ИСКУССТВО ЛИТЕРАТУРНОГО СИМВОЛА (НА ПРИМЕРЕ РАССКАЗА А.П.ЧЕХОВА «СПАТЬ ХОЧЕТСЯ»)
Интерес к чеховскому наследию в современном литературоведении постоянно возрастает. Изучение своеобразия произведений А.П. Чехова занимает значительное место в исследованиях многих ученых. (Е.С. Роговер ,Н.Ф Иванова, Н.П. Малютина, Г.С. Миронова и др.)
Много страниц в научных трудах посвящены рассказам Чехова о детях и для детей. В изображении мира детства Чехов продолжает традиции Л. Н. Толстого, связанные с проникновением в психологию ребенка ( «Ванька», «Детвора», «Спать хочется», «Мальчики»).
Тема детства у Чехова имеет глубокий социальный смысл- она связана с размышлениями писателя обществе положении человека в этом обществе. Ребенок с его чистой, правдивой натурой противопоставляется Чеховым взрослому человеку, изуродованному буржуазным строем жизни, основанным на денежном расчете, лжи, лицемерии, подавлении человеческой личности.
Темы, подняты Чеховым в рассказах о детях, актуальны до сих пор, так как человек способен распозновать различные формы, запахи, звуки, вкусы, но не всегда способен понять внутрений мир ребенка
Чехов как создатель образа детского мира в прозрачности и лирической насыщености письма следует за Л.Н.Толстым, С.Т.Аксаковым, В.Г.Короленко.
В то же время преимущественное внимание к боли, беде, одиночеству сближает его с Ф.М Достоевским, М.В Салтыковым-Щедриным, Г.И Успенским, Изображенные Чеховым дети-часто существа страдающие или же угнетённые и подневольные. Чехов писал о том, что хорошо знал. Он сопереживал, сочувствовал детям, остро ощущая их несчастье, чеховские дети-герои вызывают в читателе не просто грусть, но боль и тоску:
В рассказе “ Спать хочется” Чехов сумел показать всю психологическую драму Варьки. Искусство литературного символа в рассказе совершенно.
Чехов – знаток детской души. Ему понятно ужасное состояние героини, в которое она попала. Поэтому писатель не может строго судить за её поступок.
Мы воспринимаем сюжет на высоком эмоциональном уровне. Представляем, как Варьке снятся тёмные облака, которые гоняются друг за другом по небу и кричат, как ребенок. Но вот подул ветер, пропали облака, и Варька видит широкое шоссе, покрытое жидкой грязью. Сквозь холодный, суровый туман видны леса.
Жизнь героини рассказывается через такие предметно-цветные детали-символы, как тёмные облака, жидкая грязь, холодный туман, вороны и сороки кричат, как ребёнок, зелёное пятно на потолке.
Это символы, позволяющие наполнить рассказ глубоким смыслом. Грязь-символ беспросветности. Незащищенность ребёнка от прошлого взрослых толкнуло его на ужасный поступок.
Убийство души Варьки началось с того, что к ней отнеслись как к вещи.
Даже грёзы Варьки окрашены в недетские мрачные тона: холодный туман, какие-то обозы, люди с котомками и тени, бредущие по жидкой грязи. Сон и явь, соперничая друг с другом в мрачности, давят на мозг Варьки. И она, на грани безумия, видит источник своей беды в непрекращающемся крике младенца, и она убивает его, чтобы заснуть. Мечта осуществилась. Через минуту она уже спит, «как мертвая» . Это сравнение Чехов использует неспроста. Трудно назвать жизнью те условия, в которых оказалась она: ни днём, ни ночью нет покоя. Это страшно, что единственной мечтой тринадцатилетнего ребёнка становится желание выспаться. Страшным оказался и исход в этой ситуации. Дикий смех Варьки тоже можно считать символом. Он подводит нас к мысли об истинных виновниках искалеченной жизни девочки.
Трагедия героини в том, что у неё нет будущего.
Сон у Чехова можно выделить как отдельный символ, У Варьки вся жизнь как сон, это словно дезориентация. Семейная ситуация вынуждает ребенка работать.
Ценная находка Чехова в том, что Варька уже устала хотеть. Такое впечатление, что она, начавши хотеть жить с самого рождения, этой убийственной страшной ночью будто родилась еще раз заново.
Наше внимание концентрируется на таком повторяющемся образе-символе, как зеленое пятно. Оно, кажется, живет своей отдельной руководящей жизнью. Оно и нацеливает, и вдохновляет, и искушает, и манит ,и угнетает, и решает, и повелевает. Это символ борьбы за жизнь.
«Перед образом горит зеленая лампадка… От лампадки ложится на потолок большое зеленое пятно». Зеленое пятно и тени приходят в движение, лезут в неподвижные глаза Варьки. Трагедия тринадцатилетней девочки изображается в двойном свете. С реально-бытовой точки зрения жизнь Варьки трудна, страшна беспросветна, и потому героине можно и нужно сострадать. С точки же зрения литературы, история Варьки трафаретная и нуждается в иронии. Безрадостны и звуковые образы-символы- песня сверчка, храп хозяев, скрип колыбели, «мурлыканье» самой Варьки. Они делают эту картину более яркой, как бы оживляя её, но и ещё более тоскливой, безрадостной. Вся эта «музыка» раздражающе действует на Варьку, потому что вызывает дремоту, а спать нельзя. «Баю-баюшки-баю, а я песенку спою,- мурлычет она. На всём протяжении рассказа мы слышим только эту «песню».
Этот многократно повторяемый символ подчёркивает однообразие жизни Варьки, отсутствие в ней детских радостей, усталость после бессонных ночей.
Двойственным оказывается не сюжет произведения, а сам предмет его изображения-жизнь. С «зеленым пятном в рассказе происходит подобная трансформация. Сначала зеленое пятно и тени приходят в движение, лезут в неподвижные глаза Варьки. Далее ее ведения умножаются: на широком шоссе носятся какие-то тени. Дальше, как бы подготавливая будущий уход из жизни плачущего ребенка, автор изображает увиденную Варькой смерть её отца.
Обратим внимание ещё на один символ- тени от чёрных панталон и пелёнок, которые мигают и туманят ей голову. Они так действуют на Варьку, что она решается на самое страшное.
И вот стремительный, предельно краткий финал: «Смеясь, подмигивая и грозя зеленому пятну пальцами, Варька подкрадывается к колыбели, наклоняется к ребенку. Задушив его, она быстро ложится на пол, смеется от радости, что ей можно спать, и через минуту спит крепко,как мертвая».