План трансформации школы в инклюзивное образовательное учреждение
Этап трансформации |
Содержание деятельности |
Информационно-накопительный |
( Электронные ресурсы [Режим доступа]:
|
Результат деятельности на данном этапе |
Создание банка данных о семьях, нуждающихся в психолого-педагогической поддержке. Формирование культуры в сфере инклюзивного образования. Преодоление психологических барьеров, формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ. |
Подготовительно-организационный |
|
Результат деятельности на данном этапе |
Выявление потенциальных партнеров школы в плане организации инклюзивного образования. Заключение соглашений о сотрудничестве Повышение педагогической компетентности и ответственности родителей. Рост профессионального мастерства педагогов. Расширение образовательного пространства школы. |
Организационно-деятельный |
|
Результат деятельности на данном этапе |
Определение типа интеграции, модели инклюзивного образования в данной образовательной организации. |
Основной |
|
Результат деятельности на данном этапе |
Устойчивое продвижение детей в развитии. Увеличение доли детей, которым созданы условия для получения качественного образования и интеграции в условиях инклюзии. Совершенствование психолого-педагогической и медико-социальной помощи с применением современного коррекционно-развивающего, лечебно-оздоровительного, психодиагностического оборудования. Расширение социальных связей организации, увеличение количества партнеров по реализации модели инклюзивного образования. Увеличение количества специалистов, прошедших повышение квалификации по инклюзивному образованию. |
Контрольно-диагностический |
|
Результат деятельности на данном этапе |
Модель инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы, доступность качественного образования, независимо от характера нарушений в развитии по месту жительства; социокультурная адаптация через формирование академических и жизненных компетенций. Выстроенная модель обеспечит детям, с ограниченными возможностями здоровья, желаемые и соответствующие их реальным возможностям уровень и профиль образования. |
Ожидаемые результаты реализации плана трансформации школы в инклюзивную образовательную организацию
|
Выход детей из состояния изолированности от общества. Реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями. Получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями. Реализация себя в обществе. Повышение качества жизни. Улучшение социально-экономического положения семей, воспитывающих детей с ОВЗ. |
Критерии эффективности инклюзивного образовательного процесса в соответствии с принципами инклюзии
Критерии |
Показатели |
Индикаторы |
Реализация индивидуально го подхода к детям |
Составление индивидуального учебного плана с учетом данных диагностики |
Наличие индивидуальных учебных планов с оценкой хода их выполнения |
Обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка |
Организация развиваю- щей среды, наличие в режиме дня времени и форм для самостоятельной активности ребенка, обе- спеченной наблюдающей позицией взрослого |
Планирование времени в режиме дня для самостоятельной активности детей. Методические рекомендации по психолого - педагогической помощи детям с разными образовательными потребностями. |
Активное включение в образовательный процесс всех его участников |
Командные формы выработки и принятия организационных решений: междисциплинарные команды, собрания, командные тренинги, координационный совет, проектные группы, родительские комитеты, пожелания детей |
Функционирование в школе разнообразных командных форм работы |
Междисциплинарный подход |
Междисциплинарное проведение и обсуждение диагностики, составления и реализации ИОП |
Наличие специалистов. Циклограмма проведения междисциплинарных консилиумов, формы фиксации результатов обследования и рекомендаций. |
Вариативность в организации процессов обучения и воспитания |
Вариативные образовательные программы, приемы, методы образования, вариативная образовательная среда |
Квалификация специалистов – наличие образования по разным методам работы, в том числе и с детьми с ОВЗ, методических, дидактических пособий, обеспечивающих образовательный процесс |
Партнерское взаимодействие с семьей |
Организация партнерских форм взаимодействия с семьей, участие родите- лей в жизни школы, консультации родителей по волнующим их вопросам |
Наличие договора с родителями с приложением о конкретной программе действий. |
Динамическое развитие образовательной модели инклюзивного пространства школы |
Выстраивание образовательного процесса в соответствии с потребностями детского контингента, изменение образовательных условий в связи с диагностикой образовательных потребностей |
Соответствие качественного состава контингента детей, штатного расписания, методической базы и предметно-развивающей среды. Применение новых технологий в соответствии с выявленными потребностями детей |