МАСТЕР – КЛАСС «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

Про матеріал

Важную роль в формировании здорового образа жизни играет школа. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровья человека и здорового образа жизни, формируется ценностное отношение не только к своему здоровью, но и здоровью других людей.

В предложенной работе я хочу показать значимость здоровьесберегающих технологий в процессе обучения в школе, хочу поделиться опытом по созданию здоровьесберегающей среды в классе.

Перегляд файлу

 

 

 

 

 

МАСТЕР – КЛАСС

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

 

 

 

 

 

Подготовила:  учитель математики

Белецкая Елена Валентиновна,

 

 

 

 

 

 

 

Добрый день, уважаемые коллеги. Здравствуйте

Чтобы вы комфортно себя чувствовали, предлагаю поприветствовать друг другу на разных языках. Я дам несколько карточек с приветствиями, кто получает карточку, приветствует всех громко, позитивно, не забывая называть, на каком языке приветствие, а мы хором отвечает на этом же языке. 
Я начну на русском:
- Здравствуйте!
- Нихао! (Китай)
- Гомар Джоба! (Грузия)
- Хэллоу! (Англия)
- Бонжур! (Франция)
- Здравей! (Болгария)
- Здоровэньки булы! (Украина)
- Норуон норгуй! (Якутия)
- Добры дзень! (Белоруссия)
-  Гутен таг!  (Германия)
Спасибо всем. И если, как говорят ученые, мысль материальна, то наше здоровье должно удесятериться. Я уже чувствую это. А как вы?

Итак, моя научно- методическая проблема - «Использование инновационных педагогических технологий как способ формирования устойчивой мотивации учащихся к изучению математики». Работая над проблемой формирования устойчивой мотивации учебной деятельности учащихся, я определила  различные пути ее решения. Считаю, что для становления такой мотивации следует использовать не один путь, а целое соцветие, что позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс, создает условия для формирования устойчивой мотивации учащихся к изучению математики.

Об одной из таких технологий и пойдет  сегодня речь. Ну, а вы, я надеюсь, мне поможете, и будете активными участниками нашего общения. За правильные и лучшие ответы группы будут получать смайлики.

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему  мы приветствуем людей словом  «Здравствуйте»? (ответы слушателей)

 Наверное, потому, что здоровье для человека самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.

Давайте представим формулу нашей жизни. (ответы слушателей)

 Формула жизни:  Жизнь = здоровье + семья + работа + учеба + друзья + увлечение+ отдых.

В данной формуле предлагаю опровергнуть переместительный закон сложения. Если мы поставим здоровье на какое-то другое место, то не только сумма «жизнь» изменится, изменится и ее качество.

Попробуем предположить, от какого фактора зависит наше здоровье. Ученые утверждают, что наше здоровье определяется на 20-25% – экологическими, на 20% – биологическими (наследственными) факторами, на 10% – состоянием медицины и на 50 – 55% образом жизни. Если наполовину наше  здоровье зависит от нас самих, значит, сделать можно многое.

Проблема же здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Ситуация такова, что практически нет здоровых школьников. Отмечается низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья, низкая культура или  отсутствие культуры здоровья. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что он должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба их здоровью, не снижало уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных мотивов ученика.

 Поэтому для создания условий комфортного ощущения ребенка в школе, для его полноценного развития, для сохранения и укрепления его здоровья, ведения здорового образа жизни, внедряются здоровьесберегающие технологии. Это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые  направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Использование здоровьесберегающих технологий способствует:

  • созданию благоприятной эмоциональной атмосферы, придающей и вселяющей уверенность в своих силах;
  • повышению уровня успеваемости и эффективности учебного процесса;
  • сбережению и укреплению физического здоровья учащихся.

От того, как происходит обучение математике, существенно зависит и состояние здоровья детей. Общеизвестно также, что именно затруднения в изучении математики часто являются причинами психологического дискомфорта, повышения уровня тревожности детей, ведущих к снижению адаптивных возможностей организма, а, следовательно, к снижению качества здоровья. Исходя из этого, использую следующие направления в формировании здорового образа жизни на уроках математики:

  •             увеличение двигательной активности учащихся на уроке;
  •             создание доброжелательного настроя, благоприятного и продуктивного микроклимата урока;
  •             применение учебного материала (тексты задач) с валеологическим содержанием;
  •             использование игровых технологий.

Думаю, что одним из главных секретов здоровьесберегающей технологии является создание благоприятного психологического климата на уроке. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым можно создать благоприятный психологический климат на уроке.

Так, начинаю урок стихами:

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке-

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

И удача пусть ждет вас.

За работу, в добрый час!

Эмоциональный настрой на урок создаю словами: «Сегодня,  ранним утром, солнце заглянуло к нам в класс. Каждому из вас оно оставило тёплый лучик, чтобы растопить неуверенность, разбудить желание работать, помогать друг другу, узнавать новое».

Например,  вопросы  из «Веселой викторины» на уроке разрядят обстановку, позволят улыбнуться,  переключиться  и немного отдохнуть. Предлагаю и Вам немного размяться.

1) Назовите «математические» растения. (тысячелистник, столетник,  золототысячник).

2) Как называется перпендикуляр к рельсам? (шпала)

3) Назовите музыкальную меру длины. (МИЛЯ)

4) Решить анаграмму:     РТКААДВ.

Считаю, должно быть место на уроке и историческим паузам.  Например, предлагаю ребятам информацию ребятам о существовании Дня числа пи.  Этот неофициальный праздник придумал в 1987 году физик из Сан-Франциско Ларри Шоу, который подметил, что в американской системе записи дат (месяц / число) дата 14 марта — 3/14 — и время 1:59:26 совпадает с первыми разрядами числа π =3,1415926….Примечательно, что в этот же день родился Альберт Эйнштейн — создатель теории относительности.

Калифорнийские, а вслед за ними и все американские математики отмечают День квадратного корня. Третье число третьего месяца девятого года, считают они, в переводе на математический язык означает "три как квадратный корень из девяти".  Следующего придется ждать два года: он наступит 4 апреля 2016 года (формула этого дня, соответственно, 4-4-16), добавляет "Рокфеллер".

Уместна на уроке и рубрика  «А знаете ли вы, что…».  Например, когда Соне Ковалевской было 8 лет, стены ее  комнаты из-за нехватки обоев оклеили листами из учебника высшей математике. Как потом вспоминала Ковалевская, «от долгого ежедневного созерцания внешний вид многих формул так и врезался в моей памяти». С 15 лет Ковалевская начала систематически изучать высшую математику.

К. Д. Ушинский сказал о том, что на уроке «…должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку». Хорошая и вовремя сказанная шутка - это организованная радость на уроке. Поэтому стараюсь, чтобы на уроке нашлось место "Шутке-минутке".

Для диагностики эмоционального состояния учащимся предлагаю  заполнить  листы настроения,  как в начале урока, так и в конце его, перед контрольными  и после контрольных работ. Учащиеся  закрашивают цветным карандашом (или рисуют) ту физиономию, которая соответствует их настроению.

Успешность в решении задачи формирования у школьников культуры здорового образа жизни зависит от насыщения образовательной среды информацией в виде знаний о здоровье человека.

Подбор задач на тему здорового образа жизни, правильное питания,   вредные привычки и т.д. играет важную роль в просвещении и распространении здорового образа жизни. Задачи на данные темы основаны на фактических материалах и составлены таким образом, чтобы учащиеся привыкали ценить, уважать и беречь своё здоровье, сумели взглянуть на основные жизненные процессы глазами математика.

Приведу примеры таких задач из фрагментов уроков. Групповая работа.

  1.          Высказывание Сократа о здоровье.
  2.          О вреде курения.

И немного статистики. Знаете ли вы что…  

• Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут.

• Каждые 13 секунд умирает человек от заболевания, связанного с курением.

  1.          На уроках в 5 классе, изучая обыкновенные и десятичные дроби, составить правильный режим дня пятиклассника, решать задачи на правильное питание и др.

Вова Перестукин из «Страны невыученных уроков» составил себе такое расписание на сутки: 1/6 часть суток – чтение умных книг; 3/8 часть суток – совершение добрых дел; 1/12 часть суток – прием пищи (завтрак, обед, ужин); 1/4 часть суток – занятие спортом; 8 часов на сон. Выполним ли его план?

Комментарий учителя: правильно составленный режим дня позволяет достичь максимальной работоспособности и повысить сопротивляемость организма утомлению. Наиболее важную роль в восстановлении жизненных сил играет полноценный сон. Дети 11 лет должны спать не менее 10 часов в сутки. Нельзя много времени проводить возле телевизора и тем более у компьютера. Необходимо больше находиться на свежем воздухе и, конечно же, правильно и по режиму питаться. В качестве задания: составьте реальное расписание на сутки для Вовы Перестукина.

Так, мною был разработан цикл уроков здоровья в 5 классе «Математика и проценты»

Еще Гиппократ писал: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».

Для повышения внимания, умственной работоспособности и эмоционального тонуса на уроке организую физкультминутки или динамические паузы.  При этом стараюсь, чтобы они органически вплетались в канву урока. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся. Рассмотрим некоторые из них.

Зарядка для глаз.

Методика В.Ф. Базарного зрительно-координационных упражнений используется для разминки и снятия напряжения с глазных мышц.

По мнению доктора, регулярное использование этого тренажера восстанавливает зрение ребенка за 1 учебный год.

Тренажеры для глаз.

Использую на уроке и дыхательную гимнастику. Упражнение «Чудо-нос». Учитель читает стихотворный текст, участники мастер-класса выполняют задание.

Выполним задание,

Задержим дыхание.

Раз, два, три, четыре –

Снова дышим:

Глубже, шире…

глубоко вдохнули.

спину потянули,

руки вверх подняли

радугу нарисовали

повернулись на восток,

продолжаем наш урок.

Несколько советов:

  •              если ко мне  приходит перевозбуждённый класс (например, с физкультуры), провожу  упражнения «надувание воздушного  шарика» или «сдувать пушинку с ладони», (упражнения на «выдох»)
  •              если класс пришёл вялый, «спящий», мы делаем  упражнение «нюхать что-то приятное» (например, розу, арбуз, клубнику – кому что нравится)  - упражнения на «вдох».

Считаю, что внедрение вышеуказанных методов и приемов  ведет к положительной динамике по снижению отклонений состояния здоровья школьников, а также к усилению работоспособности на уроке.

Чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности, одна из которых - игровая технология. Действительно, создание игровых ситуаций на уроках повышает интерес к предмету, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебной работе, снижает утомление, развивает внимание, взаимопомощь.

«Собери формулы».  Установите соответствие между выражениями (Выражения из первого столбца располагаем  на одной из стен, а выражения из столбца №2 расположены по другой стене классной комнаты). 

 

1

2

(а+в)2

а3+в3

(а+в)(а2-ав+в2)

(а – в)2

(а-в)3

(а-в)(а2+ав+в2)

а3+3а2в+3ав23

(а-в)(а+в)

а2 – 2ав +в2

(а+в)3

а33

а2 + 2ав +в2.

а22

а3-2в+3ав2-в3

 

 

 

 

 

 

 

«Забег по кругу»

 

Ребусы .

          snap0524Точка   snap0518Дробь

 

Групповая работа. Кроссворд. Что поможет нам сохранить здоровье?

 Слово-ответ вы найдете в выделенных клеточках.

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Действие, с помощью которого по сумме и одному из слагаемых находят другое слагаемое.
  2. Латинская буква.
  3. Часть прямой, соединяющая две точки.
  4. Равенство, содержащее букву.
  5. Математическое действие.
  6. Старинная мера длины.
  7. Действие, с помощью которого по произведению и одному из множителей находят другой множитель.

 

Итак, можно с уверенностью утверждать, что здоровьесберегающее обучение:

·         направлено на обеспечение физического и психического здоровья учащихся;

·         опирается на принципы природосообразности,

·         приводит к повышению мотивации учебной деятельности; предотвращению усталости и утомляемости; приросту учебных достижений;

·          создание условий для самовыражения учащихся.

Предлагается проведение рефлексии в творческой форме: синквейн.

Выскажите свое мнение о мастер-классе, свидетелем, которого вы стали сейчас. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять строк». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

  •              В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
  •              Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
  •              Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
  •              Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
  •              Пятая строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы или понятия в первой строке.

Пример заполнения таблицы (синквейн)

Название предмета

Мастер-класс

Два прилагательных, которые описывают предмет

эффективный, творческий

Описание действий (три глагола)

стимулирует, направляет, обучает

Фраза из четырех слов, выражающая главную мысль

свой стиль  педагогической деятельности

Синоним первого слова, который раскрывает его суть

умение и опыт

 

И в завершении я хочу рассказать Вам старую легенду: (слайд 30). «Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать.... Каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека - его здоровье. Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека» Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!»

-Я желаю вам беречь то, что нам дано свыше, и помогать сохранять и укреплять здоровье своих  учеников.

Сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. На правую руку - то, что получили на мастер-классе нового. А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!

Мне же остаётся только поблагодарить зал за внимание, а участников за работу.

Середня оцінка розробки
Структурованість
5.0
Оригінальність викладу
4.0
Відповідність темі
5.0
Загальна:
4.7
Всього відгуків: 1
Оцінки та відгуки
  1. Баімова Арфе Серверівна
    Загальна:
    4.7
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    4.0
    Відповідність темі
    5.0
docx
Додано
15 листопада 2018
Переглядів
2554
Оцінка розробки
4.7 (1 відгук)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку