Описание внешности человека по картине В.Серова «Девочка с персиками»
Цель урока: формирование образовательных компетенций учащихся через работу над созданием текста по картине,
познакомить с шедеврами русского портретного искусства,
развивать свою речь; учиться составлять свой текст,
излагать отобранный материал, использовать выразительно-изобразительные средства языка в речи;
формирование у учащихся эстетического вкуса.
Учебные задачи:
- развитие умения создавать собственный текст на основе картины;
- формирование умения использовать информацию из различных источников для создания собственного речевого высказывания, ответа на вопросы;
- корректирование текста с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи;
- совершенствование умения писать в соответствии с изученными орфографическими и пунктуационными правилами.
- развитие умения работать с информацией;
- формирование умения слушать и слышать собеседника;
- формирования умения работать в статичных парах;
- развитие умения работать в подготовленной предметно-развивающей и информационной среде;
- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
- воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России;
- формирование ценностей поликультурного пространства мира;
- формирование эстетических потребностей и художественного вкуса при восприятии произведений искусства;
- формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Учебные материалы и оборудование для учителя и учащихся:
Великие художники. Серов: ООО «Издательство «Директ-Медиа», 2009.
Репродукция картины.
Ход урока:
I. Постановка задач урока.
- Ребята, сегодня будем говорить о живописи. Это художники передают с помощью красок окружающую действительность, а мы будем словами передавать то, что видим.
За этот учебный год мы познакомились с некоторыми картинами разных жанров живописи. Давайте вспомним их:
-натюрморт (слайд 1),
-пейзаж (слайд2-3),
-портрет (слайд 4-5).
Портрет – это один из самых древних жанров искусства. В нём воссоздаётся облик конкретных людей. Художник не просто повторяет, копирует внешний облик человека, он размышляет о нём, стремится постичь его внутренний мир, т.е. раскрывает образ героя.
У нас урок развития речи. Какова цель таких уроков? (слайд 7)
(развивать свою речь; учиться составлять свой текст, учить излагать отобранный материал, использовать выразительно-изобразительные средства языка в речи; учить получать моральное удовлетворение от создания авторского текста).
- Предметом нашего обсуждения на данном уроке развития речи будет картина Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками».
Чему мы будем учиться на данном уроке?
(Мы будем учиться рассматривать картину и составлять свой собственный текст).
Что мы должны сделать, чтобы достичь этой цели? (слайд 8)
Наши задачи в последовательности: (слайд 9)
Рассмотреть картину.
Составить план сочинения.
Обдумать каждую часть.
Написать сочинение
II.Подготовка к восприятию картины. Беседа о художнике В.А.Серове.
- Отправляемся в картинную галерею, чтобы познакомиться с репродукцией В.А.Серова «Девочка с персиками».(слайд 10)
- Ребята, что вы знаете о Валентине Александровиче Серове и его картинах?
(В.А.Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге. Его отец – известный композитор. С детства Серову прививалась любовь к искусству. С пяти лет рисование стало его любимым занятием. Девятилетним ребёнком Серов приехал в Париж, где начал заниматься с известным художником И.Е. Репиным. В.А. Серов писал портреты.)
- Ребята, откуда вы узнали эту информацию?
(На уроке русского языка работали с текстом).
- У каждой картины своя история.
(Рассказ ученика:
В 1887 году, живя в имении своих друзей, Серов написал портрет 12-летней дочери известного русского мецената С.И. Мамонтова – Веры Мамонтовой. Художник писал портрет более месяца. Первоначально работа называлась «Портрет В.М.», но Игорь Грабарь – известный художник, увидев эту работу на выставке воскликнул: «Девочка с персиками!!!» Это название принял и сам Серов.)
- Вот какой исторический факт из истории картины мы узнали.
Создание картин связано с определенными словами, значение и написание которых необходимо повторить перед началом работы:
Словарный диктант
Меценат, масло, композиция, колорит, силуэт, овал лица, нежнейшие оттенки, гармония красок. (слайды 11-12)
III. Рассматривание картины В.А. Серова «Девочка с персиками».
- Всмотритесь внимательно в картину, постарайтесь увидеть её не только глазами, но и душой проникнуться в её содержание.
IV. Беседа по содержанию картины.
- Обратимся к плану работы: рассмотрим картину. Для этого ответим на вопросы по сюжету картины. Внимательно слушайте ответы друг друга.
- Какой момент из жизни девочки запечатлён?(слайд 13)
(Девочка прибежала из сада, который виден через раскрытое окно.)
- Пофантазируйте, а что произойдёт через минуту?
( Кажется, что Вера лишь на минуту забежала в комнату, присела и готова снова убежать в тот солнечный мир, который видится за окном.)
- Расскажите, где художник изобразил девочку?
(Девочка, сидит у стола, в комнате, залитой светом солнечного дня.)
- Что она делает?
(В тонких загорелых руках она держит золотистый персик.)
- Всмотритесь в лицо девочки. Опишите его.
(У Веры мягкий овал лица с тёмными непокорными волосами. Весело глядят озорные, темно-карие глаза. На лице, сквозь легкий загар, проступает нежный румянец.)
- С чем можно сравнить румянец на щеках?
(Нежный румянец девочки похож на персики, лежащие на столе.)
- Опишите, во что одета Вера?
(На Вере розовое платье с черным бантом. На груди приколота алая гвоздика.)
- Что окружает девочку?
(На белоснежной скатерти изображены бархатистые персики и серебряный нож.)
- Обратите внимание, с какой тщательностью выписаны художником персики. Почти физически ощутима их бархатистая кожица. Видимо именно на это обратил внимание Игорь Грабарь, назвав портрет «Девочка с персиками».
- Художник на картине не нарисовал солнце, но между тем мы понимаем, что изображен солнечный денек. Чем вы можете подтвердить это?
(Солнечный свет скользит по стенам, падает на скатерть и фрукты. Он заливает всю фигуру девочки.)
Кто еще хочет ответить на этот вопрос?
- Какого цвета краски использует художник?
(Удивительные краски использует художник. Розовый цвет кофточки удачно оттеняется черным цветом бантика и красной гвоздикой. Легкие (светлые, радостные свежие) тона говорят о чистоте, нежности девочки, предают радость жизни. Красиво изображены и предметы обстановки: белоснежная скатерть, бархатистые плоды и серебряный нож. Элементы натюрморта и пейзажа, как бы сливаются и обогащают образ Веры Мамонтовой.)
Обобщение:
- Вот мы и рассмотрели картину, всмотрелись в нее. Портрет не может нас оставить равнодушным.
Стоит только взглянуть на портрет, как становиться радостно на душе: чувствуется, как нравится художнику тот, кого он изображает. А сколько тепла и света. Талантливому художнику удалось создать в портрете образ красоты, образ счастливой поры – юности.
V. Составление плана сочинения.
- Обратимся к плану нашей работы. Мы рассмотрели картину. Какой следующий этап работы?
(Необходимо составить план сочинения.)
- Определите тип нашего текста?
(Описание.)
- Перечислите части сочинения.
(Вступление, основная часть, заключение.)
- О чем мы напишем во вступлении?
(О художнике и его картине.)
Как можно озаглавить эту часть?
(Художник В.А. Серов и его картина.)
- Обсудим, что вы напишите во вступлении.
(Передо мной картина известного русского художника В.А. Серова «Девочка с персиками». Это портрет Веры Мамонтовой.)
- О ком и чем вы будете писать в основной части?
(Мы будем описывать сюжет картины.)
- Озаглавим основную часть.
(Описание картины.)
Выделите микротемы в основной части:
- Помните, что первое предложение каждой части связывает текст в единое целое. С какого предложения Вы начнете писать основную часть?
(На переднем плане картины я вижу девочку.)
- О чем вы напишите, описывая Веру? (Лицо, глаза, одежда, что она делает, где она находится) (Слайд 14).
Попробуем восполнить предложения, добавив определения со значением цвета:
(слайды 15-16, 17-18)
(Девочка прибежала из сада, который виден через раскрытое окно. Кажется, что Вера лишь на минуту забежала в комнату, присела и готова снова убежать в тот солнечный мир, который видится за окном. В тонких загорелых руках она держит золотистый персик. У Веры мягкий овал лица с тёмными непокорными волосами. Весело глядят озорные, темно-карие глаза. На лице, сквозь легкий загар, проступает нежный румянец. Он похож на персики, лежащие на столе. На Вере розовое платье с черным бантом. На груди приколота алая гвоздика.)
Слайд 19- Недавно мы завершили тему «Деепричастие».
Продолжите деепричастные оброты:
Ненадолго присев за стол…
С удовольствием позируя художнику...
Облокотившись на стол…
Поглаживая пушистую кожицу персика…
Машинально взяв в руки спелый персик...
Пристально всматриваясь в нас…
Сомкнув губы…
Слегка вскинув брови…
Сидя спиной к окну…
Излучая тихий свет…
- Продолжим работу по плану.С какого предложения мы начнем вторую микротему.
(Девочка, сидит у стола, в комнате, залитой светом солнечного дня.)
- О чем вы будете писать в этой части сочинения?
(о солнечном свете на картине, красках художника) Слайды 20-21
(На белоснежной скатерти изображены бархатистые персики и серебряный нож. Солнечный свет скользит по стенам, падает на скатерть и фрукты. Он заливает всю фигуру девочки. Удивительные краски использует художник. Розовый цвет кофточки удачно оттеняется черным цветом бантика и красной гвоздикой. Легкие (светлые, радостные свежие) тона говорят о чистоте, нежности девочки, предают радость жизни. Красиво изображены и предметы обстановки: белоснежная скатерть, бархатистые плоды и серебряный нож. Элементы натюрморта и пейзажа, как бы сливаются и обогащают образ Веры Мамонтовой.)
Продалжая тему света, выполним задание.
Слайды 22-23 Вставьте пропущенные буквы:
А в окно л_ёт_ся лёгкий сер_бристый свет. Он осв_щает прдметы: подсвеч_ник на окне, ф_гурку игрушечного солдатка, ф_рфоровую тарелоч_ку на стене. Свет этот сяет на скат_рти, бликами отр_жается на спинках стульев, ск_льзит по лицу и рукам девочки. Вся картина пр_низана свеж_стью, светом, воздухом, ч_стотой. Ар_матная зелень сада за окном, свежие листочки клёна на столе — всё ж_вёт, дыш_т.
- Помните, что при записи каждую микротему надо записывать с красной строки.
- Как вы закончите сочинение? Озаглавьте эту часть.
(Моё отношение к картине.)
А вот эту часть сочинения мы обсуждать не будем, вы запишите ее самостоятельно.
- Итак, у нас получился план сочинения.
План (Слайд24)
1.Художник В.А. Серов и его картина.
2. Описание картины:
а) портрет девочки(передний план),
б)комната, озаренная светом(задний план).
3. Какую мысль выразил художник?
(Мое отношение к картине)
Слайд25
План I. Серов - русский портретист |
Рабочий материал художник, живописец, портретист. |
II. Описание картины. а) кого изобразил художник на переднем плане? Какой увидел девочку художник? |
девочка за столом, лежащие на столе персики, желтые листья смуглая, черноволосая, кудрявая, большие черные глаза, яркая розовая кофточка, темный бант в белые горошки, быстрая, стремительная, как мотылек |
б) что изображено на заднем плане картины? |
Комната, светлые окна, стулья черного дерева, все залито светом, на стене декоративная тарелка, скатерть на столе. |
3. Какую мысль выразил художник? |
Радостное, прекрасное, безмятежное чувство девочки. |
VI. Итог урока.
- Что вам помогло понять замысел художника и рассказать об этом?
(Внимательное рассматривание картины, ответы одноклассников, рассказ учителя.)
- Какие знания и умения вам были необходимы для работы?
(Умение рассматривать картину, составлять план, подбирать точные слова.)
- Как вы думаете, удалось ли вам передать словами свои впечатления от картины?
2 урок - написание сочинения