МАН "Розвиток творчих здібностей учнів"

Про матеріал
Участь учнів в науковій роботі сприяє розвитку творчих здібностей. В роботі приведені рекомендації для виконання наукових робіт в Малій академії наук
Перегляд файлу

Будущее  каждой державы определяются не её желаниями, размерами территорий или мощностью производства, а соотношением интеллектуальной мощи, творческим потенциалом общественных систем, способных усваивать новые знания, технологические новации, творчески думать и вырабатывать конструктивные решения, которые способствуют прогрессу.

 

    В настоящий период, когда происходит реформа школьного образования, перед современной школой стоит основная задача создания условий для максимального развития природных способностей каждого ребёнка, выявление творчески одарённых детей и привлечение их к систематической научно-исследовательской деятельности. Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И,  прежде всего, потому, что полное раскрытие способностей ребенка важно не только для него самого, но и для общества в целом. Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением,   вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему. Украина богата своим научным потенциалом. Привлечение молодого поколения к научно – исследовательской работе и создание для этого условий с научно техническими возможностями будет в будущем способствовать приближению Украины к мировому уровню. Долгое время с формированием творческой личности                   связывали проведение олимпиад. Победителей Республиканских и международных олимпиад                называли               творчески одарёнными. По мнению же психологов при ограниченном времени трудно выявить способности к творчеству. Проведение олимпиад выявляет и поддерживает развитие интеллектуальных, знающих, обучаемых детей, но никак не творческих. Победителей олимпиад, по мнению психологов, отличает высокий интеллект и невысокая креативность.

   40 лет назад в Крыму возникла новая форма работы с одарёнными детьми, которая стала известна, как Малая академия наук Крыма. Со временем эта инновационная форма работы с одарёнными детьми превратилась в Малую академию наук Украины, которая объединяет в               настоящий момент 27 территориальных объединений и 163 научных товариществ учеников.

Участие школьников в научно-исследовательской работе Малой академии наук способствует развитию творческих способностей т. к. учащиеся заняты серьёзной исследовательской работой. Таких подростков уже не устраивает роль пассивных слушателей на уроках. Способность творчески мыслить, тяга к самостоятельности и творчеству позволяет раскрыться при участии в МАН. Но без глубоких знаний творчество невозможно.

  Характерными чертами творческого мышления являются: способность к преодолению стереотипов, которая зависит, естественно от глубины знаний, поиск решений в условиях неопределенности и, конечно, способность к выявлению проблем. От того, насколько учащиеся способны видеть эту проблему и уяснить её сущность, зависит успех её решения. Но кроме умения творчески мыслить для участников МАН должно быть ещё и желание решать творческие задачи, выполнять сложные исследования и естественно способность к сотрудничеству. По мере приобретения опыта творческой деятельности повышается качество знаний, т. е. идёт развитие интеллектуальных возможностей. Это является доказательством одновременного развития творческих и интеллектуальных способностей.

     Все компоненты опыта творческой, исследовательской деятельности можно выразить следующей схемой:

 

                             Творческая      продуктивность

 

 

Способность творчески мыслить           Опыт химического творчества

 учащихся

 

Мотивация творчества                         Способность к сотрудничеству

         

Опыт использования различных научных знаний  при решении проблем

 

 

И главная роль отводится учителю, т. к. независимо от условий при равнодушном отношении к делу хороших результатов не будет. Творчески работающий учитель может научить детей многому, а главное «научить их мыслить» как сказал Э Кант. «Плохой учитель преподаёт истину, хороший учит её находить» А. Дитерберг.

         Я работаю в Харьковском лицее искусств №133. В нашем лицее учатся дети, которые успешно реализуют свои способности не только в области искусства, но и в области общеобразовательных предметов. На протяжении последних лет у нас накоплен определённый опыт по руководству научно-исследовательской работой учащихся в области математики, права, истории. Есть определённый опыт и в научно-исследовательской работе в области химии. Для этого созданы условия для глубокой научной подготовки старшеклассников, развитие интереса к научной деятельности в стенах школы. Единственная проблема, я думаю, не только нашего лицея, но и других школ – это слабая материальная база кабинета, что создаёт определённые трудности для работы.

Но даже в этих условиях в стенах нашего лицея учащиеся с интересом занимаются научной деятельностью в области химии, что в последствии способствует выбору профессии и дальнейшей научной деятельности в высших учебных заведениях. Наши ученики продолжают плодотворно заниматься научной деятельностью после окончания лицея в университете им. Каразина на химическом и биологическом факультетах, в стенах фармакологической академии, в Институте «Монокристаллов» в политехническом университете, в Медицинском университете.

  На своих уроках я стараюсь не только привить интерес к химии, дать прочные знания, но и научить работать с научной и научно – популярной литературой, умению анализировать и оценивать прочитанный материал, делать определённые выводы. Учащиеся с удовольствием проводят исследования экологического характера, пишут рефераты по разным темам, принимают участие в химических турнирах. С наиболее одарёнными детьми работу по химии провожу во внеклассное время. Очень важный этап – выбор темы научных исследований.  Это очень важно, т.к. тема, выбранная самим учащимся, способствует в дальнейшем его плодотворной работе. Вместе с учеником составляем план работы над темой, в который, естественно в последствии вносятся изменения, разрабатывается экспериментальная часть

  Выполнение научной работы ученик начинает с изучения соответствующей научной литературы, сбора и систематизации научных данных. Для этого используется разные источники информации: научная и научно-популярная литература, энциклопедии, вузовские учебники, статьи с научно-популярных журналов, службы Интернета. Этот процесс приучает ученика работать с литературой, что может в дальнейшем пригодиться. Все собранные данные по тематике работы затем вместе обсуждаем.

  Важное место в выполнении научной работы играет исследовательская часть, которая способствует  развитию логического мышления, привлечение к поисковой практической работе, что способствует в пробуждении интереса к химии. Для проведения экспериментальной части научной работы я стараюсь привлечь бывших выпускников, которые работают в научных лабораториях и могут оказать практическую помощь в проведении эксперимента, т.к. кабинет химии не имеет такой базы. Методику проведения эксперимента продумываем так, чтобы с минимальными затратами получить полную информацию необходимую для обработки и осмысления по данной теме.

   После сбора информации и выполнения эксперимента ученик на заключительном этапе оформляет научную работу в соответствии с требованиями. Так как контрольная работа по химии является обязательным компонентом для защиты научной работы, поэтому одновременно я готовлю учеников к выполнению этой работы. Для этого подбираю соответствующие задания разных уровней из материалов областных, всеукраинских олимпиад.

    В настоящий момент одними из современных наук «лидеров» являются биология и медицина. Существует мнение, что 21 век станет веком биологии, а остальные науки отойдут на второй план. Биологическими проблемами сейчас занимаются десятки наук. Продуктивными являются науки, которые связаны с претворением новейших биологических открытий в жизнь. Одной такой отраслью приложения биологии можно назвать медицину, которой мы обязаны здоровью, а некоторые даже жизнью. Медицина в настоящий момент переходит не только к распознаванию болезней и лечение их новыми лекарственными средствами, но и к таким  методам лечения, которые позволяют воздействовать на болезнь в самом начале развития или даже до её начала. Решение множества ключевых проблем связано с внедрением в жизнь биотехнологий.

   Такой прогресс биологии был бы невозможен без активного взаимодействия биологии с другими науками. Парадокс современного состояния науки состоит в том, что большинство исследований происходит на «стыке наук». Химики второй половины 20 века очень активно занимались и продолжают заниматься исследованиями живой природы. Об этом свидетельст-вует хотя бы тот факт, что из Нобелевских премий, врученных за последние 20 лет, больше половины было присуждено за решение химико-билогических проблем.

  Это и неудивительно, потому что живая клетка это царство больших и малых молекул,  которые непрерывно взаимодействуют между собой, образуются, распадаются. В человеческом организме происходит около 100 000 процессов, и каждый из них представляет совокупность различных химических реакций. В одной клетке может происходить 2 000 реакций. И все эти процессы осуществляются при помощи сравнительно небольшого количества органических и неорганических веществ. Не вызывает сомнения, что химии принадлежит одна из ведущих ролей в области биологии и медицины и значение её будет только возрастать. «Стык химии и биологии оказался на редкость плодотворным.

   Естественно, учашихся интересуют в настоящий момент вопросы, в основу которых положена взаимосвязь между науками, особенно между химией, биологией и медициной. Поэтому и тематика выбранных ими работ соответствует их интересам.

Вот, например, были выбраны и представлены к защите  темы: «Изучение влияния углеводов на мышление, память, психомоторику и отдельные особенности, и состояние личности», «Выявление начальных эндокринных нарушений подростков важный шаг в предупреждении развития эндокринологических заболеваний», «Витамины как билогически активные вещества и их влияние на обмен веществ», «Билогические повреждения живописи и методы их предупреждения».

 Проанализируем более подробно первые две темы, т.к. они получили дипломы 1 и 2 степени на защите в районе и заслужили внимание на областной защите

  В работе «Изучение влияния углеводов на мышление, память, психомоторику и отдельные особенности, и состояние личности», ученица 11 класса Богдан Ю. попыталась доказать, что углеводы влияют на психологическое и физиологическое состояния человека, на формирование характера и индивидуальности. Наш организм-маленькая Вселенная - не познанная и изученная до конца. Немало тайн таит в себе и нервная система. Большинство исследователей сравнивают нервную систему с компьютером, который координирует и регулирует жизнедеятельность организма. Головному мозгу в нервной системе природа отводит роль легендарного Рима, к которому, как говорят, ведут все дороги. От этого органа зависит, что человек почувствует и в каком месте, про что подумает, что вспомнит и сделает в ближайшее время. Недаром реформатор анатомической медицины Гиппократ считал мозг источником гнева и печали, радости и скорби, слез и удолетворённости. И был прав! Головной мозг действительно вырабатывает гормоны удовольствия, свойства которых напоминают опиум. Но в отличие от действительных наркотиков они способствуют повышению энергии и ослабляют чувство боли, не причиняя вред организму. Все адаптивные реакции – и хорошие и плохие – являются проявлением высшей  нервной деятельности. Поэтому, чтобы головной мозг продуктивно работал, ему необходима энергия. Актуальность данной темы состоит в том, что углеводы как специфическое «топливо» для организма, не только питают клетки мозга, но и являются проявлением высшей и «низшей» нервной его деятельности и помогают создать гармонию с внешним миром, что играет значительную роль в наше время, время научно-технического прогресса, социальных изменений в обществе. Естественно изменяются требования к здоровому образу жизни, здоровому питанию, а именно употребление углеводов осуществляет существенное влияние на психологическое и физиологическое состояние личности. А так как доказано, что именно в подростковом возрасте идёт формирование всех систем организма, поэтому правильное питание играет важную роль. Если не обеспечить организм правильным питанием, то первый удар примет на себя головной мозг, а значит, пострадает интеллект. Работа состоит из четырёх разделов, в которых рассматривались тайны мозга, энергетическое значение углеводов, психологические особенности подросткового возраста и выполнена стыке таких наук как биология, химия, психология. В этой работе удачно объедены биохимические знания, физиологическая методологическая база и нейропсихологический подход к обсуждению результатов. При выполнении работы было проведено ряд исследований, анкетирования, целью которых было раскрыть влияние углеводов на индивидуально – психологические особенности индивидуума. Исследования проводились на учениках 11 классов.

Большую помощь в выполнении работы оказала психолог лицея Симоненко С.В., которая помогла в выборе анкет и их обработки.

Место в рейтинге

Мясные блюда

Картофель-ные

 Овощи и фрукты

сладости

 1 место

2 место

3 место

4 место

29%

29%

38%

5%

10%

14%

29%

48%

29%

33%

14%

24%

33%

29%

14%

24%

 На первом этапе исследования проводилась диагностика темперамента учащихся  и распределение их на группы по вкусовым предпочтениям. Были получены интересные данные относительно вкусовых предпочтений детей к мясным блюдам, овощным, картофельным, макаронным, фруктам, сладостям.

 

 

 

 

Таким образом, учащиеся были разделены на  группы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типы

темперамента

Мясные

блюда

 Карто-фель 

Овощи

фрукты

Сла-дости

Холерики

5%

 

10%

-

31%

Смеш. хол./сангв.

19%

-

10%

-

Сангвиники

5%

-

24%

5%

Флегматики

-

-

-

-

Смеш. флег./меланх.

-

-

5%

5%

Меланхолики

-

-

-

 

 По типу темперамента ученики были поделены на следующие группы: холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики  и смешанные холерики/ сангвиники, флегматики/ меланхолики. Интересные данные мы получили при сравнении типа темперамента и вкусовых предпочтений детей:

                       Холерики

 

 

 

 

Исходя из данных таблиц, были сделаны следующие выводы, что холерики, которым характерна реактивность, повышенное эмоциональное состояние отдают предпочтение сладостям, что доказывает, что чем больше расходуется энергии, тем сильнее организм требует её пополнение, а в состав сладостей входят рафинированные углеводы, расщепление которых быстро выделяют энергию. Сангвиники, для которых характерна высокая активность уравновешенность, пластичность отдают предпочтение овощам и фруктам, что тоже имеет своё объяснение, т.к. в состав овощей и фруктов входят защищенные углеводы, которые препятствуют их быстрому расщеплению и энергия выделяется последовательно в течении суток.

  Следующий этап в исследовании было определение особенностей нервной системы  по психомоторным показателям по методике Ильина. Исследования проводилось в два этапа: на голодный желудок и после употребления чистой глюкозы, сахара, мёда, фруктов. Исследования показали, что быстрое поступление углеводов в кору головного мозга  увеличивает психомоторные показатели учащихся. Эти данные вызвали большой интерес даже в группе учащихся, которых подвергли исследованию. На основании проведенных исследований мы пришли к выводу о необходимости употребления углеводов в пище.

 При выполнении работы «Выявление начальных эндокринных нарушений подростков важный шаг впредупреждении развития эндокринологических заболеваний», ученица 11 класса Кравчун И.  изучила большой материал научной, медицинской и научно популярной литературы. Было также проведено 12 видов обследования детей 10-11 классов с помощью врача эндокринолога. В работе рассматриваются процессы расщепления белков, жиров и углеводов в организме человека, значение глюкозы, как основного источника энергии, состав и строение инсулина, и возникновение сахарного диабета в результате нарушения работы поджелудочной железы. Были проведены исследования и составлены графики зависимости индекса массы тела и содержание в крови сахара от пола.

       Индекс массы тела в зависимости от пола          

 Содержание сахара в крови в зависимости от  пола                

 

    Изучено состояние вегетативной нервной системы мальчиков и девочек, а также установлены корреляционные связи между зависимостью давления, пульса и уровнем сахара в крови. На основании обследования и изучения полученых данных были выявлены дети с поражениями работы эндокринной системы, что естественно приводило к выводу о необходимости профилактического осмотра.

    Рассмотрены также экологические аспекты Украины, которые привели в последнее время к катастрофическому увеличению заболеваний эндокринной системы у детей.

   В настоящий момент эти ученицы являются студентками Харьковского Медицинского университета. Навыки, полученные при проведении научно-исследовательской работы, пригодились им, и они продолжают творчески работать над своими проектами уже в институте.

 Это говорит о том, что выбранная тематика для исследования интересная для ученика и атмосфера сотрудничества ученика и учителя способствует к привлечению учащихся к научно-исследовательской деятельности.

docx
Додано
12 серпня 2019
Переглядів
564
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку