План-конспект уроку №2
Дата проведення:
Клас:5
Тема: М. Лермонтов. Вірш «Тучи» тема свободы и одиночества
Мета уроку:
Очікуваний результат:
Обладнання: роздаточний матеріал з тестом про дитинство поета та вірш, підручник, дошка.
Схематичний план уроку
I Організаційний етап
II Основна частина
III Заключна частина
I Організаційний етап
II Основна частина
- Добрый день, на прошлом занятии мы с вами познакомились с творчеством известного русского поэта, как же его звали?
(діти відповідають)
- Домашним заданием было прочитать о жизни М.Ю. Лермонтова и ознакомиться с его работой «Тучи». Дайте же проверим знание биографии с помощью небольшого теста.
(діти отримують листочки з завданням)
1 В каком году родился поэт?
2 Кто был опекуном мальчика?
3 Где учился Лермонтов?
4 Какое место вдохновляло М.Ю. Лермонтова?
5 Главные образы в стихотворении «Утёс»?
6 Что такое эпитет
(діти здають листочки 1.5 за перші п’ять питань і 2.5 бали за останній)
- Перед тем как проверить ваше домашнее задание, давайте вспомним как отличается проза от поэзии?
(діти записують у зошит табличку, по черзі, доповнюючи її)
Проза |
Черты |
Поэзия |
|
Рифма |
|
|
Ритм |
|
|
Цель: донести сюжет |
|
|
Диалоги |
|
|
Строфы |
|
|
Цель: донести эмоции |
|
|
|
|
- С каким произведением мы ознакомились на прошлом уроке? («Утёс»)
Кто же расскажет, о чем было стихотворение? (учень розповідає про головні образи, тему та ідею вірша)
- Так все-таки, что такое утёс, каким вы его представляете?
- А кто расскажет про тучку, какая она?
(діти згадують образи і намагаються описати)
- Давайте проверим как вы прочитали дома стихотворение.
(Декілька учнів по черзі виразно читають вірш)
Молодцы, ребята, у кого есть замечания к прочтению, что можно изменить для улучшения чтения? (діти дають поради, що треба змінити)
Давайте теперь позннакомимся с еще одним произведением поєта. Чтоб лучше понять посіл автора, я расскажу вам историю происхождения стихотворения.
(діти слухають історію з біографії поета, а потім практикант зачитує вірш «Тучи»)
Только что мы прослушали Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Тучи». Давайте теперь закроем глаза и Карина (дівчина, яка краще усіх прочитала домашній вірш) зачитает стих еще раз, а ві постараетесь представить его у себя в голове. Какие эмоции и чувства вызывает произведение? (загадковості, суму). Какими вы их видите? (діти описують, що побачили)
- Тучи, они какие, как вы считаете? (вечно холодные, вечно свободные)
- Кто является главным героем произведения? (Тучи)
С кем автор сравнивает тучи? (з собою «мчитесь, будто как я же, изгнанники») Что автор спрашивает у них? Почему же тучи на самом деле убегают, найдите в тексте. Мы видим, что тучи свободные, они могут лететь, куда хотят, как вы считаете, они счастливы при этом?
- Как вы думаете, какую мысль хотел донести поэт? (людина має свободу, але не має щастя)
- Какие приемы использованы в произведении? (діти працюють з текстом, у цей час практикант перевіряє тест)
Эпитеты – “лазурная степь”, “жемчужная цепь”, “милый север”, “тайная зависть”, “злоба открытая”, “ядовитая клевета”.
Олицетворение – “вечные странники”.
Сравнение – “мчитесь вы, будто как я же, изгнанники”.
Риторические вопросы – Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? Злоба ль открытая? …(вся вторая строфа)
(діти записують до зошита тему вірша та засоби виразності)
Аналіз 1 частини
Аналіз 2 частини
Прочитаем 2 строфу стихотворения
Аналіз 3 частини
III Заключна частина
- Каков основной мотив поэзии Лермонтова? Как вы оцениваете своё участие в подготовке и проведении урока? Что в уроке вам понравилось больше всего? Какое настроение передает стихотворение «Тучи»
Виставлення оцінок
Інструктаж до домашнього завдання: вивчити вірш напам’ять, розробити кластер на головні образи