ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 5 КЛАСС
РАЗДЕЛ III ЗЕМЛЯ – ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
ТЕМА 2 Планета Земля как среда обитания организмов
§37. Определение организмов по определителями
Изучение параграфа поможет вам:
• определять названия растений, животных, грибов с помощью атласов-определителей.
Мозговой штурм.
Решить эту проблему помогают определители растений, животных, грибов (рис. 122, стр. 160). Их изготавливают в форме книг или атласов.
Определять организмы можно по определенным признакам, описанным в атласах-определителях, книгах-определителях.
Как сформирован атлас-определитель.
В определителе приведены названия организмов двух языках: на языке страны, в которой издан атлас, и на латинском.
Мозговой штурм.
Вспомните, как находить информацию в справочниках и энциклопедиях.
Рис. 122. Обложки определителей
Представлены описания внешних признаков организма, например, для цветочного растения — строение стебля, форма листьев, форма, количество и строение цветков, плодов, корня, то есть всех органов растения.
Существуют отдельные определители насекомых, птиц, зверей и других групп животных. Часто в определителе размещают рисунок или фотографию организма (рис. 123, стр. 161).
В отдельных случаях при определении организма необходимо иметь увеличительный прибор, например, лупу. Это помогает лучше рассмотреть мелкие части тела организма.
Кропотливой и длительной была работа естествоиспытателей по созданию книг-определителей, атласов-определителей. Теперь вы можете воспользоваться ими и самостоятельно определить неизвестное вам растение, животное, гриб. Эта работа посильная, но требует от вас внимательности, наблюдательности, настойчивости.
Чтобы быстрее научиться и не ошибаться, лучше работать в группах (но теперь наши группы – мамы, папы, братишки и сестренки, бабули и дедули).
Станьте исследователями природы
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Тема: «Определение названий наиболее распространенных в Украине растений, грибов, животных с помощью атласов-определителей»
Вам понадобятся: гербарные образцы растений, изображения (фотографии, рисунки) растений, животных и грибов, которые наиболее распространены в Украине, атласы-определители, лупа.
Задание 1. Ознакомьтесь с книгой «Атлас-определитель растений» . Обратите внимание на ее структуру, проработайте указания к работе с этим атласом.
Ссылка на Атлас – определитель высших растений:
https://padlet.com/klassruk11/g9zspd7d1duh
Задание 2. Рассмотрите предложенный учителем гербарный образец растения, ее изображения на фотографиях или рисунках. Каковы особенности строения этого растения вы заметили?
Задание 3. Проведите определение названия исследуемого растения по описанию в Атласе-определителе.
Подберите интересную информацию об определенных на практическом занятии растении.
Вашему вниманию предлагаю две страницы из «Атласа – определителя высших растений». Опишите одно понравившееся вам растение.