Тема. Перетворення. Гомотетія
Мета уроку: підготуватися до контрольної роботи, повторити перетворення, гомотетія, розвивати прикладну спрямованість знань учнів, вміння знаходити додатковий матеріал з теми, цікавість до геометрії, виховувати колективізм, допомагати один одному при розв’язуванні задач, естетичну спрямовуванність.
Урок проходить у вигляд засідання клубу знавців математики: «Що? Де? Коли?»
Дві команди 9 – А і 9 - Б класів
Привітання команд з початком гри.
Геометрия - это наука точная в рассуждениях, безупречная в доказательствах, ясная в ответах, гармонично сочетающая в себе прозрачность мысли и красоту человеческого разума.
“Наука математика – царица всех наук”-
Сказал великий Гаусс, запомни это, друг!
Не станешь Пифагором ты, - послушай, не грусти –
Но знаньями своими сегодня ты блесни!
Оголосити склад журі
1 конкурс
Назва команд, девіз, емблема.
Оцінювання 12 балів критерії: наочність, інформаційність, акуратність
2 конкурс
У греков - натянутая тетива, а у нас? ( гіпотенуза)
Розминка
Питання 2 команді
3 конкурс
- Який геометричний термін утворився від латинського слова "отвесный"? (перпендикуляр)
Найти ошибки в рисунках.
4 конкурс
Яка математична одиниця вимірювання у перекладі з латинського означає "ступень, крок, степень"? (градус)
Інформаційний конкурс
5 конкурс
Конкурс капітанів
Участникам необходимо назвать фамилию данного ученого.
Вопросы:
1. Гаусс.
Его математические способности обнаружились достаточно рано. Доподлинно известна следующая история из его детства: на уроке математики (а тогда ему было только 7 лет) учитель предложил ребятам вычислить сумму натуральных чисел от 1 до 100. Как только учитель закончил писать задание, он дал ответ.
Этот ученый первым доказал, что правильный n-угольник можно построить циркулем и линейкой; он придавал этому открытию очень большое значение и завещал выгравировать правильный 17-угольник, вписанный в круг, на своём надгробном памятнике, что и было исполнено.
Он был жизнерадостным человеком, интересовался литературой, политикой. Экономикой. Хорошо знал ряд древних европейских языков, будучи иностранным членом Петербуржской академии наук вел переписку с коллегами на русском языке. Любил творчество Пушкина и других русских поэтов и писателей.
Его астрономические работы связаны с решением проблемы определения орбит малых планет и, как астроном, получил широкую известность после разработки метода вычисления эллиптических орбит планет по трём наблюдениям, успешно примененного им к первым открытым малым планетам Церера (1801) и Паллада (1802).
2. Лобачевский.
В возрасте 14-ти лет будущий ученый становится студентом университета и вскоре проявляет особенную склонность к изучению физико-математических наук, обнаруживая выдающиеся способности.
К тому времени уже более 2200 лет в мире господствовала единственная геометрия – геометрия Евклида, в основе которой лежит система аксиом. Многие ученые пытались доказать пятый постулат Евклидовой геометрии, но только этот ученый показал, что его нельзя доказать и если заменить его другим, не эквивалентным евклидову, то получится новая геометрия.
Был ректором университета. Изучал архитектуру и сам принимал участие в разработке зданий университета.
Свой последний научный труд – «ПАНГЕОМЕТРИЯ» он диктовал, будучи слепым.
3. Виет
По образованию – юрист. Он много занимался адвокатской деятельностью, был советником королей Георга третьего и Георга четвертого, но все свое свободное время отдавал занятиям математикой, астрономией. Ввел в алгебру буквенную символику. После его открытий стало возможным записывать правила с помощью формул. Он дал первое в Европе аналитическое (с помощью формулы) представления числа «п».
Испанские инквизиторы изобрели очень сложную тайнопись (шифр), которая все время изменялась и дополнялась. Благодаря этому шифру воинствующая и сильная в то время Испания могла свободно переписываться с противниками французского короля даже внутри Франции, и эта переписка оставалась неразгаданной. После бесплодных попыток найти ключ к шифру король (Henry IV) обратился к этому ученому. Рассказывают, что он, две недели подряд дни и ночи просидев за работой, все же нашел ключ к испанскому шифру. После этого неожиданно для испанцев Франция стала выигрывать одно сражение за другим. Испанцы долго недоумевали. Будучи уверенными, в невозможности разгадать способ тайнописи людьми, они обвинили Францию перед папой римским и инквизицией в кознях дьявола, а ученый был обвинен в союзе с дьяволом и приговорен к сожжению на костре. К счастью для науки, он не был выдан инквизиции.
4. Эратосфен.
Один из самых разносторонних ученых античности, энциклопедист. Родился в Африке, в Кирене. Учился в Александрии.
Особенно его прославили труды по астрономии, географии и математике, однако он успешно трудился и в области филологии, поэзии, музыки и философии, за что современники дали ему прозвище Пентатл, т.е. Многоборец. Другое его прозвище, Бета, т.е. «второй», по-видимому, также не содержит ничего уничижительного: им желали показать, что во всех науках он достигает не высшего, но превосходного результата.
Однако самым известным достижением этого ученого в области географии был изобретенный им способ измерения размеров Земли, изложению которого посвящен трактат «Об измерении Земли».
Он нашел способ определения какого угодно числа простых или первых чисел, который получил название « Решето ….».
5. Фалес
Он вошел в историю науки как философ и геометр, его называют первым из семи мудрецов. Этому ученому приписывают знаменитое изречение (наравне с Сократом): «Познай самого себя!» Он предсказал солнечное затмение 585 г. до н. э. Говорят, что именно он научил мореплавателей ориентироваться по звездам. В области математики с его именем связывают следующие достижения:
Установление равенства углов при основании равнобедренного треугольника
Открытие равенства вертикальных углов при пересечении двух прямых;
Обнаружение пропорциональности отрезков, образующихся на прямых, пересеченных несколькими параллельными прямыми;
Доказательство того, что диаметр делит круг пополам.
6. Пифагор
Музыка и математика – две основных страсти в жизни этого ученого. Он утверждал, что
« все есть число». Именно в музыке впервые была обнаружена, таинственная направляющая роль чисел в природе. Он обогатил музыку методами построения ее фундамента – музыкальной гаммы. Согласно преданию, этот ученый обнаружил, что приятные слуху созвучия – консонансы получаются лишь в том случае, когда длины струн, издающих эти звуки, относятся как целые числа первой четверки, т.е. 1:2, 2:3, 3:4. Но в геометрии он знаменит доказательством совсем другой теоремы.
7. Евклид.
древнегреческий математик, автор первого из дошедших до нас теоретических трактатов по математике.
Его главная работа «Начала» (в латинизированной форме – «Элементы») содержит изложение планиметрии, стереометрии и ряда вопросов теории чисел Его главная работа «Начала» (в латинизированной форме – «Элементы») содержит изложение планиметрии, стереометрии и ряда вопросов теории чисел; в ней он подвел итог предшествующему развитию греческой математики и создал фундамент дальнейшего развития математики.
6 конкурс
Як гласить давньокитайська мудрість, «…якщо задача не виходить, її слідує поцілувати та залишити у спокої». Перед вами задачі, які використовують для того, щоб оцінити здібності кандидатів до роботи, та ми маємо надію, що ви зможете розв’язати запропоновані вам задачі.
№ 1. Записати рівняння кола, симетричного колу(х-4)2+(у+3)2=11 відносно точки М(-4;2).
Ответ: (х+12)2+(у-7)2=11
№2. Записати рівняння прямої, яка симетрична прямій 2х-5у=-7 відносно точки К(-2;1).
Ответ: 2х-5у=-11
Вопросы болельщикам
1. Шофер-5, пешеход-7, а катастрофа-? (11букв).
2. В 1557 г. английский математик Рекорд изрек: «Нет ничего более ровного, чем две параллельные прямые». Какое изобретение принадлежит ему? (знак «=»).
3. Обычно из двух противоположных утверждений одно неверно. Вот пример: «Все простые числа четные» и «Все простые числа нечетные». Какое из них неверно? (оба неверны: 2единственное четное простое число, это необычный случай).
4. Какое минимальное количество зеркал надо разместить на стенах прямоугольной комнаты, чтобы человек, стоящий в центре комнаты, мог видеть свое отражение? (одно)
5. Капабланка-4, Фишер-6, Смыслов-6. Эйве-5, Таль-7, Карпов-5. Попробуйте объяснить происхождение цифр напротив фамилий известных шахматистов. (Цифры обозначают возраст, в котором они начали заниматься шахматами).
6. Древнеегипетская задача: количество и его четвертая часть дают нам вместе 15. Назовите количество. (12).
7. Два велосипедиста одновременно выехали навстречу друг другу первый из пункта A со скоростью 20 км/ч, второй из B со скоростью 15 км/ч. Который из велосипедистов будет ближе к A в момент встречи их? (Велосипедисты встретятся на одном и том же расстоянии от А).
8. Три курицы за три дня снесут три яйца. Сколько яиц снесут 6 куриц за 6 дней? (12 яиц).
9.Чему равно произведение последовательных целых чисел, - начинающихся числом -5 и оканчивающихся числом 5? (0).
10. В одной семье два отца и два сына. Сколько это человек? (трое).
11. Когда нельзя сокращать сократимую обыкновенную дробь? (Иногда обыкновенной дробью выражают нумерацию углового дома квартала (числитель-номер этого дома по одной улице, знаменатель-номер его по другой улице)).
В шутку и всерьез
Аксиома - Будут требовать доказательства уйду в теорему.
Биссектриса - Всю жизнь приходится делить пополам.
Высота - Все дело в основании.
Гипотенуза - Ну и что с того, что я длинней катетов-то все равно больше.
Знак умножения - Нас иногда путают со знаком сложения, но ведь мы на все смотрим под своим углом.
Квадрат - Я за равенство.
Константа - Не могу поступиться принципом.
Периметр - Приходиться держать площадь в рамках.
Погрешность - Все могу простить, кроме ошибки.
Пирамида - Могу похвастаться родословной. Ещё в Древнем Египте...
Развернутый угол - Прямые считают меня углом, а углы - прямой линией.
Теорема - Все время приходится кому-то доказывать.
Уравнение - Мое дело приравнять, а там ...
7 конкурс
Домашнє завдання: « Презентации на тему движение в природе и технике»
Підведення підсумків, нагородження.
Бажаємо всім успіхів і вдачі!
Всім дякуємо за гру!