Турнюр. Турнюр — это одно из самых невероятных и причудливых изобретений капризницы Моды. Кринолин придавал фигуре величественность. Но турнюр превращал даму в Галатею, Джоконду, Венеру Милосскую. т. к. функционально и эстетически был настолько совершенным и, вместе с тем, непохожим ни на что из существовавших ранее модных открытий, что казалось дамы, облаченные в платье с турнюром сошли с полотен великих мастеров.
Чарльз Фредерик Ворт родился 13 октября 1825 г. в семье стряпчего. В возрасте 11 лет отправляется учиться ремеслу. В Париже Ворт поступил в фирму по продаже готового платья. Встав на ноги, открыл магазинчик. Наиболее успешное платье Ворта было сложным произведением из тюля, маргариток, розовых сердечек, пучков зеленой травы и серебряных блесток. Жена австрийского посла надела его на государственный бал в Тюильри, где оно было замечено императрицей Евгенией. Это был день восхождения звезды Ворта.
В моде была преувеличенная роскошь, интерес к одежде эпохи рококо. Стиль, воплотивший дух времени, и суждено было создать Чарлзу Ворту. Он становится поставщиком двора и личным портным императрицы, которая до конца своих дней оставалась поклонницей турнюра. Весь модный Париж пожелал заказывать у него туалеты.
«Новейшiе кринолины делаются съ шнуровкой сзади, которая при стягиванiи шнурковъ образуетъ фижмы (paniers), въ распущенномъ же виде они имеютъ форму простаго кринолина. Иногда къ поясу кринолина пришивается турнюра, но большею частiю турнюра делается отдельно, пришивается къ особому поясу и надевается подъ юбку» («Модный магазин», 1868, № 13, с. 235).
Этот новый силуэт с турнюром делал фигуру достаточно пикантной. «Маленький обтяжной лиф платья находится спереди на одной прямой с отвесно падающей юбкой, тесно прилегающей к бедрам. Образованная таким образом вертикаль является своеобразным стержнем, надежно удерживающим сложную форму костюма с каркасным турнюром. Лиф с чуть завышенной линией талии и игривой баской сзади, юбка со шлейфом и тюник, который вздымается диагонально направленными драпировками вверх и назад, «перетекает» в каскад длинного и тяжелого шлейфа» ( Г. Галаджева)