Тема: «Земля наш общий дом».
Цели и задачи: Способствовать воспитанию у детей любви и уважения к родному краю, природе; развитию интереса к проблемам экологии; способствовать воспитанию гармонически развитой личности.
Ход мероприятия.
(Мероприятие проводится в форме устного журнала с элементами познавательной игры. Принимают участие 3 команды, которые будут отвечать на вопросы по ходу мероприятия.)
Звучит музыка «Времена года», видеоклип «Весна», на фоне видеоклипа и музыки стихотворение: «Апрель в Донбассе».
Чтец.
Вот уже слышна синицы трель,
На деревьях лопаются почки –
Это к нам в Донбасс пришел апрель,
Распустил зеленые листочки.
И куда не глянь, кругом трава.
Утром в серебре трава сверкает.
В небесах простор и синева,
Лишь весной такое и бывает. М. Головин
Учитель: Мы говорим о пробуждении природы, а природа – это наша Земля. Как прекрасны слова литовского поэта Эдуардеса Межелайтиса:
«Чем дольше гляжу, тем яснее сущность земли». Она как рассветное солнце – ты видишь сначала только малую часть… свои родные места.
(Элементы инсценировки: автобус с пассажирами)
Вед.1: Был, говорят, где-то случай такой:
Ехали люди с работы домой.
Только доехали, вдруг чудеса!
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом:
Ученик 1: Где эта улица?
Ученик 2: Где этот дом?
Ученица 1: Все перепуталось, все изменилось,
Ученица 2: К счастью такое, лишь в сказке случилось.
Вед.2: Мы рассказали про это нарочно.
Чтобы проверить – знаешь ли точно,
Где ты живешь, где построен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком?
Ты нам ответишь:
Ученик 1: Живу я в квартире, номер дома 34,
Дом на Свободе, третье окно,
Все что кругом, мне знакомо давно.
Вед.1:Дом на Свободе? Этого мало,
Город (село) назови для начала.
Ученик 1. Город Славянск.
Вед. 2: Расскажи, что кругом:
Все, что кругом, это тоже твой дом.
Ученица 1:Город стоит на Казенном Торце,
А за рекой виден лес вдалеке.
Тянутся к лесу луга и поля,
Очень красивая наша Земля!
Вед.1: Верно, красива. Но где же она?
Ученик 2: В Украине – это наша страна.
Вед.2: Ну, а страна где? Сумеешь ответить?
Ученица 2: Как и все страны – на нашей планете!
Учитель(обращается к детям): Как называется наша планета?
Ответы с места: Земля.
Ведущий 1: В 70-х годах американский сенатор Нельсон предложил отмечать ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЗЕМЛИ. История этого праздника связана с именем жителя американского континента Джона Мортона.
Ведущий 2: В конце 19 века Джон Стерлинг Мортон переехал на пустынную территорию, на которые одинокие деревья усиленно вырубались на строительство домов и на дрова. Мортон предложил устроить день, посвященный озеленению, и учредить призы для тех, кто высадит большее количество деревьев.
Вед.1: Этот день назвали Днем дерева. В течение первого Дня Дерева жители штата высадили около 1 млн. деревьев. В 1970 году свыше 20 млн. человек в разных странах мира приняли участие в акции, которая получила название День Земли.
Вед.2: В 1990 году праздник стал международным, в акции участвовали уже 200 млн. человек из 141 страны. Он отмечается в день рождения Мортона.
1 тур. «Экологические праздники». Назовите дату Дня Земли.Международный День Земли (22 апреля)
Каждая команда должна назвать дату, когда отмечают экологические праздники.
Учитель: Я речь свою веду о том,
Что вся Земля – наш общий дом,
Наш добрый дом, просторный дом.
Мы все с рожденья в нем живем.
Песня- клип: «Земля наш общий дом».
Учитель. Сегодняшнее население Земли – общество суперпотребителей. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 тонн сырья, правда, большая его часть идёт в отходы. Мусор постепенно становится монстром цивилизации.
Видеоролик: «Защитим Землю» (мусор)
2 тур. «Устами младенца».
В этом туре ребята знакомятся с наиболее распространёнными отходами, возможностью их вторичного использования Задача команд: попытаться понять, что имели в виду дети, догадаться как можно скорее. Побеждает команда, которая первой верно назовёт отходы. Если неверно, то с команды снимается очко.
I.
У меня очень много игрушек сделано из неё.
Она бывает разноцветной, и её очень трудно сломать.
Предметы, изготовленные из неё, очень мало весят.
Если её поджечь, то появляется много чёрного дыма, который плохо пахнет.
Её нельзя выбрасывать, так как она сама в природе не разлагается. (Пластмасса)
II.
Её изобрели китайцы.
У нас её получают из дерева.
Она легко горит.
Из неё получается много мусора.
На ней обычно рисуют и пишут. (Бумага)
III.
Его делают из песка.
Чаще всего оно прозрачное.
Когда падает, оно разбивается.
Если его нагреть, то становится тягучим, как тесто.
Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара. (Стекло).
Вед.1. Во второй половине ХХ века в США на обочине дорог стали высаживать цветы. По мнению психологов это удерживает людей от разбрасывания мусора.
Вед.2. Для человека цветы всегда были символом совершенства. Нет ничего на земле прекраснее и нежнее цветов.
Вед.1. Цветок весны, идущий к нам по снегу, простой цветок, но, сколько он несет, добра и радости, и счастья человеку! Писал поэт Виталий Иванов.
Вед.2. Цветы всегда дарили людям положительные эмоции, вдохновляли художников, музыкантов, поэтов.
Вед.1. На проталинке в лесу,
Вижу дивную красу:
Там, где солнышко пригрело,
Выглянул цветок несмело.
Вед.2. А за ним другой и третий…
Любопытные, как дети!
Дружно высыпали гурьбой,
Посмотреть на мир Весной.
Видеоклип «Первоцветы»
Учитель: В апреле кругом запестрели весенние цветы - желтые ключики весны первоцвета, белые звёздочки ветреницы, лиловые колокольчики сон-травы, разноцветные красно-сине-фиолетовые стебельки медуницы, маленький снежный колокольчик-подснежник.
3 тур. «Первоцветы»
Звучит музыка «Звуки леса».
Учитель: Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу посреди цветущей поляны, вы непременно услышите чудесные звуки земли. Звуки леса прежде всего - звуки птиц.
4 тур. «Крылатая викторина»
Наука о птицах? (Орнитология)
1. Самая крупная птица (Страус)
2. Самая маленькая птичка (Колибри)
3. Какая птица считается весником весны? (Грач)
4. Какая птица глубже всех ныряет? (Пингвин)
5. Какая птица лучше всех поет? (Соловей)
6. Самая быстрая птица (Сапсан)
7. Какая птица является символом верности и любви? (Лебедь)
8. Какая птица является символом мудрости? (Сова)
9. Який птах є символом Украины и символом счастья? (Аист)
Учитель. Природа для нас – это источник жизни, природных ресурсов, источник красоты, вдохновения и творческой деятельности. Чтобы сохранить удивительный и многообразный мир природы нужно знать ее и любить всем сердцем.
5 тур. «Знатоки»
На определенную букву назвать как можно больше: деревья и цветы (4), животные (4). Мы выбираем буквы классов «А, Б, В».
Видеоклип «Просьба»
Учитель. Природа нашего дома планеты Земля очень красива и разнообразна, но, к сожалению, из-за деятельности человека она нуждается сейчас в охране. Ребята, как вы считаете, охрана природы - дело только взрослых людей, или школьники тоже могут внести свой посильный вклад? Что же могут делать и делают школьники?
6 тур. «Правила поведения в лесу»
Учитель. Да, школьники могут многое. Их деятельность в природе разнообразна. Например, защита природной среды: подкормка и спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц; подкормка зверей и птиц; установление табличек в местах распространения охраняемых растений; оказание помощи больным деревьям.
Песня « Мы хотим, чтоб птицы пели»
Подведение итогов. Награждение.