Мини – учебник
по русскому языку
для учеников 3 класса
Систематизированный материал о текстах
Цель (для учителя). Создание условий для обобщения знаний учащихся о типах текста.
Цель (для учащихся). Развитие умения применять полученные знания.
Задачи:
- Систематизировать знания учащихся о типах текста;
- Учить применять в учебной деятельности различные виды работы с текстом (определение темы, основной мысли, типа текста, деление текста на абзацы, составление плана, пересказ);
- Развивать словесно-логическое мышление;
- Развивать коммуникативные качества учащихся;
- Развивать умение давать объективную оценку своей деятельности и деятельности одноклассников.
Мы работаем в блоке «Развитие речи».
Нам надо вспомнить:
Что такое текст.
Как озаглавить текст.
Как составить план текста.
Как определить тип текста.
Текст – это письменное или устное __________________, которое состоит из нескольких _______________, связанных между собой по _____________.
Чтобы озаглавить текст, необходимо:
- определить тему текста,
- определить основную мысль текста.
Чтобы составить план текста, надо:
- разделить текст на абзацы,
- найти ключевые слова каждого абзаца,
- записать ключевое слово или основную мысль абзаца.
Чтобы определить тип текста, надо:
- определить общий вопрос текста,
- определить основную мысль текста,
- определить структуру текста.
Давайте вспомним структуру типов текста
Текст – повествование.
Что? Когда? Где? произошло, случилось
Сообщается о последовательных действиях.
Обилие глаголов
Слова-связки: однажды, потом, наконец.
когда, где, с кем …
что произошло, как развивались события.
чем все закончилось
Текст-описание.
Какой? Какая? Какое? Какие?
Использование образных выражений, ярких сравнений.
Описание предмета, состояния, явления, места.
Изображение «замерло».
Обилие имен прилагательных.
Текст-рассуждение
Почему? Зачем?
Содержит объяснение свойств, явлений, доказательство чего-либо.
Слова-связки: потому что, поэтому, значит, не случайно, во-первых, так как .
Утверждение, доказательство, объяснение, вывод, итог, результат.
Мы вспомнили изученный материал, который вам необходим для выполнения заданий.
Проверь себя.
Соедини стрелками типы текстов с соответствующим данному типу вопросом.
Когда? Почему? Какой?
Очень красив у сороки хвост – длинный, прямой, будто стрела. Сорока– красивая птица. А вот голова, крылья и хвост чёрные, как у вороны. У неё есть прозвище – белобока. И, правда, по бокам пёрышки у неё совсем белые. Нарядная птица сорока! И перья в нём не просто чёрные, а с зеленоватым отливом.
План работы.
Заголовок:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тип текста________________________________________________
План
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Хрупкий лёд треснул. Однажды Митя и Витя возвращались из школы. Мальчики спустились к реке. Хорошо, когда рядом надёжный друг!Витя побежал вперёд. Мальчик очутился в воде. Миша осторожно пополз по льду к другу. Он вытащил товарища на берег.
План работы.
3Прочитай текст, определи тему и основную мысль.
4Определи тип текста (если затрудняешься, обратись к памятке).
7Составь план текста.
8Подготовь пересказ текста.
Заголовок:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тип текста________________________________________________
План
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему нашего щенка зовут Шарик? Во-вторых, у него короткие кривые ножки и ходит он, переваливаясь с боку на бок. Вот почему прозвище Шарик ему очень подходит. Во-первых, издалека он кажется пушистым шаром. В третьих, мама так сильно раскормила своего любимца, что лап совсем не видно.
План работы.
Заголовок:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тип текста________________________________________________
План
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самооценка ученика
Замечательно |
Хорошо |
Я мог бы сделать лучше |
|
|
|
Домашнее задание
Ещё наши прадеды говорили: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади». Почему?
Где зелень, там чище ________, там легче ________. Лес защищает поля от ______. Он лечит землю, своими корнями закрепляет склоны оврагов. В лесах растут целебные _______, из которых делают лекарства. Зелёные рощи – дом для _______ и __________. Лес сохраняет ______. Там, где вырублены леса, мелеют реки и высыхают озёра.
Из _____________ можно изготовить почти двадцать тысяч самых разных нужных вещей.
Мы должны не только беречь старые леса, но и сажать новые, молодые.
По Г. Кублицкому
Слова для справок (воздух, дышится, ветра, травы, птиц, зверей, воду, древесины).