Музично-дидактичні ігри для учнів молодшого шкільного віку

Про матеріал

1. ТРИ ЦВЕТКА

2.ТРИ МЕДВЕДЯ

3.СЛАДКИЙ КОЛПАЧОК

4. ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

5. УДИВИТЕЛЬНЫЙ СВЕТОФОР

6. ВОТ ТАК, ЗАЙЦЫ!

7. МУЗЫКАЛЬНОЕ ОКОШКО

8. СОЛНЫШКО

9. ВЕСЕЛЫЕ ПОДРУЖКИ

10. ВЕСЕЛЫЕ ГУДКИ

Перегляд файлу

Музично-дидактичні ігри

 

1. ТРИ ЦВЕТКА

Дидактическая игра на определение характера музыки

Игровой материал

Демонстрационный: три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» — спящее, плачущее или веселое), изображающих три типа характера музыки:

  •          добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная);
  •           грустная, жалобная;
  •           веселая, радостная, плясовая, задорная.

Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки, три звездочки и т. д.

Раздаточный: у каждого ребенка — один цветок, отражающий характер музыки.

Ход игры

І вариант. Музыкальный руководитель исполняет произведение. Визваный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребенок говорит его название и имя композитора.

вариант.

ІІ   вариант. Перед каждым ребенком лежит один из трех цветков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.

2.ТРИ МЕДВЕДЯ

Дидактическая игра для развития чувства ритма

Игровой материал

Демонстрационный: плоские фигурки медведей из картона, раскрашенные в русском стиле, — Михаила Потапыча, Настасьи Петровым, Мишутки.

Раздаточный: У детей карточки с изображением трех медведей и кружочки.

Ход игры

Музыкальный руководитель. Вы помните, ребята, сказку «Три медведя»? (Дети отвечают.)

В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула. А в это время медведи вернулись домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают.) Послушайте, кто первый зашел в избушку? (Выстукивает ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках. Дети называют, кто пришел.)

Музыкальный руководитель (выводит фигуру). Как мишка идет? Медленно, тяжело. Отхлопайте ритм ладошками, как он идет? А теперь найдите, куда положить фишку. (Дети кладут кружочки на соответствующее изображение.)

3.СЛАДКИЙ КОЛПАЧОК

Дидактическая игра на закрепление пройденного музыкального материала

Игровой материал

Демонстрационный: колпачки разных цветов по количеству музыкальных номеров и еще один — для конфет, карточки с заданием (спеть знакомую песню, исполнить танец, хоровод, прочи­тать стихи). На карточках — рисунки по сюжету произведения или текст, который читает взрослый. Конфеты — на каждого ребенка.

Ход игры

Дети сидят полукругом. По всему залу расставлены колпач­ки. Приходит грустный Петрушка (взрослый или кукла би-ба-бо). Он приготовил детям сладкое угощение, положил под колпачок, а под какой — забыл. Надо этот колпачок обязательно найти! Музыкальный руководитель предлагает Петрушке подойти к любому колпачку (кроме того, где лежит сюрприз), и дети выполняют зада­ние, найденное под ним. Под последним колпачком — угощение. Колпачок с угощением может находиться не только в поле зрения детей, но и быть где-то спрятан. Эту игру можно проводить в дни после праздничных утренников, используя музыкальные номера этих утренников.

4. ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

Дидактическая игра на определение характера музыки

Игровой материал

Демонстрационный: мягкие небольшие игрушки (заяц, птичка, собачка, лошадка, кошка, цыплята и др.). Небольшой кукольный сто­лик со стульчиками, чайная посуда, маленькие яркие коробочки-подарки для Зайчика.

Ход игры

Музыкальный руководитель. Посмотрите, ребята, какой сегодня Зайчик необыкновенный, даже праздничный бантик повя­зал. (Зайчик хлопочет по хозяйству, ставя на стоя игрушечную посуду.) Я догадалась, у Зайчика сегодня день рождения, и он при­гласил гостей. Вот уже кто-то идет! Я вам сыграю музыку, а вы догадайтесь, кто же первый идет?

Музыкальный руководитель исполняет произведение, дети выс­казывают свое мнение о характере музыки, узнают музыкальный образ.

После этого появляется игрушка-«гость» с подарком и дарит его зайчику. Затем игрушку сажают к столу. Таким образом, последова­тельно исполняются все произведения. В конце игры музыкальный руководитель спрашивает детей, что подарят зайчику дети. Это мо­жет быть песенка или танец, знакомые детям.

5. УДИВИТЕЛЬНЫЙ СВЕТОФОР

Дидактическая игра на усвоение характера музыки

Игровой материал

Демонстрационный: фланелеграф, большой светофор. Раздаточный: карточки на каждого ребенка с изображением светофора и три фишки. Внутри кружочков-фонарей на светофорах дети, выполняющие три действия: спят, маршируют, пляшут.

Ход игры

Музыкальный руководитель {показывает большой све­тофор).

Вот горит светофор.

С ним, дружок мой, ты не спорь!

Что покажет он — узнай,

Л захочешь — выполняй!

Дети сидят за столами. Перед ними карточки и фишки. Музы­кальный руководитель исполняет произведение, дети закрывают фишкой соответствующий кружок на светофоре. Затем вызванный ребенок показывает нужное изображение на большом светофоре и имитирует действие. Дети называют произведение, определяют ха­рактер музыки.

Под музыкальные произведения, условно относящиеся к зелено­му сигналу светофора, дети могут передвигаться в пространстве, про­являя свое творчество в движении. Игру можно проводить на музы­кальном занятии или в свободное время.

6. ВОТ ТАК, ЗАЙЦЫ!

Дидактическая игра на усвоение характера музыки

Игровой материал

Демонстрационный: игровое поле, изображающее лесную поля­ну. Деревья стоят на поляне на подставочках. Их можно поворачи­вать другой стороной, где изображен заяц, спящий или пляшущий. Поляна — лист ватмана, располагающийся на столе или на полу, с нарисованной зеленой травой, грибами, цветами, ягодами и т.д. Де­рево — два контура склеиваются в верхней части, внизу расходят­ся, обеспечивая устойчивость. К одной из сторон дерева снизу при­креплено изображение зайца. Аналогично изготавли­вается береза и куст.

Ход игры

Музыкальный руководитель. Как хорошо летом в лесу на поляне! Светит ласковое солнышко, летают бабочки, мотыль­ки! Прибежали любопытные зайцы и по одному спрятались за деревьями и кустами. Вот хитрецы! Что же они там делают? Сей­час узнаем!

Педагог играет музыку, дети определяют ее характер. Вызван­ный ребенок заходит за деревья и поворачивает те, где нарисовано соответствующее характеру музыки изображение зайца. Все видят, что делают зайцы: спят или пляшут.

Задания можно менять: вызванный ребенок по одному повора­чивает деревья и кусты, соответственно этому педагог исполняет музыку. Дети определяют, правильно ли она подобрана. Педагог мо­жет «ошибаться».

7. МУЗЫКАЛЬНОЕ ОКОШКО

Дидактическая игра на определение высоты звучания голоса и узнавание музыкального инструмента

Игровой материал

Демонстрационный: домик из настольного плоскостного театра (картонный или деревянный), установленный на столе. Фигурки животных.

Раздаточный: четыре фишки, четыре карточки, разделенные по­полам. На карточках слева — изображение животного, справа — пу­стое поле, куда ребенок кладет фишку. Комплект готовится для каж­дого ребенка.

Примечание: для изготовления дидактического материала к этой игре можно использовать игровой материал к игре «Домик-крошечка».

Ход игры

Музыкальный руководитель. На окне сидела кошка И мяукала немножко. А потом прыг на дорожку, И не стало в доме кошки. Ну а кто остался дома И стучит сейчас в окошко?

Вызванный ребенок проходит за домик, выбирает одну из лежа­щих там игрушек и с помощью звукоподражания («мяу», «гав», «и- го-го» и т. п.) «озвучивает» своего персонажа. Дети отгадывают, кто это, и в окошке показывается персонаж. Все кладут фишку на соот­ветствующую карточку.

Дальше окошко закрывается и игра продолжается. Игру можно варьировать: животные — мама-птичка, птенчик; мама-кошка, котенок и т.д. В этом случае дети определяют высоту голоса персонажа.

Дети также могут озвучивать своего персонажа при помощи музыкальных инструментов: мишка — бубен, заяц — металлофон, петушок — дудочка, мышка — колокольчик и т. п.

Как один из вариантов, эту игру можно проводить, используя боль­шой домик для игр-драматизаций.

8. СОЛНЫШКО

Дидактическая игра на определение высоты звуков, расположения нот на нотном стане

Игровой материал

Демонстрационный: большая картина (фланелеграф), изобража­ющая поляну с нотным станом. Нотки-солнышки для фланелеграфа — 8 шт. Размер солнышка соотносится с нот­ным станом.

Раздаточный: картонка с нотным станом на альбомном листе, вложенная в файл, и нотки-солнышки на двухсторонней липучке на каждого ребенка.

Ход игры

Музыкальный руководитель. Жило-было солнышко. Встало утром рано, потянулось и запело свою песенку. (Напевает произвольно.)

Я, солнышко лучистое, Очень-очень чистое! Люблю я умываться И в лужицах купаться. (Говорит.)

Мои детки засмеялись, По линейкам разбежались. Помогите их собрать И по именам назвать. Я нашла маленькое солнышко (ставит нотку-солнышко на первую линейку), вот оно на первой линейке, а зовут его «ми». Дети повторяют, выкладывают ритмический рисунок у себя на карточке и все проневают ее. Па каждом занятии количество ис­пользованных нот-солнышек может быть различным, в зависимости от поставленных задач.

9. ВЕСЕЛЫЕ ПОДРУЖКИ

Дидактическая игра на развитие чувства ритма

Игровой материал

Демонстрационный: плоские фигурки из картона (5 шт.), разрисо­ванные в русском стиле. Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы раз­ного размера (по типу матрешек) в одежде с различными узорами и т.д. Раздаточный: деревянные ложки по две на каждого ребенка.

Ход игры

Фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит рус­ская народная мелодия «Светит месяц».

Музыкальный руководитель. Познакомьтесь, ребята, к нам в гости пришли веселые подружки: Дашенька, Глашенька, Са­шенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот так умеет Дашенька!

Музыкальный руководитель берет матрешку и выстукивает дере­вянной подставкой-катушкой ритмический рисунок. Дети повторяют ритм деревянными ложками. Можно дать детям в руки кубики, палоч­ки, просто отхлопать ритм в ладоши или протопать ногами. Фигурки могут быть разной величины (от маленькой до большой), в этом случае ритмы даются по сложности (от легкого до более сложного). Ритмы так­же можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано.

10. ВЕСЕЛЫЕ ГУДКИ

Дидактическая игра для развития чувства ритма

Игровой материал

Демонстрационный: фланелеграф, рисунки паровоза и парохода, к ним с обратной стороны наклеена бархатная бумага, которая при наложении держится на фланелеграфе.

Раздаточный: карточки (30 х 9 см) и по три полоски из картона: широкие (3x6 см) — долгий звук, узкие (1,5x6 см) — короткий. Один комплект готовится на каждого ребенка.

Ход игры

Музыкальный руководитель. Смотрите, ребята, какой красивый пароход плывет по морю. Он хочет нас поприветствовать своим веселым гудком. (Прикрепляет пароход на фланелеграф.) Вот так! (Изображает на фортепиано ритмический рисунок.)

Дети отхлопывают ритм и выкладывают его полосками у себя на карточках.

Аналогично игра проводится и с паровозом.

 

doc
Додано
12 серпня 2018
Переглядів
982
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку