказ «Похождения Светлана». Мише тогда было всего семь.
Ведущий 2:
Уже в пятом классе из-под его пера вышел фельетон «День главного врача», также Михаил Афанасьевич сочинял эпиграммы, сатирические стихи. Но своим настоящим призванием юный Булгаков считал медицину и мечтал стать врачом.
Варвара Михайловна:
– Вот фото, на котором наша семья в трауре после смерти отца Афанасия Ивановича. (Слайд, фото 5)
Ведущий 1:
После смерти мужа Варвара Михайловна работала казначеем во Фребелевском обществе, там и познакомилась со своим будущим мужем врачом-педиатром Иваном Павловичем Воскресенским. Булгаков не одобрял связь матери с Воскресенским, возможно, из-за того, что Иван Павлович был значительно младше своей возлюбленной. (Слайд, фото 6) Вот они все вместе на фото в Буче – это был 1913 год.
(ученица (Варвара Михайловна) уходит)
Ведущий 2:
В 1909 году, окончив Первую киевскую гимназию, Михаил Афанасьевич поступил на медицинский факультет Киевского университета. В 22 года, будучи студентом, он женился на Татьяне Николаевне Лаппа, столбовой дворянке, дочери управляющего Саратовской казенной палатой.
Татьяна Николаевна вспоминала … (Слайд, фото 7)
Татьяна Николаевна Лаппа:
– Михаил все возмущался, что Варвара Михайловна с Воскресенским... Он каждую субботу приезжал в Бучу, а если они были в Киеве, приходил все время, поздно возвращался. Даже ночевать оставался где-то там... отдельно... не знаю, Михаила это очень раздражало. Он мне говорил: «Я просто...». Он выходил из себя. Конечно, дети не любят, когда у матери какая-то другая привязанность. Или они уходили гулять куда-то там на даче, он говорит: «Что это такое, парочка какая пошла». Переживал. Он прямо говорил мне: «Я просто поражаюсь, что мама затеяла роман с доктором». Очень был недоволен.
Ведущий 1:
Из воспоминаний Татьяны Николаевны узнаем, что денежные трудности у молодой семьи начались уже в день свадьбы…
Татьяна Николаевна Лаппа:
– Фаты у меня, конечно, никакой не было, подвенечного платья тоже — я куда-то дела все деньги, которые отец прислал. Мама приехала на венчанье — пришла в ужас. У меня была полотняная юбка в складку, мама купила блузку. Венчал нас о. Александр.
Ведущий 2:
Отец Татьяны Николаевны в месяц присылал 50 рублей, по тем временам большая сумма. Булгаков был человеком порыва и не любил экономить. Если ему хотелось проехаться на такси на последние деньги, он не раздумывая решался на этот шаг.
Татьяна Николаевна Лаппа:
– Мать ругала за легкомыслие. Придем к ней обедать, она видит — ни колец, ни цепи моей. «Ну, значит, всё в ломбарде!»
Ведущий 1:
А через год началась Первая мировая война, и Булгаков работал в полевых госпиталях.
Вскоре его отозвали с фронта и направили заведовать земской Никольской сельской больницей в Сычевском районе Смоленской губернии. Через год он стал работать в Вязьме. Этот период его жизни известен по автобиографическим «Запискам юного врача» в них мы встречаем эпизоды врачебной работы автора. Они очень эмоциональны и полны юмора.
В марте 1917 года Булгаков, будучи молодым земским врачом, вернулся из отпуска в родное село. То, что он видел на протяжении отпуска, как нож ранило сердце Булгакова: ему везде встречались больные с симптомами сифилиса.
Ведущий 2:
18 сентября 1917 года Булгакову выдала удостоверение Сычевская уездная земская управа, в котором перечислялись проделанные им за год операции, среди которых – одна ампутация бедра (рассказ «Полотенце с петухом» – о красавице, попавшей в мялку), однажды ему даже пришлось отсасывать ртом с помощью трубочки дифтеритные пленки прямо из горла тяжелобольного мальчика. Пленка попала в рот самого врача. Он заболел и вылечить помогла инъекция морфия, которую он незамедлительно сделал. Прошло несколько дней, Булгаков вылечился, и морфий больше был не нужен, но он не спешил отказываться от этого «чудесного лекарства». Булгаков стал принимать его два раза в день. К счастью, жена Булгакова быстро заметила его пристрастие к морфию и помогла отказаться от наркотика. Он пытался лечиться: лег в клинику, но все было напрасно. Через много лет Татьяна Николаевна Лаппа вспоминала:
Татьяна Николаевна Лаппа:
– Когда мы приехали – он пластом лежал. И все просил, умолял: «Ты меня в больницу не отдавай!» По-видимому, психиатрической больницы боялся. Стал опий пить прямо из пузырька. Валериану пил. Когда нет морфия – глаза какие-то белые, жалкий такой...
Ведущий 1:
Он называл её своим ангелом... Таня решила бороться за мужа. Насколько хватит сил! Сама! Ведь никто из родных даже подозревать не должен, что Миша болен... По совету отчима Булгакова, Татьяна начала разбавлять каждую дозу морфия дистиллированной водой. И в конце концов начала вкалывать мужу лишь воду. В Киеве супруги прожили полтора относительно спокойных года.
Февральскую революцию Булгакову довелось встретить в родном городе. Власть в Киеве часто менялась: петлюровцы, большевики, Деникины…
Ведущий 2:
В автобиографии 1937 года Булгаков писал, что он был мобилизован всеми властями, последовательно занимавшими город.
И февральскую революцию 1917 года, и Октябрьский переворот Булгаков встретил отрицательно. Его настроение найдет свое отражение в высказываниях главного героя романа «Белая гвардия» – старшего Турбина. В 1919 году Булгаков как врач был командирован на Северный Кавказ.
Татьяна Николаевна Лаппа:
– Его направили во Владикавказ, в военный госпиталь (Слайд, фото 8). Там он начал печатать свои публицистические статьи в газетах – и всю жизнь вынужден был скрываться, что печатался в газетах при белых.
Ведущий 2:
Зима 1919 – 1920 года – переломная в жизни Булгакова: он навсегда бросил медицину и отдался литературе, работал в местном театре. Театр денег не платил – только выдавали постное масло и огурцы. Пройдет много лет, и Татьяна Николаевна расскажет…
Татьяна Николаевна Лаппа:
– Когда госпиталь расформировали, в первых месяцах 1920 года, заплатили жалованье – «ленточками». Такие деньги были – кремовое поле, голубая лента. Эти деньги никто не брал, только в одной лавке – и я на них скупала балыки…
Ведущий 1:
Эти скупаемые напоследок балыки возникнут в романе «Мастер и Маргарита», где Арчибальд Арчибальдович последним выйдет из горящего ресторана «с двумя балыковыми бревнами под мышкой», а Коровьев вынесет оттуда «цельную семгу в шкуре и с хвостом».
Татьяна Николаевна Лаппа:
– Жили мы в основном на мою золотую цепь – отрубали по куску и продавали. Она была витая, как веревка, чуть уже мизинца толщиной… родители мне ее подарили…
Ведущий 2:
Булгаков дважды хотел уехать из России: первый раз в конце февраля – начале марта 1920 года тяжелый тиф не дал ему эвакуироваться с Белой армией, о чем он долго сожалел; второй раз Булгаков пытался уплыть в конце лета 1921 года на одном из теплоходов в Константинополь. Вел с кем-то переговоры, чтобы его спрятали в трюме. Но отъезд так и не состоялся.
В конце сентября 1921 года Булгаков приехал в Москву, с тем «чтобы остаться в ней навсегда». Началась борьба за выживание. Вскоре он получил жилье: в доме №10 по Большой Садовой, который неоднократно будет фигурировать в его произведениях.
Ведущий 1:
Через несколько лет Булгаков-писатель входит в моду. А вот семейная жизнь дала трещину. Через 11 лет после венчания он предложил Татьяне Лаппа развод. В роли разлучницы выступила Любовь Евгеньевна Белозерская, 29-летняя дама с богатой биографией, недавно приехавшая из-за границы. (Слайд, фото 9) Она только что разошлась с одним мужем, собиралась выйти за другого, но не получалось. Так что роман с Булгаковым пришелся очень кстати. А Булгакову нравилась ее утонченность, любовь к литературе, острый язычок и светский лоск.
Ведущий 1:
Любовь Евгеньевна — веселая, умная, красивая женщина, украшала собой жизнь писателя, она была верным другом в самые тяжелые минуты. «Другу моему, светлому парню Любочке», — напишет Булгаков на сборнике «Дьяволиада», и слов этих никак не выкинуть из истории их отношений.
Ведущий 2:
Булгаков посвятил Любе роман «Белая гвардия», повесть «Собачье сердце» и пьесу «Кабала святош». Все, что было написано Булгаковым в их годы, с 1924-го по 1933-й, так или иначе связано с Любой — одобрено ею, навеяно ею, подсказано ею…
Ведущий 1:
Исследователи творчества писателя считают, что Михаил Афанасьевич - автобиографический писатель, поэтому и облик жены, и их совместная жизнь нашли отражения в произведениях Булгакова, вошедших сейчас в золотой фонд русской литературы.
В 1987 году вспоминая «Собачье сердце», Любовь Евгеньевна говорила…
Любовь Евгеньевна Белозерская-Булгакова:
– Повесть «Собачье сердце» Булгаков писал в 1925 году, когда мы жили в Чистом переулке. Что натолкнуло Булгакова к написания этой повести? Я думаю, что дело здесь обстоит так. Михаил Афанасьевич вовремя блестяще написал несколько фантастических произведений: «Дьяволиаду», «Роковые яйца», и у него остался запал работать в этом направлении. «Собачье сердце» это продолжение как бы врачебной научной работы Булгакова.
В гуще Пречистенки, среди своих друзей, в общении с прототипом Филиппа Филипповича Преображенского – Николаем Михайловичем Покровским у Булгакова появляется идея – связать преобразование общества и преобразование человека. Он как-то пытался осознать ход истории и позицию интеллигентов. Фантастическое было близко Михаилу Афанасьевичу всегда. Откуда у Булгакова истоки фантастики? Я думаю, это не обязательно от чтения Жуля Верна и Герберта Уэлса, хотя он в то время и увлекался ими. Главное, я думаю, оттого, что он родился в религиозной семье, семье профессора богословия, поэтому хорошо знал, думаю, религиозных писателей-мистиков. И такие философы, как Владимир Соловьев, Павел Флоренский, Бердяев, Сергий Булгаков, были известны Булгакову, это факт, что над проблемами мистики, психологии, Булгаков задумывался с юности.
Сам Михаил не был верующим, в обычном, вульгарном понимании. У нас не было ни икон, ни каких-либо других религиозных атрибутов. Но он верил, как говорится, что всё будет правильно, верил в друзей, верил в русские корни, верил, что русская интеллигенция не погибнет. Я хочу ещё сказать, что грешна, – насаждала культ животных в нашем доме. Всё это вылилось в фантастическую повесть «Собачье сердце» (Видео 1 – фрагмент фильма «Собачье сердце»)
Ведущий 1:
Бессчетное количество фантастических произведений —это неиссякаемый источник сюжетов для киноделов. Множество экранизаций «Мастера и Маргариты», «Собачье сердце», «Морфий», «Белая гвардия», «Записки юного врача», «Роковые яйца» и «Дни Турбиных» пользуются большой популярностью. А знаете ли вы о том, что знаменитая комедия «Иван Васильевич меняет профессию» снята по мотивам булгаковских произведений? За всю историю кино, экранизаций его бессмертных творений набралось уже более полутора десятков наименований. (Слайд, фото 10)
Ведущий 2:
На дверях квартиры № 6 по улице Б. Пироговская, 35, где жили Булгаковы, висела табличка: «Бутон Булгаков. Звонить 2 раза», а в ногах своей хозяйки впал бывший уличный пес Бутон. Потом этот Бутон перекочевал в драму «Мольер», как слуга Мольера (На титульном листе рукописи этой пьесы Булгаков написал: «Жене моей Любови Евгеньевне Булгаковой посвящаю»). А в романе «Мастер и Маргарита» единственный друг Пилата – собака Банга. «Банга» – это домашнее прозвище Любовь Евгеньевны.
Ведущий 1:
Читателям романа, может броситься в глаза, что в образ Маргариты как бы слиты две женщины: грустная, бездетная Маргарита сначала, и буйная «косящая на один глаз ведьма» во второй части романа. Так что можно, наверное, согласиться, что прототипом Маргариты послужила Любовь Евгеньевна. Многие исследователи считают, что Маргарита - это последняя жена писателя – Елена Сергеевна Шиловская (Слайд, фото 11).
В конце своей книги «О, мед воспоминаний» о годах совместной жизни с Булгаковым, Любовь Евгеньевна скажет…
Любовь Евгеньевна Белозерская-Булгакова:
– Не буду рассказывать о тяжелом для нас обоих времени расставания. В знак этого события ставлю черный крест.
Ведущий 2:
Так и случилось, что подруга Любовь Евгеньевны, Елена Сергеевна Шиловская, стала последней женой Булгакова... Любовь Евгеньевна сразу после судьбоносного разговора скажет …
Любовь Евгеньевна Белозерская-Булгакова:
– Мы поговорили. Боже мой! Какой же был разговор. Бедный мальчик… Но я все поняла. Слезы лились между его пальцев (лицо загородил руками).
Ведущий 1:
Она все поняла: его самого пугала та сила, которой привязала его к себе Шиловская. Пугала… Но оторваться он был не в состоянии.
Сущая дьяволиада, конечно!
А вот, кстати, на ту же тему… В народе говорят: первая жена от Бога, вторая — от людей, третья — от дьявола. Татьяна Николаевна — Тася — при всей своей скромности была, конечно, ангелом-хранителем Булгакова: она ведь жизнь ему не раз спасала. Любовь Белозерская - женщина, в которой сочеталось возвышенное и земное. Благодаря ей Булгаков ощутил себя прочно стоящим на земле. Но, быть может, тот, кому он посулил в тяжелую минуту свою душу (подобно однофамильцу из романа Чаянова, узнавшего, что его душа уже лежит в дьявольской шкатулке), решил, что должен оторвать Булгакова от всех его земных привязанностей, чтобы Мастер как можно более гениально описал его, дьявола, его — Воланда — пришествие в Москву? Видимо, в «Консультанте с копытом», написанном, когда рядом с Мастером была «Любовь земная», недостаточно пахло серой. И тогда Воланд послал Мастеру его Маргариту.
Ведущий 2:
…Ее часто называли ведьмой. В ней и впрямь было нечто ведьмовское, колдовское. Само описание знакомства Михаила Булгакова с Еленой Шиловской наводит на мысль о ворожбе, о привороте.
На Масленицу 1928 года Булгаковы обедали в одном из московских домов. Зеленоглазая красавица, жена генерала и соседка по столу, попросила Михаила Афанасьевича ей помочь — завязать распустившийся шнурок ее рукава. И словно бы привязала его к себе навсегда (Слайд, фото 12).
Елена Сергеевна Булгакова:
– Мы познакомились очень неожиданно. Я интересовалась им давно. С тех пор как прочитала «Роковые яйца» и «Белую гвардию». Я почувствовала, что это совершенно особый писатель. Хотя литература 20-х годов у нас была очень талантлива. Необычайный взлет был у русской литературы. И среди всех был Булгаков, причем среди этого большого созвездия он стоял как-то в стороне по своей необычности, необычности темы, необычности языка, взгляда, юмора: всего того, что, собственно, определяет писателя.
Все это поразило меня. Я была женой генерала-лейтенанта Шиловского, прекрасного, благороднейшего человека. Была, что называется, счастлива: муж, занимающий высокое положение, двое прекрасных сыновей… Вообще все было хорошо. Но когда я встретила Булгакова случайно в одном доме, я поняла, что это моя судьба, несмотря на безумно трудную трагедию разрыва. Я пошла на все это, потому что без Булгакова для меня не было бы ни смысла жизни, ни оправдания ее…
Ведущий 1:
3 октября 1932 года Елена Сергеевна расторгла свой брак с Евгением, и в тот же день был расторгнут брак между Булгаковым и Белозерской. Уже 4 октября Михаил и Елена поженились. Старший сын, Елены Сергеевны остался с отцом, а младший Сережа, стал жить с матерью и отчимом (Слайд, фото 13).
Вместе они прожили восемь лет. Елена Сергеевна посвятила себя мужу, его творчеству. Она была его литературным секретарем, писала под диктовку и перепечатывала на машинке его рукописи, а затем редактировала их, составляла договоры, отвечала на письма…
Главным шедевром мастера стал роман «Мастер и Маргарита» (Слайд, фото 14) он был завершен в начале сентября 1936 года. Роман и мучает его, и непреодолимо манит.
Не стоит гадать, кто скрывался под именами главных героев: конечно, это был сам Михаил Афанасьевич Булгаков и его любимая жена, его муза Елена Сергеевна! Писатель признавался, что ни одну женщину в своей жизни не любил так, как ее… (Видео 2 – фрагмент фильма «Мастер и Маргарита»)
Ведущий 2:
В 1934 году – пометка на полях рукописи: «Дописать, прежде чем умереть». А о смерти он думает постоянно. В год женитьбы здоровый, 40-летний просит Елену Сергеевну умереть у неё на руках. Другу рассказывает: «Я буду умирать тяжело». Но и здесь юмор ему не изменяет: уверяет что, когда его понесут в гробу, ударят на лестнице краем об дверь соседа снизу. Так и получилось!
Ведущий 1:
В конце 1939 года здоровье Булгакова ухудшилось, он страдал сильнейшими головными болями и практически потерял зрение… Ему предложили ложиться в больницу, вдова Елена Сергеевна вспоминала … (Слайд, фото 15)
Елена Сергеевна Булгакова:
– Он посмотрел на меня умоляюще. Когда мы решили пожениться, он мне сказал: «Я буду умирать тяжело. Ты обещаешь мне, что не отдашь в больницу?» Он был вполне серьезен. Я пообещала. Теперь я сказала: – Нет, он останется дома! Врач, уходя, произнес: «Я не настаиваю только потому, что это вопрос трех дней.» Он слышал это. Я уверена, если б не эта фраза, болезнь пошла бы иначе. Это убило его. А он и то ведь прожил после этого не три дня, а шесть месяцев!
Ведущий 2:
Тяжело больной, Булгаков продолжал работать над «Мастером». Елена Сергеевна читала рукопись вслух, он останавливал ее, диктовал поправки и дополнения.
25 января продиктовав страничку о Степе в Ялте, они вышли на улицу в последний раз. 13 февраля Елена Сергеевна стала читать ему про похороны Берлиоза…
Елена Сергеевна Булгакова:
…Он начал было править, а потом вдруг сказал: «Ну ладно, хватит, пожалуй…» И больше уже не просил меня читать. В тот день был закончен великий роман. На строках о похоронах.
Ведущий 1:
Может, мистическое совпадение? Но через месяц с автором будут также прощаться литераторы, а потом – кремация...
Умирая, говорил: «Может быть, это и правильно. Что я мог бы написать после «Мастера»?».
Елена Сергеевна сдержала свое слово. 10 марта 1940 года в 4 часа утра Михаил Афанасьевич Булгаков умер на руках своей Маргариты. Его последними, еле слышными словами были: «Прости меня… Прими меня…»
Урну с его прахом захоронили в знаменитом вишневом саду Новодевичьего кладбища, месте последнего упокоения многих артистов.
На могиле писателя долгое время не было надгробия.
Елена Сергеевна Булгакова:
– Я никак не могла найти того, что бы я хотела видеть на могиле Миши – достойного его. И вот однажды, когда я по обыкновению зашла в мастерскую при кладбище Новодевичьем, – я увидела глубоко запрятавшуюся в яме какую-то глыбу гранитную (Слайд, фото 16). Директор мастерской на мой вопрос, объяснил, что это – Голгофа с могилы Гоголя, снятая с могилы Гоголя, когда ему поставили новый памятник. По моей просьбе, при помощи экскаватора, подняли эту глыбу, подвезли к могиле Миши и водрузили. С большим трудом, так как этот гранит труден для обработки, как железо, рабочие вырубили площадочку для надписи: Писатель Михаил Афанасьевич Булгаков, 1891-1940 (четыре строчки. Золотыми буквами). Вы сами понимаете, как это подходит к Мишиной могиле – Голгофа с могилы его любимого писателя Гоголя.
Ведущий 2:
Многое роднило Михаила Афанасьевича с Гоголем (Слайд, фото 17). Земляки, оба не любили Петербург, закончили свои главные книги в Москве и там же сжигали свои рукописи, перед смертью сильно страдали. Автор «Мастера и Маргариты» считал себя учеником Гоголя. Булгаков часто приходил к памятнику Гоголю. Елена Сергеевна припомнила слова мужа, обращенные к автору «Мертвых душ»: «О, Учитель, укрой же меня полой своей чугунной шинели!»
Вдова писателя решила, что само провидение привело ее к гоголевской Голгофе. Многотонный камень извлекли на свет божий, и он лег в изголовье могилы Булгакова. Учитель и ученик обрели одно надгробие на двоих.
Свою оставшуюся жизнь Елена Сергеевна потратила на то, чтобы все произведения Булгакова были изданы.
Была ли счастлива она со своим Мастером? Она с уверенностью скажет…
Елена Сергеевна Булгакова:
– Несмотря на всё, несмотря на то, что бывали моменты чёрные, совершенно страшные, не тоски, а ужаса перед неудавшейся литературной жизнью, если вы мне скажете, что у нас, у меня была трагическая жизнь, я вам отвечу: нет! Ни одной секунды. Это была самая светлая жизнь, какую только можно себе выбрать, самая счастливая. Счастливее женщины, какой я тогда была, не было…
Ведущий 1:
Елена Сергеевна утверждала, что встречается с Булгаковым и после его смерти — во сне. Похоронена Елена Сергеевна в одной могиле со своим Мастером — на Новодевичьем кладбище в Москве.
Ведущий 2:
Закончить наш вечер хочется проникновенными стихами Анны Андреевны Ахматовой, которые она посвятила Булгакову (Слайд, фото 18):
Вот это я тебе, взамен могильных роз,
Взамен кадильного куренья;
Ты так сурово жил и до конца донес
Великолепное презренье.
Ты пил вино, ты как никто шутил
И в душных стенах задыхался,
И гостью страшную ты сам к себе впустил
И с ней наедине остался.
И нет тебя, и все вокруг молчит
О скорбной и высокой жизни,
Лишь голос мой, как флейта, прозвучит
И на твоей безмолвной тризне.
О, кто поверить смел, что полоумной мне,
Мне, плакальщице дней погибших,
Мне, тлеющей на медленном огне,
Всех потерявшей, все забывшей, -
Придется поминать того, кто, полный сил,
И светлых замыслов, и воли,
Как будто бы вчера со мною говорил,
Скрывая дрожь смертельной боли.
Список используемой литературы.
1