М. Лермонтов. Стих «Тучи» тема свободы и одиночества

Про матеріал
План конспект прийде на допомогу як студенту, який тількі починає поринати у світ вівчення творості М.Ю. Лермонтова у межах предмету, так і досвідченому вчителю зарубіжної літератури
Перегляд файлу

  План-конспект уроку №2

Дата проведення:

Клас:5

Тема: М. Лермонтов. Вірш «Тучи» тема свободы и одиночества

Мета уроку:

  • навчальна. Навчити принципам роботи з аналізом.
  • розвиваюча. Розвити у дітей вміння орієнтуватись у тексті.
  • виховна. Виховати у дітей любов до поезії та російської мови

Очікуваний результат:

  • діти орієнтуються в біографії, можуть відповісти на питання, пов’язані з нею
  • можуть швидко знайти головне в тексті
  • можуть провести паралелі між біографією та творчістю
  • можуть відчути та описати настрій твору

Обладнання: роздаточний матеріал з тестом про дитинство поета та вірш, підручник, дошка.

Схематичний план уроку

I Організаційний етап

  1. Привітання та організація класу
  2. Перевірка відсутніх

II Основна частина

  1. Вступне слово вчителя
  2. Підготовка до сприйняття матеріалу
  3. Мотивація навчальної діяльності
  4. Сприйняття та засвоєння навчальної діяльності

III Заключна частина

  1. Узагальнення та систематизація знань
  2. Виставлення оцінок
  3. Інструктаж до домашнього завдання

I Організаційний етап

  1. Привітання та організація класу
  2. Перевірка відсутніх

II Основна частина

- Добрый день, на прошлом занятии мы с вами познакомились с творчеством известного русского поэта, как же его звали?

(діти відповідають)

- Домашним заданием было прочитать о жизни М.Ю. Лермонтова и ознакомиться с его работой «Тучи». Дайте же проверим знание биографии с помощью небольшого теста.

(діти отримують листочки з завданням)

1 В каком году родился поэт?

  1. 1912
  2. 1814
  3. 1868

2 Кто был опекуном мальчика?

  1. Мама
  2. Папа
  3. Бабушка

3 Где учился Лермонтов?

  1. Криворожский Национальный университет
  2. Благородный пансион при Московском университете
  3. Элитное военное училище в Петербурге

4 Какое место вдохновляло М.Ю. Лермонтова?

  1. Франция
  2. Азербайджан
  3. Кавказ

5 Главные образы в стихотворении «Утёс»?

  1. Поле и туча
  2. Утёс и ручеёк
  3. Утёс и тучка

6 Что такое эпитет

  1. Художественный приём, сочетающий противоположные по смыслу определения и понятия.
  2. Литературный приём перенесения свойств и качеств человека на неодушевленные предметы.
  3. Художественное определение, которое образно и эмоционально раскрывает свойство предмета или явления, подчеркивает характерную черту персонажа.

(діти здають листочки 1.5 за перші п’ять питань і 2.5 бали за останній) 

- Перед тем как проверить ваше домашнее задание, давайте вспомним как отличается проза от поэзии?

(діти записують у зошит табличку, по черзі, доповнюючи її)

Проза

Черты

Поэзия

 

Рифма

 

 

Ритм

 

 

Цель: донести сюжет

 

 

Диалоги

 

 

Строфы

 

 

Цель: донести эмоции

 

 

 

 

 

- С каким произведением мы ознакомились на прошлом уроке? («Утёс»)

Кто же расскажет, о чем было стихотворение? (учень розповідає про головні образи, тему та ідею вірша)

- Так все-таки, что такое утёс, каким вы его представляете?

- А кто расскажет про тучку, какая она?

(діти згадують образи і намагаються описати)

- Давайте проверим как вы прочитали дома стихотворение.

(Декілька учнів по черзі виразно читають вірш)

 Молодцы, ребята, у кого есть замечания к прочтению, что можно изменить для улучшения чтения? (діти дають поради, що треба змінити)

Давайте теперь позннакомимся с еще одним произведением поєта. Чтоб лучше понять посіл автора, я расскажу вам историю происхождения стихотворения.

(діти слухають історію з біографії поета, а потім практикант зачитує вірш «Тучи»)

Только что мы прослушали Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Тучи». Давайте теперь закроем глаза и Карина (дівчина, яка краще усіх прочитала домашній вірш) зачитает стих еще раз, а ві постараетесь представить его у себя в голове. Какие эмоции и чувства вызывает произведение? (загадковості, суму). Какими вы их видите? (діти описують, що побачили)

- Тучи, они какие, как вы считаете? (вечно холодные, вечно свободные)

- Кто является главным героем произведения? (Тучи)

С кем автор сравнивает тучи? (з собою «мчитесь, будто как я же, изгнанники») Что автор спрашивает у них? Почему же тучи на самом деле убегают, найдите в тексте. Мы видим, что тучи свободные, они могут лететь, куда хотят, как вы считаете, они счастливы при этом?

- Как вы думаете, какую мысль хотел донести поэт? (людина має свободу, але не має щастя)

- Какие приемы использованы в произведении? (діти працюють з текстом, у цей час практикант перевіряє тест)

Эпитеты “лазурная степь”, “жемчужная цепь”, “милый север”, “тайная зависть”, “злоба открытая”, “ядовитая клевета”.

Олицетворение – “вечные странники”.

Сравнение – “мчитесь вы, будто как я же, изгнанники”.

Риторические вопросы – Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? Злоба ль открытая? …(вся вторая строфа)

(діти записують до зошита тему вірша та засоби виразності)

Аналіз  1 частини

  • Как поэт обращается к тучкам и почему именно так?  («Тучки   небесные, вечные странники». Лермонтов обращается к ним с чувством грусти, видя в них таких же странников, как и он. Он называет их «вечные странники», потому что у тучек нет дома, нет Родины, они всю жизнь путешествуют по небу) 
  • Кто такой странник? (тот, у кого нет дома, кто бесприютен, одинок)
  • Как называется это художественное средство? (порівняння)
  • Что общего у себя с тучами находит поэт? («Мчитесь вы, будто, как я  же, изгнанники»)
  • Как поэт называет небо и почему именно так? («степью лазурною..», т.к. она похожа на голубую лазурную бескрайнюю степь)
  • Как называется это художественное средство? (метафора)
  • Цвет лазури, какой он? Подберите синонимы к слову лазурный
  • С помощью каких художественных средств поэт создает образ легких тучек, мчащихся «степью лазурною, цепью жемчужною») ( Эпітети, метафори)
  • Как вы понимаете метафору «цепью жемчужною»? (біжать по небу хмари порівнюються з ланцюгом перлів і пливуть вони по небу одна за одною немов перлини, нанизані на нитку).

Аналіз 2 частини

Прочитаем 2 строфу стихотворения

  • К кому обращается поэт во второй строфе? Ждет ли он ответы на свои вопросы? Как называются в литературе такие вопросы? (риторичні)
  • Почему поэт должен расстаться с родиной? Какие риторические вопросы объясняют причины изгнания? А какая причина самая горькая? (Друзей клевета ядовитая). 
  • Почему? (справжні друзі не зраджують) Значит, друзей у него нет, он одинок, гоним.

Аналіз 3 частини

  • Перечитайте третье четверостишие и подумайте, с каким чувством смотрит поэт на убегающие тучи. Он завидует тучкам? Жалеет их? Сочувствует им?
  • Тучки – странники (олицетворение), степью лазурною, цепью жемчужною (метафори, эпитети), с милого севера в сторону южную - эпитет (рідне місто), нивы бесплодные, вечно холодные, вечно свободные (метафоричні епітети)

 

 

III Заключна частина

- Каков основной мотив поэзии Лермонтова?  Как вы оцениваете своё участие в подготовке и проведении урока? Что в уроке вам понравилось больше всего? Какое настроение передает стихотворение «Тучи»

Виставлення оцінок

Інструктаж до домашнього завдання: вивчити вірш напам’ять, розробити кластер на головні образи

 

 

 

 

docx
Додано
30 червня 2021
Переглядів
363
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку