Матеріали до проведення тижня зарубіжної літератури

Про матеріал
Матеріали для проведення тижня зарубіжної літератури містять готові завдання, тексти, фото, конспекти та сценарії занять.
Перегляд файлу

Текст тотального диктанту

                                                          Утро

Каждое утро, еще при свете звезд, Якоб Иванович Бах просыпался и, лежа под толстой стеганой периной утиного пуха, слушал мир. Тихие нестройные звуки текущей где-то вокруг него и поверх него чужой жизни успокаивали. Гуляли по крышам ветры – зимой тяжелые, густо замеша/енные со снегом и ледяной крупой, весной упругие, дышащие влагой и небесным электричеством, летом вялые, сухие, вперемешку с пылью и легким ковыльным семенем. Лаяли собаки, приветствуя вышедших на крыльцо сонных хозяев, и басовито ревел скот на пути к водопою. Мир дышал, трещал, свистел, мычал, стучал копытами, звенел и пел на разные голоса.

Звуки же собственной жизни были столь скудны и вопиюще незначительны, что Бах разучился их слышать: вычленял в общем звуковом потоке и пропускал мимо ушей. Дребезжало под порывами ветра стекло единственного в комнате окна, потрескивал давно не чищенный дымоход, изредка посвистывала откуда-то из-под печи седая мышь. Вот, пожалуй, и все. Слушать большую жизнь было не в пример интереснее. Иногда, заслушавшись, Бах даже забывал, что он и сам часть этого мира, что и он мог бы, выйдя на крыльцо, присоединиться к многоголосью: спеть что-нибудь задорное, или громко хлопнуть дверью, или, на худой конец, просто чихнуть. Но Бах предпочитал слушать.

В шесть утра, тщательно одетый и причесанный, он уже стоял у пришкольной колокольни с карманными часами в руках. Дождавшись, когда обе стрелки сольются в единую линию (часовая на шести, минутная на двенадцати), что есть силы дергал за веревку – и бронзовый колокол гулко отзывался. За многие годы упражнений Бах достиг в этом деле такого мастерства, что звук удара раздавался ровно в тот момент, когда минутная стрелка касалась циферблатного зенита, и ни секундой позже. Мгновение спустя каждый в деревне поворачивался на звук и шептал короткую молитву. Наступал новый день…

 

 

Конкурс “Блиц-турнир”

1 команда

  • Какими видами искусства, помимо литературы, увлекался М.Ю.Лермонтов в юности? (Живописью, лепкой, музыкой)
  • Самое лучшее привидение в мире. (Карлсон)
  • Как звали внука сына Абрама Петровича Ганнибала? (А.Пушкин)
  • Имя подлого труса. (Леопольд)
  • Имя Вырина (Самсон)
  • Синоним преувеличения (Гипербола)
  • Возраст Тараса Бульбы (60 лет)
  • В кого превратился гадкий утенок? (В лебедя)
  • Автор стихотворения “Тучи” (М.Ю.Лермонтов)
  • Сколько детей было у Дуни? (Трое)
  • Имя и отчество купца Калашникова (Степан Парамонович)

2 команда

  • Город, в котором родился Пушкин (Москва)
  • Кто ходит в гости по утрам? (Винни-Пух)
  • Возраст Остапа (22 года)
  • Образное определение (Эпитет)
  • Автор стихотворения “Узник” (А.С.Пушкин)
  • С кем дрался купец Калашников? (С опричником Кирибеевичем)
  • Перечислите Бременских музыкантов. (Кот, Пёс, Петух, Осёл, Трубадур)
  • Как погибли А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов? (На дуэли)
  • Национальность пленной служанки прекрасной панночки. (Татарка)
  • Кто воспитывал М.Ю.Лермонтова в детские годы? (Бабушка Елизавета Арсеньева)
  • В какой деревне жили дядя Фёдор и кот Матроскин?

Конкурс “Болельщиков”

1. Ответьте на вопросы.

Что находится между рекой и берегом? (Союз “и”)

Какой русский город летает по воздуху? (Орёл)

Что стоит посредине Земли (Буква “М”)

Какой город у моря состоит из одного мужского и ста женских имён? (Севастополь)

Какие четыре моря носят название цвета? (Черное, Красное, Желтое, Белое)

Каким поясом не подпояшешься? (Климатическим)

2. Отгадайте загадки.

Четыре брата бегут, друг друга не догонят. (Колёса)

Какой год продолжается один день? (Новый)

Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно)

С помощью наречий перечислите по порядку пять дней недели. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

У семи братьев по одной сестрице. Много ли сестер? (Одна)

Шли рядком: сын с отцом, да дед с внуком. Сколько их? (Трое)

Один льёт, второй пьёт, третий зеленеет да растёт (Дождь, земля, рожь)

Земля белая, а птицы на ней чёрные. (Бумага и буквы)

Чёрные, кривые, от рождения немые, станут в ряд – сразу заговорят. (Буквы )

Какие два местоимения мешают транспорту? (Я - Мы)

Какую часть слова можно в земле найти? (Корень)

Точка с хвостиком. (Запятая)

3-й день. Интеллектуальный ринг “Лексика делового человека” для учащихся 9–11-х классов

Участвуют три команды, ведущий и жюри.

Ведущий говорит о том, что современный русский язык активно пополняется новыми лексическими единицами. Новые слова отражают изменения, происходящие в жизни общества, и старшеклассники скоро станут активными участниками политической и экономической жизни общества. Поэтому они должны знакомиться со значением новых слов и учиться употреблять их.

1. Первая номинация “Орфоэпический и орфографический тест”.

Задание.

Вставьте пропущенные буквы, расставьте ударение.

А) Кр…сивее; ист…кший; повс… местный; мед… каменты;.

Пр…говор; ход…тайство; киб…рнетика; к….талог; нам…рение; к…мпенсация; зал…жить; дог…ворные (цены).

Б) Добыча, свекла, обеспечение.

Договорённость, приобретение, нефтепровод.

Аналог, вандалы, бутик.

2. Вторая номинация “Речевое мастерство бизнесмена”.

Задание 1. “Переводчик”

Замените исконно русские слова, данные списком и в тексте, иноязычными, наиболее часто употребляемыми в современном языке.

Изъян -

Записки о прошлых событиях -

Довод, служащий основанием доказательства -

Воодушевление -

Человек, политический деятель, слепо действующий по чужой воле -

Прогулка -

Слова для справок: дефект; мемуары; аргумент; энтузиазм; марионетка; променад.

Уважаемые друзья (коллеги, сотрудники, работники), курс зеленых (долларов) на следующий день составляет 23 рубля 30 копеек. Нам удалось заключить сделку (контракт, договор), взаимовыгодную для нас и наших товарищей (партнёров). Результатом совместной работы станет навар (прибыль), благодаря которому мы сможем вернуть долг нашим кредиторам. Одну третью часть навара (прибыли) пустим на покупки (приобретение товара) для проведения успешного обмена (бартерных сделок), оставшуюся сумму используем для проведения праздничной вечеринки (банкета, корпоративного вечера). Адрес и счёт нашего банка изменились, о чём сообщалось в газетах, журналах (в прессе).

3. Третья номинация “Консультируемся со словарями”.

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и дайте подробное толкование словам.

Деб…тор, к…нтракт, кр…дитор, пр…дюсер, т..варооб..рот.

Макл… р, н…минал, п…ритет, с…ртификат, т…раж.

Аб…нент, в…львация, барт…рные сделки, инфляц…я.

Задание 2. Назовите слова (термины), имеющие следующие толкования.

Владелец или совладелец договора с государством на эксплуатацию промышленных предприятий, природных богатств (концессионер)

Лицо, обладающее местом на бирже и осуществляющее сделки от своего имени и за свой счёт (маклер)

Лицо или организация, выступающая в качестве поручителя, устроителя финансирующей стороны (спонсор).

Равенство, равноправие сторон (паритет).

Денежная стоимость, обозначенная на товаре, на ценных бумагах (номинал).

Торговая сделка на основе натурального обмена (бартер).

Документ, удостоверяющий права держателей акций (сертификат).

Задание 3. Что такое паронимы? Объясните лексическое значение паронимов и составьте с ними словосочетания.

Адресат - адресант;

Сытый - сытный;

Праздный - праздничный;

Эффективный - эффектный;

Невежа - невежда;

Фамильный - фамильярный

Абонент - абонемент

Задание 4. Подберите синонимы или синонимичные словосочетания к данным словам.

Предприниматель -

Приватизация -

Мэр -

Бартер -

Дебаты -

Брокер -

Рейтинг -

Слова для справок: бизнесмен, передача в частную собственность, градоначальник, сделка, обмен, прения, обсуждение, посредник, показатель популярности.

Задание 5. Подберите антонимы к словам.

Возвышаться -

Грубость -

Действительный -

Добродетель -

Естественный -

Закон -

Заключать (договор) -

Закономерность

Слова для справок: унижаться; корректность; мнимый; порок; искусственный; беззаконие; расторгать; случайность.

Блиц-турнир

Объясните лексическое значение слова. Отвечайте быстро, чётко, кратко.

Абонемент - право пользования телефоном, книгами и т.д.

Абонент - лицо, пользующееся абонементом.

Блицтурнир (или блиц) - очень быстрое соревнование.

Брокер - посредник при заключении сделок на бирже.

Вальвация - определение стоимости иностранной валюты.

Дебитор - должник.

Дефект - изъян.

Импорт - ввоз товара из-за границы

Инаугурация -– торжественное вступление в должность.

Ипподром - место для соревнований по конному спорту.

Кулуары - помещение вне зала заседаний.

Квота - доля, норма чего-нибудь допускаемого

Лавировать - действовать хитро, искусно.

Маклер – посредник при заключении торговых сделок.

Номинал - обозначенная стоимость.

Паритет - равенство, равноправие сторон.

Префектура - орган управления.

Приватизация - передача в частную собственность.

Продюсер - лицо, которое организует производство кинофильма, осуществляя финансовый и идейно-художественный контроль.

Рейтинг - степень популярности.

Тариф - система ставок.

Фитнес-клуб - спортклуб.

Экспорт -вывоз товара за границу.

Электорат - избиратели.

4-й день. Игра “Путешествие в страну Фразеологию”

1. Разминка (хоровые ответы).

Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят
Водой … (не разольёшь).
Мы исходили городок
Буквально вдоль и … (поперёк)

И так устали мы в дороге,
Что еле … (волочили ноги).

Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь …(медвежью услугу).

Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес, … (кто по дрова)

Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши … (вянут).

2. Что означает …

  • Кожа да кости (худой)
  • Дырявая память (плохая)
  • На всех парусах (быстро)
  • Перемывать косточки (сплетничать)
  • Хоть кровь из носу (обязательно)
  • Сбить с толку (запутать)
  • Кот наплакал (мало)
  • Комар носа не подточит (идеально)
  • Клевать носом (дремать)
  • Пускать пыль в глаза (обманывать)
  • Как снег на голову (неожиданно)
  • Человек с головой (умный)
  • Набить оскомину (надоесть)
  • Задать стрекача (удрать)

3. Восстановите фразеологизмы.

  • Его вешают, приходя в уныние, его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
  • Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека.
  • Его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.
  • Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; её просит рваная обувь; она в голове у путаников.
  • Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей.
  • Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

4. Найдите русский аналог иностранной пословице.

  • Неторопливый слон раньше достигнет цели, чем резвый жеребец. (Тише едешь - дальше будешь)
  • Тот не заблудится, кто спрашивает. (Язык до Киева доведёт)
  • В каждом стаде есть своя черная овца. (В семье не без урода)
  • Лучше яйцо сегодня, чем курица завтра. (Лучше синица в руке, чем журавль в небе)
  • Жена и муж - словно палочки для еды: всегда парой. (Муж и жена - одна сатана)
  • Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает. (У семи нянек дитя без глаза)
  • Нечего ругать кошку, когда сыр съеден. (После драки кулаками не машут)

5. Шуточные вопросы.

  • Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? (Бежать со всех ног)
  • Что общего в словах дуга, бараний рог и три погибели? (Фразеологизмы со словом “гнуть”)
  • В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения? (Как дважды два)

6. Перевертыши.

Каждое слово замените антонимом и получите известную фразу.

  • Во дворе мух ловили (По улицам слона водили)
  • Искусство проигрывать (Наука побеждать)
  • С грохочущего мелководья ангелы убегают (В тихом омуте черти водятся)

7. Фразеологизмы-синонимы.

  • Кот наплакал (с гулькин нос, капля в море, раз-два и обчелся).
  • Во всю прыть (со всех ног, во весь дух, сломя голову, на всех парусах).
  • Видимо-невидимо (тьма-тьмущая, пруд пруди, как собак нерезаных, конца краю нет).

8. Игра “Кто быстрее?”

Подберите фразеологизмы, начинающиеся глаголами.

Встать (с левой ноги, поперек горла, в тупик, поперёк дороги).

Выйти (сухим из воды, из терпения, в люди, из себя).

Держать (в ежовых рукавицах, себя в руках, порох сухим, ухо востро).

Дать (слово, голову на отсечение, по шапке, жару, задний ход).

Взять (себя в руки, быка за рога, за горло, в оборот)

9. Назовите известные фразеологизмы из басен И.А. Крылова.

10. Кто больше?

Назовите фразеологизмы со словами:

НОС (водить за нос, клевать носом, зарубить на носу, задирать нос и др.)

ГЛАЗ (мозолить глаза, хлопать глазами, с глазу на глаз, хоть глаз выколи др.)

ЯЗЫК (язык проглотил, тянуть за язык, прикусить язык, найти общий язык)

НОГА (сбиться с ног, встать на ноги, унести ноги)

ЗУБ (ни в зуб ногой, зубы заговаривать, зуб на зуб не попадает, положить зубы на полку)

11. Сказочные фразеологизмы (закончите хором).

Поди туда - не знаю куда ... (принеси то, не знаю что).

Скоро сказка сказывается (... да не скоро дело делается).

Это всё присказка (... сказка будет впереди).

5-й день. Конкурс на самого грамотного

1. Терминологические диктанты по предметам среди учащихся 5-11 классов.

2. Диктант с учителями- предметниками школы. (Текст К.Паустовского)

“С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тихое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения”.

3. “Эстафета восторга” проводится с учащимися и учителями.

Используя данные глаголы чувства, составьте словосочетания или предложения.

ГЛАГОЛЫ

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Любить

 

 

Нравиться

 

 

Восхищаться

 

 

Восторгаться

 

 

Изумляться

 

 

Обожать

 

 

Благотворить

 

 

Благоговеть

 

 

4. Подведение итогов дня.

6-й день. Час занимательного русского языка

1. А.И.Куприн нашел такие слова для описания человеческого языка:

“Вот скрипнула калитка… Вот прозвучали шаги под окнами…. Я слышу, как он открывает дверь. Сейчас он войдет, и между нами произойдет самая обыкновенная и самая непонятная вещь в мире: мы начнём разговаривать. Гость, издавая звуки разной высоты и силы, будет выражать свои мысли, а я буду слушать эти звуковые колебания воздуха… И его мысли станут моими…”

  • Какая наука изучает язык?
  • Из каких разделов она состоит?

2. Ответьте на вопросы:

  • В каком слове сорок “а”? (Сорока)
  • В каких словах по сто согласных? (Стол, стог, сток)
  • Что надо делать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека? (Кость - гость)
  • Как можно превратить слово семя в слово семья?
  • В названии какого дня надели есть удвоенная согласная?
  • В каком глаголе “нет” слышится 100 раз?

3. Загадки-складки.

  1. Простое слово промежуток:

В театре несколько минуток,
Пока начнётся новый акт,
Мы называем всё… (антракт).

На время что-то прекратив, 
Мы объявляем … (перерыв).

В борьбе, в труде устали слишком –
Дают уставшим … (передышку).

После уроков непременно
Нужна ребятам… (перемена).

  1. Я антоним к слову зной

Я в реке, в тени густой,
Я в бутылке лимонада
А зовут меня… (прохлада).

  1. Не бываю без начала,

Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь я … (конец).

  1. Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна
Называюсь… (тишина).

4. Слово сообразительным.

1. Задача–шутка.

Шел по дороге старик, а навстречу ему боец “ здравствуй отец”, - говорит боец. А старик ему отвечает “здорово служивый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца читай – всё значение одинаковое. И живу я в таком домике, что можно как угодно читать. А имя у моей бабки с тем же свойством”. Задумался боец. Помогите отгадать ему эти слова. (Дед, шалаш, Анна)

2. Почему по-разному пишутся слова, близкие по звучанию.

  • Деревенский старожил.
  • Сад колхозный сторожил.

3. Как большой дом превратить в маленький? (Прибавить к слову дом суффикс к, домик)

4. Игорь написал на доске прописью:

“Сто сорок и сто сорок будет двести”. Допустил ли он ошибку в вычислении? (Нет, если он правильно расставил ударения).

5. Игровые вопросы.

  1. Когда мы употребляем выражение “ чучело гороховое” и почему? Что оно обозначает?
  2. Какую строчку не может прочитать ни один учёный? (Прошитую на машинке)
  3. У каких башмаков не бывает каблуков? (Для торможения вагонов)
  4. Каким ключом нельзя открыть замок?
  5. Как с помощью наречий перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
  6. О каком слове идет речь:

Союз – мой первый слог,

Второй мой слог – предлог,
А целое – у молодца
Посреди лица. (Нос)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Літературне Криворіжжя

 

вул.

Бажова

Покровський

вул.

Бальзака

Центрально-Міський

вул.

Бернарда Шоу

Довгинцівський

вул.

Блока

Центрально-Міський

вул.

Василя Жуковського

Покровський

вул.

Войнич

Покровський

вул.

Вольтера

Довгинцівський

вул.

Гашека

Довгинцівський

вул.

Гете

Центрально-Міський

пров.

Гоголя (Ц.-М.)

Центрально-Міський

вул.

Гомера

Покровський

вул.

Грибоєдова

Покровський

вул.

Гюго

Покровський

вул.

Джека Лондона

Металургійний

вул.

Діккенса

Центрально-Міський

вул.

Достоєвського

Довгинцівський

вул.

Драйзера

Покровський

вул.

Єсеніна

  •                    Металургійний
  •                    Саксаганський

вул.

Короленка

Тернівський

вул.

Крилова

Металургійний

вул.

Купріна

Центрально-Міський

вул.

Лермонтова

Центрально-Міський

вул.

Міцкевича

Тернівський

вул.

Некрасова

Довгинцівський

вул.

Нізамі

Тернівський

вул.

Салтикова-Щедріна

Металургійний

пл.

Толстого (Т)

Тернівський

вул.

Тургенєва

Центрально-Міський

вул.

Тютчева

Центрально-Міський

вул.

Цвєтаєвої

Центрально-Міський

пров.

Чехова

Тернівський

вул.

Чуковського

Інгулецький

вул.

Шекспіра

 

 

 

 

Саксаганський

 

 

 

 

 

 

 

вул. Драйзера

Названа на честь американського письменника Драйзера Теодора Германа Альберта (1871-1945).Письменник-реаліст, критик, громадський діяч. Критикував американський спосіб життя.Автор романів "Сестра Керрі"(1900), "Дженні Герхард"(1911), "Трилогія бажання"(1912-1945),"Американська трагедія"(1925)

 

 

https://krmisto.gov.ua/images/desc_street/full/433.jpg

 

 

Вулиця . С. Єсеніна

 

 

 

https://krmisto.gov.ua/images/desc_street/full/668.jpg

Вулиця М. Лермонтова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вулиця Гянджеві названа на честь Нізамі Гянджеві Абу Мухамед Ільяс ібн-Юсуф - класик азербайджанської поезії, мислитель, один з найбільших поетів середньовічного Сходу, писав перською (на основі арабського алфавіту). Його спадщину цінують як національну в Ірані, Азербайджані, Афганістані й Таджикистані. Основний його твір «П'ятериця» («Хамсе») складається з п'яти поем. У поемі «Сім красунь» змалював образ сміливої і мужньої руської дівчини, виявив велику повагу до Русі. Похований Нізамі біля міста Гянджі (донедавна — Кіровобад).

https://krmisto.gov.ua/images/desc_street_history/full/432.jpg

 

Картинки по запросу памятник горькому в кривом роге

В Кривом Роге обустроена улица Пушкина - фото 1

 

 

 

Памятник О. С. Пушкіну

м. Кривий Ріг

 

 

 

ЛІТЕРАТУРНІ ВІТРАЖІ

 (до року Китаю в Україні)

 

 

Тема: Середньовічна китайська поезія. Лірика Лі Бо і Ду Фу (701-762 рр.)

«Сенс не вичерпується написаним» (знамените правило китайської поетики)

 

Мета уроку: уточнити характерні ознаки середньовічної китайської поезії; визначити особливості лірики Лі Бо; вчити аналізувати й сприймати ліричний твір; виховувати толерантність й повагу до східних культур.

 

Обладнання: підручники, тексти поезій Лі Бо, портрети, ілюстрації; географічна карта, презентація за темою, фотомонтаж, П.І.Чайковський

«Пори року»,  китайська музика

Епіграф до уроку

                                                                         Найкраще на землі-це те,

                                                                     що ми любимо

                                                                                Сапфо

 Робота на уроці

І. Актуалізація опорних знань

 

Запитання для опрацювання (письмово у зошитах):

  • Які хронологічні межі середньовіччя? (ІV-XIV ст)
  • Які релігії поширювались із шаленою швидкістю? (християнство, іслам, буддизм)
  • Назвіть світові мови епохи Середньовіччя (грецька, латинська, китайська, арабська)
  • Назвіть найвідоміші героїчні епоси народів світу («Пісня про Роланда», «Пісня про Нібелунгів», «Слово про похід Ігорів»)
  • Королевою літератури середніх віків була…(поезія)
  • Найвідоміші світові поети, письменники епохи середньовіччя (Данте, Рудакі, О.Хайям, Лі Бо, Ду Фу)

 

ІІ. Мотивація навчальної діяльності. Повідомлення теми, мети, завдань уроку (учні отримали випереджувальні завдання)

 Сьогодні на уроці ми познайомимося з багатьма новими словами, але три слова потребують особливої нашої уваги

 

Конфуціанство – вчення давньокитайського мислителя Конфуція (VI ст. до н.е.), про головне поняття «жень»  - гуманність, людськість.

 

Даосизм філософське вчення Китаю. Людина-природа – єдине ціле, тому пізнати природу означає пізнати людину.

 

Асоціації (багатозначне) – психологічний зв'язок між думками, уявленнями, поняттями, емоціями, внаслідок якого спричиняє інше (картина)

 

Китай і китайська культура – (повідомлення учня)

 

1-ий слайд презентації

Китай («центральна країна», стародавня цивілізація Східної Азії)

  Китай – культурний регіон і стародавня цивілізація Східної Азії. Китай належить до найбільш прадавніх цивілізацій, які увібрали у себе велику кількість держав та культур впродовж 6 тисяч років

  Центральна країна – «Чжуно» означає «центр» або «середину». Другий знак «го» тлумачиться як «країна» або «держава». Починаючи з ХІХ століття у західній і вітчизняній історіографії цю назву Китаю перекладають як «Серединна держава» чи «Серединна імперія»

  Однією з основ китайської культури було ієрогліфічне письмо. Воно стало взірцем для писемності корейців, в’єтнамців, японців. Необхідність складати іспити для отримання чиновницької посади спричинила відкриття початкових і вищих шкіл та училищ, збільшення кількості освічених людей. Китайські чиновники були одночасно поетами, художниками, практично володіли мистецтвом гарного письма – каліграфією.

  Китайці першими винайшли папір і налагодили найпростішу форму книгодрукування. Текст вирізувався на дерев'яних дошках, заливався спеціальною фарбою, а потім друкувався на папері. На початку VIIIст. В Китаї почала виходити уряловва газета «Столичний вісник», яка проіснувала до

ХХ ст. Діяли великі бібліотеки.

  Китайцям належить першість у винайденні компаса і пороху. У VIII ст. в країні відкрилась Академія наук, у XV ст. Було написано багатотомні енциклопедії з історії, географії, медицини, мистецтва.

 

2-ий слайд презентації

 

Вчитель. VIII-IX ст. називають золотою добою китайської поезії (записи у зошит)

Два крила китайської поезії – це Лі Бо і Ду Фу

 

Робота з підручником.

ст. 117-118 стаття «Із китайської лірики»

 

 Виписати у зошит, якими словами, висловами характеризує китайський народ свого великого поета (самостійна робота)

«безсмертний, скинутий з небес»,

«летить полин за 10 тис. лі» аналог Робіна Гуда, Кармалюка ,

 «досконалий, чистий»,

 «безсмертний, повернутий на небеса»,

 «не мав в поезії суперників»,

 «подібний до вітру»,

«з нетутешніми думками»,

«він сам собі цікавий»

 

Іноді біографія Лі Бо нагадує казку. Легенди і версії. (розповіді учнів)

 

4-ий слайд презентації

 

  1. Розповідь про батьків.
  2. Таємниця народження
  3. Уподобання дитини: пензлик, туш, папір.
  4. Про солом’яну хатину
  5. Вчитель у 15 років відправляє в подорож, покинув отчий дім Шу з метою «Вирощування мудрості»

(Як наш  мандруючий філософ Сковорода «Світ ловив мене, та не спіймав»)

 

Аналіз поезій

«Входжу в річку, грає осіння вода». (Учень читає художньо напам’ять )

  •                   Ще раз учні читають «про себе»

Музика П.Чайковського «Пори року».

  •                   Заплющимо очі. Уявляємо. Навкруги жодної душі – тільки Ви і природа.

(даосизм, вчення)

  •                   Які асоціації виникають у нас при сприйнятті цієї мальовничої поезії?

 

(фотомонтаж слайд 5)

 

Бесіда з учнями

  • Який настрій у ліричного героя? (сумує за людиною)
  • Чому настрій не можна назвати тугою , а лише сумом? (природа розраджує, він дивиться в літо, там нема місця туги)
  • Чому автор обирає саме осінь?
  • Якими художніми засобами вдається Лі Бо передати захоплення природою? (метафора – «граюсь перлами на пелюстках, епітети –

«шовкові  хмари»)

Яка роль трьох крапок у вірші? (4 рази) (пауза, роздуми, незавершеність думок, змішаність думок, природа відволікає від сумного настрою…)

 

«Запитання і відповідь у горах»

  • Ми вже сьогодні чули про поезію? І знову яка тематика?

Людина і природа

  • Чи любить Лі Бо природу? Свою Батьківщину?

Читання поезії напам'ять

    «На самоті сиджу в горах…»

 

 Технологія «вільне письмо»: записуємо, які асоціативні картини з'являються у вас під час читання цієї поезії

 

5-ий слайд презентації

 

  • Який художній засіб використовує поет? «Олюднення»(уособлення «гори дивляться на мене»)
  • Пейзаж оживає під його пензликом.
  • Яка вишуканість, свіжість та несподіваність асоціацій!

 

 учні вдома працювали над випереджувальним завданням:

 

«Найкрасивіше на землі – це те, що ми любимо», твір-мініатюра

2-3 роботи зачитують учні

 

Ого! Це вже філософські роздуми!!!

 

Висновок: Найкрасивіше для людини – це сім'я, батьки, рідна природа, Батьківщина

 

«Пісня про схід і захід сонця»

Ми знайомі з подібним твором давньоримського поета Горація

«До Мантія Торквата» (пригадаємо уривок )

  • Що може об’єднувати ці два твори?

Читання поезії учнями (по строфах, ст.119 підручника)

  • Які асоціації викликав схід і захід у Лі Бо? А у вас?
  • Чи можна цю поезію назвати філософською? Знайдіть підтвердження рядками П.І.Чайковський «Пори року» (музика)

 Ще одна поезія «Жартома присвячую другові Ду Фу»

 

 Нею ми розпочнемо наступний урок, коли будемо говорити про друга і творчого суперника Ду Фу

 

 Переклади Лі Бо і українські поети (Сковорода).

 

 

Підсумки уроку.

«Продовжіть речення»

Сьогодні на уроці:

  • Я дізнався –
  • Я здивувався –
  • Я відчув –
  • Я зрозумів –
  • Я запам’ятав –
  • Мені сподобалося –
  • Я шкодую –

 

Д/З. Сенкан до теми Лі Бо. Вивчити напам’ять (хто не готував до уроку)

«Входжу в річку» (намалювати свої асоціації від читання даної поезії)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://inteltoys.ru/files/articles/2013/06/475/475-2.jpg

https://inteltoys.ru/files/articles/2013/06/475/475-1.jpg

https://inteltoys.ru/files/articles/2013/06/475/475-14.jpg

https://inteltoys.ru/files/articles/2013/06/475/475-15.jpg

 

https://inteltoys.ru/files/articles/2013/06/475/475-4.jpg

 

Ссилка на перегляд відеоролика про правильну вимову:

https://www.youtube.com/watch?v=A-tj2nTG0VQ

docx
До підручника
Зарубіжна література 9 клас (Волощук Є.В., Звиняцьковський В.Я., Філенко О.М.)
Додано
22 жовтня
Переглядів
64
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку