Великоновосілківська гімназія з загальноосвітньою школою I ступеня
Методичні рекомендації
щодо впровадження моделі «Перевернуте навчання» у загальноосвітніх навчальних закладах
Учитель Лєвтерова М.Д.
2018 рік
Вступление
Устанавливаемые государственным образовательным стандартом нового поколения требования к предметным, личностным и метапредметным результатам вызывают необходимость изменения технологии организации обучения, в котором ученик становится активным участником учебной деятельности, а учитель -- направляющим звеном. Перенос акцентов с «усвоения знаний» на формирование «компетентностей» включает в повседневную образовательную деятельность электронные ресурсы: учебно-методические пособия, видеоуроки, системы мультимедиа, интерактивные плакаты, водкасты, подкасты и многое другое.
Наибольшую популярность приобретают формы смешанного обучения -- технологии, реализуемой в условиях сочетания очной формы обучения и электронного обучения.
Одной из моделей смешанного обучения является «перевернутый класс». Перевернутый класс - это занятия наоборот. Объяснение нового материала происходит дома. "Домашняя" работа - в классе. Его родоначальниками называют Джонатана Бергмана и Аарона Сэмса. Технология «Перевернутое обучение» -- достаточно новое явление в образовании, однако имеет значительный интерес среди ученых и отражена в работах Басалгиной Т. Ю., Курвитс М., Ремизовой О., Бейкер С., Бергман Дж., Семс А., Баррет Д., Дрисколл Т., Горман М., Грин Г., Маршалл Г.В., Морони С.П. и др. Огромную роль в пропаганде этой технологии в мире сыграла Академия Хана.
Главная цель - повысить активность учащихся. При подготовке к уроку ученики используют видео и электронный образовательный контент за пределами учебного пространства.
Задачи рекомендаций:
-
помочь организовать индивидуализацию учебного пространства, так как персонализация – одна из главных тенденций образования XXI века;
-
углублять знания учащихся, используя технологические инструменты;
-
учить школьников понимать специфику обучения в цифровом мире и действовать только безопасными и законными методами;
-
учить учащихся критически мыслить;
-
формировать коммуникативную, социокультурную, деятельностную компетенции,развивать творческие способности.
Рекомендации к проведению уроков по модели «перевёрнутый класс»
Технология проведения урока
Дома:
-
выполнение домашней работы, помимо прочего, включает в себя применение технологий водкаста:
-
просмотр видеолекции;
-
чтение учебных текстов, рассмотрение поясняющих рисунков;
-
прохождение тестов на начальное усвоение темы.
В классе:
-
в начале занятия - короткий повтор или дискуссия по материалам, которые были представлены на видео (в опорном конспекте, презентации);
-
просмотр записей учеников или ответов на вопросы (тесты), связанные с соответствующим материалом;
-
разбор сложной теоретической части и вопросов, возникших у учащихся в процессе выполнения домашней работы (не более 25-30% времени);
-
затем учащиеся под наблюдением учителя выполняют практические и исследовательские задания, тесты на понимание и закрепление пройденной темы;
-
на уроке учитель организует учебную деятельность, привлекает к различным видам работы всех учеников в классе.
Особенности «перевернутого» обучения:
-
изменение роли учителя, который превращается в наставника; роль учителя все же остается ведущей, но деятельность его направлена на координацию обучения учащихся, осуществление консультирования, оказание помощи и создание учебно-проблемной ситуации для познавательно-исследовательской деятельности;
-
учебные материалы представлены в виде электронных образовательных ресурсов;
-
благодаря современным технологиям, учителями накоплена большая база различных материалов, таких как видео, интерактивные задания, электронные учебные материалы, электронные тесты для самопроверки;
-
книги уже не являются единственным источником информации, а учителя единственными источниками знаний;
-
каждый, кто имеет выход в сеть Интернет, в удобное для него время может получить качественный электронный образовательный контент;
-
повышаются требования к учебной деятельности учащихся; теоретическое изложение учебного материала должно поддерживать обучение, а не занимать центральное место; содержание обучения уже не является самоцелью, а становится отправной точкой углубления знаний; осуществляется смещение акцента на процесс познавательной деятельности учащихся, в ходе которого он открывает для себя новые знания;
-
обучение базируется на решении проблем, обсуждениях, дискуссиях; технология «Перевернутый класс» дает возможность учителю на уроке освободить время для общения с учениками. Фактически появляется возможность работать с учеником один на один.
-
Больше внимания можно уделить тем ученикам, которым трудно дается учебный предмет или у которых возникают проблемы с выполнением домашних заданий, а одаренные ученики будут иметь больше свободы для того, чтобы учиться независимо от общего темпа одноклассников.
-
Технология «перевернутого обучения» способствует развитию персонализированного подхода в обучении, осуществляется социализация.
Как отмечает В. Маршалл, роль учителя становится более важной при обучении с использованием технологии «Перевернутое обучение», чем когда-либо.
Общие преимущества технологии «Перевернутое обучение»:
-
оно служит основой для реализации дифференцированного подхода;
-
создаются условия активного обучения;
-
используются новейшие технологии и различные гаджеты;
-
образовательный процесс организуется с учетом потребностей каждого ученика;
-
создаются условия для командной работы;
-
развиваются лидерские качества учащихся в рамках учебных предметов;
-
обучение носит характер персонализированного; происходит активное взаимодействие учителя и ученика;
-
создаются условия для диагностики качества знаний с помощью компьютерных технологий;
-
родители имеют возможность участвовать в учебном процессе ребёнка.
Преимущества для учащихся:
-
осуществляется социализация и понимание учениками важности командной работы;
-
возможность обучения во внеурочное время;
-
более высокая ответственность учеников за свое обучение;
-
учащиеся получают доступные и качественные электронные образовательные ресурсы для изучения нового материала;
-
повышается интерес к учебным предметам, к групповой работе на уроке; ученики учатся в собственном темпе;
-
учащиеся помогают друг другу в учебе; учатся критически оценивать учебные достижения;
-
создаются условия для развития ИКТ-компетентностей;
-
гаджеты используются как инструмент обучения.
Преимущества для учителя:
-
он выступает в роли наставника познавательной деятельности учащихся;
-
осуществляет персонализированный подход за счет высвобождения времени на уроке;
-
обеспечивает учеников качественными электронными образовательными ресурсами;
-
обеспечивает активизацию учебной деятельности во внеурочное время;
-
имеет возможность проводить больше времени один на один с теми учениками, которые нуждаются в дополнительной поддержке и помощи;
-
привлекает к разным видам работ всех учеников класса;
-
иначе организовывает учебную деятельность.
Общие особенности технологии «Перевернутое обучение» для учителя:
-
требует больше времени для планирования и подготовки учителя;
-
трудности привлечения в учебный процесс отдельных категорий учащихся;
-
предполагает постоянный доступ учащихся к компьютерам и Интернету;
-
большая первичная нагрузка по наполнению ООУС;
-
осуществление дальнейшего совершенствования учебных материалов;
-
осуществление персонализированного подхода;
-
владение различными ИК-технологиями;
-
владение технологиями групповой работы;
-
поддержка в своем учебном заведении;
-
формулировка задания и сроков его выполнения;
-
необходимость в составлении списка новых терминов по теме для приведения в соответствие понимания содержания учебного видео;
-
запись на веб-камеру или отбор обучающего видео (примерно 3 мин.);
-
размещение обучающего видео в ООУС или отправка ученикам ссылки на учебный материал;
-
отбор (создание) тестового задания (упражнения) по тематике учебного видео;
-
создание списка вопросов для контроля понимания содержания учебного видео и электронных образовательных ресурсов;
-
составление инструкции к новому учебному материалу;
-
отбор задач для работы с учебником;
-
прогнозирование возможных вариантов обратной связи с учителем (по электронной почте или с помощью мгновенных сообщений).
Особенности использования технологии «Перевернутое обучение» для ученика:
-
больше времени проводит перед компьютером;
-
неравные возможности доступа к сети Интернет;
-
использование разнообразных гаджетов;
-
домашнее задание является обязательной частью урока;
-
критическая оценка учебной деятельности;
-
трудно привыкнуть к новой технологии обучения.
Пути преодоления трудностей
-
Во-первых, существует большое число ресурсов с готовыми качественными водкастами по множеству предметов. Если необходимая видеолекция найдена, то остается лишь сконвертировать ее в соответствующий формат и загрузить в выбранную LMS.
-
Если нужной видеолекции не нашлось, вы можете самостоятельно “перевернуть” свой класс: создать презентацию в PowerPoint и загрузить ее в iSpring Cloud. Она автоматически сконвертируется в формат, читаемый на всех устройствах.
-
Вместе с презентацией можно загрузить видео, включая водкасты ваших лекций или уроков, аудиофайлы и изображения.
-
Хотя проблема остается в том, что не все ученики имеют доступ к высокоскоростному интернету или компьютеру, но следует отметить, что за последнее десятилетие доступ учеников к компьютерам и сети Интернет дома значительно расширился.
Заключение
ИКТ служит платформой для осуществления технологии «перевернутого» обучения и обеспечивает использование учителем как популярных презентаций, опорных конспектов, так и новейшего учебного видео, в частности видеоуроков. Ученый М. Горман отмечает, что для любого ученика педагоги создадут условия для учебной деятельности, основанной на сотрудничестве, инновационных методах, проектной деятельности с применением различных средств и сервисов. Ученики, которые учатся по технологии «Перевернутое обучение», становятся более открытыми к совместному обучению и инновационным формам проведения уроков. Они считают видеофрагменты полезными, легкодоступными и эффективными средствами, помогающими им понять новый учебный материал.
Литература
1. Курвитс, М. Модель «Перевернутый класс». Что переворачиваем? /
М. Курвитс, Ю. Курвитс // Управление школой. – 2014. – № 7/8. – С. 38–405.
2.С. Г. Литвинова // Інформаційні технології і засоби навчання: електронне наукове фахове видання. – 2014. – № 3 (41). – С. 10–27. – Режим доступу:
http://journal.iitta.gov.ua/index.php/itlt/article/view/1052/810#.U7LD9ZR_toE. – Дата доступу: 08.03.2015.
3. Литвинова, С. Г. Облачно ориентированная учебная среда школы: от кабинета до виртуальных методических предметных объединений учителей [Электронный ресурс] / С. Г. Литвинова // Образовательные технологии и общество. – 2014. – № 1(17). – Режим доступа: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v17_i1/pdf/9.pdf. – Дата доступа: 11.03.2015.