Матеріали для проведення уроків "Читання мовчки"(11 клас)

Про матеріал
Тексти та тести для учнів 11 класу.можна використовувати під час проведення уроків-контрольних "Читання мовчки" або "Аудіювання"
Перегляд файлу

Чтение молча (11 класс)

Немецкий солдат

Рядом с погребом росла старая дедовская яблоня. Летом тень ее пышной кроны защищала погреб от жары, в нем в самые знойные июльские дни было прохладно. Под яблоней покойный отец Ивана с помощью хуторян когда-то давно уложил плоский дикий камень.

Сидя на камне, он чинил конскую упряжь, плотничал, а то и отдыхал, задремывая в тени.

Мария решила: «Буду жить в погребе, он не мог сгореть...»Она подошла ближе. Вывеску прислонила к стволу яблони. Погреб был цел, даже деревянная крышка его лаза нсгорела. Мария протянула руку, чтобы поднять тяжелую крышку, но ее испугало поведение собаки. Дружок завертелся вокруг погреба, принюхиваясь к земле, потом остановился. Шерсть на его спине встала дыбом. оскалив острые клыки, он угрожающе заворчал.

Сжимая в руке вилы, Мария откинула крышку лаза и отпрянула. На земляном полпогреба, прислонившись к низкой кадушке, сидел живой немецкий солдат. Он не мигая смотрел на нее... Мария успела заметить, что немец был бледный, изможденный, с тонкой мальчишеской шеей и что он был ранен: серый его китель был расстегнут, а на застиранной ночной сорочке багровело пятно крови. В какое-то неуловимое мгновение Мария заметила, что немец испугался ее, и поняла, что он безоружен.

Наклонившись над лазом, она молча смотрела на немца.

Он не спускал с нее светло-голубых, расширенных от ужаса глаз. Губы его дрожали, кривились в каком-то жалком подобии улыбки, но, скованный страхом, он не произносил ни одного слова. На вид ему было не больше семнадцати лет. И слипшиеся на потном лбу кудрявые белокурые волосы, и худые грязные кисти бессильно раскинутых рук, и

тонкая белая шея, и белесый, никогда не знавший бритвы пушок на щеках и над верхней губой — все выдавало в раненом немце мальчишку, желторотого, лопоухого, объятого ужасом недоростка.

Ненависть и горячая, слепая злоба захлестнули Марию, сдавили сердце, тошнотой прихлынули к горлу. Алый туман застилал ей глаза, и в этом негустом тумане она увидела безмолвную толпу хуторян, и раскачивающегося на тополевой ветке Ивана, и босые ноги повисшей на тополе Фени, и черную удавку на детской шее Васятки, и их палачей-

фашистов, одетых в серые мундиры с черной лентой на рукавах. Теперь здесь, в ее, Мариином, погребе, лежал один из них, полураздавленный, недобитый гаденыш, одетый в

такой же серый мундир, с такой же черной лентой на рукаве, на которой серебрились такие же чужие, непонятные, крючковатые буквы.

Мария еще ниже склонилась над лазом. Держак остро отточенных вил сжала так, что побелели пальцы. Хрипло сказала, не слыша собственного голоса:

— Чего будем делать? скажи мне одно: где мой муж Ваня и сыночек Васенька? И еще скажи мне: за что удавили Феню и девочку Саню за что убили? Молчишь? Молчи,молчи...

она повернулась, спустила ноги в лаз, постояла на первой ступеньке пологой погребной лестницы... постояла на второй, глаз не сводя с немца и сжимая в руках вилы...

— Молчишь? — повторила она.— Ничего не знаешь и сказать ничего не можешь? И кто людей в неволю погнал — не знаешь... и кто хутор спалил, а скотину перестрелял — не знаешь... Брешешь, подлюка... ты все знаешь и за все сейчас ответишь...

Медленно опускалась она в погреб, останавливаясь на каждой ступеньке, и каждая ступенька — Мария помнила: их было девять — приближала ее к тому неотвратимому, что она должна была совершить во имя высшей справедливости, которая сейчас в

ее горячечном сознании укладывалась в знакомые с детства слова: «смертию смерть поправ»... и хотя она по-своему толковала эти когда-то услышанные от старой бабки слова, ей казалось, что именно они властно требуют: убей убийцу...Вот и последняя ступенька. Мария остановилась. Сделала еще шаг вперед. Мальчишка-немецшевельнулся.

Он хотел отодвинуться, втиснуться в угол, уползти в темноту, за кадушку, но обмякшее, бессильное тело не слушалось его. Уже в то мгновение, когда голова Марии показалась в

открытом люке погреба, он по выражению ее лица почувствовал, что его ожидает смерть.

смерть подходила к нему, и он смотрел на нее, невысокую женщину с карими глазами, с

крепкими ступнями босых маленьких ног. Она была еле прикрыта пожухлыми от крови лохмотьями,в руках держала вилы, и три острия карающих вил с каждой секундой

приближали его конец.

Мария высоко подняла вилы, слегка отвернулась, чтобы не видеть то страшное, что должна была сделать, и в это мгновение услышала тихий, сдавленный крик, который показался ей громом:

— Мама! Ма-а-ма!

слабый крик множеством раскаленных ножей впился в грудь Марии, пронзил ее сердце, а короткое слово «мама» заставило содрогнуться от нестерпимой боли. Мария выронила вилы, ноги ее подкосились. она упала на колени и, прежде чем потерять сознание, близко-близко увидела светло-голубые, мокрые от слез мальчишеские глаза...очнулась она от прикосновения влажных рук раненого. захлебываясь от рыданий, он гладил ее ладонь и

говорил что-то на своем языке, которого Мария не знала. Но по выражению его лица, по движению пальцев она поняла, что немец говорит о себе: о том, что он никого не убивал,

что его мать такая же, как Мария, крестьянка, а отец недавно погиб под городом

смоленском, что он сам, едва окончив школу, был мобилизован и отправлен на фронт, что ни в одном бою он ни разу не был, только подвозил солдатам пищу. и еще Мария поняла, что три дня назад он вместе с пожилым немцем, тем самым, труп которого лежал на улице, ехал на двуколке,, что летевший над ними самолет сбросил бомбу, что его

старший товарищ и лошадь были убиты, а он, раненный в грудь, уполз.и спрятался в

погребе...

Мария молча плакала. смерть мужа и сына, угон хуторян и гибель хутора, мученические дни и ночи на кукурузном поле — все, что она пережила в тяжком своем одиночестве, надломило ее, и ей хотелось выплакать свое горе, рассказать о нем живому человеку, первому, кого она встретила за все последние дни. и хотя этот человек был одет в

серую, ненавистную форму врага, но он был тяжело ранен, к тому же оказался

совсем мальчишкой и — видно по всему — не мог быть убийцей. и Мария ужаснулась тому, что еще несколько минут назад, держа в руках острые вилы и слепо подчиняясь охватившему ее чувству злобы и мести, могла сама убить его. ведь только святое, жалостное слово «мама», та мольба, которую вложил этот несчастный мальчик в

свой тихий, захлёбывающийся крик, спасли его...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы к тексту (чтение молча) 11 класс:

1. почему в погребе в самые знойные июльские дни было прохладно?

А)он был очень глубоким и большим;

Б )покойный отец Ивана с помощью хуторян когда-то давно уложил вокруг погреба плоский дикий камень;

В)от жары погреб защищала крона раскидистой яблони;

Г)погреб был построен в самой тенистой части участка.

2. Что испугало Марию, когда она подошла к погребу?

а )поведение собаки;

Б)странные звуки;

в )она увидела раненого немецкого солдата;

Г)к погребу с другой стороны приближался незнакомец.

3. Что Марии дало основание полагать: немец — безоружный?

А)он был ранен;

Б )поблизости не было никакого оружия;

В)он испугался Марии;

Г)он поднял руки вверх.

4. Какие средства художественной выразительности использовал автор в

предложении «ненависть и горячая, слепая злоба захлестнули Марию, сдавили сердце, тошнотой прихлынули к горлу»?

а)Эпитеты и метафору;

Б)эпитеты и олицетворение;

В)метафору и гиперболу;

Г)аллегорию и метафору.

5. сколько лет было немецкому солдату?

А)около двадцати;

Б )восемнадцать;

в )не более семнадцати;

Г )автор говорит лишь о том, что он был очень молод.

6. Какие слова звучали в горячечном сознании Марии, когда она приближалась к

немецкому солдату?

а )«смертию смерть поправ»;

б) «Убей убийцу»;

в) «Смерть фашистам»;

Г )«отомсти за всех».

7. отметьте фрагмент, являющийся кульминацией описанного в тексте эпизода.

А)— Чего будем делать?

скажи мне одно: где мой муж Ваня и сыночек Васенька?и еще скажи мне: за что удавили Феню и девочку Саню за что убили?

Б)Мария высоко подняла вилы, слегка отвернулась, чтобы не видеть то страшное, что должна была сделать, и в это мгновение услышала тихий, сдавленный крик, который показался ей громом:

— Мама! Ма-а-ма!..

В)слабый крик множеством раскаленных ножей впился в грудь Марии, пронзил ее сердце, а короткое слово «мама» заставило содрогнуться от нестерпимой боли. Мария выронила вилы, ноги ее подкосились...

Г)Уже в то мгновение, когда голова Марии показалась в открытом люке погреба, он по выражению ее лица почувствовал, что его ожидает смерть. смерть подходила к нему.

8. Как Мария узнала, что немец говорит о себе?

а )она хорошо понимала немецкий;

Б)по интонации;

в )по выражению его лица и движению пальцев;

Г )его лицо озаряла добрая улыбка.

9. отметьте неправильное утверждение.

а Немец никого не убивал.

Б его мать такая же, как Мария, крестьянка.

В)отец немца недавно погиб под городом Смоленском

Г)он сам, едва окончив школу, был мобилизован и отправлен на фронт, ни в

одном бою он ни разу не был, только подвозил солдатам почту.

10. Какими эпитетами называет автор слово «мама»?

А)святое, жалостное;

Б)родное, близкое;

В)родное, святое;

Г)милое, солнечное.

11. Укажите яркую деталь, несколько раз используемую автором в тексте.

А)серая ненавистная форма врага;

Б )тонкая мальчишеская шея;

в )глаза, полные ненависти;

Г)карающие вилы.

12. Какова основная мысль текста?

А)смерть врага не излечит душевной боли.

Б )Не все немцы были убийцами.

в )Немецкая Германия послала на смерть своих юных граждан.

Г )люди могут понять друг друга, даже не зная языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АУДИРОВАНИЕ

 

        Вот тут-то и появился Лис.
        - Здравствуй, - сказал он.
        - Здравствуй, - вежливо ответил Маленький принц и оглянулся, но никого не увидел.
        - Я здесь, - послышался голос. - Под яблоней...
        - Кто ты? - спросил Маленький принц. - Какой ты красивый!
        - Я Лис, - сказал Лис.
        - Поиграй со мной, - попросил Маленький принц. - Мне так грустно...
        - Не могу я с тобой играть, - сказал Лис. - Я не приручен.
        - Ах, извини, - сказал Маленький принц.
        Но, подумав, спросил:
        - А как это - приручить?
        - Ты нездешний, - заметил Лис. - Что ты здесь ищешь?
        - Людей ищу, - сказал Маленький принц. - А как это - приручить?
        - У людей есть ружья, и они ходят на охоту. Это очень неудобно! И еще они разводят кур. Только этим они и хороши. Ты ищешь кур?
        - Нет, - сказал Маленький принц. - Я ищу друзей. А как это - приручить?
        - Это давно забытое понятие, - объяснил Лис. - Оно означает: создать узы.
        - Узы?
        - Вот именно, - сказал Лис. - Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете...
        - Я начинаю понимать, - сказал Маленький принц. - Есть одна роза... Наверно, она меня приручила...
        - Очень возможно, - согласился Лис. - На Земле чего только не бывает.
        - Это было не на Земле, - сказал Маленький принц.
        Лис очень удивился:
        - На другой планете?
        - Да.
        - А на той планете есть охотники?
        - Нет.
        - Как интересно! А куры там есть?
        - Нет.
        - Нет в мире совершенства! - вздохнул Лис.
        Но потом он опять заговорил о том же:
        - Скучная у меня жизнь. Я охочусь за курами, а люди охотятся за мною. Все куры одинаковы, и люди все одинаковы. И живется мне скучновато. Но если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовет меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища. И потом - смотри! Видишь, вон там, в полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны. Пшеничные поля ни о чем мне не говорят. И это грустно! Но у тебя золотые волосы. И как чудесно будет, когда ты меня приручишь! Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру...
        Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал:
        - Пожалуйста... приручи меня!
        - Я бы рад, - ответил Маленький принц, - но у меня так мало времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи.
        - Узнать можно только те вещи, которые приручишь, - сказал Лис. - У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
        - А что для этого надо делать? - спросил Маленький принц.
        - Надо запастись терпеньем, - ответил Лис. - Сперва сядь вон там, поодаль, на траву - вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе...
        Назавтра Маленький принц вновь пришел на то же место.
        - Лучше приходи всегда в один и тот же час, - попросил Лис. - Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливее. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью! А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце... Нужно соблюдать обряды.
        - А что такое обряды? - спросил Маленький принц.
        - Это тоже нечто давно забытое, - объяснил Лис. - Нечто такое, отчего один какой-то день становится не похож на все другие дни, один час - на все другие часы. Вот, например, у моих охотников есть такой обряд: по четвергам они танцуют с деревенскими девушками. И какой же это чудесный день - четверг! Я отправляюсь на прогулку и дохожу до самого виноградника. А если бы охотники танцевали когда придется, все дни были бы одинаковы, и я никогда не знал бы отдыха.
        Так Маленький принц приручил Лиса. И вот настал час прощанья.
        - Я буду плакать о тебе, - вздохнул Лис.
        - Ты сам виноват, - сказал Маленький принц. - Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно; ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил...
        - Да, конечно, - сказал Лис.
        - Но ты будешь плакать!
        - Да, конечно.
        - Значит, тебе от этого плохо.
        - Нет, - возразил Лис, - мне хорошо. Вспомни, что я говорил про золотые колосья.
        Он умолк. Потом прибавил:
        - Поди взгляни еще раз на розы. Ты поймешь, что твоя роза - единственная в мире. А когда вернешься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. Это будет мой тебе подарок.
        Маленький принц пошел взглянуть на розы.
        - Вы ничуть не похожи на мою розу, - сказал он им. - Вы еще ничто. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. Таким был прежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он - единственный в целом свете.

        Розы очень смутились.
        - Вы красивые, но пустые, - продолжал Маленький принц. - Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она одна дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра. Для нее убивал гусениц, только двух или трех оставил, чтобы вывелись бабочки. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она - моя.
        И Маленький принц возвратился к Лису.
        - Прощай... - сказал он.
        - Прощай, - сказал Лис. - Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
        - Самого главного глазами не увидишь, - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
        - Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни.
        - Потому что я отдавал ей все свои дни... - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
        - Люди забыли эту истину, - сказал Лис, - но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу.
        - Я в ответе за мою розу... - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОСЫ  К  ТЕКСТУ:

 

1. Почему Лис отказался играть с Маленьким принцем:

а) Он не был приручен;

б) ему не хотелось играть;

в) он не умел играть с детьми;

г) ему не понравился Маленький принц.

 

2. Сколько раз Маленький принц задаёт Лису вопрос: «Как это-приручить?»

а) один раз;

б) два раза;

в) три раза;

г) четыре раза

 

3. Как объясняет Лис понятие «приручить»?

а) создать узы;

б) поработить;

в) прибрать к рукам;

г) отбиться от рук

 

4. Как, по мнению Лиса, изменится его жизнь, если Маленький принц его приручит?

а) она получит второе дыхание;

б) она словно солнцем озарится;

в) она станет радостной;

г) она станет интересной

 

5. О чём Лис просит Маленького принца?

а) не приручать его;

б) приручить его;

в) принести ему кур;

г) поскорее уйти

 

6. что необходимо для того, чтобы приручить кого-либо?

а) проявить хитрость;

б) запастись терпением;

в) сохранять хладнокровие;

г) проявить изобретательность

 

7. Что такое обряд по мнению Лиса?

а) это событие происходящее один раз, эпизодически;

б) это событие, происходящее один раз;

в) это событие, происходящее постоянно в установленное время;

г) это праздничный ритуал

8. Что испытывает Лис от того, что Маленький принц его приручил?

а) ему плохо;

б) ему обидно;

в) ему хорошо;

г) ему больно

 

9. Что сделал Маленький принц перед прощанием с Лисом?

а) прогулялся к винограднику;

б) пошёл взглянуть на розы;

в) расплакался;

г) поделился Лисом своим секретом?

 

10. Почему единственная роза Маленького принца ему дороже всех роз в мире?

а) потому что красивее всех;

б) потому что она одинока;

в) потому что он заботился о ней;

г) потому что он не видел других роз

 

11. Какой секрет открыл Лис Маленькому принцу?

а) Самого главного глазами не увидишь;

б) чувствам нельзя доверять;

в) никого не следует приручать;

г) никому нельзя доверять

 

12. Какова основная мысль текста?

а) главные жизненные ценности –в радости общения, в ответственности за всё окружающее;

б) лучше никого не приручать;

в) трудно быть ответственным за кого-либо;

г) любовь причиняет страдания

 

 

 

 

 

 

 

doc
Додано
19 лютого 2020
Переглядів
810
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку