Михаил Афанасьевич Булгаков. (1891-1940). «Собачье сердце». Украинские страницы жизни и творчества писателя. М. А. Булгаков и власть, трагедия художника.

Про матеріал

Материал поможет донести до сознания учащихся своеобразие личности писателя, его тонкого духовного мира, его глубоких творческих озарений; поможет способствовать воспитанию чувства прекрасного, умения размышлять, развитию устной монологической речи, воображения.

Наглядность: портреты Булгакова, зеркало, печатная машинка, иллюстрации к произведениям, лампа, кресло с пледом, фонарь при входе в класс.

ТСО: компьютер, проектор, экран

Перегляд файлу

Урок № 57

Тема. Михаил Афанасьевич Булгаков. (1891-1940). «Собачье сердце». Украинские страницы жизни и творчества писателя. М. А. Булгаков и власть, трагедия художника.

Цель: Донести до сознания учащихся своеобразие личности писателя, его тонкого духовного мира, его глубоких творческих озарений; способствовать воспитанию чувства прекрасного, умения размышлять; способствовать развитию устной монологической речи, воображения.

Наглядность: портреты Булгакова, зеркало, печатная машинка, иллюстрации к произведениям, лампа, кресло с пледом, фонарь при входе в класс.

ТСО: компьютер, проектор, экран

 “Я невозможен ни на какой другой земле, кроме своей …,

потому, что [много] лет черпал из неё”..

из письма М.А. Булгакова властям

Ход урока:

  1. Организация класса

(сообщение темы, цели и задач урока; задание классу: слушая, составлять по ходу урока карт-майнд или тезисный план)

  1. Актуализация внимания учащихся

Слово учителя:

        Сколько раз в год – по поводу или без него – мы желаем друг другу удачи и исполнения всего самого заветного? А потом ждем и нервничаем: почему же загаданное не исполняется? Всему своё время.

 Ведь успех приходит к смелым, а сила человеческой мысли способна творить чудеса!

Слово ученика (в роли Булгакова. Сидит в кресле, потом встает):

       Я  горячий поклонник …свободы… Кто сказал вам, что борьба с цензурой, какая бы она ни была и при какой  бы власти она ни существовала, - не долг писателя, так же, как  и призывы к свободе печати? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую свободу! – это обращаюсь к вам, людям 21 века,  я, Михаил Афанасьевич Булгаков. Каждому будет дано по его вере. Маловерные погибнут, неверующие уйдут в небытие, но крепкие и сильные духом спасутся, вера освещает их путь во мраке. Верую, верую – повторяю я вслед за ними.

Слово учителя:

        И мы верим.  Верим Вам, наш гениальный Мастер. Мы следуем  в мир, созданный Вами, в мир, где рождались, жили и уходили в вечность Ваши идеи…

  1. Работа над темой урока. Личность писателя

               Инсценизация :

Мать Булгакова  - Варвара Михайловна(жизнерадостная и очень веселая женщина. Хохотунья)

Входит. Вносит стопку книг, цветы. Восклицает:

 

- Ой! Здравствуйте! Простите, я немного задержалась… Но как  же я рада гостям! Тем более – юным гимназистам. Ведь, вы знаете(?), я тоже окончила Орловскую женскую гимназию, но  с программой мужских гимназий. И даже два года ( до 1890)  была учительницей в 4-м классе Карачевской женской прогимназии  в Орловской губернии. Да-а…Приятные воспоминания…

А 1 июля того же года  в Кара­чеве состоялась наша свадьба с Афанасием Ивановичем. Знаете, какой это был человек?  Афанасий Иванович считал, что домашними делами, как и воспитанием детей, должна заниматься не только мать. Большое внимание этому важному делу непременно должен уделять и глава семейства. В те времена, скажем прямо, это было не совсем обычное суждение. Вот что он писал  мне  в одном из своих писем: «На мужа и жену я смотрю как на равных, а потому не согласен, что мелочи жизни должны лежать преимущественно на женщине: они насколько возможно равномерно должны распределяться между обоими, а потому, — я очень хочу, — чтобы ты не одна терзалась ими, а чтобы сваливала часть их и на меня».

После свадьбы мы переехали в Киев, где Афанасий Иванович присмотрел на Печерске квартиру…

       Через год, 3 мая 1891 года на Воздвиженской улице, в доме священника Матвея Бутовского, куда мы перебрались  как  молодая чета, у нас родился желанный первенец!  30 мая мальчика окрестили. Счастливые родители, мы  нарекли его в честь моего отца и покровителя Киева — Архистратига — Михаилом. Прибавление в семье повлекло за собой также и увеличение расходов на ее содержание. Поэтому Афанасий Иванович, кроме основной работы в академии, начал читать историю в Киевском институте благородных девиц.

Хочу сказать, что всего у  нас  с Афанасием было семеро детей: Михаил (1891), Вера (1892), Надежда (1892), Варвара (1895), Николай (1898), Иван (1900) и Елена (1902). И всякий раз, когда в нашей наемной квартире становилось тесно, мы  переезжали в более просторное жилище.

И вот в такой обстановке Миша- наш старший сын -  рос смышленым и очень способным мальчиком...Меня он неизменно называл  - "светлая королева". ..(улыбается)

Однако счастливая жизнь нашей семьи продолжалась недолго. В 1906 году Афанасий Иванович заболел. Киевские и московские врачи определили тяжелую болезнь почек — нефросклероз. Представьте только, 8 февраля 1907 года Святейший Синод утвердил мужа в звании ординарного профессора… Но…  14 марта –чуть больше чем  через месяц -  он скончался…

Мы оказались в очень тяжелом положении … Я стала вдовой, на руках у меня было семеро детей. Миша ещё два года после смерти отца ходил в Первую киевскую гимназию. Мы целый год соблюдали траур по любимому отцу и мужу: одевались в темное, громко не говорили, не смеялись…

 

Слово ученика (в роли литературоведа):

         Как ни тяжело было Варваре Михайловне и морально, и материально, она нашла в себе силы хорошо воспитать и дать достойное образование своим детям, опираясь на заложенный многолетним трудом прочный фундамент личного примера отца Афанасия Ивановича.  Один из них — её первенец Михаил — стал великим писателем и драматургом, который подарил миру «Белую гвардию», «Бег», «Со­бачье сердце», «Мастера и Маргариту»...

 

Слово ученика (в роли Булгакова. Сидит в кресле, потом встает):

             Отец всегда находил время, чтобы заняться с нами, детьми, особенно когда мы жили на даче в живописном посёлке Буча в 30 километрах от Киева. Он был внимателен, заботлив, а мать — жизнерадостная и очень веселая женщина. Хохотунья… Так вот об отце… он очень много писал, он очень много работал. Много времени проводил в своём кабинете. И тем не менее вот теперь, оглядываясь на прошлое, я должен сказать: только сейчас я понял, что такое был наш отец. Это был очень интересный человек, интересный и высоких нравственных качеств… В доме была требовательность, была серьезность, но мне кажется, я могу с полным правом сказать, что основным методом воспитания детей у моих родителей были шутки, ласка, доброжелательность… Отец с большой любовью устраивал домашнее гнездо…

 

Слово учителя:

Действительно, дача давала им всем  простор, прежде всего простор, зелень, природу. Роскоши никакой не было. Все было очень просто. Ребята спали на так называемых дачках… Но роскошь была: роскошь была в природе. В зелени. Роскошь была в цветнике, который развела мать, очень любившая цветы…

  И вот эта женщина сумела сплотить, вырастить и дать всем детям образование. Это была ее основная идея. Она говорила им, когда они уже стали взрослыми: "Я хочу вам всем дать настоящее образование. Я не могу вам дать приданое или капитал. Но я могу вам дать единственный капитал, который у вас будет, - это образование". А вторая ее идея, превосходная идея, была такова: нельзя допустить, чтобы дети бездельничали.

 

Слово ученика (в роли Булгакова. Сидит в кресле, потом встает):

Мама всегда давала нам работу. Мы и сами работали, даже летом. Например, обязанность сестры Нади была заниматься до обеда с младшими братьями. А обязанность всех братьев была сначала помогать отцу в расчистке дорожек, а затем убирать мусор с участка. Мы обирали песок, дерн, листья. И вот в 15-м году... я написал  стихотворение:
Утро. Мама в спальне дремлет.
Солнце красное взойдет,
Мама встанет и тотчас же
Всем работу раздает:
"Ты иди песок сыпь в ямы,
Ты ж из ям песок таскай".( смеется) .

             Но вы не думайте,  мама сама весело смеялась в таких случаях. И у нас эти слова, когда речь заходила о работе, стали крылатыми словами...

Слово ученика (в роли литературоведа):
  Варвара Михайловна, была, конечно, незаурядная женщина, очень способная. Вот, например, сказки. Она рассказывала детям сказки, которые всегда сама сочиняла. Она вела их твердой и умной рукой. Была требовательна. Мать не стесняла свободы детей, доверяла им. И они со своей стороны были с нею очень откровенны.

 

Слово ученика (в роли Булгакова. Сидит в кресле, потом встает):

У нас не было того, что бывает в других семьях, - недоверия.

Были товарищи братьев, были поклонники у сестер. Иногда они спрашивали: « Вам надо писать до востребования?» Я говорю: «Зачем? Пишите, если вы хотите мне писать, на нашу квартиру». – «Как? А мама?» – «А что мама? Мама наших писем не читает». И это правильно. Это было, подумайте, когда! В начале XX века! Мама наших писем не читала. А мы ей сами читали, если нам хотелось ей что-нибудь рассказать. 
 

Слово  учителя:
Мать была одной из первых, кто приобщил тогда еще юного Булгакова к сочинительству. Она также привила своим детям любовь к театру. Она выступала режиссером домашних спектаклей. Первый такой любительский спектакль, в котором играл Булгаков - это детская сказка «Царевна Горошина». Здесь двенадцатилетний Булгаков играл сразу две роли - атамана разбойников и Лешего. Как вспоминала позднее сестра Надя, Миша «исполняет роль Лешего, играет с таким мастерством, что при его появлении на сцене зрители испытывают жуткое чувство».  Это было в 1903-1904 гг. на квартире Сынгаевских, киевских друзей Булгаковых.
 

Слово ученика (в роли литературоведа):

«Город. Прекрасный в морозе и тумане на горах, над Днепром…» «Эх,.. красота!.. Неописуемый воздух, неописуемый свет! Травы, сеном пахнет, склоны, долы…» «Город прекрасный, город счастливый. Над развалившимся  Днепром, весь в солнечных пятнах.

     Сейчас в нем великая усталость после страшных громыхавших лет. Покой.

     Но трепет новой жизни я слышу. Его отстроят, опять закипят его улицы, и

станет над рекой, которую Гоголь любил, опять царственный город».

 

Слово учителя:

        - Узнали описание ? Ну конечно, это о Киеве, городе, где жизнь проходит в белом цвете, где тихо и спокойно, где летом — солнечные улицы, а зимой идет не холодный, не жесткий, крупный ласковый снег. Так о единственно любимом на свете городе писал Михаил Афанасьевич Булгаков.

Слово ученика (в роли Булгакова.-  Видео «Киев» )

    «Нет на свете города красивее, чем Киев» «Город прекрасный, город счастливый. Мать городов русских. Но это были времена легендарные, те времена, когда в садах самого прекрасного города нашей Родины жило беспечальное, юное поколение. Тогда-то в сердцах у этого поколения родилась уверенность, что вся жизнь пройдет в белом цвете, тихо, спокойно, зори, закаты, Днепр, Крещатик, солнечные улицы

«Как многоярусные соты, дымился, и шумел, и жил Город. Зимою, как ни в одном городе мира, упадал покой на улицах и переулках и верхнего Города, на горах, и Города нижнего, раскинувшегося в излучине замерзшего Днепра. Вся энергия Города, накопленная за солнечное и грозовое лето, выливалась в свете. Играл светом и переливался, светился и танцевал и мерцал Город по ночам до самого утра, а утром угасал, одевался дымом и туманом.

Но лучше всего сверкал электрический белый крест в руках громаднейшего Владимира на Владимирской горке, и был он виден далеко, и часто летом, в черной мгле, в путаных заводях и изгибах старика-реки, из ивняка, лодки видели его и находили по его свету водяной путь в Город, к его пристаням».

Слово учителя:

Киев!..

 -Что скажете? Как  относился М.Булгаков к родному городу?

- Так ли и у вас?

 

Место, где родился человек, называют его МАЛОЙ родиной! И края эти тянут к себе человека всю жизнь, где бы он ни находился.

Для большинства из вас таковой является Полтава. МА. обожал свой Город

( он писал это слово непременно с большой буквы). И вслед за  ним в путешествие по нашему родному городу отправимся и мы. На поиски “лучшего места на земле”, “самой фантастической улицы”, “дома постройки изумительной”.

 4. Интеракивэмоциональная разгрузка

                А) Презентация « Памятные уголки Полтавы».  Класс делится на команды. Одна называет «место», вторая «вспоминает» историю его; писателя – первая, его произведения – вторая.

 

Считаете ли Вы, что Родина там, где ты родился?

 Скучаете ли вы вдали от «дома» по родной речи, вещам свойственным только Украине?

Считаете ли Вы сами себя патриотом?

 

                Б) «Займи позицию». – Отвечая на вопросы, перейти на указанное место и аргументировать свой выбор.

В чем проявляется истинный патриотизм?

в ношении национальной одежды

в гордости за свою страну

в работе с полной отдачей сил по своей специальности

Патриотом может быть человек, который…

Критикует власть своей страны

Предпочитает иностранную литературу и искусство

Уезжает жить и работать за границу

               В) в качестве подведения итогов игры - стихотворение

                     Ольги Фокиной(декламирует ученик):

 

Храни огонь родного очага

И не  позарься на огни чужие –

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:

Храни огонь родного очага!

Лелей лоскут отеческой земли

Как не болотист, как ни каменист он,

Не потянись за черноземом чистым,

Что до тебя другие обрели.

Лелей лоскут отеческой земли!

И если враг задумает отнять

Твоим трудом взлелеянное поле,

Не по страничке, что учился в школе,

Ты будешь знать, за что тебе стоять.

Ты будешь знать, за что тебе стоять!

 

 

Слово учителя:

Ты будешь знать, за что тебе стоять!..

Булгаков знал, за что он боролся, за что он стоял…

“Я невозможен ни на какой другой земле, кроме своей …,

потому, что [много] лет черпал из неё”.. – писал он  в 1929 году   властям. Эти строки укрепляют нас в мысли о настоящем патриотизме автора. Что же это было за время  для развития культуры – 1930-е годы?

 

5.Продолжение работы по теме урока (презентация)

 

Ученик-историк

Революционные события раскололи интеллигенцию и творческих людей на тех, кто покинул родину, и тех, кто, приняв революцию, активно участвовал в создании новой культуры.

 

Литературовед

 В середине 30-х гг. в культуре СССР утвердился «большой стиль», характерный для стран с тоталитарным режимом – формой авторитарного правления, которая характеризуется полным подчинением общества интересам власти и ее контролем над ним, фактическим игнорированием прав и свобод граждан, репрессиями в отношении политической оппозиции и запретом любых проявлений инакомыслия. Главной задачей «большого стиля» было воздействие на мироощущение и поведение людей. Этот стиль должен был закрепить в сознании народа стабильность и силу советской власти. Новый союз писателей, живопись и скульптура находились под строжайшим надзором партии; формировалась зависимость искусства от государства.

Ученик-литературовед

20-е годы, когда тридцатилетний врач, входивший в литературу, перебрался в Москву, были для него достаточно успешными. В 1921 году он получает место секретаря литературного отдела Главполитпросвета при Народном комиссариате просвещения. Сотрудничает с московской редакцией берлинской газеты "Накануне", помещая в ней очерки о жизни Москвы, а в литературном приложении - рассказы. Пробует работать конферансье в маленьком театре, пишет хроники и фельетоны для московских газет. В "Гудке" Булгаков делает знаменитую "четвертую полосу" вместе с В. Катаевым, И. Ильфом, Е. Петровым, Ю.Олешей, работает штатным фельетонистом. Успех в журналистике подкрепляется литературным успехом: публикуются "Записки на манжетах", "Дьяволиада", "Роковые яйца", "Белая гвардия". И, наконец, в апреле 1926 года - премьера "Дней Турбинных" во МХАТе!

 

 

Ученик - литературовед

В 1927 году в Париже напечатано полное издание романа "Белая гвардия"!

Имя Михаила Булгакова - на устах читающей и пишущей Москвы. Его зазывают в гости, приглашают на литературные вечера, им восхищаются… 

Но  на рубеже 20-30-х годов Булгаков оказался в наихудшем положении: пьесы его были сняты с репертуара, травля в печати не ослабевала, возможность публиковаться отсутствовала. После снятия с репертуара МХАТа спектакля «Дни Турбиных» и запрещения «Бега» Булгаков чувствовал себя потерянным.

 

Ученик –историк

В 1929 г. он хотел эмигрировать из страны, подал заявление на выезд, но получил отказ; письменно обращался и к Сталину, и к Горькому, и к Молотову, и к другим деятелям государства и культуры, мотивируя свое решение невозможностью добыть на родине средства к существованию. В этой ситуации писатель вынужден был просить либо предоставить ему работу, либо отпустить за границу.

Написанные в середине 20-х - начале 30-х годов, эти письма совершенно по-особому раскрывают нам Булгакова - писателя и человека. Они позволяют увидеть отношения творца с властями, проследить, как нарастает драматизм судьбы мастера слова.

 

Слово ученика (в роли Булгакова. Сидит в кресле, потом встает)

Первое мое письмо И.В. Сталину (июль 1929 года) - последнее усилие. На него я ещё возлагал большие надежды: я верил в то, что оно поможет изменить отношение ко мне как к писателю и человеку. “...Не будучи в силах более существовать, затравленный, зная, что ни печататься, ни ставиться более в пределах СССР <...> нельзя, я доведен до нервного расстройства”, “...всё, что написано мной за 10 лет работы в СССР, - уничтожено. Остаётся уничтожить последнее, что осталось, - меня самого”.

Литературные выпады против меня превратились в политические обвинения. “Произведя анализ моих альбомов вырезок, я обнаружил в прессе СССР за десять лет моей литературной работы 301 отзыв обо мне, - писал Михаил Афанасьевич. - Из них: похвальных было 3, враждебно-ругательных - 298”.

Писали обо мне так: “Булгаков, … чем был, тем и останется, НОВОБУРЖУАЗНЫМ ОТРОДЬЕМ, брызжущим отравленной, но бессильной слюной на рабочий класс и его коммунистические идеалы” («Комсомольская правда», 14.X.1926 г.).

           “...не только писаний моих, но даже фамилии моей равнодушно видеть не могут <...> вопрос моей гибели - это лишь вопрос срока, если, конечно, не произойдёт чуда”.

Учитель (комментарий)

        В это время становится очевидной неприемлемость произведений М.А. Булгакова, что обрекает писателя на гибель.

Михаил Афанасьевич адресует властям не одно письмо, так как им руководят не только личные причины. Булгаков преследовал при этой переписке ещё и иную задачу: Мастер слова говорит в них о долге писателя - борьбе с цензурой и призывах к свободе печати. Свобода - вот что, по мнению Булгакова, является главным и необходимым условием творчества, автор пишет о праве писателя открыто, честно выражать свои убеждения, о неприятии “политических кульбитов” и приспособленчества в любом виде.  

 

    Ученик-литературовед

                 Это была  “эпоха  литературного террора, когда любое слово есть повод для самых неожиданных обвинений”, теперь имели право на существование книги, показывавшие лишь положительные стороны жизни, а потому всякая сатира считалась клеветой.

В письмах к властям   предстаёт перед нами человек чести и большого личного мужества, для которого “невозможность писать равносильна... погребению заживо”. Писатель открыто сказал в письмах о своём призвании, о трагедии мастера, вынужденного молчать.

 

Слово учителя.

И все-таки, написав едко-сатирические "Собачье сердце", "Зойкину квартиру", "Дьяволиаду" и "Роковые яйца", Булгаков, конечно, бросил вызов власти - вольно или невольно. Сатириков не любит никакая власть. А если любит, значит, это не сатирик, а так, "смехопанорама" какая-нибудь. Пламенный революционер Каменев отозвался о "Собачьем сердце" как об остром памфлете на современность, печатать который ни в коем случае нельзя.

Прислушались - не печатали шестьдесят два года...

Булгаков оказался, пожалуй, единственным, кто не следовал слепо указаниям властей, творчество его индивидуально, отлично от других.

 

Ученик-Булгаков

“На широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он всё равно не похож на пуделя”.

 

Учитель

Он не сдавался, не выпускал пера из рук, продолжал творить, так как отказ от профессии он считал малодушием: “Нет такого писателя, чтобы он замолчал. Если замолчал, значит, был не настоящий. А если настоящий замолчал - погибнет”. Он умер непризнанным, страдая от непризнания, и прекраснее об этой великой жизни, чем Анна Ахматова в своем стихотворении на смерть Булгакова, не скажешь:

Вот это я тебе взамен могильных роз,

Взамен кадильного куренья,

Ты так сурово жил и до конца донѐс

Великолепное презренье.

Ты пил вино, ты как никто шутил

И в душных стенах задыхался,

И гостью страшную ты сам к себе впустил,

И с ней наедине остался

И нет тебя, и всѐ вокруг молчит

О скорбной и высокой жизни,

Лишь голос мой как флейта прозвучит

и на твоей безмолвной тризне…

Учитель.

Да, вся жизнь М.А. Булгакова была борьбой с властями, борьбой за возможность трудиться и творить. Он мечтал быть услышанным, понятым; найти единомышленников. И это ЕМУ удалось, потому что, как известно «Рукописи не горят!» Настоящее творение нетленно, бессмертно – все сказанное ИМ не смогло стереть время. Ведь успех приходит к смелым, а сила человеческой мысли способна творить чудеса!

 

Дополнительное творческое задание

Фрирайтинг – свободное письмо

 

Постарайтесь сейчас за минутку написать о том, что вас впечатлило, т.с. зацепило. Что бы вам хотелось сказать на основе услышанного на сегодняшнем уроке?

6. Рефлексия

 

Поэты не гибнут, а гаснут, как звёзды.

Лучи их бегут сквозь столетья и дали…

Полночной порою к нам свет их несется,

Который при жизни они растеряли…

 

7. Домашнее задание : закончить работу над составлением карты «Булгаков и время», прочитать повесть «Собачье сердце»

 

                           

 

 

                                                      

 

 

 

          

 

 

                                    

 

 

doc
До підручника
Зарубіжна література 9 клас (Ніколенко О.М., Зуєнко М.О., Стороха Б.В., Туряниця В.Г., Орлова О.В.)
Додано
28 жовтня 2018
Переглядів
181
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку