Перегляд файлу

План трансформации школы в инклюзивное образовательное учреждение

Этап трансформации

Содержание деятельности

Информационно-накопительный

  1.   Изучение актуальности проблемы социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ в конкретной образовательной организации.
  2.   Мониторинг групп детей с ограниченными возможностями здоровья как адресатов инклюзивного образования.
  3.   Изучение нормативно-правовой базы инклюзивного образования в соответствии с Законодательством ДНР

( Электронные ресурсы [Режим доступа]:

  1.   Изучение передового педагогического опыта в пределах Республики, а также мирового опыта организации инклюзивного образования в общеобразовательной школе
  2.   Изучение возможности участия в международных и республиканских проектах в рамках эффективной организации инклюзивного образования в общеобразовательной организации
  3.   Просветительская работа среди педагогов, родителей, детей в рамках инклюзивного образования (тематические встречи, лектории, квесты, вебинары).

Результат деятельности на данном этапе

Создание банка данных о семьях, нуждающихся в психолого-педагогической поддержке. Формирование культуры в сфере инклюзивного образования. Преодоление психологических барьеров, формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.    

Подготовительно-организационный

  1. Создание ПМПК образовательной организации.
  2. Создание творческой группы управленцев по разработке локальных нормативных документов и положений в рамках инклюзивного образования, адаптивных программ и траекторий развития каждого ребёнка с ОВЗ.
  3. Набор штата специалистов необходимых для организации эффективного процесса трансформации школы в инклюзивное образовательное пространство.
  4. Корректировка плана курсовой переподготовки с учётом необходимости комплектования кадрами инклюзивной школы.
  5. Организация дистанционного образования, участия в семинарах, тренингах, диспутах, вебинарах, коллегиумах  в рамках инклюзивного образования.
  6. Формирование рабочей группы, которые будут ответственные за  привлечение спонсорской поддержки при «архитектурной» трансформации школы.
  7. Определение состава участников УВП в рамках инклюзивного образования.

Результат деятельности на данном этапе

Выявление потенциальных партнеров школы в плане организации инклюзивного образования. Заключение соглашений о сотрудничестве

Повышение педагогической компетентности и ответственности родителей. Рост профессионального мастерства педагогов. Расширение образовательного пространства школы.

Организационно-деятельный

  1. Разработка положений и рабочих программ, должностных инструкций для участников УВП в рамках инклюзивного образовательного пространства, формирование пакета диагностических методик, модели образовательной программы для инклюзивных классов.
  2. Проведение тематических родительских собраний.
  3. Заключение договоров с родителями.
  4. Согласование с родителями направлений деятельности, содержания и форм сотрудничества, в рамках инклюзивного образовательного пространства.
  5. Анкетирование родителей.
  6. «Архитектурная» подготовка здания и помещений для эффективной трансформации в инклюзивную образовательную организацию.

Результат деятельности на данном этапе

Определение типа интеграции, модели инклюзивного образования в данной образовательной организации.

Основной

  1. Построение инклюзивного образовательного процесса в соответствии с  типом необходимой интеграции (социальной, функциональной, обратной, спонтанной или неконтролируемой) и моделью инклюзивного образования ( постоянная полная, постоянная неполная, постоянная частичная, систематическая временная, эпизодическая).
  2.  Диагностики индивидуальных особенностей развития детей инклюзивных классов.
  3. Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов детей, составление Индивидуальных образовательных маршрутов и Индивидуальных образовательных планов.
  4. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей учащихся.
  5. Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивного класса.
  6. Оценка эффективности инклюзивного образовательного процесса.
  7. Рациональная организация учебного процесса: соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки учащихся в инклюзивном образовательном пространстве; активное внедрение в процесс обучения и воспитания здоровьесберегающих технологий: метод проектов, групповые и игровые методы обучения; личностно – ориентированный подход к обучению; проведение оценки степени трудности новых учебных программ и методов обучения с целью адаптации их к функциональным возможностям учащихся инклюзивных классов.
  8. Психологическая поддержка учащихся: создание комфортного психологического климата в инклюзивном образовательном пространстве; психологическое сопровождение учащихся инклюзивных классов; индивидуальные консультации учащихся и их родителей; психологические тренинги для учащихся; проведение психологического мониторинга;
  9. Физкультурно–оздоровительная работа: полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья; организация динамических пауз и часов, физкультминуток и тренингов на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке детей; совершенствование методики проведения сюжетных игр и физкультминуток; дыхательная гимнастика, сказкотерапия, музыкальная терапия и др.
  10. Медицинское сопровождение: профилактические медицинские осмотры учащихся и вакцинация; контроль организации питания учащихся.
  11. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями: повышение квалификации педагогов по проблемам инклюзивного образования, повышение уровня знаний родителей по проблеме, привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению мероприятий в инклюзивных классах Использование наглядной агитации: выпуск газет, буклетов, социальной рекламы.
  12. Научно – методическая работа: обеспечение научно – методической литературой по проблемам инклюзивного образования; контроль за недопустимостью использования в отношении учащихся и учителей непроверенных оздоровительных систем и методов.
  13. Профилактическая работа: руководитель проекта, рассаживание учащихся в классах с учётом дефектов зрения; физкультминутки для зрения, использование сенсорных кругов; гигиеническое нормирование учебного процесса: освещение, размеры учебной мебели, вентиляции учебных помещений, полиграфические параметры учебников и т.д.; использование элементов методики доктора В.Ф. Базарного; создание электронных тренажеров для глаз.
  14. Выпуск и распространение информационно-методических материалов по проблеме инклюзивного образования
  15. Разработка индивидуальных здоровьесберегающих программ.

Результат деятельности на данном этапе

Устойчивое продвижение детей в развитии. Увеличение доли детей, которым созданы условия для получения качественного образования и интеграции в условиях инклюзии. Совершенствование психолого-педагогической и медико-социальной помощи с применением современного коррекционно-развивающего, лечебно-оздоровительного, психодиагностического оборудования. Расширение социальных связей организации, увеличение количества партнеров по реализации модели инклюзивного образования. Увеличение количества специалистов, прошедших повышение квалификации по инклюзивному образованию.

Контрольно-диагностический

  1. Эффективность работы в рамках проекта будет оцениваться по следующим критериям:
    • реализация индивидуального подхода к детям;
    •  обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка;
    • активное включение в образовательный процесс всех его участников;
    • междисциплинарный подход;
    • вариативность образовательного и воспитательного процесса;
    • взаимодействие с семьей;
    • динамическое развитие образовательной организации.

 

  1. Критерии эффективности трансформации в инклюзивную образовательную организацию в соответствии с принципами инклюзии:
  • реализация индивидуально го подхода к детям;
  • обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка;
  • активное включение в образовательный процесс всех его участников;
  • междисциплинарный подход;
  • вариативность в организации процессов обучения и воспитания;
  • партнерское взаимодействие с семьей;
  • динамическое развитие образовательной модели инклюзивного пространства школы.

Результат деятельности на данном этапе

Модель инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы, доступность качественного образования, независимо от характера нарушений в развитии по месту жительства; социокультурная адаптация через формирование академических и жизненных компетенций. Выстроенная модель обеспечит детям, с ограниченными возможностями здоровья, желаемые и соответствующие их реальным возможностям уровень и профиль образования.

Ожидаемые результаты реализации плана трансформации школы в инклюзивную образовательную организацию

 

Выход детей из состояния изолированности от общества.

Реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями.

Получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями.

Реализация себя в обществе.

Повышение качества жизни.

Улучшение социально-экономического положения семей, воспитывающих детей с ОВЗ.

 


Критерии эффективности инклюзивного образовательного процесса в соответствии с принципами инклюзии

Критерии

Показатели

Индикаторы

Реализация индивидуально го подхода к детям

Составление индивидуального учебного плана с учетом данных диагностики

Наличие индивидуальных учебных планов с оценкой хода их выполнения

Обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка

Организация развиваю- щей среды, наличие в режиме дня времени и форм для самостоятельной активности ребенка, обе- спеченной наблюдающей позицией взрослого

Планирование времени в режиме дня для самостоятельной активности детей. Методические рекомендации по психолого - педагогической помощи детям с разными образовательными потребностями.

Активное включение в образовательный процесс всех его участников

Командные формы выработки и принятия организационных решений: междисциплинарные команды, собрания, командные тренинги, координационный совет, проектные группы, родительские комитеты, пожелания детей

Функционирование в школе разнообразных командных форм работы

Междисциплинарный подход

Междисциплинарное проведение и обсуждение диагностики, составления и реализации ИОП

Наличие специалистов. Циклограмма проведения междисциплинарных консилиумов, формы фиксации результатов обследования и рекомендаций.

Вариативность в организации процессов обучения и воспитания

Вариативные образовательные программы, приемы, методы образования, вариативная образовательная среда

Квалификация специалистов – наличие образования по разным методам работы, в том числе и с детьми с ОВЗ, методических, дидактических пособий, обеспечивающих образовательный процесс

Партнерское взаимодействие с семьей

Организация партнерских форм взаимодействия с семьей, участие родите- лей в жизни школы, консультации родителей по волнующим их вопросам

Наличие договора с родителями с приложением о конкретной программе действий.

Динамическое развитие образовательной модели инклюзивного пространства школы

Выстраивание образовательного процесса в соответствии с потребностями детского контингента, изменение образовательных условий в связи с диагностикой образовательных потребностей

Соответствие качественного состава контингента детей, штатного расписания, методической базы и предметно-развивающей среды. Применение новых технологий в соответствии с выявленными потребностями детей

 

docx
Пов’язані теми
Додано
13 листопада 2019
Переглядів
406
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку