Педагогический совет
"Сотрудничество как главное условие успешного и конструктивного взаимодействия педагогов и учащихся"
Звучит музыка. Фрагмент фильма “Адажио”
Высокий свет
Э.Асадов
Мы привыкли всегда вспоминать о Боге,
Не тогда, когда в сердце веселый свет,
А когда мы в беде, а когда в тревоге
И надежд впереди ощутимых нет.
Когда боль нас грызет и обида гложет,
И невзгоды теснят нас со всех сторон,
Кто придет к нам? Поддержит , простит, поможет?
Вопрошать бесполезно: конечно, Он…
Так давайте ж подумаем вновь и вновь
Но всерьез, а не как-нибудь там поспешно:
Почему в нас всех крепче живет любовь
Не к другим, а к себе так светло и нежно?
А секретов тут нет никаких.
Тут напротив: прямая как свет дорога:
Потому, что любить горячо других
Это значит любить всей душою Бога!
Что скрывать: жизнь, конечно же, не проста,
Тут важнее всего не посты- молитвы,
А к другим, словно мир посредине битвы,
То есть к людям высокая доброта
И, коль станет Любовь этой вечной базой,-
Светлым ветром надуются паруса…
И тогда за дела, а отнюдь не за фразы,
Улыбнуться душе твоей небеса…
I.ВЕДУЩИЙ:
Уважаемые коллеги, я думаю, каждый понял смысл, фрагмента.
А теперь предлагаю задуматься над отрывком статьи Л.М.Фридмана “Философия воспитания человека будущего”:
“Оглянитесь вокруг себя! И вы увидите, что идет ожесточенная борьба людей за власть, за обладание, за наживу, за место в обществе, за превосходство в чем-то, за свободу, за территорию и т.д. При этом в этой борьбе некоторые используют средства, дозволенные , а чаще всего, недозволенные, не останавливаются ни перед чем, используют свою силу, хитрость и коварство в борьбе со своими соперниками, мошенничество, подлог и даже убийство.Прочтите газеты. Посмотрите новости по телевидению, послушайте последние известия по радио. Каждый день нам сообщают криминальные новости, разные разоблачения, убийства и грабежи, и многие страшные истории. Другой раз даже не верится , что люди могли совершить такое: мать убила своих детей. Сын убил своего отца…Вспомните историю. Ведь не было ни одного года, когда на Земле не велись кровопролитные войны- малые и большие, не происходили массовые убийства, захват заложников и т.п.”
Поэтому тема сегодняшнего педсовета: «Сотрудничество как главное условие успешного и конструктивного взаимодействия педагогов и учащихся или школа без агрессии”, на котором , нам предстоит ответить на основной его вопрос: “Как в столь воинственно настроенном мире помочь ребенку избежать проявления агрессии как с его стороны, так и в его сторону?»
Методические задачи:
1.Способствовать закреплению у членов коллектива школы представлений об образовательном процессе как о системе педагогического взаимодействия.
2.Проанализировать характер педагогического взаимодействия между участниками образовательного процесса в нашей школе.
3.Определить пути и способы решения проблем, возникающих в процессе взаимодействия.
4.Создать законы этики учителя и правила построения жизнедеятельности без агрессии
План работы педсовета
1.Анкетирование учителей.
2.Деловая игра “Школа без агрессии”
3.Доклад “Педагогическое взаимодействие”
4.Работа творческих групп
5.Итог. Решение педсовета
Итак, сейчас я предлагаю: ответить на вопросы анкеты из 14 вопросов и каждому участнику записать на символах Нового года свои ожидания от педсовета и прикрепить их на “дерево ожидания”.
II. ВЕДУЩИЙ:
Объявляю о начале деловой игры “Школа без агрессии”
1.Каждая группа берет лист бумаги, на котором изображено окно.
Задание: каждой группе необходимо свое понимание гимназии без агрессии.
Через три минуты проводится презентация групповых мнений, после чего листы прикрепляются на символическое здание гимназии.
2.Группы получают символические “камни”, на которых предлагается записать ответ на вопрос “В чем, на ваш взгляд, кроется причина агрессии в нашей гимназии?”. Затем, камни прикрепляются на доске в виде горки.
ВЕДУЩИЙ: “Давайте, обратим наше внимание на то, что необходимо преодолевать все эти препятствия и найти способы решения проблем.
3.Каждая группа для этого начинает работу по поиску способов разрешения причин агрессии. Для этого на нарисованных фигурках человечков записывают предлагаемые способы, разделенные на три части:
На ногах - школьные традиции
На руках- то, что делается в гимназии сейчас
На голове- мысли о том, что еще могло бы стать способами решения проблемы.
III. Выступление заместителя директора по ВР.
Сегодня прочно вошли в наш профессиональны язык такие понятия ,как “гуманный подход”, “педагогика сотрудничества”, “личностно-ориентированное воспитание”.В современной парадигме образования ученик не рассматривается в качестве объекта обучения и воспитания, а сам образовательный процесс не сводится к целенаправленному воздействию активной личности на пассивную.
Гуманистическое образование - это всегда партнерство детей и взрослых, взаимодействие активных, деятельных и действующих сторон. Образовательный процесс следует представлять себе кА сложную систему педагогического взаимодействия.
Педагогическое общение-это взаимодействие педагога и учащегося, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект совместной коммуникативной деятельности.
Общение в педагогическом процессе выступает, во-первых, как средство решения учебных задач, во-вторых, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса, в-третьих, как способ организации взаимоотношений воспитателя и воспитуемого, обеспечивающих успешность их обучения , воспитания и развития.
В процессе обучения, как известно, решаются три основные задачи: образовательная, воспитательная и развивающая. Каковы особенности общения при решении каждой из них?
При решении образовательных задач общение позволяет обеспечивать реальный психологический контакт с учащимися; сформировать положительную мотивацию обучения, создавать психологическую обстановку коллективного, познавательного поиска и совместных раздумий.
При решении воспитательных задач с помощью общения налаживаются взаимоотношения, психологические контакты между педагогами и детьми, что во многом способствует учебной деятельности; формируется познавательная направленность личности, преодолеваются психологические барьеры, формируются межличностные отношения в ученическом коллективе.При решении развивающих задач через общение создаются психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности:
- преодолеваются социально-психологические факторы, сдерживающие развитие личности в процессе общения (скованность, стеснительность, неуверенность и т.п.)
- создаются возможности для выявления и учета индивидуально- психологических особенностей учащихся;
- осуществляется социально-психологическая коррекция в развитии и становлении важнейших личностных качеств (речь, мыслительная деятельность и т.п.)
Выделяют несколько уровней и типов педагогического взаимодействия.
Т.о. под педагогическим взаимодействием понимают связь субъектов образовательной деятельности, приводящая к количественным и качественным изменениям в образовательном процессе и в личностных характеристиках взаимодействующих сторон.
Выделяют несколько типов взаимодействия, в которые вступает педагог.
Учитель- “Я”
Учитель-ученик
Учитель-учитель
Учитель-группа учащихся
Учитель - ученическое самоуправление
Учитель-родитель
Профессор Л. В. Байбородова предлагает такую типологию педагогического взаимодействия, учитывающую степень развития таких его характеристик, как взаимопонимание, взаимоотношения , взаимовлияние. Она выделяет следующие типы взаимодействия: сотрудничество, диалог, опека, конфронтация, соглашение , подавление, конфликт, индифферентность.
Гуманистическое воспитание, по её мнению, предполагает не прямое воздействие на личность, а субъектно-объектное взаимодействие – диалог или сотрудничество “на равных”
IV. Задание группам
Группа 1
Задание группы:
Провести анализ взаимодействия “Учитель-ученик” по предложенному анкетированию педагогов школы.
1.Проведите подсчет по каждому вопросу, сколько поставлено “+” и сколько “-”.Обобщите результат по всем анкетам
2.Используйте предложенную таблицу, вычислите процентное содержание каждого типа взаимодействия по формуле :
Сотрудничество: (100 x …): 11 x кол-во анкет
Подавление: (100 x …): 9 x кол-во анкет
Индифферентность: (100 x …): 8 x кол-во анкет
Наиболее стойкая склонность к определенному типу взаимодействия- наибольший процент по типу взаимодействия
Определите наиболее стойкую склонность к определенному типу взаимодействия.
3.Постройте столбчатую диаграмму по каждому типу взаимодействия, используя предложенный масштаб.
Вырежьте из цветной бумаги прямоугольник вычисленной длины и шириной 8 см
Наклейте диаграммы на предложенные форматки
4.Сделайте выводы о полученных результатах. Постарайтесь дать краткое обоснование данного типа взаимодействия
Группа 2
Задание группы:
Провести анализ взаимодействия “Учитель-ученик” по предложенному анкетированию учащихся школы.
1.Проведите подсчет по каждому вопросу, сколько поставлено “+” и сколько “-”.Обобщите результат по всем анкетам
2.Используйте предложенную таблицу, вычислите процентное содержание каждого типа взаимодействия по формуле :
Сотрудничество: (100 x …): 11 x кол-во анкет
Подавление: (100 x …): 9 x кол-во анкет
Индифферентность: (100 x …): 8 x кол-во анкет
Наиболее стойкая склонность к определенному типу взаимодействия- наибольший процент по типу взаимодействия
Определите наиболее стойкую склонность к определенному типу взаимодействия.
3.Постройте столбчатую диаграмму по каждому типу взаимодействия, используя предложенный масштаб.
Вырежьте из цветной бумаги прямоугольник вычисленной длины и шириной 8 см
Наклейте диаграммы на предложенные форматки
4.Сделайте выводы о полученных результатах. Постарайтесь дать краткое обоснование данного типа взаимодействия.
Группа 3
Задание группы:
Провести анализ взаимодействия “Учитель-ученик” по технологии “Дерево взаимоотношений”
1.Проведите подсчет по каждому вопросу, сколько поставлено “+” и сколько “-”.Обобщите результат по всем анкетам
2.Используйте предложенную таблицу, вычислите ,сколько учащихся отдали предпочтение:
красному цвету;
желтому;
зеленому цвету.
3.Вычислите процентное соотношение каждого цвета по формуле:
(Цвет: общее количество анкет)x 100%
4Для наглядного представления оформите макет “Дерева взаимоотношений”. На предложенную модель повесьте новогодние шарики (1 шарик -10%)
Интерпретация цветов:
Красный цвет - конфликтные взаимоотношения, авторитарный стиль общения учителей.
Желтый цвет - индифферентный тип взаимоотношений, неконтактная модель общения “Китайская стена”
Зеленый цвет - взаимоотношения диалога и сотрудничества
4.Сделайте выводы о полученных результатах. Постарайтесь дать краткое обоснование данного типа взаимодействия
Группа 4
Задание группы:
Провести анализ взаимодействия “Учитель-ученик” по технологии “Знаковый рисунок”.Сделайте выводы о полученных результатах. Постарайтесь дать краткое обоснование
Группа 5
Задание группы:
Провести анализ взаимодействия “Учитель-ученик” по технологии “Незаконченное предложение”
Прочитайте предложенные анкеты учащихся, обобщите их и сделайте выводы:
- когда складываются хорошие, сотруднические отношения у учащегося и учителя (по мнению учащихся)
- когда складываются плохие, конфликтные взаимоотношения.
Группа 6
Задание группы:
Эмоциональная поддержка – “мысли на заметку. А также отражение хода педсовета в виде газеты.
Просим вас по ходу педсовета провести анализ сказанного и сформулировать правила взаимоотношений, способствующих эффективности выработки отношений сотрудничества, как главного условия успешного и конструктивного взаимодействия педагогов и учащихся.
Формулировка правил может быть стихотворная , песенная и т.п. Проявите творчество и фантазию.
Сделайте выводы о полученных результатах. Постарайтесь дать краткое обоснование
V.Решение педсовета:
Педагогическому коллективу руководствоваться в своей деятельности разработанными правилами профессиональной деятельности педагога, работающего в школе без агрессии.
Администрации и педагогам школы взять за основу работу по типу сотрудничества и диалога.
Классным руководителям провести собрания родителей в любой форме для выяснения мнений родителей о причинах проявления агрессии учащихся, путях и способах её преодоления.
Продолжить работу по данной теме. Обсудить на круглых столах пути выхода из конкретных конфликтных ситуаций.
Приложение
1