На уроці узагальнюються і систематизуються знання учнів з теми "Прислівник" : повторюються всі вивчені орфограми, морфологічні ознаки , синтаксична роль прислівника. Використовуються різні види диктантів: розподільчий, цифровий, творчий.
Урок русского языка в 7 классе.
Тема. Обобщение и систематизация изученного по теме «Наречие».
Цели урока: повторение и углубление знаний о наречии и его грамматических признаках; повторение орфограмм, связанных с изучением наречия; определение роли наречия в речи; формирование умения правильного использования наречий в речи; расширение словарного запаса учащихся; развитие логического мышления ; воспитание уважения к языку; повышение культурного уровня учащихся.
Оборудование: макет дома, кирпичики-орфограммы,
IХод урока
I. Организационный этап.
II. Актуализация опорных знаний, мотивация учебной деятельности.
Слово учителя.
Нам предстоит большая работа. Сегодня мы должны построить дом для одной из частей речи. Мы запишем словарный диктант, а вы определите, для какой части речи будем строить дом.
Справа, куда-нибудь, еле-еле, дотемна, точь-в-точь, засветло, по-товарищески, наотмашь, во-вторых, изредка, близко-близко, никак, уж, поровну.
2. Слово учителя.
Кирпичиками будущего дома станут орфограммы, с которыми вы знакомились при изучении наречий.
Давайте вспомним, что вы знаете о наречии? Какие морфологические признаки есть у наречия? Какую синтаксическую роль выполняет наречие в предложении?
3. Интерактивная игра «Закончи фразу».
- Наречие – самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает… (признак действия).
- Наречия отвечают на вопросы… (как? Когда? Где? Куда? Зачем? С какой целью? В какой степени?).
- В предложении наречия чаще всего бывают… (обстоятельствами).
- По значению обстоятельства можно разделить на 2 разряда… (обстоятельственные и определительные).
- Продолжите цепочку. Обстоятельственные наречия обозначают образ действия, время… (место, причину и цель).
- Определительные наречия обозначают… (меру и степень, качество действия).
- У наречий имеются две степени сравнения… (сравнительная и превосходная).
- Сравнительная степень наречий имеет две формы… (простую и составную).
- Превосходная степень наречий имеет, как правило… (составную форму).
III. Этап обобщения и систематизации знаний по теме «Наречие».
1. Первый кирпичик.
Графический диктант.
(Не)далеко; совсем (не)весело; (не)уклюже; вовсе (не)убедительно; сделать (не)опрятно; (не)высоко, а низко; (не)весело; (не)весело, а грустно; (не)лепо; (не)плохо.
Проверка
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Слитно + + + + + +
Раздельно + + + +
- С какой орфограммой мы сейчас работали?
2. Второй кирпичик нашего дома.
Буквенный диктант.
Направо задолго
Изредка досуха
Добела сгоряча
Сначала искоса
Влево справа
Проверка
1. о 6. о
2. а 7. а
3. а 8. а
4. а 9.а
5. о 10.а.
3. Продолжим строительство дома.
Распределительный диктант.
-Замените словосочетания синонимичными наречиями с основой на шипящий и запишите их в два столбика. Какие столбики?
1. Ударить размахнувшись (наотмашь).
2. Нет терпения (невтерпёж).
3. Усыпано всё вокруг (сплошь).
4. Упасть вверх лицом (навзничь).
5. Распахнуть до конца (настежь).
6. Стать замужней (замуж).
7. Уйти в сторону (прочь).
8. Быть аналогичным чему-то (точь-в-точь).
4. Задание по выбору.
-о или –е не- или ни-
Хорош.. н..откУда
свеж.. н..гдЕ
ещ.. н..когдА
горяч.. н..откуда
певуч.. н..кудА
могуч.. н..куда
выжидающ.. н..где.
- Какие орфограммы вы вспомнили, выполняя это задание?
5. Распределительный диктант.
- Запишите слова, распределив их в два столбика: с одной н и с двумя н.
Взволнованно, медленно, грустно, трудно, рассеянно, внимательно, интересно, нечаянно, восторженно, обыденно, ужасно, торжественно.
- Расскажите орфограмму.
6. Работа с текстом.
- Запишите текст, раскрыв скобки. Объясните орфограмму.
На улице (по)зимнему холодно. Ветерок (тихо)тихо шелестит обмёрзшими ветками уснувших деревьев. Хлопья пушистого снега (редко)редко падают на землю. Откуда(то) (с)прав.. слышен стук дятла, а (с)лев.. чирикают воробьи. На лежащем на газоне нетронутом снегу виднеются чьи(то) следы.
7. Следующий кирпичик – новое правило.
Распределительный диктант с лексическим заданием.
- Замените выражения синонимичными наречиями, распределите полученные наречия в два столбика: слитно – раздельно.
1. Прийти в точно назначенное время (вовремя).
2. Разделить на две части (надвое).
3. Сильно испугаться (до смерти).
4. Сделать приблизительно (на глазок).
5. Работать хорошо (на совесть).
6. Находиться рядом друг с другом (бок о бок).
- Объясните слитное и раздельное написание наречий.
8. Для того, чтобы достроить дом «Наречие», нужно выполнить ещё одно задание – «собрать» пословицы.
Говори меньше; а телегу зимой; в гостях хорошо; и ворота настежь; тише едешь; а дома лучше; слушай больше; дальше будешь; готовь сани летом; для дорогого гостя.
IV. Рефлексия.
- Вот мы и построили наш дом, собрав все кирпичики. Давайте подведём итоги.
V. Обобщение и вывод.
- Что вы можете сказать о наречии?
- Какие правила нужно знать, чтобы правильно писать наречия?
VI. Выставление оценок.
VII. Домашнее задание.
Подготовиться к итоговому тесту по теме «Наречие».