1. ТРИ ЦВЕТКА
2.ТРИ МЕДВЕДЯ
3.СЛАДКИЙ КОЛПАЧОК
4. ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
5. УДИВИТЕЛЬНЫЙ СВЕТОФОР
6. ВОТ ТАК, ЗАЙЦЫ!
7. МУЗЫКАЛЬНОЕ ОКОШКО
8. СОЛНЫШКО
9. ВЕСЕЛЫЕ ПОДРУЖКИ
10. ВЕСЕЛЫЕ ГУДКИ
1. ТРИ ЦВЕТКА
Дидактическая игра на определение характера музыки
Демонстрационный: три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» — спящее, плачущее или веселое), изображающих три типа характера музыки:
Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки, три звездочки и т. д.
Раздаточный: у каждого ребенка — один цветок, отражающий характер музыки.
І вариант. Музыкальный руководитель исполняет произведение. Визваный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребенок говорит его название и имя композитора.
вариант.
ІІ вариант. Перед каждым ребенком лежит один из трех цветков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.
2.ТРИ МЕДВЕДЯ
Дидактическая игра для развития чувства ритма
Игровой материал
Демонстрационный: плоские фигурки медведей из картона, раскрашенные в русском стиле, — Михаила Потапыча, Настасьи Петровым, Мишутки.
Раздаточный: У детей карточки с изображением трех медведей и кружочки.
Ход игры
Музыкальный руководитель. Вы помните, ребята, сказку «Три медведя»? (Дети отвечают.)
В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула. А в это время медведи вернулись домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают.) Послушайте, кто первый зашел в избушку? (Выстукивает ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках. Дети называют, кто пришел.)
Музыкальный руководитель (выводит фигуру). Как мишка идет? Медленно, тяжело. Отхлопайте ритм ладошками, как он идет? А теперь найдите, куда положить фишку. (Дети кладут кружочки на соответствующее изображение.)
3.СЛАДКИЙ КОЛПАЧОК
Дидактическая игра на закрепление пройденного музыкального материала
Игровой материал
Демонстрационный: колпачки разных цветов по количеству музыкальных номеров и еще один — для конфет, карточки с заданием (спеть знакомую песню, исполнить танец, хоровод, прочитать стихи). На карточках — рисунки по сюжету произведения или текст, который читает взрослый. Конфеты — на каждого ребенка.
Ход игры
Дети сидят полукругом. По всему залу расставлены колпачки. Приходит грустный Петрушка (взрослый или кукла би-ба-бо). Он приготовил детям сладкое угощение, положил под колпачок, а под какой — забыл. Надо этот колпачок обязательно найти! Музыкальный руководитель предлагает Петрушке подойти к любому колпачку (кроме того, где лежит сюрприз), и дети выполняют задание, найденное под ним. Под последним колпачком — угощение. Колпачок с угощением может находиться не только в поле зрения детей, но и быть где-то спрятан. Эту игру можно проводить в дни после праздничных утренников, используя музыкальные номера этих утренников.
4. ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
Дидактическая игра на определение характера музыки
Игровой материал
Демонстрационный: мягкие небольшие игрушки (заяц, птичка, собачка, лошадка, кошка, цыплята и др.). Небольшой кукольный столик со стульчиками, чайная посуда, маленькие яркие коробочки-подарки для Зайчика.
Ход игры
Музыкальный руководитель. Посмотрите, ребята, какой сегодня Зайчик необыкновенный, даже праздничный бантик повязал. (Зайчик хлопочет по хозяйству, ставя на стоя игрушечную посуду.) Я догадалась, у Зайчика сегодня день рождения, и он пригласил гостей. Вот уже кто-то идет! Я вам сыграю музыку, а вы догадайтесь, кто же первый идет?
Музыкальный руководитель исполняет произведение, дети высказывают свое мнение о характере музыки, узнают музыкальный образ.
После этого появляется игрушка-«гость» с подарком и дарит его зайчику. Затем игрушку сажают к столу. Таким образом, последовательно исполняются все произведения. В конце игры музыкальный руководитель спрашивает детей, что подарят зайчику дети. Это может быть песенка или танец, знакомые детям.
5. УДИВИТЕЛЬНЫЙ СВЕТОФОР
Дидактическая игра на усвоение характера музыки
Игровой материал
Демонстрационный: фланелеграф, большой светофор. Раздаточный: карточки на каждого ребенка с изображением светофора и три фишки. Внутри кружочков-фонарей на светофорах дети, выполняющие три действия: спят, маршируют, пляшут.
Ход игры
Музыкальный руководитель {показывает большой светофор).
Вот горит светофор.
С ним, дружок мой, ты не спорь!
Что покажет он — узнай,
Л захочешь — выполняй!
Дети сидят за столами. Перед ними карточки и фишки. Музыкальный руководитель исполняет произведение, дети закрывают фишкой соответствующий кружок на светофоре. Затем вызванный ребенок показывает нужное изображение на большом светофоре и имитирует действие. Дети называют произведение, определяют характер музыки.
Под музыкальные произведения, условно относящиеся к зеленому сигналу светофора, дети могут передвигаться в пространстве, проявляя свое творчество в движении. Игру можно проводить на музыкальном занятии или в свободное время.
6. ВОТ ТАК, ЗАЙЦЫ!
Дидактическая игра на усвоение характера музыки
Игровой материал
Демонстрационный: игровое поле, изображающее лесную поляну. Деревья стоят на поляне на подставочках. Их можно поворачивать другой стороной, где изображен заяц, спящий или пляшущий. Поляна — лист ватмана, располагающийся на столе или на полу, с нарисованной зеленой травой, грибами, цветами, ягодами и т.д. Дерево — два контура склеиваются в верхней части, внизу расходятся, обеспечивая устойчивость. К одной из сторон дерева снизу прикреплено изображение зайца. Аналогично изготавливается береза и куст.
Ход игры
Музыкальный руководитель. Как хорошо летом в лесу на поляне! Светит ласковое солнышко, летают бабочки, мотыльки! Прибежали любопытные зайцы и по одному спрятались за деревьями и кустами. Вот хитрецы! Что же они там делают? Сейчас узнаем!
Педагог играет музыку, дети определяют ее характер. Вызванный ребенок заходит за деревья и поворачивает те, где нарисовано соответствующее характеру музыки изображение зайца. Все видят, что делают зайцы: спят или пляшут.
Задания можно менять: вызванный ребенок по одному поворачивает деревья и кусты, соответственно этому педагог исполняет музыку. Дети определяют, правильно ли она подобрана. Педагог может «ошибаться».
7. МУЗЫКАЛЬНОЕ ОКОШКО
Дидактическая игра на определение высоты звучания голоса и узнавание музыкального инструмента
Игровой материал
Демонстрационный: домик из настольного плоскостного театра (картонный или деревянный), установленный на столе. Фигурки животных.
Раздаточный: четыре фишки, четыре карточки, разделенные пополам. На карточках слева — изображение животного, справа — пустое поле, куда ребенок кладет фишку. Комплект готовится для каждого ребенка.
Примечание: для изготовления дидактического материала к этой игре можно использовать игровой материал к игре «Домик-крошечка».
Музыкальный руководитель. На окне сидела кошка И мяукала немножко. А потом прыг на дорожку, И не стало в доме кошки. Ну а кто остался дома И стучит сейчас в окошко?
Вызванный ребенок проходит за домик, выбирает одну из лежащих там игрушек и с помощью звукоподражания («мяу», «гав», «и- го-го» и т. п.) «озвучивает» своего персонажа. Дети отгадывают, кто это, и в окошке показывается персонаж. Все кладут фишку на соответствующую карточку.
Дальше окошко закрывается и игра продолжается. Игру можно варьировать: животные — мама-птичка, птенчик; мама-кошка, котенок и т.д. В этом случае дети определяют высоту голоса персонажа.
Дети также могут озвучивать своего персонажа при помощи музыкальных инструментов: мишка — бубен, заяц — металлофон, петушок — дудочка, мышка — колокольчик и т. п.
Как один из вариантов, эту игру можно проводить, используя большой домик для игр-драматизаций.
8. СОЛНЫШКО
Дидактическая игра на определение высоты звуков, расположения нот на нотном стане
Игровой материал
Демонстрационный: большая картина (фланелеграф), изображающая поляну с нотным станом. Нотки-солнышки для фланелеграфа — 8 шт. Размер солнышка соотносится с нотным станом.
Раздаточный: картонка с нотным станом на альбомном листе, вложенная в файл, и нотки-солнышки на двухсторонней липучке на каждого ребенка.
Ход игры
Музыкальный руководитель. Жило-было солнышко. Встало утром рано, потянулось и запело свою песенку. (Напевает произвольно.)
Я, солнышко лучистое, Очень-очень чистое! Люблю я умываться И в лужицах купаться. (Говорит.)
Мои детки засмеялись, По линейкам разбежались. Помогите их собрать И по именам назвать. Я нашла маленькое солнышко (ставит нотку-солнышко на первую линейку), вот оно на первой линейке, а зовут его «ми». Дети повторяют, выкладывают ритмический рисунок у себя на карточке и все проневают ее. Па каждом занятии количество использованных нот-солнышек может быть различным, в зависимости от поставленных задач.
9. ВЕСЕЛЫЕ ПОДРУЖКИ
Дидактическая игра на развитие чувства ритма
Игровой материал
Демонстрационный: плоские фигурки из картона (5 шт.), разрисованные в русском стиле. Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы разного размера (по типу матрешек) в одежде с различными узорами и т.д. Раздаточный: деревянные ложки по две на каждого ребенка.
Ход игры
Фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц».
Музыкальный руководитель. Познакомьтесь, ребята, к нам в гости пришли веселые подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот так умеет Дашенька!
Музыкальный руководитель берет матрешку и выстукивает деревянной подставкой-катушкой ритмический рисунок. Дети повторяют ритм деревянными ложками. Можно дать детям в руки кубики, палочки, просто отхлопать ритм в ладоши или протопать ногами. Фигурки могут быть разной величины (от маленькой до большой), в этом случае ритмы даются по сложности (от легкого до более сложного). Ритмы также можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано.
10. ВЕСЕЛЫЕ ГУДКИ
Дидактическая игра для развития чувства ритма
Демонстрационный: фланелеграф, рисунки паровоза и парохода, к ним с обратной стороны наклеена бархатная бумага, которая при наложении держится на фланелеграфе.
Раздаточный: карточки (30 х 9 см) и по три полоски из картона: широкие (3x6 см) — долгий звук, узкие (1,5x6 см) — короткий. Один комплект готовится на каждого ребенка.
Ход игры
Музыкальный руководитель. Смотрите, ребята, какой красивый пароход плывет по морю. Он хочет нас поприветствовать своим веселым гудком. (Прикрепляет пароход на фланелеграф.) Вот так! (Изображает на фортепиано ритмический рисунок.)
Дети отхлопывают ритм и выкладывают его полосками у себя на карточках.
Аналогично игра проводится и с паровозом.