Этап трансформации
|
Содержание деятельности
|
Информационно-накопительный
|
-
Изучение актуальности проблемы социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ в конкретной образовательной организации.
-
Мониторинг групп детей с ограниченными возможностями здоровья как адресатов инклюзивного образования.
-
Изучение нормативно-правовой базы инклюзивного образования в соответствии с Законодательством ДНР
( Электронные ресурсы [Режим доступа]:
-
Изучение передового педагогического опыта в пределах Республики, а также мирового опыта организации инклюзивного образования в общеобразовательной школе
-
Изучение возможности участия в международных и республиканских проектах в рамках эффективной организации инклюзивного образования в общеобразовательной организации
-
Просветительская работа среди педагогов, родителей, детей в рамках инклюзивного образования (тематические встречи, лектории, квесты, вебинары).
|
Результат деятельности на данном этапе
|
Создание банка данных о семьях, нуждающихся в психолого-педагогической поддержке. Формирование культуры в сфере инклюзивного образования. Преодоление психологических барьеров, формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.
|
Подготовительно-организационный
|
-
Создание ПМПК образовательной организации.
-
Создание творческой группы управленцев по разработке локальных нормативных документов и положений в рамках инклюзивного образования, адаптивных программ и траекторий развития каждого ребёнка с ОВЗ.
-
Набор штата специалистов необходимых для организации эффективного процесса трансформации школы в инклюзивное образовательное пространство.
-
Корректировка плана курсовой переподготовки с учётом необходимости комплектования кадрами инклюзивной школы.
-
Организация дистанционного образования, участия в семинарах, тренингах, диспутах, вебинарах, коллегиумах в рамках инклюзивного образования.
-
Формирование рабочей группы, которые будут ответственные за привлечение спонсорской поддержки при «архитектурной» трансформации школы.
-
Определение состава участников УВП в рамках инклюзивного образования.
|
Результат деятельности на данном этапе
|
Выявление потенциальных партнеров школы в плане организации инклюзивного образования. Заключение соглашений о сотрудничестве
Повышение педагогической компетентности и ответственности родителей. Рост профессионального мастерства педагогов. Расширение образовательного пространства школы.
|
Организационно-деятельный
|
-
Разработка положений и рабочих программ, должностных инструкций для участников УВП в рамках инклюзивного образовательного пространства, формирование пакета диагностических методик, модели образовательной программы для инклюзивных классов.
-
Проведение тематических родительских собраний.
-
Заключение договоров с родителями.
-
Согласование с родителями направлений деятельности, содержания и форм сотрудничества, в рамках инклюзивного образовательного пространства.
-
Анкетирование родителей.
-
«Архитектурная» подготовка здания и помещений для эффективной трансформации в инклюзивную образовательную организацию.
|
Результат деятельности на данном этапе
|
Определение типа интеграции, модели инклюзивного образования в данной образовательной организации.
|
Основной
|
-
Построение инклюзивного образовательного процесса в соответствии с типом необходимой интеграции (социальной, функциональной, обратной, спонтанной или неконтролируемой) и моделью инклюзивного образования ( постоянная полная, постоянная неполная, постоянная частичная, систематическая временная, эпизодическая).
-
Диагностики индивидуальных особенностей развития детей инклюзивных классов.
-
Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов детей, составление Индивидуальных образовательных маршрутов и Индивидуальных образовательных планов.
-
Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей учащихся.
-
Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивного класса.
-
Оценка эффективности инклюзивного образовательного процесса.
-
Рациональная организация учебного процесса: соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки учащихся в инклюзивном образовательном пространстве; активное внедрение в процесс обучения и воспитания здоровьесберегающих технологий: метод проектов, групповые и игровые методы обучения; личностно – ориентированный подход к обучению; проведение оценки степени трудности новых учебных программ и методов обучения с целью адаптации их к функциональным возможностям учащихся инклюзивных классов.
-
Психологическая поддержка учащихся: создание комфортного психологического климата в инклюзивном образовательном пространстве; психологическое сопровождение учащихся инклюзивных классов; индивидуальные консультации учащихся и их родителей; психологические тренинги для учащихся; проведение психологического мониторинга;
-
Физкультурно–оздоровительная работа: полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья; организация динамических пауз и часов, физкультминуток и тренингов на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке детей; совершенствование методики проведения сюжетных игр и физкультминуток; дыхательная гимнастика, сказкотерапия, музыкальная терапия и др.
-
Медицинское сопровождение: профилактические медицинские осмотры учащихся и вакцинация; контроль организации питания учащихся.
-
Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями: повышение квалификации педагогов по проблемам инклюзивного образования, повышение уровня знаний родителей по проблеме, привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению мероприятий в инклюзивных классах Использование наглядной агитации: выпуск газет, буклетов, социальной рекламы.
-
Научно – методическая работа: обеспечение научно – методической литературой по проблемам инклюзивного образования; контроль за недопустимостью использования в отношении учащихся и учителей непроверенных оздоровительных систем и методов.
-
Профилактическая работа: руководитель проекта, рассаживание учащихся в классах с учётом дефектов зрения; физкультминутки для зрения, использование сенсорных кругов; гигиеническое нормирование учебного процесса: освещение, размеры учебной мебели, вентиляции учебных помещений, полиграфические параметры учебников и т.д.; использование элементов методики доктора В.Ф. Базарного; создание электронных тренажеров для глаз.
-
Выпуск и распространение информационно-методических материалов по проблеме инклюзивного образования
-
Разработка индивидуальных здоровьесберегающих программ.
|
Результат деятельности на данном этапе
|
Устойчивое продвижение детей в развитии. Увеличение доли детей, которым созданы условия для получения качественного образования и интеграции в условиях инклюзии. Совершенствование психолого-педагогической и медико-социальной помощи с применением современного коррекционно-развивающего, лечебно-оздоровительного, психодиагностического оборудования. Расширение социальных связей организации, увеличение количества партнеров по реализации модели инклюзивного образования. Увеличение количества специалистов, прошедших повышение квалификации по инклюзивному образованию.
|
Контрольно-диагностический
|
-
Эффективность работы в рамках проекта будет оцениваться по следующим критериям:
-
реализация индивидуального подхода к детям;
-
обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка;
-
активное включение в образовательный процесс всех его участников;
-
междисциплинарный подход;
-
вариативность образовательного и воспитательного процесса;
-
взаимодействие с семьей;
-
динамическое развитие образовательной организации.
-
Критерии эффективности трансформации в инклюзивную образовательную организацию в соответствии с принципами инклюзии:
-
реализация индивидуально го подхода к детям;
-
обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка;
-
активное включение в образовательный процесс всех его участников;
-
междисциплинарный подход;
-
вариативность в организации процессов обучения и воспитания;
-
партнерское взаимодействие с семьей;
-
динамическое развитие образовательной модели инклюзивного пространства школы.
|
Результат деятельности на данном этапе
|
Модель инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы, доступность качественного образования, независимо от характера нарушений в развитии по месту жительства; социокультурная адаптация через формирование академических и жизненных компетенций. Выстроенная модель обеспечит детям, с ограниченными возможностями здоровья, желаемые и соответствующие их реальным возможностям уровень и профиль образования.
|
Ожидаемые результаты реализации плана трансформации школы в инклюзивную образовательную организацию
|
Выход детей из состояния изолированности от общества.
Реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями.
Получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями.
Реализация себя в обществе.
Повышение качества жизни.
Улучшение социально-экономического положения семей, воспитывающих детей с ОВЗ.
|
Критерии
|
Показатели
|
Индикаторы
|
Реализация индивидуально го подхода к детям
|
Составление индивидуального учебного плана с учетом данных диагностики
|
Наличие индивидуальных учебных планов с оценкой хода их выполнения
|
Обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка
|
Организация развиваю- щей среды, наличие в режиме дня времени и форм для самостоятельной активности ребенка, обе- спеченной наблюдающей позицией взрослого
|
Планирование времени в режиме дня для самостоятельной активности детей. Методические рекомендации по психолого - педагогической помощи детям с разными образовательными потребностями.
|
Активное включение в образовательный процесс всех его участников
|
Командные формы выработки и принятия организационных решений: междисциплинарные команды, собрания, командные тренинги, координационный совет, проектные группы, родительские комитеты, пожелания детей
|
Функционирование в школе разнообразных командных форм работы
|
Междисциплинарный подход
|
Междисциплинарное проведение и обсуждение диагностики, составления и реализации ИОП
|
Наличие специалистов. Циклограмма проведения междисциплинарных консилиумов, формы фиксации результатов обследования и рекомендаций.
|
Вариативность в организации процессов обучения и воспитания
|
Вариативные образовательные программы, приемы, методы образования, вариативная образовательная среда
|
Квалификация специалистов – наличие образования по разным методам работы, в том числе и с детьми с ОВЗ, методических, дидактических пособий, обеспечивающих образовательный процесс
|
Партнерское взаимодействие с семьей
|
Организация партнерских форм взаимодействия с семьей, участие родите- лей в жизни школы, консультации родителей по волнующим их вопросам
|
Наличие договора с родителями с приложением о конкретной программе действий.
|
Динамическое развитие образовательной модели инклюзивного пространства школы
|
Выстраивание образовательного процесса в соответствии с потребностями детского контингента, изменение образовательных условий в связи с диагностикой образовательных потребностей
|
Соответствие качественного состава контингента детей, штатного расписания, методической базы и предметно-развивающей среды. Применение новых технологий в соответствии с выявленными потребностями детей
|