Материал к факультативным занятиям

Про матеріал
Материал к факультативным занятиям по литературе. Рассматриваются фольклорные корни образа Ивана Флягина из повести Н.С. Лескова "Очарованный странник". В нём сплелись черты былинных богатырей, сказочных персонажей, героев приключенческих романов.
Перегляд файлу

 

ФОЛЬКЛОРНЫЕ КОРНИ ОБРАЗА ИВАНА ФЛЯГИНА

(Н.С. Лесков. «Очарованный странник»).

Иван Флягин – главный герой повести Н.С.Лескова «Очарованный странник». Это совершенно новый образ человека. В нём органично сплелись черты былинного богатыря, сказочного персонажа, героя приключенческих романов. Рассмотрим фольклорные корни этого образа.

Образ Флягина   замечателен тем, что наиболее значительные его черты отражались Лесковым в духе жанра фольклора - былины. Для образа Ивана Северьяныча характерна обобщенность, корни которой в необыкновенности и эпической широте образа. На первых же страницах автор отмечает сходство Флягина с легендарным героем былин Ильёй Муромцем.

«Это был человек огромного роста, со смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком чёрном суконном колпачке… Он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А.К.Толстого».

 Лесков не зря сопоставляет образ Флягина с образом Ильи Муромца. Стремясь подчеркнуть могущество Ильи, народ пользовался приёмом гиперболы – давал преувеличение в описании, а также преувеличение свойств и качеств богатыря. Гиперболично описывается сила Ильи Муромца. Например, в былине «Поездки Ильи Муромца» величественный образ Ильи поднимается на ещё большую высоту. Вся жизнь богатыря прошла в борьбе за счастье своего народа. Но отречение от личной жизни-удел не лёгкий. Под конец жизни задумался Илья о своей судьбе:

«Ах ты старость, ты старость, ты старая.

А старая старость глубокая.

А глубокая старость триста годов,

А триста годов да пятьдесят годов!

Застала ты старого в чистом поле,

В чистом поле застала чёрным вороном».

Задумался Илья и решил, что удел мирной жизни – не его удел. Не о личном благополучии, не о личном счастье заботится он, все его помыслы о счастье всего народа.

 Илья Муромец – самый любимый, родной и близкий сердцу  былинный образ. Вся жизнь этого могучего богатыря   опоэтизирована народом. Главные черты в образе Ильи: самоотверженная любовь и преданность своей родине, своему народу, лютая ненависть к угнетателям народа, бескорыстная готовность всегда встать на защиту всех бесправных и обездоленных, умение  постоять за своё человеческое достоинство. А открывает поэтическую биографию богатыря былина «Исцеление Ильи Муромца». До тридцати лет Илья не имел «во ногах хожденыща», а «во руках владеныща».

«А Илья как стал владеть ручками, ножками.

А в глубине ли сидеть ему тоскливо ли -

А он пошёл на те поля-луга зелёные,

А где его были родители сердечные.

А пришёл он ко славной Нерпе- реке:

- Бог вам помощь, родная матушка,

А Бог тебе помощь, родной батюшка! ».

 Здесь образ Ильи Муромца можно соотнести с образом Флягина. Долгое время богатырская сила Ивана как бы дремлет в нём. Бродит в нём огромная природная сила, которая «так живчиком и переливается» по его жилам. В начале своей жизни это щедро одарённый «дичок», своего рода «естественный человек», изнемогающий под бременем неземной энергии, которая толкает его порой на самые безрассудные поступки. Сначала мы видим беспечность в его поступках, безоглядную дерзость. Сам того не желая, он губит случайно повстречавшегося ему старика-монаха, который заснул на возу с сеном. При этом молодой Иван не очень расстроился. Да и толком не наказал его никто, только отец кнутом по штанам продрал. В тяжёлых испытаниях жизни Иван Северьяныч развивается, мужает, нравственно вырастает. В то же время здесь налицо прямое влияние фольклора, где нить рассказа часто ведёт героя от приключения к приключению. Лесков писал, ориентируясь на творчество самого народа, ярко расцвеченное, с его тягой к необычайному, с его любовью к пестроте событий.

 Как всякий народный богатырь, Флягин горячо любит Родину. К пожилым годам его патриотизм становится сознательнее, шире. Его томит та мысль, что скоро война, он мечтает принять в ней участие и умереть за родную землю.

 Флягин не принял чужой веры. Так и Илья Муромец, когда татары при помощи коварной ловушки захватили богатыря в плен и, ценою измены Родине, царь Калин предложил ему почётное место за своим столом, «одежду драгоценную» и даже свою «золотую казну», богатырь, предпочитая смерть подобной измене, с достоинством ответил:

«Ай, не сяду я с тобой да единый стол,

И не буду, есть твоих ествушек сахарных,

И не буду пить твоих питьицев медвяных,

И не буду носить твоей одежи драгоценной,

И не буду держать твоей бессчетной золотой казны,

И буду служить тебе, собаке царю Калину;

Ещё буду служить я за веру, за отечество,

Ай буду стоять за стольный за Киев – град».

 Органическая близость Ивана Северьяныча к героям  былин очевидна в том эпизоде повести, где он рассказывает, как ему удалось усмирить дикого коня,  не поддававшегося ни одному из наездников. Как Илья Муромец в Былине о Соловье Разбойнике, Флягин подчиняет своей воле непокорного коня с помощью одной нагайки. «А я нагайкой его по боку щёлк… Он ёк да вперёд, а я его картузом по глазам тру, чтобы ему совсем зрение в глазах замутить, а нагайкой ещё по другому боку. Да и пошёл, да и пошёл его парить. Не даю ему ни передохнуть, ни проглянуть».

 Обращение Флягина к коню напоминает слова Ильи Муромца: «Стой, собачье мясо, песья снедь!». Это вариация гневных слов Ильи: «Ах ты, волчья сыть да травяной мешок. Ты идти не хошь, али нести не можь?» Общее у Флягина и Ильи Муромца можно найти в таких словах монаха, которого убил Иван: «Будешь много раз погибать, но ни разу не погибнешь» Похожие слова говорили калики перехожие Илье, что Смерть его в бою не писана. «Флягин – праведник. Человек Бескорыстный, который поможет чужому горю, не останется безучастным. Он отдаёт себя полностью ради счастья других». Он обладал не столько превосходством физических сил, сколько сил нравственных. Таким был и Илья Муромец в былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Илья – самоотверженный и бескорыстный слуга народа, бесстрашный борец с внутренними и внешними врагами. В то же время показаны непримиримость социальных противоречий. Отражение сокровенных чаяний народа.

«А подъехал как ко силушке великой,

Он как стал-то эту силушку великую,

Стал конем топать да стал копьём колоть,

Ай побил он эту силу всю великую…».

 Илья Муромец – выразитель не только народной силы, но и народного ума, народной совести и чистоты. Он унаследовал силу от могучего богатыря Святогора, когда тот передал Илье свой заветный меч – кладенец. Сила Ильи не пропала даром. Он отдал её трудовому люду, защищая всех сирых и обездоленных. Илья предстаёт в былинах не только как носитель мощи народа, но и как выразитель его ума, его гения. Илья, выходя из погреба, куда посадил его Владимир, и, намереваясь стать на защиту отчизны, открыто признаётся:

«Я иду служить за веру христианскую,

Да и за стольный Киев-град.

За вдов, за сирот, за бедных людей.…

А для собаки-то князя Владимира.

Да не вышел бы я вон из погреба».

 Илья Муромец умеет постоять за своё человеческое достоинство. Ссора Ильи с Владимиром происходит по разным причинам: иногда Илья непочтительно обращается с соболиной шубой, которую, подарил ему Владимир, чем вызывает гнев князя, или же, Владимир забывает или не хочет пригласить к себе на пир Илью. Личная ссора богатыря с князем приобретает общественное значение.

 Флягин также обладает большим человеческим достоинством. Но он крепостной человек. С детства привык к порке, наказаниям. И наказаний этих он не стыдится, не обижается. Рассказывая об этом, он говорит, что его высекли легко, потому что ему надо было садиться на лошадь, в другой раз высекли так, что он встать не мог, и его унесли на рогожке.

 Образ Флягина можно соотнести и с другим былинным образом – Добрыней Никитичем. Добрыня – не только выразитель силы народа, но и его культуры. Как и Добрыня, Флягин очень хорошо чувствовал красоту. Это видно по тому, как он описывает красоту коней. Он глубоко и тонко ощущает прекрасное и в природе, и в искусстве – в песне, в пляске,  в женской красоте и в слове. Речь его поэтична, особенно, когда он начинает описывать то, чем любуется. Он очень талантлив. Прежде всего, в деле, к которому был представлен ещё мальчиком, когда стал форейтором у своего барина. Ко всему, касающемуся лошадей, он «от природы своей особенное дарование получил». Много общих черт можно найти в образе Флягина  и в образах былинных героев. В богатырских образах героев былин критики усматривали правдивое изображение самого народа, его огромного социального опыта.

 

 

docx
Додано
11 липня 2021
Переглядів
425
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку