23 червня о 18:00Вебінар: Практика реалізації проєктів та відеопроєктів у НУШ

Мини-тетрадь - учебник для 5 класса по теме:Лексикология».

Про матеріал

Предлагаемое пособие - интенсивный курс русского языка из раздела « Лексикология » .Оно поможет ученикам пятых классов овладеть на высоком уровне данной темой , а преподавателям поспособствует в выполнении их ежедневной кропотливой работы .

Эта мини-тетрадь - учебник, станет надежным помощником в изучении темы « Лексикология ». Её задачи и упражнения сосредоточат внимание учеников на главном в каждой теме урока, а герои любимого мультфильма «Смурфики»,познакомят с выразительными средствами языка, будут формировать умения и навыки правильного письма, учить, как следует выражать свои мысли и чувства, как общаться с родственниками, друзьями и незнакомыми людьми.

Рисунки помогут лучше понять и запомнить сложные понятия, обогащать твое воображение, мышление, оживят учебный процесс.

А кроссворды, головоломки, тесты развивать твою сообразительность, делать ум гибким, что так необходимо для формирования речевых способностей.

Перегляд файлу

C:\Users\Use\Downloads\light_texture2224.jpgКОНСТАНТИНОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

КОНСТАНТИНОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ

 

 

 

 

 

 

 

по русскому языку для 5 класса

           C:\Users\Use\Desktop\1306400225_8.jpgC:\Users\Use\Desktop\kinopoisk.ru-The-Smurfs-1530870--w--1600.jpg

 

Автор-составитель

учитель русского языка и литературы

Гатеж Т.В.

 

 

 

 

 

                                          Г.Константиновка

 

                   Гатеж Татьяна Владимировна. Русский язык:

Мини-тетрадь - учебник  для  5  класса по теме:Лексикология».

 

               Предлагаемое пособие - интенсивный курс русского языка из раздела « Лексикология » .Оно поможет ученикам пятых классов овладеть на высоком уровне данной темой , а преподавателям поспособствует в выполнении их ежедневной кропотливой работы .

C:\Users\Use\Desktop\sv_pred2.jpg

 

Дорогой пятиклассник!

Перед тобой новая мини-тетрадь - учебник, которая станет тебе надежным помощником в изучении темы « Лексикология ». Её задачи и упражнения сосредоточат твое внимание на главном в каждой теме урока, а герои любимого мультфильма «Смурфики»,познакомят с выразительными средствами языка, будут формировать умения и навыки правильного письма, учить, как следует выражать свои мысли и чувства, как общаться с родственниками, друзьями и незнакомыми людьми.

  Рисунки помогут лучше понять и запомнить сложные понятия, обогащать твое воображение, мышление, оживят учебный процесс.

  А кроссворды, головоломки, тесты развивать твою сообразительность, делать ум гибким, что так необходимо для формирования речевых способностей.

Желаю, чтобы обучение было для тебя приятным и даже увлекательным делом. Пусть тебе везет!

 

C:\Users\Use\Desktop\скачанные файлы (1).jpg

 

Способность думать обретают многие,

Не обретая собственно идей.

Зажжет при помощи лексикологии

Лучину смысла новый Прометей!

 

 

 

C:\Users\Use\Desktop\youloveit_ru_smurfiki2_oboi01.jpg-это нужно запомнить;

C:\Users\Use\Desktop\скачанные файлы.jpg-это интересно;

C:\Users\Use\Desktop\скачанные файлы (2).jpg-подумай;

 

C:\Users\Use\Desktop\kinopoisk.ru-The-Smurfs-1530870--w--1600.jpg-учимся играя.

Дорогие ребята, приглашаем  вас совершить увлекательнейшее путешествие по дорогам Страны Лексикологии.  В пути вас ждут захватывающие приключения, удивительные открытия. Вы сможете проверить себя, свои знания. Самые упорные покорят и Вершину.

C:\Users\Use\Desktop\youloveit_ru_smurfiki2_oboi01.jpgЛексикология – это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.

 

 

       C:\Users\Use\Desktop\скачанные файлы.jpgЧто такое лексикология?  Это раздел языкознания, изучающий смысловую структуру слова.

Слово, или лексема, является основной единицей лексикологии и имеет в науке следующее определение: "Единица языка, которой характерно звуковое, смысловое единство и которая выполняет номинативную (назывную) функцию

У любого слова есть всегда два значения: лексическое заключено в основе слова; грамматическое (способность слова изменять форму) заключено в окончании.

Выражаемся грамотно: основа называет..., окончание обозначает...

Средняя эрудиция человека - 6 тысяч слов

Человек живёт в мире слов, которые объединяются в лексические группы. Самая многочисленная группа - это общеупотребительные слова. Именно с ними мы знакомимся в первую очередь, начиная изучать язык другого народа.

Со временем человек сталкивается с профессиональными, или специальными словами. Эти слова собраны в специальные словари терминов; такие словари есть у представителей всех отраслей знаний

Чем активнее народы взаимодействуют, тем больше в языке пласт заимствованных слов.

Общество, развиваясь, побуждает к рождению новые слова. Они приходят на смену устаревшим.

Свои мысли и чувства мы передаём с помощью слов.

Слова любого языка образуют его словарный состав.

 

Лексика – это слова, которые употребляют люди определённой группы.

Лексика – это словарный состав языка.

 

 

 

Слово и его лексическое значение

C:\Users\Use\Desktop\youloveit_ru_smurfiki2_oboi01.jpgC:\Users\Use\Desktop\скачанные файлы.jpgСколько же слов в русском языке? Можно сказать, что их столько, сколько звезд на небе? Нет. Звезд, видимых на небе, только около 3 тысяч, слов же гораздо больше. В современном русском языке их более 200 тысяч плюс иностранные слова (30 тысяч), термины-10 тысяч, диалекты-200 тысяч, имена-25 тысяч, устаревшие-30 тысяч. И мы подбираемся к миллиону. А тысячу лет назад, по мнению ученых, было в русском языке 20 тысяч слов. Значит, за год возникала почти тысяча новых слов.

 

 

Чтобы употреблять слово, надо не только его знать, но и знать его лексическое значение.

Лексическое значение слова — это то, что слово обозначает.

Где же найти лексическое значение слова? Конечно же в словаре. В школьной библиотеке вы можете найти различные виды словарей: толковые, антонимов, иностранных слов, синонимов, этимологические, фразеологические, устойчивых сравнений и др.

 

 

C:\Users\Use\Desktop\скачанные файлы.jpgСловарь – это вселенная, расположенная в алфавитном порядке. (А.Франс)

 

Русские толковые словари имеют многовековую историю. Известны, например, словари 1282 года. Многие “азбуковники” толковали редкие слова, которые встречались в книгах религиозного содержания.

 

Первые печатные словари в России появились в конце ХVI века, они тоже в основном служили своеобразным пособием при чтении книг, в которых встречалось много непонятных, “нерусских” слов.

 

В конце ХVIII века выходят первые словари, авторы которых пытались включить как можно больше слов русского языка. Наиболее полным и интересным стал “Толковый словарь живого великорусского языка”, составленный в середине ХIХ века В.И. Далем.

 

В ХХ веке лингвисты составили и выпустили несколько толковых словарей. Самым полным является 17-томный словарь, в котором разъясняется лексическое значение 120 000 слов. Чтобы выпустить такой словарь, группа лингвистов работала более 20 лет.

 

И по сей день современные учёные ведут огромную работу, выявляя всё новые и новые слова, определяя и уточняя их лексическое значение.

C:\Users\Use\Desktop\скачанные файлы (2).jpg

 

Определи лексическое значение слов:

 

 

 

 

 

Золотой -_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Завистник-

___________________________________________________________________________________________________________________________

Мама-

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тетрадь-

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Однозначные и многозначные слова.

C:\Users\Use\Desktop\youloveit_ru_smurfiki2_oboi01.jpg

Слова, у которых имеется только одно лексическое значение,  называются однозначными: 

            диалог — разговор двух или нескольких лиц. 

      Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными: 

          кисть:   1) малярная кисть;   2) кисть винограда;   3) кисть руки. 

      В толковом словаре можно узнать, является слово однозначным или 

многозначным. Разные значения многозначного слова помещаются в 

одной и той же статье толкового словаря и нумеруются подряд: 

          Акварель, -и, ж.   1. Краски, разводимые водой. Писать акварелью. 

      2. Картина, написанная такими красками. Выставка акварелей. 

 

 

C:\Users\Use\Desktop\скачанные файлы (2).jpg  Выберите многозначные слова. 

 

 

Троллейбус, звезда, иней, нос, коса, валенки, кувшин, канал.

 

 

 

C:\Users\Use\Desktop\kinopoisk.ru-The-Smurfs-1530870--w--1600.jpgИгра «Найди пару»

 

- Прочитайте многозначные слова. Докажите, что они многозначные, соединив линиями  рисунки,соответствующие одному слову.

 

Кисть, ручка, бабочка, петушок, серёжки, труба, карта

 

C:\Users\Use\Desktop\image3.jpegC:\Users\Use\Desktop\image4.jpeg      C:\Users\Use\Desktop\image10.jpegC:\Users\Use\Desktop\image8.jpeg

          C:\Users\Use\Desktop\image9.jpegC:\Users\Use\Desktop\image5.jpegC:\Users\Use\Desktop\image6.jpegC:\Users\Use\Desktop\image7.jpeg

 

           C:\Users\Use\Desktop\image11.jpegC:\Users\Use\Desktop\image12.jpegC:\Users\Use\Desktop\image13.jpegC:\Users\Use\Desktop\image15.jpeg

                           C:\Users\Use\Desktop\image14.jpegC:\Users\Use\Desktop\image16.jpeg

 

 

 

 

 

C:\Users\Use\Desktop\скачанные файлы (2).jpgВпишите в поля значение слова идти.

Для справки: шагает, показывается, падает, подходит (к лицу).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прямое и переносное значение слова

C:\Users\Use\Desktop\скачанные файлы (2).jpgC:\Users\Use\Desktop\youloveit_ru_smurfiki2_oboi01.jpghttp://festival.1september.ru/articles/517642/img2.gif

                       Распределите словосочетания в два столбика соответственно 

                             схеме:

 

                    Тяжелый чемодан, легкая рука, железная дисциплина, железный 

                  гвоздь, олимпийские игры, тяжелый характер, холодный ветер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

C:\Users\Use\Desktop\скачанные файлы (2).jpg                                            Мини-тест.

 

                          1. Словарный состав языка изучает наука:

 

                           А) фонетика

                           Б) синтаксис

                           В) лексикология

                           Г) пунктуация

 

2. Слово употреблено в переносном значении в обоих словосочетаниях:

 

А) каменное сердце, строить мост

Б) жар солнца, каменное здание

В) золотые слова, строить планы

 

3. В каком ряду слова являются многозначными:

 

А) звезда, искусственный, каменный;

Б) единственный, жалюзи, жокей;

В) каменистый, кафтан, композитор

 

Группы слов по значению: омонимы, синонимы, антонимы

 

Синонимы – слово (или выражение), совпадающее или близкое по значению с другим словом (отличается  оттенками  лексического  значения или употреблением  в речи) Например: всегда- постоянно, вечно, вовек; бегемот – гиппопотамC:\Users\Use\Desktop\youloveit_ru_smurfiki2_oboi01.jpg.

Антонимы – слова, противоположные по значению, например: любить-ненавидеть.

Омонимы  - слова, которые звучат одинаково, но имеют совершенно разные значения. (например: мир- отступление войны, вселенная; брак – супружество, изъян в производстве).

C:\Users\Use\Desktop\скачанные файлы (2).jpg                   Найди «третье лишнее» слово в каждой из приведенных групп 

                     слов, имея в виду, что объединение двух слов во всех группах 

                      связано понятием «синоним».

а)огонь, осень, пламя

б)алфавит, чистописание, азбука

в)шалун, конницы, кавалерия

г)бросать, кидать, прыгать

C:\Users\Use\Desktop\скачанные файлы.jpgд)пурга, дождь, ураган

Сказка о СИНОНИМАХ,  АНТОНИМАХ,  ОМОНИМАХ

    В грамматическом городе Лексикограде готовились к состязаниям СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ и ОМОНИМЫ. Решение об этом приняла Лексика, которая входила в одну из областей царства Грамматики. Она составила программу состязаний, участники которых должны в интересной форме рассказать о себе. А нужно это было ученикам: они не узнавали подданных  Лексики в ТЕКСТЕ.  А уж как обрадовался  ТЕКСТ! Как Вы думаете, почему? Его СВЯЗАННЫЕ  по СМЫСЛУ ПРЕДЛОЖЕНИЯ  делались яркими, выразительными, когда в них были ЛЕКСИЧЕСКИЕ  СРЕДСТВА.

    Работа закипела: готовили костюмы, сочиняли стихи, придумывали загадки. И вот на Лексической площади всё готово к соревнованиям.

    Появилась делегация во главе с царицей Грамматикой и её помощниками: Правилоедом и Буквоедом, которые были одеты   в их любимые комбинезоны с множеством карманчиков, из которых выглядывали блокнотики с правилами.

  Прибыли на площадь те, для которых и проводились состязания. Конечно, это были ученики начальной школы.

  Лексика представила участников: это были СИНОНИМЫ,  АНТОНИМЫ и ОМОНИМЫ.

     ...В  центр площади вышла группа в ярких костюмах с оттенком КРАСНОГО цвета. Каждый нёс табличку с названием своего оттенка, а впереди шёл самый главный. Он нёс табличку КРАСНОГО цвета. Подойдя к ученикам, группа начала рассказывать о себе:

- К Вам пришли СИНОНИМЫ – слова, близкие по смыслу, но с разными оттенками:

                                   Мы не можем повторяться,

                                   Но умеем замещаться:

                                   КРАСНЫЙ, АЛЫЙ и БАГРОВЫЙ,

                                   КУМАЧОВЫЙ и ПУНЦОВЫЙ,

                                   ОГНЕВОЙ, РДЯНОЙ, БОРДОВЫЙ

                                    И  ПУРПУРОВЫЙ – все оттенки КРАСНОГО,

                                    Сказочно  прекрасного.

                                    Кто найдёт ещё три цвета,

                                    А СЛОВАРЬ подскажет это,

                                   Тот СИНОНИМЫ, ребята,

                                    Не забудет никогда!

   Собравшиеся на площади ученики захлопали в ладоши. Им теперь многое стало понятно: и красочные костюмы СИНОНИМОВ, и их таблички. Очень удивились ученики второго класса: они не знали, что КРАСНЫЙ цвет имеет так много оттенков. А те, кто хочет много знать, обязательно заглянет в СЛОВАРЬ  СИНОНИМОВ и найдёт ещё 3 оттенка. А самые любопытные прочитают сказку в Интернете, она называется «Розовое счастье», и узнают, какие оттенки бывают у розы...

    Началась весёлая игра: СИНОНИМЫ попросили подобрать «заместителей» к словам, которые они будут называть.

    В игру включились почти все собравшиеся. Стало шумно и весело. Называлось слово «лес», а ребята громко скандировали: «БОР!». Потом подбирали СИНОНИМЫ к словам: СИЛА – МОЩЬ, ОГОНЬ – ПЛАМЯ, СИЛАЧ – БОГАТЫРЬ, ЧУДО – ДИВО, ОБЫЧАЙ – ТРАДИЦИЯ...

   Этот конкурс ещё бы продолжался, если бы не ЛЕКСИКА, которая попросила выступить другую группу.

    Вышла группа, одетая странно: половина костюма – светлая, другая – тёмная. Знаток русского языка  воскликнул: «Это ОКСЮМОРОНЫ!» В ответ все услышали:

- Мы КОНТРАСТНЫЕ  слова, зовут нас АНТОНИМЫ:

                       Можем мы и ПОКУПАТЬ,

                       Можем мы и ПРОДАВАТЬ.

                       ПРИБАВЛЯТЬ и ОТНИМАТЬ,

                        ЗАБЫВАТЬ и ПОМНИТЬ.

Можем быть мы и в СТИХАХ,

Можем быть и в ПРОЗЕ.

Можем жить мы и в ЖАРЕ,

Можем – на МОРОЗЕ.

                       ТЁМНОЙ  НОЧЬЮ,

                       СВЕТЛЫМ  ДНЁМ,

                       И в ЖАРУ, и в ХОЛОД 

                       В ЛЕКСИКЕ всегда живём,

                       Будь мы СТАР иль МОЛОД.

       ...Когда АНТОНИМЫ представились, кто-то из ребят, обратившись к знатоку русского языка, сказал: «А ты назвал их ОКСЮМОРОНАМИ». В разговор вмешалась ЛЕКСИКА:

       - Он прав, потому что ОКСЮМОРОН – стилистический оборот, построенный тоже на КОНТРАСТЕ :«горячий снег».

       - Вот поэтому у них костюмы одинаковые!- обрадованно воскликнул знаток русского языка.

      ...Ученикам так понравилась игра в СИНОНИМЫ, что они попросили поиграть с ними в АНТОНИМЫ.

       И началось...

    -МНОГО – МАЛО, ВВЕРХ – ВНИЗ, НИГДЕ – ВСЮДУ, ЩЕДРЫЙ – СКУПОЙ, ДОРОГОЙ – ДЕШЁВЫЙ...

     Долго бы так играли, но опять вмешалась ЛЕКСИКА и попросила выслушать ещё одну группу.

             Эта группа была самая странная: на костюмах у них были изображены разные предметы. На костюме одного – рисунок  с изображением девичьей КОСЫ с бантом, у другого – косарь с КОСОЙ, которой он косил траву. А вот костюм участника с рисунком виноградной КИСТИ и КИСТИ художника. Конечно, догадался знаток, что это ОМОНИМЫ. О себе они рассказали так:

                                          Одинаково нас пишут,

                                             Одинаково звучим,

                                             Но по смыслу, по значению

                                             Быть мы разными хотим.

                Мы ОМОНИМЫ, друзья,

                Путать нас ни с кем нельзя.

                 ЛЕКСИКЕ мы верно служим,

                 С языком всегда мы дружим.

  •  

C:\Users\Use\Desktop\скачанные файлы (2).jpg                      

                                        Составить словосочетание с омонимами, все 

                                  возможные варианты.   

                          например: бить /бить в колокол, бить ключом, бить соседа/

 

Ключ

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лист

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

C:\Users\Use\Desktop\скачанные файлы (2).jpg 

                        «Третье лишнее»:

                              вычеркни третье лишнее слово, которое не является      

                               антонимом:

 

1)Весело, веселый, грустный.

2)Разлучаться, встреча, встречаться.

3)Полный, худой, толстый.

4)Смелый, храбрец, трусливый.

5)Легкий, тяжелый, легко.

6)Твердый, твердость, мягкость.

 

C:\Users\Use\Desktop\kinopoisk.ru-The-Smurfs-1530870--w--1600.jpgНазови слово и его лексическое значениеhttp://pandia.ru/text/78/162/images/image036_11.jpg

___________________________________________________________________________________________________________________________________

 

http://festival.1september.ru/articles/576785/img1.gif

Задания к кроссворду.

 

По горизонтали:

 

1. Слово, имеющее одно значение. 

2. Словарный запас одного человека.

3. Значение слова, содержащее его смысл.

4. Слова одной и той же части речи, которые пишутся и произносятся по-разному, но имеют сходное лексическое значение.

5. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

По вертикали:

 

6. Слова одной и той же части речи, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение.

7. Слово, имеющее несколько лексических значений.

8. Раздел науки о языке, в котором изучается слово и его лексическое значение.

9. Законченная в смысловом отношении часть текста.

 

 

 

 

 

 

 

Спасибо,что воспользовался мини-тетрадью-учебником.Надеюсь,что тебе было интересно.Впереди тебя ждет масса новых открытий.Учись,познавай новое,развивай себя!

А вот и ответы на некоторые задания.Ты их искал?Думаю,что ты справился.Вот твой приз.

1. Выберите многозначные слова.   

 

Троллейбус, звезда, иней, нос, коса, валенки, кувшин, канал.

 

2.Найди «третье лишнее» слово в каждой из приведенных групп  слов, имея в виду, что объединение двух слов во всех группах   связано понятием «синоним».

а)огонь, осень, пламя

б)алфавит, чистописание, азбука

в)шалун, конницы, кавалерия

г)бросать, кидать, прыгать

д)пурга, дождь, ураган

 

3. «Третье лишнее». Вычеркни третье лишнее слово, которое не является       антонимом:

 

1)Весело, веселый, грустный.

2)Разлучаться, встреча, встречаться.

3)Полный, худой, толстый.

4)Смелый, храбрец, трусливый.

5)Легкий, тяжелый, легко.

6)Твердый, твердость, мягкость

4. Ответы к кроссворду.

По горизонтали:

1. Слово, имеющее одно значение. (Однозначное.)

2. Словарный запас одного человека. (Лексикон.)

3. Значение слова, содержащее его смысл. (Лексическое.)

4. Слова одной и той же части речи, которые пишутся и произносятся по-разному, но имеют сходное лексическое значение. (Синонимы.)

5. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. (Антонимы.)

По вертикали:

6. Слова одной и той же части речи, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение. (Омонимы.)

7. Слово, имеющее несколько лексических значений. (Многозначное.)

8. Раздел науки о языке, в котором изучается слово и его лексическое значение. (Лексика.)

9. Законченная в смысловом отношении часть текста. (Контекст.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

C:\Users\Use\Downloads\light_texture2224.jpg                   Гатеж Татьяна Владимировна. Русский язык:

Мини-тетрадь - учебник  для  5  класса по теме: «Моя лексикология», 19 страниц,г.Константиновка-2015 г.

 

 

 

 

 

Об авторе.

C:\Users\Use\Desktop\image.jpg Участник  открытого Всероссийского конкурса «Лучшая методическая разработка 2012 года», второго  и третьего Всеукраинского конкурса «Творческий учитель – одаренный ребенок»(2013,2014 гг),победитель областного конкурса воспитательных систем «Воспитывать личность» в номинации «Воспитательная система учителя-предметника»(2014 г.), лауреат обласного конкурса «Юные риторы Донетчины»(2013 г.), лауреат обласного конкурса  «Педагогический Х-фактор»(2013 г.), победитель городского смотра-конкурса «Ярмарка педагогических проектов и идей» в номинации «Открытый урок»(2013,2014 гг).

 

1

 

docx
Додано
5 лютого 2018
Переглядів
1145
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку