Описание внешности человека по картине В.Серова «Девочка с персиками»

Про матеріал
Урок развития речи , где целью является формирование образовательных компетенций учащихся через работу над созданием текста по картине,знакомство с шедеврами портретного искусства, развитие речи; совершенствование навыков создания связного текста, использование выразительно-изобразительных средств языка в речи; формирование у учащихся эстетического вкуса.
Перегляд файлу

        

Описание внешности человека по картине В.Серова «Девочка с персиками»

   Цель урока: формирование образовательных компетенций учащихся через работу над созданием текста по картине,

познакомить с шедеврами русского портретного искусства,

развивать свою речь; учиться составлять свой текст,

излагать отобранный материал, использовать выразительно-изобразительные средства языка в речи;

формирование у учащихся эстетического вкуса.

 

Учебные задачи:

  • направленные на достижение предметных результатов обучения:

- развитие умения создавать собственный текст на основе картины;

- формирование умения использовать информацию из различных источников для создания собственного речевого высказывания, ответа на вопросы;

- корректирование текста с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи;

- совершенствование умения писать в соответствии с изученными орфографическими и пунктуационными правилами.

  • направленные на достижение метапредметных результатов:

- развитие умения работать с информацией;

- формирование умения слушать и слышать собеседника;

- формирования умения работать в статичных парах;

- развитие умения работать в подготовленной предметно-развивающей и информационной среде;

- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

  • направленные на достижение личностных результатов:

- воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России;

- формирование ценностей поликультурного пространства мира;

- формирование эстетических потребностей и художественного вкуса при восприятии произведений искусства;

- формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Учебные материалы и оборудование для учителя и учащихся:

Великие художники. Серов: ООО «Издательство «Директ-Медиа», 2009.

Репродукция картины.

 

Ход урока:

I. Постановка задач урока.

- Ребята, сегодня будем говорить о живописи. Это художники передают с помощью красок окружающую действительность, а мы будем  словами  передавать то, что видим.

За этот учебный год мы познакомились с некоторыми  картинами разных жанров живописи. Давайте вспомним их:

-натюрморт (слайд 1),

-пейзаж  (слайд2-3),

-портрет (слайд 4-5).

     Портрет – это один из самых древних жанров искусства. В нём воссоздаётся облик конкретных людей. Художник не просто повторяет, копирует внешний облик человека, он размышляет о нём, стремится постичь его внутренний мир, т.е. раскрывает образ героя.

У нас  урок развития речи. Какова цель таких уроков? (слайд 7)

(развивать свою речь; учиться составлять свой текст, учить излагать отобранный материал, использовать выразительно-изобразительные средства языка в речи; учить получать моральное удовлетворение от создания авторского текста).

- Предметом нашего обсуждения на данном уроке развития речи будет картина Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками».

Чему мы будем учиться на данном уроке?

(Мы будем учиться рассматривать картину и составлять свой собственный текст).

Что мы должны сделать, чтобы достичь этой  цели? (слайд 8)

  • внимательно рассмотреть картину и понять её сюжет;
  • определить, какой текст будем составлять: описание, повествование или рассуждение;
  • обдумать содержание каждой части;
  • написать сочинение по составленному план).

Наши задачи в последовательности: (слайд 9)

Рассмотреть картину. 

Составить план сочинения.

Обдумать каждую часть.

Написать сочинение

II.Подготовка к восприятию картины. Беседа о художнике В.А.Серове.

- Отправляемся в картинную галерею, чтобы познакомиться с репродукцией В.А.Серова «Девочка с персиками».(слайд 10)

- Ребята, что вы знаете о Валентине Александровиче Серове и его картинах?

(В.А.Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге. Его отец – известный композитор. С детства Серову прививалась любовь к искусству. С пяти лет рисование стало его любимым занятием. Девятилетним ребёнком Серов приехал в Париж, где начал заниматься с известным художником И.Е. Репиным. В.А. Серов писал портреты.)

- Ребята, откуда вы узнали эту информацию?

(На уроке русского языка работали с текстом).

- У каждой картины своя история.

(Рассказ ученика:

            В 1887 году, живя в имении своих друзей, Серов написал портрет 12-летней дочери известного русского мецената  С.И. Мамонтова – Веры Мамонтовой. Художник писал портрет более месяца. Первоначально работа называлась «Портрет В.М.», но Игорь Грабарь – известный художник, увидев эту работу на выставке воскликнул: «Девочка с персиками!!!» Это название принял и сам Серов.)

- Вот какой исторический факт из истории картины мы узнали.

Создание картин связано с определенными словами, значение и написание которых необходимо повторить перед началом работы:

Словарный диктант
Меценат, масло, композиция, колорит, силуэт, овал лица, нежнейшие оттенки, гармония красок. (слайды 11-12)

III. Рассматривание картины В.А. Серова «Девочка с персиками».

- Всмотритесь внимательно в картину, постарайтесь увидеть её не только глазами, но и душой проникнуться в её содержание.

IV. Беседа по содержанию картины.

- Обратимся к плану работы: рассмотрим  картину. Для этого ответим на вопросы по сюжету картины. Внимательно слушайте ответы друг друга.

- Какой момент из жизни девочки запечатлён?(слайд 13)

(Девочка прибежала из сада, который виден через раскрытое окно.)

- Пофантазируйте, а что произойдёт через минуту?

( Кажется, что Вера лишь на минуту забежала в комнату, присела и готова снова убежать в тот солнечный мир, который видится за окном.)

- Расскажите, где художник изобразил девочку?

(Девочка, сидит у стола, в комнате, залитой светом солнечного дня.)

- Что она делает?

(В тонких загорелых руках она держит золотистый персик.)

- Всмотритесь в лицо девочки. Опишите его.

(У Веры мягкий овал лица с  тёмными непокорными волосами. Весело глядят озорные, темно-карие глаза. На лице, сквозь легкий загар, проступает нежный румянец.)

- С чем можно сравнить румянец на щеках?

(Нежный румянец девочки похож на персики, лежащие на столе.)

- Опишите, во что одета Вера?

(На Вере розовое платье с черным бантом. На груди приколота алая гвоздика.)

- Что окружает девочку?

(На белоснежной скатерти изображены бархатистые персики и серебряный нож.)

- Обратите внимание, с какой тщательностью выписаны художником персики. Почти физически ощутима их бархатистая кожица. Видимо именно на это обратил внимание Игорь Грабарь, назвав портрет «Девочка с персиками».

- Художник на картине не нарисовал солнце, но между тем мы понимаем, что изображен солнечный денек. Чем вы можете подтвердить это?

(Солнечный свет скользит по стенам, падает на скатерть и фрукты. Он  заливает всю фигуру девочки.)

Кто еще хочет ответить на этот вопрос?

-  Какого цвета краски использует художник?

(Удивительные краски использует художник. Розовый цвет кофточки удачно оттеняется черным цветом бантика и красной гвоздикой. Легкие (светлые, радостные свежие) тона говорят о чистоте, нежности девочки, предают радость жизни. Красиво изображены и предметы обстановки: белоснежная скатерть, бархатистые плоды и серебряный нож. Элементы натюрморта и пейзажа, как бы сливаются и обогащают образ Веры Мамонтовой.)

Обобщение:

- Вот мы и рассмотрели картину, всмотрелись в нее. Портрет не может нас оставить равнодушным.

Стоит только взглянуть на портрет, как становиться радостно на душе: чувствуется, как нравится художнику тот, кого он изображает. А сколько тепла и света. Талантливому художнику удалось создать в портрете образ красоты, образ счастливой поры – юности. 

V. Составление плана сочинения.

- Обратимся к плану нашей работы. Мы рассмотрели картину. Какой следующий этап работы?

(Необходимо составить план сочинения.)

- Определите тип нашего текста?

(Описание.)

- Перечислите части сочинения.

(Вступление, основная часть, заключение.)

- О чем мы напишем во вступлении?

(О художнике и его картине.)

Как можно озаглавить эту часть?

(Художник В.А. Серов и его картина.)

- Обсудим, что вы напишите во вступлении.

(Передо мной картина известного русского художника В.А. Серова «Девочка с персиками». Это портрет Веры Мамонтовой.)

- О ком и чем вы будете писать в основной части?

(Мы будем описывать сюжет картины.)

- Озаглавим основную часть.

(Описание картины.)

Выделите микротемы в основной части:

  • Портрет девочки.
  • Комната, озаренная светом.

- Помните, что первое предложение каждой части связывает текст в единое целое. С какого предложения Вы начнете писать основную часть?

(На переднем плане картины я вижу девочку.)

- О чем вы напишите, описывая Веру? (Лицо, глаза, одежда, что она делает, где она находится) (Слайд 14).

Попробуем восполнить предложения, добавив определения со значением цвета:

(слайды 15-16, 17-18)

(Девочка прибежала из сада, который виден через раскрытое окно.  Кажется, что Вера лишь на минуту забежала в комнату, присела и готова снова убежать в тот солнечный мир, который видится за окном. В тонких загорелых руках она держит золотистый персик. У Веры мягкий овал лица с  тёмными непокорными волосами. Весело глядят озорные, темно-карие глаза. На лице, сквозь легкий загар, проступает нежный румянец.  Он  похож на персики, лежащие на столе. На Вере розовое платье с черным бантом. На груди приколота алая гвоздика.)

Слайд 19- Недавно мы завершили тему «Деепричастие».

Продолжите деепричастные оброты:

 Ненадолго присев за стол…

 С удовольствием позируя художнику...

 Облокотившись на стол…

 Поглаживая пушистую кожицу персика…

 Машинально взяв в руки спелый персик...

Пристально всматриваясь в нас…

 Сомкнув губы…

Слегка вскинув брови…

 Сидя спиной  к окну…

 Излучая тихий свет…

- Продолжим работу по плану.С какого предложения мы начнем вторую микротему.

(Девочка, сидит у стола, в комнате, залитой светом солнечного дня.)

- О чем вы будете писать в этой части сочинения?

(о солнечном свете на картине, красках художника) Слайды 20-21

(На белоснежной скатерти изображены бархатистые персики и серебряный нож. Солнечный свет скользит по стенам, падает на скатерть и фрукты. Он  заливает всю фигуру девочки. Удивительные краски использует художник. Розовый цвет кофточки удачно оттеняется черным цветом бантика и красной гвоздикой. Легкие (светлые, радостные свежие) тона говорят о чистоте, нежности девочки, предают радость жизни. Красиво изображены и предметы обстановки: белоснежная скатерть, бархатистые плоды и серебряный нож. Элементы натюрморта и пейзажа, как бы сливаются и обогащают образ Веры Мамонтовой.)

Продалжая тему света, выполним задание.

Слайды 22-23  Вставьте пропущенные буквы:

А в окно л_ёт_ся лёгкий сер_бристый свет. Он осв_щает прдметы: подсвеч_ник на окне, ф_гурку игрушечного сол­датка, ф_рфоровую тарелоч_ку на стене. Свет этот сяет на скат_рти, бликами отр_жается на спинках стульев, ск_льзит по лицу и рукам девочки. Вся картина пр_низана свеж_стью, светом, воздухом, ч_стотой. Ар_матная зелень сада за окном, свежие листочки клёна на столе — всё ж_вёт, дыш_т.

- Помните, что при записи каждую микротему надо записывать с красной строки.

- Как вы закончите сочинение? Озаглавьте эту часть.

(Моё отношение к картине.)

А вот эту часть сочинения мы обсуждать не будем, вы запишите ее самостоятельно.

- Итак, у нас получился план сочинения.

План (Слайд24)

1.Художник В.А. Серов и его картина.

2. Описание картины:

а) портрет девочки(передний план),

б)комната, озаренная светом(задний план).

3. Какую мысль выразил художник?

(Мое отношение к картине)

 

Слайд25

План

I. Серов - русский портретист

Рабочий материал

художник, живописец, портретист.

II. Описание картины.

а) кого изобразил художник на переднем плане?

 Какой увидел девочку художник?

девочка за столом, лежащие на столе

персики, желтые листья

смуглая, черноволосая, кудрявая, большие черные глаза, яркая розовая кофточка, темный бант в белые горошки, быстрая, стремительная, как мотылек

б) что изображено на заднем плане картины?

Комната, светлые окна, стулья черного дерева, все залито светом, на стене декоративная тарелка, скатерть на столе.

3. Какую мысль выразил художник?

Радостное, прекрасное, безмятежное чувство девочки.

VI. Итог урока.

- Что вам помогло понять замысел художника и рассказать об этом?

 (Внимательное рассматривание картины, ответы одноклассников, рассказ учителя.)

- Какие знания и умения вам  были необходимы для работы?

(Умение рассматривать картину, составлять план, подбирать точные слова.)

- Как вы думаете, удалось ли вам передать словами свои впечатления от картины?

 

2 урок - написание сочинения

Зміст слайдів
Номер слайду 1

Винсент Ван Гог «15 подсолнухов»

Номер слайду 2

Архип Куинджи «Лунная ночь на Днепре»

Номер слайду 3

Архип Куинджи «Березовая роща»

Номер слайду 4

Илья Репин «Портрет Бенуа»

Номер слайду 5

Евгений Кибрик «Тарас Бульба»

Номер слайду 6

Урок развития речи 7 класс Сочинение-описание внешности человека по картине В.Серова «Девочка с персиками»

Номер слайду 7

-Познакомить с шедеврами русского портретного искусства, -развивать свою речь; учиться составлять свой текст, -излагать отобранный материал, использовать выразительно-изобразительные средства языка в речи, -формирование у учащихся эстетического вкуса Цели урока:

Номер слайду 8

-внимательно рассмотреть картину и понять её сюжет; -определить, какой текст будем составлять: описание, повествование или рассуждение; -обдумать содержание каждой части; -написать сочинение по составленному плану.

Номер слайду 9

Наши задачи в последовательности: Рассмотреть картину. Составить план сочинения. Обдумать каждую часть. Написать сочинение

Номер слайду 10

Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом. Есть лица – подобия жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг. Иные холодные, мертвые лица Закрыты решетками, словно темница. Другие – как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно… Есть лица-подобья ликующих песен… Николай Заболоцкий «О красоте человеческих лиц»

Номер слайду 11

Номер слайду 12

Словарный диктант М_ценат, масл_, к_мп_зиция, к_л_рит, с_лу_т, _вал лица, н_жнейшие о_енки, г_рмония красок

Номер слайду 13

Словарный диктант Меценат, масло, композиция, колорит, силуэт, овал лица, нежнейшие оттенки, гармония красок

Номер слайду 14

«Девочка с персиками» Какой момент из жизни девочки запечатлён? Какие цвета использует художник? Что она делает? Где сидит? Как сидит? Во что одета? Что её окружает?

Номер слайду 15

План 1.Художник В.А. Серов и его картина. 2. Описание картины: а) портрет девочки(передний план), б)комната, озаренная светом(задний план). 3. Какую мысль выразил художник? (Мое отношение к картине).

Номер слайду 16

Фрагмент картины Как смотрит девочка? Каково выражение её лица? С чем можно сравнить её глаза? Каковы они? С чем можно сравнить её щёки? Какого они цвета?

Номер слайду 17

Восполнить предложения, добавив определения со значением цвета В (…) комнату только что вбежала и присела за стол (…) девочка в (…) кофточке, с (…) бантом, украшенным (…) гвоздикой.

Номер слайду 18

В (светлую) комнату только что вбежала и присела за стол (черноволосая, смуглолицая) девочка в (розовой) кофточке, с (черным в белую горошину) бантом, украшенным (ярко-красной) гвоздикой.

Номер слайду 19

Добавьте определения: Девочка прибежала из сада, который виден через раскрытое окно. В (…) руках она держит (…) персик. (…) лицо девочки похоже на персик, лежащий на столе. (Как?) глядят (…) глаза. (…) свет, падающий из окна, заливает всю фигуру девочки. Свет рождает красивую игру (…) теней на ее (…) кофточке. Кажется, что все в этой картине говорит о (…) жизни юного существа.

Номер слайду 20

Девочка прибежала из сада, который виден через раскрытое окно. В (тонких, смуглых) руках она держит (золотистый) персик. (Нежное) лицо девочки похоже на персик, лежащий на столе. Весело глядят (озорные, темно-карие) глаза. (Яркий, солнечный) свет, падающий из окна, заливает всю фигуру девочки. Свет рождает красивую игру (голубых и сиреневых) теней на ее розовой кофточке. Кажется, что все в этой картине говорит о (радостной, счастливой, молодой, безмятежной) жизни юного существа.

Номер слайду 21

Продолжите деепричастные обороты: Ненадолго присев за стол… С удовольствием позируя художнику... Облокотившись на стол… Поглаживая пушистую кожицу персика… Машинально взяв в руки спелый персик... Пристально всматриваясь в нас… Сомкнув губы… Слегка вскинув брови… Сидя спиной  к окну…

Номер слайду 22

б) комната, озаренная светом. (…) краски использует художник. (…) цвет кофточки удачно (что делает?) черным цветом бантика и красной гвоздикой. (…) тона говорят о чистоте, нежности девочки, передают (что?).

Номер слайду 23

Удивительные краски использует художник. Розовый цвет кофточки удачно оттеняется черным цветом бантика и красной гвоздикой. (Легкие, светлые, радостные, свежие) тона говорят о чистоте, нежности девочки, передают радость жизни.

Номер слайду 24

Вставьте пропущенные буквы: А в окно л_ёт_ся лёгкий сер_бристый свет. Он осв_щает предметы: подсвеч_ник на окне, ф_гурку игрушечного солдатика, ф_рфоровую тарелоч_ку на стене. Свет этот сияет на скат_рти, бликами отр_жается на спинках стульев, ск_льзит по лицу и рукам девочки. Вся картина пр_низана свеж_стью, светом, воздухом, ч_стотой. Ар_матная зелень сада за окном, листочки клёна на столе — всё ж_вёт, дыш_т.

Номер слайду 25

Вставьте пропущенные буквы: А в окно льётся лёгкий серебристый свет. Он освещает предметы: подсвечник на окне, фигурку игрушечного солдатика, фарфоровую тарелочку на стене. Свет этот сияет на скатерти, бликами отражается на спинках стульев, скользит по лицу и рукам девочки. Вся картина пронизана свежестью, светом, воздухом, чистотой. Ароматная зелень сада за окном, листочки клёна на столе — всё живёт, дышит.

Номер слайду 26

Радостное, прекрасное, безмятежное чувство девочки. 3. Какую мысль выразил художник? Комната, светлые окна, стулья черного дерева, все залито светом, на стене декоративная тарелка, скатерть на столе. б) комната, озаренная светом (задний план). девочка за столом, лежащие на столе персики, желтые листья смуглая, черноволосая, кудрявая, большие черные глаза, яркая розовая кофточка, темный бант в белые горошки, быстрая, стремительная, как мотылек II. Описание картины. а) портрет девочки (передний план); какой увидел девочку художник? Ключевые слова и выражения художник, живописец, портретист. План I. Художник В.Серов и его картина План

zip
Додано
10 травня 2021
Переглядів
1435
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку