12 серпня о 18:00Вебінар: Краще раз побачити: універсальні інтернет-ресурси для унаочнення навчального матеріалу

Позааудиторний захід "Імідж педагога"

Про матеріал
Цель: ознакомить студентов с понятием имиджа, в частности имиджа педагога. Составляющими и путями формирования имиджа учителя.
Перегляд файлу

Открытое занятие на тему: «Имидж педагога»

Цель: ознакомить студентов с понятием имиджа, в частности имиджа педагога. Составляющими и путями формирования имиджа учителя.

 

Готовясь к занятию, наша творческая группа использовала публикации, книги по психологии, информацию из Интернета, также мы со студентами второго курса провели собственные исследования среди учащихся, которые являются непосредственными участниками нашей работы, субъектами нашей учебно-воспитательной деятельности.

Учащимся начальных классов, а также ученикам 9, 10, 11 классов было задано 7 вопросов. (СЛАЙД 2)

На что вы обращаете внимание при первой встрече с учителем?

Какие качества учителя (как преподавателя) вы цените больше всего?

Важно ли для вас как выглядит учитель?

Считаете ли вы, что учитель должен одеваться по последней моде?

Важны ли для вас личные качества учителя?

Как вы считаете, влияет ли имидж учителя на ваше отношение к предмету?

Что можно, а что нельзя надевать учителю?

Результаты мы узнаем позже. Итак.

Что такое имидж? Варианты ответов

 (СЛАЙД 3)

Ст. 1. Имидж – (от английского image – образ, облик, изображение). Определенный образ личности или вещи, создаваемый средствами массовой информации, литературы или самим человеком. Так дано определение этого понятия в школьном словаре иностранных слов.

Имидж – образ, система внешних характеристик человека, которая создает или подчеркивает неповторимое своеобразие личности. И всегда отражает индивидуальность, являясь ее внешней, обращенной на других людей, стороной.

Элементы имиджа приобретают значение символов данной личности, их значимость не ограничивается лишь отражением внешности. А становится неотъемлемой частью характера и индивидуальности человека, формирует отношение к нему других людей. От имиджа человека в значительной степени зависит то, как он будет воспринят другими. (СЛАЙД 4)

Профессия педагог – особенная. Учителя – это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся родители, ученики, коллеги. Однако многие убеждены, что педагогические ВУЗы должны прежде всего готовить специалиста, владеющего определенным набором знаний, умений, технологий, а человековедческим дисциплинам отводится второстепенная роль. Такое положение вещей приводит к тому, что молодой педагог не может работать с людьми, в том числе с учениками. (СЛАЙД 5)

В зарубежной практике не существует каких-либо сомнений в обязательности имиджа делового человека, который рассматривается как составная часть культуры делового общения.

Имидж своеобразный человеческий инструментарий, помогающий выстраивать отношения с окружающими.

 

 

 

 

 

На что вы обращаете внимание при первой встрече с преподавателем?

Предлагаем вашему вниманию результаты ответов на первый вопрос (внимание на СЛАЙД 6).

Ст. 2. (СЛАЙД 7) Имидж – загадочное красивое слово – появилось в нашем языке в конце 80-х годов. В переводе с французского и английского языков, как было уже сказано выше, оно означает “образ”. Причем под “образом” нужно понимать не только визуальный зрительный образ, но и образ мышления, действий, поступков. Это умение общаться, искусство говорить и, особенно, слушать. Правильно выбранный тон разговора, тембр голоса, изящество движений во многом определяет тот образ, в котором мы предстаем перед учениками и коллегами. Вместе с тактом, образованием, деловыми качествами наша внешность является продолжением наших достоинств, либо еще одной отрицательной чертой, мешающей жизни, карьере.

Американский психолог Миллер отобрал фотографии “красивых”, “обыкновенных” и “некрасивых” людей. Затем показал эти фотографии взрослым людям и попросил их высказаться о внутреннем мире изображенных. Люди оценили “красивых” как более уверенных, счастливых, уравновешенных, энергичных и более богатых духовно, чем других. Психологи называют это “эффектом ореола”. (СЛАЙД 8)

И учитель просто обязан использовать его в своей работе, каждый педагог просто обязан быть красивым. Конечно, успешная самоподача требует усилий по поддержанию созданного впечатления. Первым шагом на пути к созданию “эффекта ореола”, можно считать работу над собственным имиджем. Визуальная привлекательность – первостепенная составная имиджа педагога. Здесь значение имеет и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выполненный макияж, и модная стрижка или укладка. (СЛАЙД 9)

95% учащихся сказали, что для них важны личные качества учителя, некоторые даже подчеркнули, что ОЧЕНЬ важны.

 

Какие же качества учителя ценятся прежде всего? Варианты

(СЛАЙД 10)

На вопрос о влиянии имиджа учителя на отношение к предмету ответы учащихся разделились 50 на 50.

 

Кто же создает имидж? Варианты (СЛАЙД 11)

Во-первых, сам человек, который придумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе представить. Во-вторых, имиджмейкеры-профессионалы, занимающиеся созданием имиджа для известных лиц: политиков, государственных деятелей, артистов и т. п. В-третьих, большую роль в создании имиджа играют средства массовой информации – печать, радио, телевидение. В-четвертых, его создают и окружающие люди – друзья, родные, сотрудники.

 

Ст. 3. Как показывает опыт работы психологов, из всего огромного количества материала по созданию имиджа люди берут все то, что использовать легче всего: улыбаться всем и везде, демонстрировать искренность и внимание, следить за обувью и прической, и – о, чудо! – вы успешны и привлекательны, все просто счастливы иметь с вами дело. Однако люди на удивление быстро раскусывают все ваши “хитрости”. Можно изображать искренность сколько угодно, но фальшь рано или поздно будет обнаружена “невидимыми чувствительными волосками”, как говорил Шерлок Холмс. Психологи ни в коей мере не против того, чтобы люди следили за своим внешним видом и манерами, но имидж – это всегда единство внутреннего и внешнего. “Какой бы имидж вы ни старались явить миру, от должен быть прежде всего отражением вашей внутренней сути и прочно базироваться на ней. ”

Имидж, не подкрепляющийся постоянно реальными крупными делами, тает подчас, как снег на весеннем солнышке. Для профессионала очень важен эффективный взаимовыгодный контакт с окружающим миром, поэтому определяющей частью его имиджа являются: (СЛАЙД 12)

Высокая самооценка и уверенность в себе

Вера в доброжелательность Вселенной и вера в доброго человека

Социальная и личная ответственность (“я – причина всего положительного и отрицательного в моей жизни”)

Желание меняться и умение рисковать при здоровом чувстве самосохранения.

Измените свою жизненную установку (если она не способствует успеху), измените свой имидж – и вас ждет успех!

Формирование личного обаяния сопровождается огромной работой над собой, но приносит хорошие плоды: формирует позитивные установки по отношению к вам у окружающих, делает общение с вами приятным и комфортным. Помните поговорку: “Встречают по одежке, провожают по уму”? Для многих людей информация, полученная от зрительного образа, является единственным “банком данных” о человеке, и на этом основании они выстаивают свои отношения с другими людьми. И, чем точнее создан ваш образ, тем легче людям общаться с вами, и тем меньше сил потребуется, чтобы найти общий язык с вашими учениками.

 

А сейчас вам предлагается ТЕСТ. (СЛАЙД 13-15)

Теперь вы знаете, над чем вам надо работать. А мы хотим вам дать несколько советов.

Как одеться? (СЛАЙД 16)

На вопрос: «Важно ли для вас как выглядит учитель?» 68% ответили, что да, 25% - нет, а 7% все равно.

С социальным статусом, кроме цены, связан и силуэт одежды. (СЛАЙД 17) Многие люди называют одежду высокого статуса “строгой”, “официальной”. (Высокостатусным считается силуэт приближенный к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами, а низкостатусным – приближающийся к шару. (СЛАЙД 18). С высоким статусом не совместим пиджак типа реглан, свитер, особенно пушистый, мягкие брюки или джинсы без стрелок и т. д.)

Также важен цвет одежды. (СЛАЙД 19) Признаком высокого статуса всегда была черно-белая гамма. Чем ярче и насыщенней цвет одежды, тем ниже предполагаемый статус.

Надо сказать, что все факторы действуют только в сочетании.

В одежде учителя должен отражаться его высокий статус, так как между учениками и учителем должна возникать определенная дистанция. (СЛАЙД 20)

Должен ли учитель одеваться по последней моде?  Варианты

Только 20% учащихся считает, что «да», остальные написали, что учитель должен одеваться согласно возрасту, комплекции и фигуре.

Разумно сочетая требования моды со своим внешним видом, следует соблюдать такое правило: быть одетым слишком модно – признак дурного вкуса, отставать же от моды недопустимо, т. е. надо одеваться по моде, но так, чтобы это не бросалось в глаза. Хороший вкус – это когда в костюме ничего нельзя отнять, а не прибавить. (СЛАЙД 21)

Нужна ли форма учителям? В старших классах 90% учеников ответило, что «нет». А вот в начальных классах 68% считает, что учителя должны  носить спецодежду, потому что

«… должны быть красивыми»

«… чтобы их можно было отличить от других людей»

«… чтобы все были одинаковыми»

А что можно или нельзя надевать и какого цвета? Тут мнения совпали. (СЛАЙД 22)

ДЕФИЛЕ

Ст. 4. (СЛАЙД 23) Важной частью имиджа педагога является и то, в какой мере ему присуще красноречие. Общаясь с учениками, учитель не должен забывать и о тоне, которым он разговаривает с другими людьми. От этого зависит не только эмоциональное состояние учеников, но и их работоспособность.

Многозвучным и разным должен быть и наш голос. Типичные ошибки начинающих учителей – слишком тихий (тогда ученики не слышат, переспрашивают друг друга, шумят, отвлекаются в конце концов) или слишком громкий голос (очень утомляет и раздражает такой голос, особенно учащихся со слабой нервной системой, повышенной чувствительностью). (СЛАЙД 24)

Однотонный (постоянно высокий или постоянно низкий) голос не позволяет начинающему учителю создавать ритм своей речи (т. е. повышение и понижение громкости и длительности звуков), страдает и мелодика речи. Трудно становится улавливать окраску звука говорящего – тембр, изменение частей фраз, родственных по смыслу фраз, их согласование и объединение (гармонию речи).

А ведь при бедной мелодике речь бессмысленна, при бедном ритме речь бесчувственна, ибо мелодика есть музыкальное начало мысли, ритм - музыкальное начало энергии, тембр – музыкальное начало чувств. Чем ярче выявляются эти элементы, тем речь становится более музыкальной, более художественной, более выразительной и интересной. (СЛАЙД 25)

Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, что не интересен как личность. А без интереса к личности нет интереса к предмету (так считают психологи). Другое дело, что в последующем интерес к личности учителя угасает, а разгорается интерес к предмету. Интерес к личности учителя, таким образом – средство активизации интереса к предмету. Именно ученики дают энергию жизни учителю, а учитель дарит открытие “новых горизонтов”. Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, собственный имидж. Секрет успеха вашего профессионального имиджа напрямую будет зависеть от того, насколько вам удастся создать облик, соответствующий ожиданиям других людей.

 

Иногда бывает, что все элементы мощного имиджа на месте, но он все равно не работает. Вам может не хватать самого важного аспекта вашего личного успеха – привлекательности в глазах окружающих. Помните, привлекательные люди

часто и охотно улыбаются;

обладают хорошим чувством юмора;

естественно себя ведут;

веселы;

часто и охотно говорят комплименты;

знакомы с этикетом и следуют ему;

уверены в себе;

умеют посмеяться над собой;

быстро вызывают человека на разговор о нем самом;

осознают свои ограниченные возможности и то, что у них нет ответов на все вопросы;

дружелюбны, с ними легко в общении.

 

 

 

 

Литература:

М. В. Зюзько. Психологические консультации для начинающего учителя. Москва, “Просвещение”, 1995 г.

Удовенко М. На уроке и после звонка. Газета “Школьный психолог”, №7, 2006 г.

Степанов М. Творческая личность нашего времени. Газета “Школьный психолог”, №31, 2004 г.

Руководство “Виды одежды. Когда и как одеваться”. Москва, ассоциация “Книга”, 1992 г

doc
Додано
30 вересня 2019
Переглядів
132
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку