ТЕКСТЫ . МИНИ-УЧЕБНИК (Систематизированный материал)

Про матеріал
Мини – учебник по русскому языку для учеников 3 класса Систематизированный материал о текстах
Перегляд файлу

 

 

 

 

 

 

Мини – учебник

по русскому языку

для учеников 3 класса

 

Систематизированный  материал о текстах

 

 

Цель (для учителя). Создание условий для обобщения знаний учащихся о типах текста.

 

Цель (для учащихся). Развитие умения применять полученные знания.

 

Задачи:

- Систематизировать знания учащихся о типах текста;

- Учить применять в учебной деятельности различные виды работы с текстом (определение темы, основной мысли, типа текста, деление текста на абзацы, составление плана, пересказ);

- Развивать словесно-логическое мышление;

- Развивать коммуникативные качества учащихся;

- Развивать умение давать объективную оценку своей деятельности и деятельности одноклассников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мы работаем в блоке «Развитие речи».

 

Нам надо вспомнить:

Что такое текст.

Как озаглавить текст.

Как составить план текста.

Как определить тип текста.

 

Текст – это письменное или устное __________________, которое состоит из нескольких _______________, связанных между собой по _____________.

 

Чтобы озаглавить текст, необходимо:

- определить тему текста,

- определить основную мысль текста.

 

Чтобы составить план текста, надо:

- разделить текст на абзацы,

- найти ключевые слова каждого абзаца,

- записать ключевое слово или основную мысль абзаца.

 

Чтобы определить тип текста, надо:

- определить общий вопрос текста,

- определить основную мысль текста,

- определить структуру текста.

 

Давайте вспомним структуру типов текста

 

Текст – повествование.

 

Что? Когда? Где? произошло, случилось

Сообщается о последовательных действиях.

Обилие глаголов

Слова-связки: однажды, потом, наконец.

когда, где, с кем …

что произошло, как развивались события.

чем все закончилось

 

Текст-описание.

Какой? Какая? Какое? Какие?

Использование образных выражений, ярких сравнений.

Описание предмета, состояния, явления, места.

Изображение «замерло».

Обилие имен прилагательных.

 

 

Текст-рассуждение

Почему? Зачем?

Содержит объяснение свойств, явлений, доказательство чего-либо.

Слова-связки: потому что, поэтому, значит, не случайно, во-первых, так как .

Утверждение, доказательство, объяснение, вывод, итог, результат.

 

Мы вспомнили изученный материал, который вам необходим для выполнения заданий.

 

Проверь себя.

Соедини стрелками типы текстов с соответствующим данному типу вопросом.

 

 

                 

 

 

 

Когда?             Почему?                   Какой?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Очень красив у сороки хвост – длинный, прямой, будто стрела. Сорока– красивая птица. А вот голова, крылья и хвост чёрные, как у вороны. У неё есть прозвище – белобока. И, правда, по бокам пёрышки у неё совсем белые. Нарядная птица сорока! И перья в нём не просто чёрные, а с зеленоватым отливом. 

План работы.

  1. Прочитай предложения.
  2. Расположи их в таком порядке, чтобы получился текст.
  3. Прочитай текст, определи тему и основную мысль.
  4. Определи тип текста (если затрудняешься, обратись к памятке).
  5. Из трёх заголовков можешь выбрать подходящий этому тексту, или придумать свой заголовок («Почему сороку зовут «белобока»?», «Что натворила сорока?», «Нарядная птица»).
  6. Раздели текст на абзацы и спиши его.
  7. Составь план текста.
  8. Подготовь пересказ текста.

 

Заголовок:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тип текста________________________________________________

План

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Хрупкий лёд треснул. Однажды Митя и Витя возвращались из школы. Мальчики спустились к реке. Хорошо, когда рядом надёжный друг!Витя побежал вперёд. Мальчик очутился в воде. Миша осторожно пополз по льду к другу. Он вытащил товарища на берег.

План работы.

  1. Прочитай предложения.
  2. Расположи их в таком порядке, чтобы получился текст.

3Прочитай текст, определи тему и основную мысль.

4Определи тип текста (если затрудняешься, обратись к памятке).

  1. Из трёх заголовков можешь выбрать подходящий этому тексту, или придумать свой заголовок («Лёд весной», «Спас друга», «Почему Миша хороший друг»).
  2. Раздели текст на абзацы.

7Составь план текста.

8Подготовь пересказ текста.

 

 

 

 

Заголовок:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тип текста________________________________________________

План

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему нашего щенка зовут Шарик? Во-вторых, у него короткие кривые ножки и ходит он, переваливаясь с боку на бок. Вот почему прозвище Шарик ему очень подходит. Во-первых, издалека он кажется пушистым шаром. В третьих, мама так сильно раскормила своего любимца, что лап совсем не видно.

План работы.

  1. Прочитай предложения.
  2. Расположи их в таком порядке, чтобы получился текст.
  3. Прочитай текст, определи тему и основную мысль.
  4. Определи тип текста (если затрудняешься, обратись к памятке).
  5. Из трёх заголовков можешь выбрать подходящий этому тексту, или придумать свой заголовок («Почему щенка назвали Шариком», «Проделки Шарика», «Симпатичный щенок»).
  6. Раздели текст на абзацы.
  7. Составь план текста.
  8. Подготовь пересказ текста.

 

Заголовок:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тип текста________________________________________________

План

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самооценка ученика

Замечательно

Хорошо

Я мог бы сделать лучше

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

Ещё наши прадеды говорили: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади». Почему?

 Где зелень, там чище ________, там легче ________. Лес защищает поля от ______. Он лечит землю, своими корнями закрепляет склоны оврагов. В лесах растут целебные _______, из которых делают лекарства. Зелёные рощи – дом для _______ и __________. Лес сохраняет ______. Там, где вырублены леса, мелеют реки и высыхают озёра.

 Из _____________ можно изготовить почти двадцать тысяч самых разных нужных вещей.

 Мы должны не только беречь старые леса, но и сажать новые, молодые.            

                                                                                      По Г. Кублицкому

Слова для справок (воздух, дышится, ветра, травы, птиц, зверей, воду, древесины).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

doc
Додано
28 березня 2020
Переглядів
777
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку