Мастер - класс для учителей русского языка "Я делаю это так..." (Практические методы и приемы развития культуры речи учащихся на уроках русского я

Про матеріал
Мастер - класс для учителей русского языка «Я делаю это так..» (Практические методы и приемы развития культуры речи учащихся на уроках русского языка в классах с украинским языком обучения)
Перегляд файлу

          Мастер -  класс «Я делаю это так..»

(Практические методы и приемы развития культуры речи учащихся на уроках русского языка в классах с украинским языком обучения)

Место проведения: Городское методическое объединение учителей русского языка и литературы

Цель: совершенствование профессиональной подготовки педагогов; обогащение технологического потенциала слушателей мастер – класса; определение путей деятельности учителя по развитию речевой компетентности на уроках русского языка в украинских классах; формирование творческих навыков, активности учеников; отработка методов формирования речевой компетентности на уроках языка

Прогнозируемый результат: вовлечение учителей к интерактивной деятельности, эффективное использование новых технологий на уроках

 

                                 Ход мастер – класса

  1. Сообщение темы и целей мастер – класса.
  2. Вступительное слово

Благодаря усилившейся коммуникативной направленности в обучении русскому языку в школе возросло внимание и к проблемам культуры речи. Это нашло отражение и в школьных учебниках, и в многочисленных научно-популярных изданиях.

- Что такое культура речи? (Это раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.)

Понятие “Культура речи” включает в себя 2 ступени освоения литературного языка: 1) правильность речи и 2) речевое мастерство.

В условиях двуязычия этот раздел наиболее актуален.

Приведу несколько разновидностей упражнений, методов и приемов, позволяющих повышать уровень культурного владения языком, способствовать формированию языкового чутья школьника.

  1. Практический этап                              

                                      

  • Стадия «Вызов»

                             (Раздаются таблицы «Верю – не верю».)

Верите ли вы, что

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Верите ли вы, что

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Верите ли вы, что

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Верите ли вы, что…

1. Однажды известному режиссеру, основателю ТЮЗа А.А. Брянцеву позвонили из школы:

– Вам звОнит преподавательница…
– Не верю! – прервал Александр Александрович и повесил трубку.

Через минуту снова звонок.

– Товарищ Брянцев! Вам звОнит преподавательница. Почему вы не верите?

2. Сейчас, прощаясь, говорят не «до свидания», а «я тебя наберу» или «до связи»?

3. Два ученика 5б класса Паша и Стас в разговоре не смогли понять друг друга, хотя родной язык у обоих мальчиков – русский?

4. Когда к древнегреческому ученому Сократу однажды привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул:

– Да заговори же ты, наконец, чтобы я мог тебя узнать!

5 Верите ли вы, что речь – это визитная карточка человека?

Ключ: 1 ряд   --

2 ряд (проговорить ситуации, где дети допустили ошибки)

  • Работа с Тематическим словарем

Доска, мел, тряпка, сумка, портфель, рюкзак, ручка, пенал, разноцветный, карандаш, тетрадь, учебники, фломастер, линейка, ластик, книга, журнал, отметка, хорошая, плохая, карта, циркуль, микроскоп, указка, краски, кисточка.

Вопросы

  • Прочитайте слова вслед за учителем, какой темой они объединены
  • Переведите их на украинский язык, прочитайте перевод в парах
  • Спишите, запомните постановку ударения; правописание слов
  • Составьте связное высказывание, используя данные слова
  • Какими словами и словосочетаниями вы можете дополнить предложенный список
  • Объясните значение слов
  • Обозначьте изученные орфограммы
  • Составьте с данными словами словосочетания с предлогами на, в, по

 

  • Разминка: решение лингвистических задач.

Лингвистическая задача – это информационная система, где элементами являются предмет (языковой факт), условие (проблема, воплощенная в языковом факте) и требование разрешить лингвистическую проблему путем преобразования информационной системы в два или более действий.

Лингвистическая задача может быть использована на любом этапе урока, на уроках любого вида.  Принято выделять следующие виды лингвистических задач:

На уроке русского языка я использую лингвистические задачи как прием активизации мыслительной деятельности. Отличие задачи от упражнений и её методическое преимущество можно сформулировать следующим образом:

  1.                           В основе лингвистической задачи (далее – ЛЗ) - проблемная ситуация, разрешение которой требует использования ряда логических операций;
  2.                           Ответ не лежит на поверхности, задача требует решения, нахождения истины;
  3.                           Решение представляет пошаговое выполнение нескольких действий (рассуждение, анализ, сравнение, выбор признаков…);
  4.                           Нестандартность формулировки привлекает внимание, активизирует мышление и стимулирует творческие способности;
  5.                           ЛЗ содержит внутренний смысл, сопряженный с опытом решающего, представлениями о мире;
  6.                           ЛЗ позволяет самостоятельно делать выводы по изучаемому языковому факту или явлению; формулировать новую лингвистическую тему; применять знания и умения из других предметных областей.

Уважаемые слушатели, представьте, что вы учащиеся 5 класса. Давайте попробуем решить с вами несколько лингвистических задач.

  1. Слово сковорода рассыпали на буквы. Из этих букв сложили два других слова так, что неисполь­зованных букв не осталось. Какими могли быть эти слова?

(А)  сок + борода; (Б)  совок + орда; (В)  сова + город; (Г)  дрова + коса; (Д) воск + колода.

  1. Путешественница Морфология решила отправиться в поход. Рюкзак с вещами ей помогал собирать Незнайка. В него он положил существительные, синонимы, приставки, предлоги, орфограммы, знаки препинания, глаголы. Какие вещи Морфологии придется выложить из рюкзака?

(подчеркните правильные ответы, объясните и обговорите в группах)

Задача 1
Это можно разжечь. Может разгореться, а может угаснуть. Может пылать. Что это?

Дрова, костер, спор, фонарь?

Задача 2
Это можно сохранить и иметь, но этим нельзя обладать. Это можно отдать, но нельзя взять. С этим можно выйти, но нельзя войти. Что это?

Авторитет, вещь, любовь, честь, яблоко?

Задача 3
За это можно взяться, но этого нельзя коснуться. До этого можно довести, и с этого можно свести, но на это нельзя возвести. Что это?

Дело, лестница, перила, победа, ум?

Задача 4
В это можно бить, а можно лезть. Перед этим можно стоять, но нельзя сидеть. Что это?

Гонг, глаза, метро, очки, лицо?

Задача 5
Это можно раскрыть, но нельзя закрыть. В этом можно держать и хранить, но нельзя носить. Что это?

Ящик, чемодан, дом, секрет, замок?

Задача 6
Это бывает больным, а бывает мокрым и пустым. На этом можно уложить, а можно на это поставить. Что это?

Печень, кровать, место, стол, вид?

 

  • Прием Верно – Неверно

При выполнении приема учащиеся внимательно рассматривают утверждения и решают, верны они или нет. Это может быть хорошим способом закрепить старые понятия, нацелить учащихся на поиск нужных ответов в исходных документах и проверить их понимание. В результате обычно возникает много дискуссий.

 

Утверждение

Верно-Неверно

1

«Язык – самое лучшее и самое плохое на свете»

 

 

2

Речевое мастерство – умение правильно построить высказывание.

 

 

 

3

Понятие “Культура речи” включает в себя 1 ступень освоения литературного языка: правильность речи

 

 

 

 

4

Чтобы быть образованным человеком, достаточно грамотно писать

 

  •                                                                       Орфоэпическая минутка

Орфоэпическое списывание, во время которого учащиеся расставляют ударения. Обязательно подбираю и такие слова, где постановка ударения разная в русском и украинском языках.

Актуальность проблемы

  -орфоэпические ошибки в речи стали нормой;

-речь дикторов, корреспондентов, тексты сообщений изобилуют орфоэпическими ошибками

 

 

ГазопровОд , алкогОль, кУхонный, жалюзИ, балОванный , обеспЕчение, усугубИть, позвонИт, мизЕрный, ходАтайствовать, дефИс,  в тУфлях,углублЁнный,  договОр,  досУг,  исчЕрпать, столЯр, каталОг, киломЕтр, красИвее, оптОвый, христианИн, принУдить, экспЕрт, мЕльком, втрИдорога, докумЕнт, нефтепровОд, избаловАть, украИнский, хОленый, чЕрпать, созЫв, диспансЕр,  стАтуя, квартАл, мастерскИ,  откУпорить, намЕрение, цемЕнт, новорождЁнный, давнИшний, маркировАть, облегчИть, повторИшь, премировАть, вероисповЕдание, с тОртом, с бАнтом, с  шАрфом, срЕдства                           

 

Можно осуществить взаимопроверку (по образцу на доске или на экране), а также самопроверку по орфоэпическому словарю. Далее обязательно все слова проговариваются, рассматриваются их лексические значения.


 

 

  • Рифмы – эффективный прием

 запоминания ударения

 

 ФЁкла –  свёкла

   

Очень я устАл, 

обходил седьмой квартал.

   

 Слышен в классе диалОг –

  обсуждают каталог

 

  Не  малы ли будут шОрты,

   если есть все время торты?

 

  Вырвали за целый дЕнь

   весь щавель и весь ревень.

 

  Что за странный носорОг –

   ел и творог и творог.

 

  У меня в ушах звенИт,

  телефон опять звонит.

 

   Обошёл я кУхню,

   обнаружил туфлю.

 

   Детей не нужно баловАть,

   чтоб зубки не пломбировать.

 

   Рынок совсем нОвый,

   видимо, оптовый.

 

    Не будем улыбАться,

    хватит баловаться.

 

     Снова бегемОт

    сломал нефтепровод.

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

  • Проверка однокоренным словом

                    ОбеспЕчить – обеспечение

                    ЧЕрпать–исчерпали

                    УпрОчить – упрочение

                    ХодАтай – ходатайство

                 ЗавИдовать – завидно

                РефлЕкс – рефлексия

                 МастерскИе – мастерски

                 ВрЕмя – одновременно

                    НамЕрился – намерение

 

 

  • Проверка ударением

         ОтведЁн– отведённый

  НанесЁн – нанесённый  

  ПриведЁн – приведённый  

  УпрощЁн – упрощённый 

   РождЁн – новорождённый

  ОсуждЁн – осуждённый 

 

  • Запоминание по частям речи
    Глаголы женского рода

                   БралА

   ВзялА

   ПонялА

   СгнилА

   СоздалА

                    Исключение: клАла, крАлась, послАла

 

  • Краткие причастия женского рода

       Занятый – занятА

 Отданный – отданА

 Проданный – проданА

 Отнятый – отнятА

 Принятый – принятА

 Созданный – созданА

 Поднятый - поднятА

 

  • Исправьте ошибки:

 

  1.          «Родители были уверены, что ихний ребенок продолжит семейное дело»
  2.          «Они хотели устроить более лучшую жизнь»
  3.          «Он всегда ложит локти на стол»
  4.          «С наступлением весны дни становятся длиньше»
  5.          «Кругом – никакого движения, только мельница махает своими крыльями»
  6.          Люблю на каникулах ездить до бабушки.

 

 

 

 Проект как метод обучения на уроках русского языка

«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить», - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Метод проектов формирует креативно – интеллектуальную активность, коммуникативные умения, широкое усвоение информационных технологий.

Какие плюсы я как учитель – практик отмечаю в практическом применении метода проектов? Это:

  • Учет интересов детей.
  • Учение через деятельность
  • Познание и знание являются следствием преодоления трудностей;
  • Сотрудничество всех участников педагогического процесса;
  • Свободное творчество

2 – Тема «Чашка чая или чашка чаю?   

(о вариативности употребления форм существительных мужского рода родительного падежа единственного числа в современном русском языке)

3 Цель

Выяснить частотность употребления форм существительных мужского рода на –а (я), -у (ю) и установить зависимость ее от речевой ситуации, возраста и уровня образования говорящих, стиля текста.

4 Задачи:

Опытным путем установить зависимость употребления форм типа чая – чаю от речевой ситуации.

Выяснить, как влияют уровень образования, возраст говорящего на частотность употребления данных форм.

Выявить закономерности употребления данных форм в разных стилях речи.

5 - Гипотеза

Предположим, что частотность употребления форм типа чая-чаю зависит от:

речевой ситуации;

уровня образования говорящего;

стилистической принадлежности текста.

6 –Ход эксперимента

  1. Наблюдение «В магазине», «В кафе»
  2. Анкетирование учащихся и педагогов.
  3. Обработка полученных данных. Составление таблицы.
  4. Анализ текстов различной стилистической принадлежности.
  5. Подведение итогов эксперимента.

7 - Стили

  1. Разговорный («В магазине», «В кафе»)
  2. Научный (книга рецептов).
  3. Художественный (Н.В. Гоголь «Старосветские помещики»).

8 –В магазине, в кафе

 Наблюдение за речью в магазине, в кафе.

Результат: 18 из 20 примеров на –у (-ю).

9 Образец анкеты

Вставьте нужное окончание в слова:

Чашка ча…

Стакан лимонад…

Килограмм сахар…

Ложка мёд…

Бокал ром…

Купить мармелад…

Отрезать сыр…

 

10 – таблица результатов

Категория опрошенных

Формы на – А (-Я)

Формы на –У(-Ю)

Учащиеся

22 чел.

18 чел.

Учителя

3 чел.

5 чел

Возраст опрошенных

Формы на – А (-Я)

Формы на –У(-Ю)

4-8 кл.

16 чел.

12 чел.

9-11 кл.

10 чел.

2 чел.

Взрослые

4 чел.

6 чел.

 11 – Фольклор

Анализ пословиц.

Результат: 67 примеров из 100

на  -у (-ю) 

12 – Научный стиль

Анализ текста из книги «Домашняя кулинария» Н.М.Волчёк.

Результат: 49 из 50 примеров на –а (-я)

13 – Вывод

Частотность употребления форм типа ЧАШКА ЧАЯ (ЧАЮ) зависит от:

 - стиля текста

 - речевой ситуации

 - возраста и уровня

образования говорящих

 

Вывод: метод проектов очень скоро будет широко востребован школой, так как он демонстрирует высокую эффективность, мотивированность обучения, снижение перегрузки, повышение творческого потенциала учащихся

    

 

 

 

                                Метод интеллект-карт

Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления.

Составляя мыслительные карты, т.е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации.           

Ментальная карта (кластер)

Правила создания интеллект - карт:

  1.                           Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
  2.                           Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
  3.                           Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
  4.                           Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
  5.                           Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева). живыми, гибкими – в общем, органическими. Рисование ментальной карты в стиле традиционной схемы полностью противоречит идее майндмэппинга. (карта мыслей, интеллект – карта) Это сильно затруднит движение взгляда по ветвям и создаст много лишних одинаковых, а, следовательно, монотонных, объектов.
  6.                           Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому склеивание слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.
  7.                           Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
  8.                           Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

 

Свойства интеллект - карт:

  •                  Наглядность. (Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.)
  •                 Привлекательность. (Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.)
  •                 Запоминаемость. (Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.)
  •                  Своевременность. (Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.)
  •                 Творчество. (Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.)
  •                  Возможность пересмотра. (Пересмотр интеллект - карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.)

  

 

Преимущества интеллект - карт перед другими методами:

  •                  экономия 50% времени на конспект;
  •                  концентрация информации на важных моментах;
  •                  визуально четкие ассоциации;
  •                  улучшение запоминания.

 

Метод интеллект - карт можно использовать на разных типах и формах урока:

  •                изучение нового материала
  •                закрепление материала
  •                обобщение материала
  •                написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы
  •                подготовка проекта, презентации
  •                аннотирование
  •                конспектирование

 

Данный метод дает возможность учителю:

  • повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность учащихся
  • развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности
  • активизировать деятельность
  • выявлять причины когнитивных затруднений
  • корректировать знания учащихся                    

 Главное – помнить, что человеческий мозг не сможет воспринимать и запомнить более чем 7 главных ветвей. Это основное и главное правило при составлении грамотной интеллекткарты.

Составление ментальной карты по культуре речи

 1 ветвь - Правильность речи – это соблюдение норм литературного языка.

2 ветвь -  Речевое мастерство – умение правильно построить высказывание.

- Какие нормы отражают правила:

- произношения, ударения, использования интонации? (Орфоэпические)

- употребления слов в точном соответствии с их значением? (Лексические)

- образования слов? (Словообразовательные)

- образования форм слов разных частей речи? (Морфологические)

- построения словосочетаний и предложений? (Синтаксические)

- написания слов и форм слов? (Орфографические)

- постановки знаков препинания? (Пунктуационные)

Что входит в понятие речевое мастерство

Признаки хорошей речи

  • Содержательность
  • Богатство
  • Выразительность
  • Последовательность
  • Точность
  • Правильность
  • Уместность
  1. Выводы. Рефлексия

 

doc
Додано
28 березня 2020
Переглядів
6723
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку