Дана презентація може бути використана як додатковий матеріал при вивченні теми "Архітектура античності, а також на уроках всесвітньої історії. в ній знаходиться іторія виникнення, опис чудес стародавнього світу. Вашій увазі також представлені карти місця розташування об,єктів та поетичні твори, їм присвячені.
В 90 километрах от Багдада находится развалины Вавилона. Древний город давно перестал существовать, но и сегодня развалины свидетельствуют о его грандиозности «город великий … город крепкий», - сказано об этом городе в Библии . В VII веке до нашей эры Вавилон был самым большим и богатым городом Древнего востока. Много удивительных сооружений было в Вавилоне, но больше всего поражали висячие сады царского дворца, сады ставшие легендой.
История создания «Висячие сады» были разбиты не Семирамидой и даже не во времена ее царствования, а позже, в честь другой, увы, не легендарной женщины. Они были построены по приказу Навуходоносора для его любимой жены Амитис – Мидийской царевны, которая тосковала в пыльном Вавилоне по зеленым холмам Мидии. Этот царь, уничтоживший город за городом и даже целые государства, много строил в Вавилоне. Навуходоносор превратил столицу в неприступную твердыню и окружил себя беспримерной, даже в те времена, роскошью. Он приказал высечь в камне надпись: «Я окружил Вавилон с востока мощной стеной, вырыл ров и укрепил его склоны с помощью асфальта и обожженного кирпича. У основания рва я воздвиг высокую и крепкую стену. Я сделал широкие ворота из кедрового дерева и облил их медным пластинками. Для того, чтобы враги, замыслившие недоброе, не могли проникнуть в пределы Вавилона с флангов, я окружил его мощными , как морские волны, водами. Чтобы предотвратить прорыв с этой стороны, я воздвиг на берегу вал и облицевал его обожженным кирпичом. Я тщательно укрепил бастионы и превратил город Вавилон в крепость. Свой дворец Навуходоносор построил на искусственно созданной площадке, поднятой на высоту четырехъярусного сооружения. На насыпанных террасах, покоящихся на сводах, были разбиты висячие сады. Своды поддерживали мощные высокие колонны, расположенные внутри каждого этажа. Платформы террас представляли сложные сооружения. В их основаниях лежали массивные каменные плиты со слоем камыша, залитым асфальтом. Затем шел двойной ряд кирпичей, соединенный гипсом. Еще выше - свинцовые пластины для задержки воды. Саму террасу покрывал толстый слой плодородной земли, в которой могли пустить корни большие деревья. Этажи садов поднимались уступами и соединялись широкими пологими лестницами, покрытыми розовыми и белыми камнями. Высота этажей достигала 50 локтей (27,75 м) и давала достаточно света для растений. В повозках, запряженных быками, привозили в Вавилон деревья, завернутые во влажную рогожу, семена редких трав и кустов. И расцвели в необыкновенных садах деревья самых удивительных пород и прекрасные цветы. День и ночь сотни рабов вращали водоподъемное колесо с кожаными ведрами, подовая в висячие сады воду из реки Евфрат.
История создания храма Приглашенный для составления проекта и строительства храма известный архитектор Харсифрон из Кносса предложил построить мраморный храм, опоясанный двойным рядом стройных колон. Однако дело осложнилось тем, что поблизости не было мрамора. Помог случай. Однажды пастух Пиксодор пас стадо на зеленых холмах недалеко от Эфеса. Два барана решили выяснить отношения. Наклонив головы, они помчались навстречу друг – другу, но промахнулись. О один из них с разбега стукнулся об скалу. Да так, что от нее отлетел осколок ослепительной белизны. Дальнейшая судьба баранов не известна. Но их битва оказалась исторической. Озадаченный пастух поднял камень, внимательно осмотрел его и вдруг, бросив стадо, поспешил в город. В руках у него был … осколок мрамора. Ликующие горожане приветствовали пастуха, облачили его в дорогие одежды, и неизвестный Пиксодор стал знаменитостью Евангелием, что значит: «Принесший благую весть». Строительство храма продолжалось 120 лет. Его решили строить недалеко от устья реки Каистры. Почва здесь была болотистая. Полагали, что именно таким путем удастся ослабить толчки землетрясений, часто случавшихся на побережье Малой Азии. Грунт посыпали толченым углем, который тщательно утрамбовывали. По такой земле было трудно перевозить мраморные колонны из каменоломен, находившихся в 12 километрах от храма. Колеса повозок взяли в болотистой почве. Тогда Харсифрон предположил остроумный способ, которым древние выравнивали почву. В концы колоны забили железные прутья, укрепив их оловом, и на эти оси с обеих сторон колонны насадили колеса такого размера, что каменная колонны висела на железных осях. Затем прикрепили длинные жерди, впрягли быков. Колонна, превращенная в своеобразное колесо, покатилась по топкой дороге. При Харсифроне было возведено здание храма и установлена колоннада. Но до завершения постройки было еще далеко. Строительство продолжил сын Харсифрона архитектор Метаген. Ему удалось закончить верхнюю часть храма. С большим трудом балки встаскивали канатами по наклонной плоскости на высоту храма. Но тут началось самое сложное. Нужно было положить архитрав на вершину колонны так осторожно, чтобы не повредить ее капитель. Как в свое время отец, Метаген остроумно разрешил возникшую трудность. На вершину колонны положили мешки с песком на них осторожно опустили балки, под тяжестью которых песок постепенно высыпался, и балка плавно ложилась на место. Впрочем, этот способ был известен еще древнеегипетским строителям. Метаген тоже не успел достроить храм, в это выпало на долю архитекторов Пеонита и Деметрия. В 550 году до нашей эры, когда легкое и изящное беломраморное здание с великолепной отделкой открылось взорам современников, оно вызвало удивление и восхищение.
В 356 году до нашей эры житель Эфеса Герострат, обуреваемый честолюбивой идеей любой ценой увековечить свое имя, поджег святыню малоазиатских городов. Это произошло в ночь рождения Александра Македонского. История не сохранила дат рождения и смерти поджигателя и не должна была сохранить даже его имени – так решили разгневанные жители ионистских городов. Но предать вечному забвению его имя не удалось: в IV веке до нашей эры о нем упомянул древнегреческий историк Феолен. Сам Александр Македонский предложил оплатить все прошлое и будущее расходы по реконструкции храма. Однако поставил условие, чтобы в храме появилась надпись, воздающая должное его заслугам. Эфесцы условие не приняли и тактично ответили богоравному полководцу, что «богу» не подобает воздвигать храмы другим богам.
Древнегреческий город Олимпия, расположенный в северо-западной части Пелопоннеса, был религиозным центром, местом культа верховного бога древних греков Зевса. Самым грандиозным и прекрасным было его святилище, построенное архитектором Либоном а V веке до нашей эры. Но к сажелению до нашего времени сохранились лишь руины.
История строительства Галикарнасского Мавзолея Гробница была воздвигнута в IV веке до нашей Эры царицей Артемисией – женой и родной сестрой царя Мавсола. По словам римского историка Авла Геллия, царица «питала к своему супругу необыкновенную любовь, любовь, неподдающуюся описанию, любовь беспримерную в летописях мира». Мавсол был, судя по всему, жестокий правитель, вводил налог за налогом, извлекая доходы из всего, например с похоронных обрядов или волос. Богатства его были огромны. «Этими – то богатствами и постоянными сношениями карийцев с греками объясняется, почему гробница мавсола была причислена последними к семи чудес света», - писал Проспер Мариме. В архитектуре галикарнасского Мавзолея впервые в греческой архитектуре сочетались все три знаменитых ордера: дорический, ионический, коринфский. Ордер (что значит строй, порядок) впервые в греческой архитектуре определяют структуру колонн и покоящейся на них верхней части здания с покрытиями. Нижний этаж поддерживался 15 дорическими колоннами, внутреннее колонны верхнего этажа были коринфскими, а внешние – ионическими. В мавзолее сочетались строгая геометричность, массивная простота, исполненная внутренней силы, и стремление к декоративности, к легкости форм, плавности линий. Прототипов этому сооружению в греческой архитектуре нет. Во многом сохраняя греческие традиции и строительные приемы, галикарнасский Мавзолей несет явное влияние восточной архитектуры. Галикарнасский Мавзолей – трехъярусное сооружение. Первый ярус опоясывала лента рельефа из белого мрамора. Здесь помещался заупокоенный храм площадью в 5000 квадратных метров и высотой около 20 метров. Второй ярус образовала стройная мраморная колоннада (здесь хранились жертвоприношения), а третий – пирамидальная кровля, тоже мраморная. Венчала здание четырьохконечная колесница (квадрига), которой правили мраморные Мавсол и Артемисия. Торжественное сооружение достигало 40 – 50 метров высоты. Вокруг гробницы располагались статуи львов и скачущих всадников.
В восточной части Средиземноморья, в архитектуре Спорады, в 18 километрах от полуострова Малая Азия, расположен остров Родос – один из центров эгейской культуры. До наших дней сохранились многочисленные произведения античного искусства острова Родос. Среди них, например, остатки храма Афродиты (III в. До нашей эры). В III – I веках до нашей эры сформировалась родосская школа скульптуры. Выдающимися произведениями этой школы является статуя Гелиоса, так называемый Колосс Родоский.
История создания статую Гелиоса В ІІІ веке до нашей эры на остров Родос напал полководец Деметрий. Однако одолеть родосцев ему не удалось, несмотря на специальные осадные машины – последнее слово военной техники. Деметрий отступил, бросив на берегу огромную обитую железом осадную башню с таранами и перекидным мостом, катапультами, площадками для десанта – гелеополиду, которую приводили в движение три тысячи четыреста воинов. Эта гелеополида – тоже своего рода чудо света – вместо разрушения принесла городу неожиданную выгоду и всемирную славу. Предприимчивые купцы, прибывшие в город, купили у родосцев гелеополиду «на металлолом» за баснословные деньги – 300 талантов. На деньги, вырученные от продажи башни, и возвели статую Гелиоса – покровителя Родоса. Это одно из семи чудес света было воздвигнуто в 292 – 280 годах до нашей эры в память об успешности обороне острова. На торговой площади между морем и городскими воротами, на облицованном белым мрамором искусственном холме, высотой около 7 метров, была поставлена самая большая на свете статуя юноши ростом в 36 метров. Разные авторы указывают различную высоту статуи, увеличивая ее чуть ли не вдвое. Во всяком случае, статуя настолько велика, что Плиния Старшего, видевшего ее, поразило то, что лишь немногие люди могли обхватить руками большой палец статуи. История создания статую Гелиоса В ІІІ веке до нашей эры на остров Родос напал полководец Деметрий. Однако одолеть родосцев ему не удалось, несмотря на специальные осадные машины – последнее слово военной техники. Деметрий отступил, бросив на берегу огромную обитую железом осадную башню с таранами и перекидным мостом, катапультами, площадками для десанта – гелеополиду, которую приводили в движение три тысячи четыреста воинов. Эта гелеополида – тоже своего рода чудо света – вместо разрушения принесла городу неожиданную выгоду и всемирную славу. Предприимчивые купцы, прибывшие в город, купили у родосцев гелеополиду «на металлолом» за баснословные деньги – 300 талантов. На деньги, вырученные от продажи башни, и возвели статую Гелиоса – покровителя Родоса. Это одно из семи чудес света было воздвигнуто в 292 – 280 годах до нашей эры в память об успешности обороне острова. На торговой площади между морем и городскими воротами, на облицованном белым мрамором искусственном холме, высотой около 7 метров, была поставлена самая большая на свете статуя юноши ростом в 36 метров. Разные авторы указывают различную высоту статуи, увеличивая ее чуть ли не вдвое. Во всяком случае, статуя настолько велика, что Плиния Старшего, видевшего ее, поразило то, что лишь немногие люди могли обхватить руками большой палец статуи.
Строительство Статуи Конструкция гигантской статуи состояла из трех массивных каменных столбов , выполнявших роль опор в ногах статуи и покрывале. На уровне плеч и в поясе столбы соединялись железными поперечными балками. Сотрудник британского музея Мерион предполагает, что сечение железных брусков на уровне щиколотки статуи было примерно 4,5 квадратного дюйма. Выше и ниже этого места величина сечения постепенно уменьшалась. Столбы и балки служили основой железного каркаса, который покрывали чеканными листами бронзы толщиной 1,6 миллиметра. Статуя сооружалась 12 лет. Все выше вырастала статуя, спрятанная в растущей вместе с ней земляной насыпи, на которой работали мастера. Когда голову статуи украсили лучистым венцом и насыпь разобрали, пораженные родосцы увидели великолепное произведения искусства.
В 332 – 331 годах до нашей эры Александр Македонский основал столицу эллинистического Египта Александрию. Здесь находился знаменитый Александрийский муссейон – один из главных научных и культурных центров античного мира, а при нем не менее знаменитая Александрийская библиотека, в которой насчитывалось чуть ли ни 700 тысяч томов греческих и восточных книг. Александрия был самым богатым городом своего времени. Много замечательных сооружений было возведено в Александрии. К ним принадлежит и Александрийский маяк на скалистом острове Форос вблизи дельты Нила.
Первая башня Вторая башня Третья башня Статуя Посейдона Маяк состоял из трех поставленных одна на другую постепенно уменьшающихся башен. Высота маяка огромна: по одним данным 120 метро, по описаниям Ибн аль-Сайха (XI в.) – 130 – 140 метров, по некоторым современным публикациям, даже 180 метров. Основание нижней башни квадратное – размер стороны 30,5 метра. Нижняя башня высотой в 60 метров была сложена из каменных плит, украшенных изящной скульптурной работой. Средняя, восьмигранная, башня высотой в 40 метров облицована беломраморными плитами. Верхняя башня – фонарь – круглая, с куполом, установленным на гранитных колоннах, была увеличена огромной бронзовой статуей покровителя морей Посейдона высотой в 8 метров. На верхушек третей башни в объемистой бронзовой чаше тлел древесный угол, отблеск которого при помощи сложной системы зеркал на 100 миль указывал местонахождение гавани. Через весь маяк проходила шахта, вокруг которой по спирали поднимались пандус (отлогий путь без ступенек) и лестница. По широкому и отлогому пандусу на вершину маяка въезжали повозки, запряженные ослами. По шахте доставляли горючее для огня маяка.
Александрийский маяк простоял около 1500 лет, неся службу светоча, помогая ориентироваться средиземноморским «кибернетос», как называли кормчих древние греки. Маяк дважды страдал от землетрясений, но его восстанавливали, пока, наконец, он не разрушился из – за выветривания камня. Затем на развалинах маяка воздвигли средневековую крепость. От одного из семи «чудес древнего мира», казалось, ничего не осталось, кроме руин, встроенных в Кайт – Бей где они существуют по ныне, да имени. Название острова превратилось в символ: «форос» стало означать «маяк». Отсюда и современное «фара».
Здания, которые мы строим сегодня, предстанут перед нашими потомками не только в XXI, но и в XXII веке. Поэтому перед архитекторами, художниками, инженерами, экономистами стоит задача удовлетворить практические потребности и экономические вкусы современников, а также предвидеть, насколько это возможно, потребности и вкусы людей, которые прейдут в эти здания лет через сто, двести или позже. С учетом этого должны воздвигаться сегодня жилые здания, театры, станции метрополитена, аэропорты, санатории и многие другие сооружения!