Презентація інтелектуальної гри " Чудова країна фразеології

Про матеріал
Презентація до уроку "Чудова країна фразеології". До використання на уроках та в позаурочній діяльності.
Зміст слайдів
Номер слайду 1

В гостях у мудрой Совушки-совы Интеллект-турнир по русскому языку

Номер слайду 2

Фразеологизм - это устойчивое словосочетание, которое не терпит перестановки слов, их замены, вставок внутрь. Да Фразеологизм един по своей роли в предложении. Многие фразеологизмы легко можно заменить одним словом. Да Каждое слово во фразеологическом сочетании является отдельным членом предложения. Нет Справедливы ли высказывания?

Номер слайду 3

Фразеологические обороты обогащают язык, делают речь яркой, образной, меткой. Умение правильно пользоваться фразеологическим богатством характеризует степень владения речью. Да Справедливо ли высказывание?

Номер слайду 4

І раунд

Номер слайду 5

Я хотел было завести разговор с ямщиком, но только раскрыл рот, меня подбросило так, что я прикусил язык. 2. Как-то на уроке я хотел подсказать другу, но увидел строгий взгляд учителя и прикусил язык. Задание № 1 Определите, в каком случае выделенные слова являются фразеологизмом

Номер слайду 6

Я хотел было завести разговор с ямщиком, но только раскрыл рот, меня подбросило так, что я прикусил язык. 2. Как-то на уроке я хотел подсказать другу, но увидел строгий взгляд учителя и прикусил язык (замолчал).

Номер слайду 7

Замените фразеологизм после дождичка в четверг одним словом Задание № 2 Никогда

Номер слайду 8

Задание № 3 Определите значение фразеологизмов 1-4, …. Стреляный воробей Писать как курица лапой Когда рак на горе свистнет Вставать с петухами Заморить червячка Убить двух зайцев А) Неаккуратно Б) Слегка закусить В) Выполнить сразу два дела Г) Опытный человек Д) Никогда Е) Рано 1. Как с гуся вода А) Абсолютно безразлично Ответ: 1-А, …

Номер слайду 9

1-Г, 2-А, 3-Д, 4-Е, 5-Б, 6-В Стреляный воробей Писать как курица лапой Когда рак на горе свистнет Вставать с петухами Заморить червячка Убить двух зайцев Г) Опытный человек А) Неаккуратно Д) Никогда Е) Рано Б) Слегка закусить В) Выполнить сразу два дела

Номер слайду 10

Заварить кашу Не сваришь кашу Каша в голове Что это? Её заваривают, затевая какое-либо неприятное хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; Её не сварить с тем, с кем трудно сговориться; Она в голове у путаников.

Номер слайду 11

Уши вянут Хлопать ушами Развесить уши Что это? Не цветы, а вянут; Не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; Не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. Задание № 4 Назовите фразеологизмы

Номер слайду 12

Хитер как... Белая… Труслив как... Изворотлив как... Надут как... Нем как... Упрям как... Голоден как... Задание № 5 Закончите фразеологизмы

Номер слайду 13

Задание № 6 Соберите фразеологизмы Повесить … Отводить … Вешать … Сматывать … Смотреть сквозь … Ломать … Гореть под … Вставлять палки в … А) Голову Б) Нос В) Колеса Г) Лапшу Д) Глаза Е) Удочки Ж) Ногами З) Пальцы

Номер слайду 14

1-Б, 2-Д, 3-Г, 4-Е, 5-З, 6-А, 7-Ж, 8-В Повесить … нос Отводить … глаза Вешать … лапшу Сматывать … удочки Смотреть сквозь … пальцы Ломать … голову Гореть под … ногами Вставлять палки в … колеса

Номер слайду 15

ГОД-Д+ВОР+ЖИТЬ-Ж ЗА ГОЛ-О+А+ЗА = МО+КОТ-ОТ+РА+Я КУ+РУ-У+МИР-МР+ЦА = БЕЛКА-К+Я ТВОРОГ-ТГ+НА = Задание № 7 Произведите математические действия для получения фразеологизма Говорить за глаза Мокрая курица Белая ворона

Номер слайду 16

ІІ раунд

Номер слайду 17

Задание № 8 Замените фразеологизм рукой подать синонимичным В двух шагах Быть под боком

Номер слайду 18

Задание № 9 Найдите среди фразеологизмов антонимичные пары Заварить кашу Сидеть сложа руки Как кошка с собакой Жить своим горбом Воспрянуть духом Точить лясы А) Душа в душу Б) Держать язык за зубами В) Сидеть на чужой шее Г) Не покладая рук Д) Расхлёбывать кашу Е) Повесить нос

Номер слайду 19

1-Д, 2-Г, 3-А, 4-В, 5-Е, 6-Б Заварить кашу Сидеть сложа руки Как кошка с собакой Жить своим горбом Воспрянуть духом Точить лясы Д) Расхлёбывать кашу Г) Не покладая рук А) Душа в душу В) Сидеть на чужой шее Е) Повесить нос Б) Держать язык за зубами

Номер слайду 20

Ваш друг говорит всегда обдуманно, напрасно ничего не скажет, и если уж пообещает что-нибудь, то обязательно сдержит слово. Как об этом сказать кратко? Слов на ветер не бросает

Номер слайду 21

О том, кто часто меняет свои решения. О человеке, которого трудно заставить поверить чему- либо, убедить в чём - нибудь. О кротком и безобидном человеке. О болтливом человеке. О положении, когда опасность грозит с двух сторон. Для справок: у него язык без костей, мухи не обидит, у него семь пятниц на неделе, между двух огней, Фома неверующий. Задание № 10 Подберите подходящий по смыслу фразеологизм

Номер слайду 22

Проверим 1. О том, кто часто меняет свои решения. У него семь пятниц на неделе 2. О человеке, которого трудно заставить поверить чему- либо, убедить в чём - нибудь. Фома неверующий 3. О кротком и безобидном человеке. Мухи не обидит 4. О болтливом человеке. У него язык без костей 5. О положении, когда опасность грозит с двух сторон. Между двух огней

Номер слайду 23

Знаю, как свои … пальцев. … пятниц на неделе. Согнулся в … погибели. Один з сошкою, а … с ложкой. Семь раз отмерь, а … раз отрежь. Один ум хорошо, а … лучше. Интересная математика Задание № 11 Восстановите фразеологизм с помощью цифр

Номер слайду 24

Знаю, как свои пять пальцев. Семь пятниц на неделе. Согнулся в три погибели. Один з сошкою, а семь с ложкой. Семь раз отмерь, а один раз отрежь. Один ум хорошо, а два лучше. Проверим

Номер слайду 25

Задание № 12 Какой фразеологизм изображён на картинке? 1 2 3 4 5

Номер слайду 26

Нарубить дров Водить за нос Пуд соли съесть На всех парусах Дело в шляпе 1 2 3 4 5

Номер слайду 27

Подберите фразеологизмы с одним общим для них словом Слово: нога унести ноги встать не с той ноги на короткой ноге чёрт ногу сломит падать с ног путаться под ногами ног под собой не чуять

Номер слайду 28

Задание № 13 Подберите фразеологизмы с одним общим для них словом Слово: нос

Номер слайду 29

Нос Водить за нос Совать всюду нос Держать нос по ветру Задирать нос Не видеть дальше собственного носа Остаться с носом Носа не показывать Комар носа не подточит Возможные варианты ответов

Номер слайду 30

Записать как можно больше устойчивых сочетаний по следующему признаку: в составе есть название животного или птицы Возможные варианты ответов Волком смотрит Собаку съел Как с гуся вода Белая ворона Козёл отпущения

Номер слайду 31

Начинающиеся глаголами Состоящие из прилагательных и существительных Задание № 14 Записать как можно больше устойчивых сочетаний по одному из следующих признаков

Номер слайду 32

Возможные варианты ответов Толочь воду в ступе Бежать сломя голову Смешать с грязью Стереть с лица земли Волчий аппетит Собачий холод Бездонная бочка Золотые руки

Номер слайду 33

Дополнительное задание. Кто больше найдет фразеологизмов в тексте? Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочём. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох. – Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки. И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют... Э.А. Вартаньян

Номер слайду 34

ppt
Додано
26 квітня 2020
Переглядів
1028
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку