Методичні рекомендації щодо впровадження моделі «Перевернуте навчання» у загальноосвітніх навчальних закладах

Про матеріал
Поняття перевернутого навчання спирається на такі ідеї, як активне навчання, залучення учнів у спільну діяльність.Термін широко використовується для опису структури практично будь-яких занять, які базуються на перегляді попередньо записаних лекцій з подальшим їх обговоренням безпосередньо в класі. У методичних рекомендаціях вказуються переваги і труднощі щодо впровадження моделі «Перевернуте навчання» у загальноосвітніх навчальних закладах.
Перегляд файлу

Великоновосілківська гімназія з загальноосвітньою школою I ступеня

 

 

 

 

 

 

 

 

Методичні рекомендації

щодо впровадження моделі «Перевернуте навчання» у   загальноосвітніх навчальних закладах

 

 

 

 

 

Учитель Лєвтерова М.Д.

 

 

 

 

 

2018 рік

 

Вступление

Устанавливаемые государственным образовательным стандартом нового поколения требования к предметным, личностным и метапредметным результатам вызывают необходимость изменения технологии организации обучения, в котором ученик становится активным участником учебной деятельности, а учитель  --  направляющим звеном. Перенос акцентов с «усвоения знаний» на формирование «компетентностей» включает в повседневную образовательную деятельность электронные ресурсы: учебно-методические пособия, видеоуроки, системы мультимедиа, интерактивные плакаты, водкасты, подкасты и многое другое.

Наибольшую популярность приобретают формы смешанного обучения -- технологии, реализуемой в условиях сочетания очной формы обучения  и электронного обучения.

Одной из моделей смешанного обучения является «перевернутый класс». Перевернутый класс - это занятия наоборот. Объяснение нового материала происходит дома. "Домашняя" работа - в классе. Его родоначальниками называют Джонатана Бергмана  и Аарона Сэмса. Технология «Перевернутое обучение» -- достаточно новое явление в образовании, однако имеет значительный интерес среди ученых и отражена в работах Басалгиной Т. Ю., Курвитс М., Ремизовой О., Бейкер С., Бергман Дж., Семс А., Баррет Д., Дрисколл Т., Горман М., Грин Г., Маршалл Г.В., Морони С.П. и др. Огромную роль в пропаганде этой технологии в мире сыграла Академия Хана.

 Главная цель  - повысить активность учащихся. При подготовке к уроку ученики используют видео и электронный образовательный контент за пределами учебного пространства.

Задачи рекомендаций:

  • помочь организовать индивидуализацию учебного пространства,  так как персонализация – одна из главных тенденций образования XXI века;
  • углублять знания учащихся, используя технологические инструменты;
  • учить школьников понимать специфику обучения в цифровом мире и действовать только безопасными и законными методами;
  • учить учащихся критически мыслить;
  • формировать коммуникативную, социокультурную, деятельностную компетенции,развивать творческие способности.

Рекомендации к проведению уроков по модели «перевёрнутый класс»

  Технология проведения урока

Дома:

  • выполнение домашней работы, помимо прочего, включает в себя применение технологий водкаста:
  • просмотр видеолекции;         
  • чтение учебных текстов, рассмотрение поясняющих рисунков;                                   
  • прохождение тестов на начальное усвоение темы.

В классе:

  • в начале занятия - короткий повтор или дискуссия по материалам, которые были представлены на видео (в опорном конспекте, презентации);
  • просмотр записей учеников или ответов на вопросы (тесты), связанные с соответствующим материалом;
  • разбор сложной теоретической части и вопросов, возникших у учащихся в процессе выполнения домашней работы (не более 25-30% времени);
  • затем учащиеся под наблюдением учителя выполняют практические и исследовательские задания,  тесты на понимание и закрепление пройденной темы;
  • на уроке учитель организует учебную деятельность, привлекает к различным видам работы всех учеников в классе.

Особенности «перевернутого» обучения:

  • изменение роли учителя, который превращается в наставника; роль учителя все же остается ведущей, но деятельность его направлена на координацию обучения учащихся, осуществление консультирования, оказание помощи и создание учебно-проблемной ситуации для познавательно-исследовательской деятельности;
  • учебные материалы представлены в виде электронных образовательных ресурсов;
  • благодаря современным технологиям, учителями накоплена большая база различных материалов, таких как видео, интерактивные задания, электронные учебные материалы, электронные тесты для самопроверки;
  • книги уже не являются единственным источником информации, а учителя единственными источниками знаний;
  • каждый, кто имеет выход в сеть Интернет, в удобное для него время может получить качественный электронный образовательный контент;
  • повышаются требования к учебной деятельности учащихся; теоретическое изложение учебного материала должно поддерживать обучение, а не занимать центральное место; содержание обучения уже не является самоцелью, а становится отправной точкой углубления знаний; осуществляется смещение акцента на процесс познавательной деятельности учащихся, в ходе которого он открывает для себя новые знания;
  • обучение базируется на решении проблем, обсуждениях, дискуссиях; технология «Перевернутый класс» дает возможность учителю на уроке освободить время для общения с учениками. Фактически появляется возможность работать с учеником один на один.
  •  Больше внимания можно уделить тем ученикам, которым трудно дается учебный предмет или у которых возникают проблемы с выполнением домашних заданий, а одаренные ученики будут иметь больше свободы для того, чтобы учиться независимо от общего темпа одноклассников.
  • Технология «перевернутого обучения» способствует развитию персонализированного подхода в обучении, осуществляется социализация.

Как отмечает В. Маршалл, роль учителя становится более важной при обучении с использованием технологии «Перевернутое обучение», чем когда-либо.

Общие преимущества технологии «Перевернутое обучение»:

  • оно служит основой для реализации дифференцированного подхода;
  • создаются условия активного обучения;
  • используются новейшие технологии и различные гаджеты;
  • образовательный процесс организуется с учетом потребностей каждого ученика;
  • создаются условия для командной работы;
  • развиваются лидерские качества учащихся в рамках учебных предметов;
  • обучение носит характер персонализированного; происходит активное взаимодействие учителя и ученика;
  • создаются   условия для диагностики качества знаний с помощью компьютерных технологий;
  • родители имеют возможность участвовать в учебном процессе ребёнка.

Преимущества для учащихся:

  • осуществляется социализация и понимание учениками важности командной работы;
  • возможность обучения во внеурочное время;
  • более высокая ответственность учеников за свое обучение;
  • учащиеся получают доступные и качественные электронные образовательные ресурсы для изучения нового материала;
  • повышается интерес к учебным предметам, к групповой работе на уроке; ученики учатся в собственном темпе;
  • учащиеся помогают друг другу в учебе; учатся критически оценивать учебные достижения;
  • создаются условия для развития ИКТ-компетентностей;
  • гаджеты используются как инструмент обучения.

Преимущества для учителя:

  • он выступает в роли наставника познавательной деятельности учащихся;
  • осуществляет персонализированный подход за счет высвобождения времени на уроке;
  • обеспечивает учеников качественными электронными образовательными ресурсами;
  • обеспечивает активизацию учебной деятельности во внеурочное время;
  • имеет возможность проводить больше времени один на один с теми учениками, которые нуждаются в дополнительной поддержке и помощи;
  • привлекает к разным видам работ всех учеников класса;
  • иначе организовывает учебную деятельность.

Общие особенности технологии «Перевернутое обучение» для учителя:

  • требует больше времени для планирования и подготовки учителя;
  • трудности привлечения в учебный процесс отдельных категорий учащихся;
  • предполагает постоянный доступ учащихся к компьютерам и Интернету;
  • большая первичная нагрузка по наполнению ООУС;
  • осуществление дальнейшего совершенствования учебных материалов;
  • осуществление персонализированного подхода;
  • владение различными ИК-технологиями;
  • владение технологиями групповой работы;
  • поддержка в своем учебном заведении;
  • формулировка задания и сроков его выполнения;
  • необходимость в составлении списка новых терминов по теме для приведения в соответствие понимания содержания учебного видео;
  • запись на веб-камеру или отбор обучающего видео (примерно 3 мин.);
  • размещение обучающего видео в ООУС или отправка ученикам ссылки на учебный материал;
  • отбор (создание) тестового задания (упражнения) по тематике учебного видео;
  • создание списка вопросов для контроля понимания содержания учебного видео и электронных образовательных ресурсов;
  • составление инструкции к новому учебному материалу;
  • отбор задач для работы с учебником;
  • прогнозирование возможных вариантов обратной связи с учителем (по электронной почте или с помощью мгновенных сообщений).

 

Особенности использования технологии «Перевернутое обучение» для ученика:

  • больше времени проводит перед компьютером;
  • неравные возможности доступа к сети Интернет;
  • использование разнообразных гаджетов;
  • домашнее задание является обязательной частью урока;
  • критическая оценка учебной деятельности;
  • трудно привыкнуть к новой технологии обучения.

Пути преодоления трудностей

  • Во-первых, существует большое число ресурсов с готовыми качественными водкастами по множеству предметов. Если необходимая видеолекция найдена, то остается лишь сконвертировать ее в соответствующий формат и загрузить в выбранную LMS.
  • Если нужной видеолекции не нашлось, вы можете самостоятельно “перевернуть” свой класс: создать презентацию в PowerPoint и загрузить ее в iSpring Cloud. Она автоматически сконвертируется в формат, читаемый на всех устройствах.
  • Вместе с презентацией можно загрузить видео, включая водкасты ваших лекций или уроков, аудиофайлы и изображения.
  • Хотя проблема остается в том, что не все ученики имеют доступ к высокоскоростному интернету или компьютеру, но следует отметить, что за последнее десятилетие доступ учеников к компьютерам и сети Интернет дома значительно расширился.

 

Заключение

ИКТ служит платформой для осуществления технологии «перевернутого» обучения и обеспечивает использование учителем как популярных презентаций, опорных конспектов, так и новейшего учебного видео, в частности видеоуроков. Ученый М. Горман отмечает, что для любого ученика педагоги создадут условия для учебной деятельности, основанной на сотрудничестве, инновационных методах, проектной деятельности с применением различных средств и сервисов. Ученики, которые учатся по технологии «Перевернутое обучение», становятся более открытыми к совместному обучению и инновационным формам проведения уроков. Они считают видеофрагменты полезными, легкодоступными и эффективными средствами, помогающими им понять новый учебный материал.

 

Литература

1. Курвитс, М. Модель «Перевернутый класс». Что переворачиваем? /

М. Курвитс, Ю. Курвитс // Управление школой. – 2014. – № 7/8. – С. 38–405.

2.С. Г. Литвинова // Інформаційні технології і засоби навчання: електронне наукове фахове видання. – 2014. – № 3 (41). – С. 10–27. – Режим доступу:

http://journal.iitta.gov.ua/index.php/itlt/article/view/1052/810#.U7LD9ZR_toE. – Дата доступу: 08.03.2015.

3. Литвинова, С. Г. Облачно ориентированная учебная среда школы: от кабинета до виртуальных методических предметных объединений учителей [Электронный ресурс] / С. Г. Литвинова // Образовательные технологии и общество. – 2014. – № 1(17). – Режим доступа: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v17_i1/pdf/9.pdf. – Дата доступа: 11.03.2015.

docx
Додано
20 січня 2019
Переглядів
683
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку