Методична розробка "МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ"

Про матеріал
Методична розробка "МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (на примере темы "Эпоха Средневековья")" вміщує рекомендації до проведення занять з музичного мистецтва, інтегрованих занять з предмету "мистецтво".
Перегляд файлу

 

 

 

 

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(на примере темы «Эпоха Средневековья»)

 

 

 

методическая разработка

преподавателя отдела

музыкально-теоретических дисциплін

ДМШ № 11

канд.искусствоведения

Соколовой Л.С.

 

 

 

 

 

Харьков

2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

І. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ--------------------------------------------------------------3

ІІ. АПРОБАЦИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ---------------------------------------------------------3

ІІІ. ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ЭПОХА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ»------------------------------6

IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ-----------------------------14

 

 


МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

І. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

ХХІ век с его высокотехническими достижениями диктует новые требования и к учебно-методической работе. Современная педагогика и, музыкальная в частности, сталкивается с проблемами однообразия педагогической работы, пассивности учащихся на занятиях, снижения познавательной активности детей, отсутствия у них эмоционального отклика на уроках, нежелания мыслить и работать самостоятельно. Только творческий подход к построению урока, его неповторимость, многообразие методов и форм могут обеспечить эффективность усвоение учебного материала. Существует много способов развития познавательной и мыслительной активности учащихся. Один из них является интеграция в курс музыкальной литературы мультимедийных технологий, которые дают возможность повысить степень активности детей и всесторонне привлечь их внимание. Мультимедийные презентации воздействуют на слуховой и зрительный вид восприятия человека, приобретая ряд преимуществ: информативность, компактность, эстетическая и эмоциональная привлекательность, наглядность.

ЦЕЛЬЮ методической разработки является демонстрация возможности мультимедийных технологий в курсе музыкальной литературы в качестве примера учебно-педагогического метода, и одного из аспектов в развитии ассоциативного мышления учащихся.

ІІ. АПРОБАЦИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Дадим определение понятию «мультимедийные технологии».

«Мультимедийные технологии» – это сумма технологий, позволяющих с помощью компьютера вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать (выводить) такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь.

В настоящее время разработано несколько видов учебных мультимедийных программ:

  1. энциклопедические пособия, справочники (например, «Мир музыкальных инструментов», «История искусств»);
  2. электронные учебники и учебные пособия (например, электронное учебное пособие по истории оркестровых стилей, по изучению архитектуры. В городе Харькове также разработана мультимедийная программа, соответствующая первому году обучения предмета «музыкальная литература» по темам «Музыка в нашей жизни» и «Средства музыкальной выразительности»);
  3. программы-тренажеры для отработки различных навыков (например, для развития абсолютного слуха, для развития музыкальной памяти – сборники музыкальных диктантов с аудио записью).

Мною также разрабатывается электронное учебное пособие, посвященное изучению музыкальных эпох, соответствующее требованиям программы для музыкальной школы (Украинская и зарубежная музыкальные литературы. К., 2008). В него включается: иллюстрированное изложение тем, видео- и аудио- материалы; нотный текст изучаемых произведений, а также фрагменты литературных произведений; информационный материал из областей других видов искусств, науки и истории; сравнительные таблицы; различные виды проверки и контроля знаний в виде викторин, тестов, сравнений. Педагог, а также и учащийся в самостоятельной работе с пособием, свободен сам выбирать алгоритм усвоения материала, так как интерфейс программы пособия оснащен сразу всеми разделами изучаемой программы. Каждый раздел имеет много подразделов, где конкретизируются отдельные термины, даются дополнительные сведения по тому или иному вопросу. В данной рекомендации приведены только общий алгоритм использования этой программы.

Данные технологии способствуют:

  •   обогащению учебно-методический возможностей в изложении учебного материала;
  •   совершенствованию коммуникативных навыков учащихся;
  •   индивидуализации процесса обучения;
  •   активизации творческого потенциала детей;
  •   развитию образно-ассоциативного мышления;
  •   формированию всесторонних знаний в области различных видов искусств, т.к. мультимедийные технологии позволяют наиболее наглядно продемонстрировать процесс органичной интеграции видов искусств.

Интеграция разных видов искусства на уроках музыкальной литературы позволяет значительно обогатить внутренний мир учеников, их образное, эмоциональное мышление. Другой важнейшей стороной этого процесса является выявление тесной взаимосвязи искусства как явления общественного сознания с историей. Ведь любое произведение искусства, в том числе, и музыкальное, обязательно отражает в себе и исторический облик эпохи, и мировоззрение общества, его идеологию, устремления и надежды.

Мультимедийные технологии можно применять на всех этапах урока:

  • при объяснении нового материала (в качестве иллюстративного материала);
  • при закреплении, повторении и контроле знаний (тесты, викторины, сравнительные таблицы).

Демонстрационный зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки. Почти на каждом уроке я стараюсь использовать видеофрагменты при изучении творчества композиторов и музыкальных произведений, особенно, это касается изучение опер и балетов. Особенную эффективность данная учебная методика демонстрирует при панорамном изучении музыкальных эпох. С помощью мультимедийных технологий проводятся виртуальные экскурсии и путешествия по странам и эпохам, что позволяет учащимся устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой и т.п.

 

ІІІ. ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ЭПОХА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ»

Некоторые аспекты в развитии ассоциативного мышления постараюсь продемонстрировать на примере изучения темы «Эпоха Средневековья».

 

В качестве проверки знаний по теме «Искусство Древнего мира» в программе мной предлагается контрольный тест. Прохождение теста и знакомство с новой эпохой возможно только при наличии правильных ответов (слайды).

Знакомство новой эпохой сопровождается иллюстративным рядом, благодаря которому учащиеся, используя имеющиеся уже знания из мировой истории или при помощи ассоциативного мышления должны самостоятельно определить, к какой исторической эпохи относятся данные иллюстрации (слайды).

 

 

Сразу нужно отметить, что изучая новый материал, всегда необходимо ставить перед учеником проблемный вопрос «Почему?», который способствует выработке самостоятельно думать, дискутировать, грамотно обосновывать свое мнение, используя весь арсенал своих знаний и опыта, накопленного в течение жизни.

После определения эпохи, детям дается возможность самостоятельно попытаться объяснить, почему данная эпоха ассоциируется у многих с противоречивостью и многообразием. Снова на экране перед детьми  возникают иллюстрации (слайды).

 

Особо обращая внимание на ассоциативные знания учеников (замки, рыцари, крестовые походы и т.д.) и контрасты Средневековья (“чёрная смерть”, Столетняя война, высокий уровень смертности, но необычайное жизнелюбие, нашедшее своё отражение в яркой городской культуре, архитектурных памятниках и т.д.).

Знакомя детей с различными видами искусств этой эпохи, необходимо обговорить вопрос о значении каждого из них в рамках исторических событий, как виды искусства отражали жизнь, мировоззрение человека (слайд).

Так, знакомя детей с видами архитектуры (романской, готической) учащиеся, как правило, достаточно быстро определяют значение того или иного памятника архитектуры (слайд). Так при знакомстве с романским стилем, крепостями, замками дети самостоятельно могут определить их назначение (слайд). Для помощи, можно привести пример всем известной средневековой поговорки «Мой дом, моя крепость». Особое внимание уделяется знакомству с готическим стилем как неотъемлемой частью средневековий истории. При знакомстве учащихся с архитектурными памятниками готического стиля, параллельно идет ознакомление с другими видами искусств: скульптура, живопись и светская живопись, литература, о жанрах которой говорится отдельно (слайды).

Для закрепления знакомства с романским стилем предлагается небольшое видео путешествие по архитектурным памятникам романской и готической культуры и задания для самостоятельного определения стиля (слайды).

 

Как известно, в искусстве, в отличие от других видов деятельности, нет примитивных эпох. Каждая дала свои образцы силы и величия: блестящая Античность, озаренное духовностью, доблестью и воинственностью Средневековье, любознательное Возрождение, гармоничный Классицизм и мечтательный Романтизм. Говоря о назначении музыки в эпоху Средневековья, на первый план выдвигается значение церкви в развитии этого вида искусства. Известно, что храмы и монастыри стали центрами развития профессионального музыкального искусства. Поэтому на уроке подробно уделяется внимание жанрам церковной музыки: григорианскому хоралу, Мессе, развитию невменного письма и многоголосия, знакомству с первыми профессиональными композиторами Перотином, Леонином, Гийомом де Машо. Весь информативный материал конкретизируется иллюстративным и музыкальным сопровождением (слайды).

 

Ценным для детей окажется рассказ и о возникновении нот с последующим просмотром первоисточника, записанного невменной нотацией и прослушиванием гимна с переводом (слайд).

 

С другой стороны, с развитием городов, дорог, торговых сообщений, дворцовой куртуазной культуры выдвигается противоположная церковной светская культура, представленная как музыкальным искусством, так и не раздельная с ним литература. Знакомство с творчеством трубадуров и миннезингеров сопровождается биографическими данными, прослушиванием произведений с сопутствующими переводами литературных первоисточников, а также знакомство с музыкальными инструментами и инструментальной музыкой того времени (слайды).

 

 

Для самостоятельной работы ученика программа снабжена словарем, отдельными ссылками на объяснение некоторых терминов, отрывками из литературных произведений (например, Тристан и Изольда, Робин Гуд, Кольцо Нибелунга, Король Артур и рыцари круглого стола, Божественная комедия), знакомством с выдающимися деятелями искусства и науки, что значительно расширяет культурный и познавательный кругозор ребенка.

 

Таким образом, внедрение мультимедийных технологий создает основы для применения в курсе музыкальной литературы межпредметных связей, что дает возможность в проведении параллелей с другими видами искусства, в выявлении взаимовлияния историко-культурных событий и художественных процессов, содействовать формированию у учащихся целостного представления о развитии духовных достижений человечества.

 

IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белов, Г.Г. Неизбежность компьютерной техники в музыке (размышления композитора) : материалы международной научно-практической конференции «Современное музыкальное образование – 2002» Санкт-Петербург, 2002 / Г.Г. Белов. – С.-Петерб. гос.-пед. ун-т.им. А.И. Герцена. – СПб., 2002.– 284 с.
  2. Горбунова, И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как новая обучающая и творческая среда // Современное музыкальное образование–2002: материалы международной научно-практической конференции (10–12 октября 2002 ) / И.Б. Горбунова. – С.-Петерб. гос.-пед. ун-т им. А.И. Герцена;.науч. ред. И.Б. Горбунова. – CПб., : Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2002. – С. 161–169.
  3. Ивлиев, М.К. Разработка тестовых заданий для компьютерного тестирования: Учебно-методическое пособие / М.К. Ивлиев. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001. – 69 с.
  4. Информационные технологии на уроках музыки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: #"Times New Roman">. – Дата доступа: 05.11.2012.
  5. Использование информационных технологий на уроках музыки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.wiseowl.ru/works/REF000733.doc. – Дата доступа: 07. 11. 2012.
  6. Казакова С. Творческие задания на уроке музыки / С. Казакова // Искусство в школе. 2006.– №2. – С. 14-17.
  7. Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности / Д. К. Кирнарская. – М.: Таланты – XXI век, 2004. – 496 с.
  8. Ковалив В. Ассоциативные игры на уроках музыки //Искусство в школе .-2001.-№1.-С.17-21.
  9. Коротеева Е. Связь музыки и живописи в развитии художественно-образного мышления школьников // Искусство в школе.-1996.-№1.-С.35-38.
  10.          Мануйлов, В. Г. Мультимедийные компоненты презентаций Power Point XP / В. Г. Мануйлов // Информатика и образование № 12. – 2004, №1, №2, №5. – 2005. – С. 67–74.
  11.          Музыкальное мышление: проблемы анализа и моделирования. — Киев, 1988.
  12.          Полозов, С.П. Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование / С.П. Полозов. – Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2002. – 208 с.
  13.          Смолина Е. А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания. / Е. А. Смолина. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 128 с.
  14.          Челышева, Т.В., Янике, Ю.В. Основы художественной культуры. Мировая художественная культура: Тестовые задания / Т.В Челышева, Ю.В. Янике; под ред. Н.А. Селезневой, В.П. Беспалько. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 208 с.
  15.          Шлыкова, О.В. Культура мультимедиа: Учебное пособие для студентов / О.В. Шлыкова. - МГУКИ – М.: ФАИР – ПРЕСС, 2004. – 416 с.

 

1

Середня оцінка розробки
Структурованість
5.0
Оригінальність викладу
5.0
Відповідність темі
5.0
Загальна:
5.0
Всього відгуків: 1
Оцінки та відгуки
  1. Шафран Марія Володимирівна
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
doc
Додано
22 лютого 2020
Переглядів
533
Оцінка розробки
5.0 (1 відгук)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку