ФОЛЬКЛОРНЫЕ КОРНИ ОБРАЗА ИВАНА ФЛЯГИНА
(Н.С. Лесков. «Очарованный странник»).
Иван Флягин – главный герой повести Н.С.Лескова «Очарованный странник». Это совершенно новый образ человека. В нём органично сплелись черты былинного богатыря, сказочного персонажа, героя приключенческих романов. Рассмотрим фольклорные корни этого образа.
Образ Флягина замечателен тем, что наиболее значительные его черты отражались Лесковым в духе жанра фольклора - былины. Для образа Ивана Северьяныча характерна обобщенность, корни которой в необыкновенности и эпической широте образа. На первых же страницах автор отмечает сходство Флягина с легендарным героем былин Ильёй Муромцем.
«Это был человек огромного роста, со смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком чёрном суконном колпачке… Он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А.К.Толстого».
Лесков не зря сопоставляет образ Флягина с образом Ильи Муромца. Стремясь подчеркнуть могущество Ильи, народ пользовался приёмом гиперболы – давал преувеличение в описании, а также преувеличение свойств и качеств богатыря. Гиперболично описывается сила Ильи Муромца. Например, в былине «Поездки Ильи Муромца» величественный образ Ильи поднимается на ещё большую высоту. Вся жизнь богатыря прошла в борьбе за счастье своего народа. Но отречение от личной жизни-удел не лёгкий. Под конец жизни задумался Илья о своей судьбе:
«Ах ты старость, ты старость, ты старая.
А старая старость глубокая.
А глубокая старость триста годов,
А триста годов да пятьдесят годов!
Застала ты старого в чистом поле,
В чистом поле застала чёрным вороном».
Задумался Илья и решил, что удел мирной жизни – не его удел. Не о личном благополучии, не о личном счастье заботится он, все его помыслы о счастье всего народа.
Илья Муромец – самый любимый, родной и близкий сердцу былинный образ. Вся жизнь этого могучего богатыря опоэтизирована народом. Главные черты в образе Ильи: самоотверженная любовь и преданность своей родине, своему народу, лютая ненависть к угнетателям народа, бескорыстная готовность всегда встать на защиту всех бесправных и обездоленных, умение постоять за своё человеческое достоинство. А открывает поэтическую биографию богатыря былина «Исцеление Ильи Муромца». До тридцати лет Илья не имел «во ногах хожденыща», а «во руках владеныща».
«А Илья как стал владеть ручками, ножками.
А в глубине ли сидеть ему тоскливо ли -
А он пошёл на те поля-луга зелёные,
А где его были родители сердечные.
А пришёл он ко славной Нерпе- реке:
- Бог вам помощь, родная матушка,
А Бог тебе помощь, родной батюшка! ».
Здесь образ Ильи Муромца можно соотнести с образом Флягина. Долгое время богатырская сила Ивана как бы дремлет в нём. Бродит в нём огромная природная сила, которая «так живчиком и переливается» по его жилам. В начале своей жизни это щедро одарённый «дичок», своего рода «естественный человек», изнемогающий под бременем неземной энергии, которая толкает его порой на самые безрассудные поступки. Сначала мы видим беспечность в его поступках, безоглядную дерзость. Сам того не желая, он губит случайно повстречавшегося ему старика-монаха, который заснул на возу с сеном. При этом молодой Иван не очень расстроился. Да и толком не наказал его никто, только отец кнутом по штанам продрал. В тяжёлых испытаниях жизни Иван Северьяныч развивается, мужает, нравственно вырастает. В то же время здесь налицо прямое влияние фольклора, где нить рассказа часто ведёт героя от приключения к приключению. Лесков писал, ориентируясь на творчество самого народа, ярко расцвеченное, с его тягой к необычайному, с его любовью к пестроте событий.
Как всякий народный богатырь, Флягин горячо любит Родину. К пожилым годам его патриотизм становится сознательнее, шире. Его томит та мысль, что скоро война, он мечтает принять в ней участие и умереть за родную землю.
Флягин не принял чужой веры. Так и Илья Муромец, когда татары при помощи коварной ловушки захватили богатыря в плен и, ценою измены Родине, царь Калин предложил ему почётное место за своим столом, «одежду драгоценную» и даже свою «золотую казну», богатырь, предпочитая смерть подобной измене, с достоинством ответил:
«Ай, не сяду я с тобой да единый стол,
И не буду, есть твоих ествушек сахарных,
И не буду пить твоих питьицев медвяных,
И не буду носить твоей одежи драгоценной,
И не буду держать твоей бессчетной золотой казны,
И буду служить тебе, собаке царю Калину;
Ещё буду служить я за веру, за отечество,
Ай буду стоять за стольный за Киев – град».
Органическая близость Ивана Северьяныча к героям былин очевидна в том эпизоде повести, где он рассказывает, как ему удалось усмирить дикого коня, не поддававшегося ни одному из наездников. Как Илья Муромец в Былине о Соловье Разбойнике, Флягин подчиняет своей воле непокорного коня с помощью одной нагайки. «А я нагайкой его по боку щёлк… Он ёк да вперёд, а я его картузом по глазам тру, чтобы ему совсем зрение в глазах замутить, а нагайкой ещё по другому боку. Да и пошёл, да и пошёл его парить. Не даю ему ни передохнуть, ни проглянуть».
Обращение Флягина к коню напоминает слова Ильи Муромца: «Стой, собачье мясо, песья снедь!». Это вариация гневных слов Ильи: «Ах ты, волчья сыть да травяной мешок. Ты идти не хошь, али нести не можь?» Общее у Флягина и Ильи Муромца можно найти в таких словах монаха, которого убил Иван: «Будешь много раз погибать, но ни разу не погибнешь» Похожие слова говорили калики перехожие Илье, что Смерть его в бою не писана. «Флягин – праведник. Человек Бескорыстный, который поможет чужому горю, не останется безучастным. Он отдаёт себя полностью ради счастья других». Он обладал не столько превосходством физических сил, сколько сил нравственных. Таким был и Илья Муромец в былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Илья – самоотверженный и бескорыстный слуга народа, бесстрашный борец с внутренними и внешними врагами. В то же время показаны непримиримость социальных противоречий. Отражение сокровенных чаяний народа.
«А подъехал как ко силушке великой,
Он как стал-то эту силушку великую,
Стал конем топать да стал копьём колоть,
Ай побил он эту силу всю великую…».
Илья Муромец – выразитель не только народной силы, но и народного ума, народной совести и чистоты. Он унаследовал силу от могучего богатыря Святогора, когда тот передал Илье свой заветный меч – кладенец. Сила Ильи не пропала даром. Он отдал её трудовому люду, защищая всех сирых и обездоленных. Илья предстаёт в былинах не только как носитель мощи народа, но и как выразитель его ума, его гения. Илья, выходя из погреба, куда посадил его Владимир, и, намереваясь стать на защиту отчизны, открыто признаётся:
«Я иду служить за веру христианскую,
Да и за стольный Киев-град.
За вдов, за сирот, за бедных людей.…
А для собаки-то князя Владимира.
Да не вышел бы я вон из погреба».
Илья Муромец умеет постоять за своё человеческое достоинство. Ссора Ильи с Владимиром происходит по разным причинам: иногда Илья непочтительно обращается с соболиной шубой, которую, подарил ему Владимир, чем вызывает гнев князя, или же, Владимир забывает или не хочет пригласить к себе на пир Илью. Личная ссора богатыря с князем приобретает общественное значение.
Флягин также обладает большим человеческим достоинством. Но он крепостной человек. С детства привык к порке, наказаниям. И наказаний этих он не стыдится, не обижается. Рассказывая об этом, он говорит, что его высекли легко, потому что ему надо было садиться на лошадь, в другой раз высекли так, что он встать не мог, и его унесли на рогожке.
Образ Флягина можно соотнести и с другим былинным образом – Добрыней Никитичем. Добрыня – не только выразитель силы народа, но и его культуры. Как и Добрыня, Флягин очень хорошо чувствовал красоту. Это видно по тому, как он описывает красоту коней. Он глубоко и тонко ощущает прекрасное и в природе, и в искусстве – в песне, в пляске, в женской красоте и в слове. Речь его поэтична, особенно, когда он начинает описывать то, чем любуется. Он очень талантлив. Прежде всего, в деле, к которому был представлен ещё мальчиком, когда стал форейтором у своего барина. Ко всему, касающемуся лошадей, он «от природы своей особенное дарование получил». Много общих черт можно найти в образе Флягина и в образах былинных героев. В богатырских образах героев былин критики усматривали правдивое изображение самого народа, его огромного социального опыта.