Периодизация культуры Древнего Египта. Культура Древнего Египта - древнейшая культура человечества, существовавшая примерно с конца IV тыс. до н. э. до 332 г. до н. э. В истории Древнего Египта выделяют несколько периодов. Первый из них именуется додинастинеским (IV тыс. до н.- э.), в течение которого зарождалась египетская цивилизация. Последующие периоды, охватывающие 30 династий фараонов, египетский жрец Манефон, написавший историю своей страны, предложил называть следующими царствами: Древним (III тыс. до н. э.);Средним (конец III — начало II тыс. до н. э.);Новым (II тыс. до н. э.). Последний период древнеегипетской истории иногда называют Поздним временем (I тыс. до н. э.).2
3 Весь уклад жизни египтян покоился на сложной системе религиозно-мифологических представлений и культов:*культ многочисленных богов Египта (боги солнца Ра или Амон-Ра, бог Осирис, богини Исида, Сет, Маат); *культ обожествленного царя — фараона. Проведение установленных богами законов в жизнь, исполнительная власть находилась в руках царей. Фараон был одновременно живым, земным богом и верховным жрецом, отправлявшим важные ритуалы, которые обеспечивали процветание страны. Выражением идеи бессмертия и неограниченной власти фараона над простыми смертными стали пирамиды;*культ диких и домашних животных, птиц, рыб и насекомых. В число священных входили: лев, корова, бык, кошка, козел, крокодил; птицы — сокол, ибис и коршун, а также пчела, змея, навозный жук-скарабей.
11 Древнее царство. ( III тыс. до н. э.)Эпоху Древнего царства (III тыс. до н. э.) сами египтяне рассматривали как золотой век в истории своей культуры, поскольку в этот период:* Утверждается медный век; * столица- Мемфис; * правление фараонов: Джосера, Хеопса, Хефрена, Микерина;* высокого уровня достигают земледелие, садоводство, огородничество и виноградарство;* ведется каменное строительство, включая монументальные сооружения;* завершается становление иероглифического письма;* появляется первый свиток папируса;* складывается система счета;* осуществляются первые попытки мумификации.в эпоху Древнего царства оформляется вся сложная система культов, а среди многочисленныхбогов устанавливается своеобразная иерархия с Богом солнца Амоном-Ра во главе. * захоронения фараонов производят в гробницах. сложился монументальный стиль египетского искусства и выработались изобразительные каноны.* велика роль скульптуры.
15 Скульптура Древнего царства Египетские статуи исполнялись согласно канону (греч. «норма», «правило») — строгим законам, которым подчинялось изобразительное искусство. Они представляли собой фигуры, стоящие с выдвинутой вперёд ногой либо сидящие на троне с прижатыми к груди или лежащими на коленях руками и сомкнутыми ногами. Статуя фараона Хефренаиз заупокойного храмав Гизе. III тыс. до н. э. Египетский музей, Каир.
16 Статуя царевича Рахотепа и его супруги Нофрет из гробницы в Медуме. III тыс. до н. э. Египетский музей. Каир. Статуя писца Каи из гробницы в Саккаре. III тыс до н. э. Париж. Лувр. Статуя вельможи Каапера (Сельский староста) из гробницыв Саккаре. III тыс. до н. э. Египетский музей, Каир.
Особенности портретной скульптуры: все статуи находятся в спокойных и застывших позах, имеют одинаковую условную раскраску: красно-коричневую — для мужских, желтую — для женских, черную — для волос, белую — для одежд, геометризм: абсолютная симметрия, четкость линий, строгая уравновешенность правой и левой половины тела. Портрет царевича Рахотепа Статуя Имхотепа. Портрет царицы Нефертити. Статуэтка, изображающая Жреца Аменхотепа и его жену Раннаю
Среднее царство (конец III — начало II тыс. до н. э.) Данную эпоху обычно называют классической. *В этот период интенсивно развивается выплавка (бронзы). *К ужеимеющимся ремеслам добавляется производство стекла.*Заупокойный культ обслуживает и царей и вельмож, и средниеслои. *Фараон воспринимается и как бог, как живой человек.*Успехи в деле мумификации и бальзамировании были достигнуты благодаря развитию медицины, знанию анатомии ифизиологии человека.* Целители-жрецы разрабатывали учение омозге, о кровеносных сосудах, о пульсе и сердце.*Успехи в математике и астрономии, Геродот называл египтян учителями геометрии. Астрономы умели предсказыватьзатмения, начало разлива Нила; солнечный календарь становился более совершенным.
21 Ювелирное искусство среднего царства. Ювелирные изделия:1 — ожерелье;2 — пектораль;3 — кольцо;4 — подвеска со скарабеем.*Пектораль — нагрудное украшение в виде прямоугольной, слегка скошенной вверх пластины, которую клали на грудь умершему; пектораль была одним из обязательных предметов заупокойного культа.
22 Новое царство II тыс до н.э (16-11 вв.до н.э.) Характеризуется изгнанием гиксосов, объединением страны, периодом Амарны ( нач. 14 в. до . э. ) Место погребения- Долина царей. Храмовое строительство ( Храмы в Карнаке, Луксоре…)Статуи фараона Аменхотепа III(Колоссы Мемнона).«Плакальщики». Рельеф из Мемфиса. Государственный музей изобразительных искусств, Москва.
26 Амарнский период В XIV в. до н. э. фараон Аменхотеп IV (1368 — около 1351 гг. до н. э.) провёл религиозную реформу, оказавшую существенное влияние на искусство Нового царства. Единственным и истинным богом был провозглашён Атон — само сияющее на небе солнце, носитель великой животворной силы, Атон изображался в виде диска с исходящими от него лучами, которые завершались знаком жизни — анхом (крестом с петлёй в верхней части)Поклонение богу солнца Атону (Эхнатон и Нефертити с дочерью). Рельеф из Амарны. XIV в. до н. э. Египетский музей, Каир.
30 Выводы: Особенности культуры Древнего Египта:1. Архитектура представлена пирамидами, храмами. 2. Храм прямоугольный, разделённый на 3 части: перистильный двор, обрамлённый 1-2 рядами колонн, гипостильный зал, святилище.3. Капители колонн: пальмоподобные, лотосоподобные, папирусоподобные.4. Стены храмов украшены живописью( линейные, геометричные, расположенные в виде горизонтальных строчек)5. Канон в изображениях: тело в фас, а ноги и голова в профиль6. В скульптуре 3 положения: фигуры, стоящие с выдвинутой вперёд ногой либо сидящие на троне с прижатыми к груди или лежащими на коленях руками и сомкнутыми ногами.7. Раскраска скульптур была таковой: тело мужчины красно- коричневое, тело женщины светло- жёлтое или жёлто- розовое, волосы чёрные, одежды белые.8. Фигура фараона выделялась размерами.