Мягкий знак на конце наречий после шипящих. (7 класс)

Про матеріал

Цели:

  • изучить орфографическое правило о написании мягкого знака на конце наречий после шипящих,
  • формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Задачи урока:

1.Научить находить в словах изучаемую орфограмму и применять правило при написании наречий.

2.Повторить правило написания мягкого знака на конце слов после шипящих в других частях речи.

3.Развитие внимания, восприятия, навыков связанной речи, творческих способностей.

4.Формирование коммуникативных навыков.

Перегляд файлу

Мягкий знак на конце наречий после шипящих.

Цели:

  • изучить орфографическое правило о написании мягкого знака на конце наречий после шипящих,
  • формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Задачи урока:

  1. Научить находить в словах изучаемую орфограмму и применять правило при написании наречий.
  2. Повторить правило написания мягкого знака на конце слов после шипящих в других частях речи.
  3. Развитие внимания, восприятия, навыков связанной речи, творческих способностей.
  4. Формирование коммуникативных навыков.

                                              Ход урока

  1. Проверка д/з
  2. Актуализация знаний.

– Наречие – что за часть речи? Что обозначает? Приведите примеры.

- Наречие неизменяемая часть речи. Что это значит? (Не имеет окончания)

– Какой частью слова является буква, на которую оканчивается наречие? (Суффикс)

– Какие суффиксы бывают у наречия?

– Когда пишется суффикс о, а когда а?

Решение орфографической задачи.

1.Справ(а, о) тянется лес, слев(а, о) извивается речка. 2) Снов(а, о) подъезжаю к родным местам. 3) Изредк(а, о)  попадается встречная машина. 4) Вот и озеро, где издавн(а, о) водилось много рыбы. 5) Дорога повернула вправ(а, о)

ІІ. Мотивация к учебной деятельности.

Чтение скороговорки.

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

 

– Какой звук чаще других слышится в скороговорке?

– Какие ещё звуки относятся к шипящим? ([ж], [ш], [ч], [щ])

III. Постановка проблемы, целеполагание.

Прочь, сплошь, вскачь, замуж, наотмашь, невтерпёж, настежь, невмочь, прочь.

– Прочитайте слова.

– Определите, какой частью речи являются эти слова.

– Что общего во всех этих наречиях?

– В чём разница?

– Чему же мы должны сегодня научиться на уроке?

– Что мы должны ещё узнать о наречии?

IV. Работа над новым материалом. 

Лингвистическая сказка. Упр. 153. (Русский язык 7 класс Коновалова 2014 (3-й рік))

V.  Закрепление.

  1. Чтение правила в учебнике с.85.

 Вместе читаем правило на доске.

Во всех наречиях ты ь найдёшь, кроме трёх слов: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЁЖ

  1. Выполнение упражнения 154.  
  2. C:\Users\Мамуличка\Desktop\IMG_4799.JPGСоставление кластера «Слова с ь после шипящих на конце». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Игра «Кто напрасно бежит за слоном?» (устно)

Похожее изображениеКартинки по запросу лиса на прозрачном фоне- Проанализируйте слова из списка и выясните, кто из «бегущих» не знает правил (на плакате нарисованы слон, лиса, заяц и мышь: надо найти слова с ошибками).

Картинки по запросу слонC:\Users\Мамуличка\Desktop\Thumper_Bambi_Transparent_PNG_Clip_Art_Image.png 

 

 

 

 

 

 

 

- Дети находят слова с ошибками, вспоминают правила правописания.

  1. Спишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, объясните условия выбора орфограмм. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.

1. Настеж.. ворота тяжёлые (А. А. Блок). 2. Уж…  сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да только всё не впрок (И. А. Крылов).

3. Под гору вскач.., а как на гору — хоть плач.. (Русская пословица). 4. Офицер ударил Остапа наотмаш… хлыстом поперёк лица (Н. В. Гоголь). 5. Какой-то зверь одним прыжком из чащи выскочил и лёг, играя, навзнич…  на песок. (М. Ю. Лермонтов). 6. Мы шли дорогой, сплош… покрытой бурыми прошлогодними листьями (И. А. Куприн). 7. Как ни часто приходилось молодице невтерпёж.., под косой трава валилась, под серпом горела рожь (H.A. Некрасов).

  1. Определение наречий. (Устно)Услышите наречие – хлопок. И говорите есть ь или нет.

Одна дверь на замок, другая настежь. Будь другом, отойди прочь! Теленок еще не родился, а они уж с обухом стоят. Замуж выходи – в оба гляди. Пшеничка по выбору кормит, а матушка – рожь всех сплошь. Хоть на час, да вскачь. Врет сплошь, а переврать не умеет. Прочь поди, в грех не вводи.

VI. Работа с  разноуровневыми карточками.

- А теперь я предлагаю вам выбрать уровень сложности для работы с текстом ( дети сами выбирают уровень сложности по своим спосібностям: «колокольчик» - «4-6», «полуоткрытая книга» - «7-9», «раскрытая книга» - «10-12»)

«КОЛОКОЛЬЧИК»

Вставьте пропущенные буквы.

Один из дней в конце зимы удивителен и чарующ (кр. прил.) Не пряч_тесь (гл.) от природы, выйдите на улицу. Ощутите, как скрипуч_ (кр.прил.) снег, проверьте скорость лыж_ (сущ., Р.П., мн.ч.). Из- за туч_ (сущ., Р.П., мн.ч.) все чаще выглядывает настойчивый солнечный луч_ (сущ., м.р.). Ему невтерпеж_ (нар.) растопить лед на скатах крыш_ (сущ. Р.П., мн.ч.) и увидеть, как бьет из-под земли ключ_ (сущ. м.р.). Это не блаж_ (сущ. ж.р.). Ведь весна уже не мираж_ (сущ. м.р.), а реальность. И совсем скоро распахнутся настеж_ (нареч.) окна соседних дач_ (сущ. Р.П., мн.ч.)

 

«ПОЛУОТКРЫТАЯ КНИГА»

Вставьте пропущенные буквы, в скобках объясните свой выбор.

Один из дней в конце зимы удивителен и чарующ (_) Не пряч_тесь (_) от природы выйдите на улицу. Ощутите, как скрипуч_ (_) снег проверьте скорость лыж_ (_). Из- за туч_ (_) все чаще выглядывает настойчивый солнечный луч_ (_). Ему невтерпеж_ (_) растопить лед на скатах крыш_ (_) и увидеть, как бьет из-под земли ключ_ (_). Это не блаж_ (_). Ведь весна уже не мираж_ (_), а реальность. И совсем скоро распахнутся настеж_ (_) окна соседних дач_ (_)

 

«РАСКРЫТАЯ КНИГА»

Вставьте пропущенные буквы, расставьте запятые.

Один из дней в конце зимы уд_вителен и чарующ_. (Не )пряч_тесь от природы выйд_те на улицу. Ощ_тите, как скрипуч_ снег провер_те скорость лыж_ . Из- за туч_ все ч_ще выглядыва_т настойчивый солнеч(?)ный луч_ . Ему невтерпеж_ растопить лед на скатах крыш_ и увид_ть, как бьет из-под земли ключ_ . Это не блаж_ . Ведь весна уже не мираж_ , а р_альность. И совсем скоро распахнутся настеж_ окна с_седних дач_ .

Подведение итогов урока.

- Какая тема нашего урока?

- Давайте подведём итог с помощью сигнальных карточек. Я задаю вопрос, а вы поднимаете карточку с правильным ответом.

- В словах какой части речи после шипящих ВСЕГДА пишется Ь? (глагол)

- В словах какой части речи после шипящих НИКОГДА не пишется Ь? (прилагательное)

- В словах какой части речи после шипящих  всегда пишется ь, кроме слов искльчений? (наречие) 

Во всех наречиях ты ь найдёшь, кроме трёх слов: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЁЖ

- В словах какой части речи написание Ь после шипящих зависит от рода, числа и падежа? (существительное)

 

Д/з  Правило стр. 85, упр. 156.

 

Дополнительный материал к уроку.

Словарный диктант

Повторить точь-в-точь, падает навзничь, сплошь усыпанный, ста­ло невтерпёж, терпеть невмочь, уйти прочь, ударить наотмашь, мчал­ся вскачь, выйти замуж, не прочь искупаться, открыть настежь.

Обозначьте, чем выражено главное и зависимое слово. Объ­ясните написание наречий.

Распределительный диктант

1. Запишите слова, распределяя их в два столбика (с Ь и без Ь).  Выбор свой обоснуйте.

Отрежь, спрячь, назначьте, вскачь, бородач, умываешься, мало за­дач, не видно туч, ударил наотмашь, борщ, тягач, картечь, течь, бле­стящ, после встреч, постричься, невтерпёж, блажь, одеваешься.

С наречиями составьте предложения и разберите их по чле­нам.

 

Объяснительный диктант

  1.                Дверь в столовую была распахнута настежь.
  2.                Деревья утром сплошь покрыты инеем.
  3.                Я лежал навзничь на берегу.
  4.                Лошади несутся вскачь по огромному полю.
  5.                Открыли ворота настежь, и все побежали прочь.
  6.                Она выглядела точь-в-точь, как и её мать.
  7.                Дочери её вышли замуж.
  8.                Вот уж тёплый ветер проходит лениво над полем.
  9.                Лишь он один остался в доме.
  10.            С редким постоянством васильки сплошь растут на хлебных полях.

Задание.

 Обозначьте орфограммы в наречиях. Подчеркните наречия  как члены предложения.

 

Середня оцінка розробки
Структурованість
5.0
Оригінальність викладу
5.0
Відповідність темі
5.0
Загальна:
5.0
Всього відгуків: 1
Оцінки та відгуки
  1. Шкель Татьяна Вікторівна
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
docx
Додано
3 лютого 2018
Переглядів
3814
Оцінка розробки
5.0 (1 відгук)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку