При изучении темы "Соли" в 8-х классах (с целью привития интереса учащихся к изучению химии, развитию познавательных интересов ребят, использованию межпредметных связей) предлагаю Вашему вниманию совместную коллективную работу -презентацию "Тайна малахитовой шкатулки".
Своё название минерал получил от греческого слова «малахэ» — мальва или «малакос» - мягкий . Ярко-зелёные листья этого растения напоминают цветом малахит. Густые зелёные тона минерала в сочетании с тончайшими бледно-зелёными, бирюзовыми и почти чёрными нитями придают невыразимую прелесть изделиям из малахита.
Малахит состоит на 71,9% из оксида меди (Cu. O), на 19,9% из углекислоты(CO2 ) и на 8,2% из воды (H2 O). Выражается химической формулой Cu2 CO3(OH)2. Устаревшее химическое название — медная зелень углекислая. Это соединение термически неустойчиво и легко разлагается при нагревании, даже не очень сильном. Если нагреть малахит выше 200о. С, он почернеет и превратится в черный порошок оксида меди, одновременно выделятся пары воды и углекислый газ. Твердость- 3,5—4,0; плотность 3,7-4,1 г/см³.
Месторождения. Основным источником малахита для ювелирных и отделочных работ является Демократическая Республика Конго. Характерной особенностью африканского малахита являются более крупные, по сравнению с уральским, правильные концентрические кольца с более контрастным чередованием светлых и тёмных зон. В Западной Европе малахит находится в Шесси, в Корнуолле, Рецбании, на Гарце и др. В России малахит известен на месторождениях Урала, на территории СНГ встречаем также на Алтае и в Казахстане. В виде больших масс встречается редко. В России месторождения практически исчерпаны. Промышленные месторождения малахита Меднорудянское в Нижнем Тагиле и Гумешевское в Полевском в настоящее время полностью отработаны и закрыты.
Интересные факты о малахите. Вследствие лёгкости своего образования малахит покрывает старинные бронзовые вещи, находимые при археологических раскопках. Еще с древних времен, в Египте, малахит использовали для получения меди. Растворяется в разных кислотах. Если растворить его в аммиаке, малахит станет ярко красного цвета.
При неполном сгорании угля, из малахита получают свободную медь. В Гумешевском руднике была добыта самая большая глыба малахита. Ее рекордный вес составлял около 1,5 тонны. Самый ценный малахит, африканский. После того как малахит стал доступен для людей среднего класса, дворяне потеряли интерес к камню и переключились на лазурит. Малахит стал широко использоваться в производстве разнообразных украшений и аксессуаров.
Из скопившихся на Урале запахов стали производить малахитовую краску, которую применяли для строительных и отделочных работ, к примеру, для покраски крыш. Человечество знало о существовании этого камня более 10 тысяч лет назад. Таков возраст малахитовой подвески найденной в Северном Ираке в долине Шанидар. В окрестностях Иерихона обнаружены малахитовые бусы, которым примерно 9 тысяч лет. В те времена знали о целебных свойствах этого камня, поэтому египтяне использовали его в растёртом виде в смеси с жиром как бактерицидное косметическое средство.
Из малахита делали тени для глаз и зеленую краску. Однако у тех, кто пользовался малахитовыми тенями, через некоторое время развивались психические заболевания. Все дело в том, что малахит содержит в себе много меди, которая при длительном воздействии на человека оказывала разрушительный эффект на мозг. Согласно преданиям, он может придать невидимость, способность понимать зверей и птиц. Для получения этих умений необходимо пить воду из малахитовой чаши.
Камень может менять цвет в зависимости от настроения и состояния носителя. Малахит способен открыть сердце человека для любви, а также подтолкнуть его к рискованным поступкам и переменам. Камень возле кровати способен сделать сон лучше и изгнать кошмары. Минерал способен заставить сосредоточиться на усвоении новой информации и помочь отбросить ненужные мысли и мечты. Камень помогает преодолеть робость и защитит от плохих глаз. А также, поможет в пути и устранит чувство страха от перелета.
Считается, что этот минерал, несет в себе исцеляющую силу для нашего организма. Изделия и порошок из малахита применяют для улучшения здоровья при следующих недомоганиях:ухудшении остроты зрения: носят серьги; рассеянном внимании: ставят на рабочий стол поделку;легочных (бронхит, трахеит): рекомендуют носить бусы или ожерелье;при кожных высыпаниях, таких как аллергия, дерматит, присыпают эти болячки малахитовым порошком;бронхиальной астме (для купирования приступов): вешают ювелирное украшение себе на грудь;неврологических (зеленый цвет успокаивает нервную систему);ревматизме, к больным местам прикладывают пластинки;также уральский самоцвет улучшает рост волос.
Сегодня учёные связывают магические свойства камней с восприятием света. Красные камни дают энергию, фиолетовые — помогают войти в медитативное состояние, а зелёные, такие как малахит, успокаивают. Малахит ускоряет заживление ран, поглощает негативную энергию и помогает людям войти в гармоничное состояние.
Малахит — камень-загадка. Камень малахит известен с давних времён, это один из самых загадочных камней в мире. Малахит добывают во Франции, Великобритании, Германии и ряде стран Африки. Но именно уральский камень славится на весь мир. В 1935 году в Петербург с Урала вестники привезли сенсационную новость. В руднике на шахте Надёжная на глубине около 70 метров найдена цельная глыба малахита весом порядка 50 тонн. В Петербург потянулись подводы с малахитом, которому суждено было стать частью российской истории. В Государственном музее Эрмитаж в Санкт-Петербурге есть малахитовый зал. Это самое известное в мире помещение, отделанное натуральным камнем, конкуренцию которому могла бы составить разве что таинственно исчезнувшая Янтарная комната.
Несмотря на невысокую твердость и стойкость, малахит является одним из самых популярных ювелирных и декоративных камней. Из него делают бусы и мелкие кабинетные украшения — пепельницы, подсвечники, фигурки. При обработке стараются выявить декоративную структуру камня. Особенно ценится «глазчатый» малахит с тонкими концентрическими кольцами — «павлиний глаз».
Волшебство малахита. На Руси верили в сказочные свойства малахита, складывали о нём и камнерезах легенды. В начале ХХ века эти легенды объединил в сборник «Малахитовая шкатулка» известный русский писатель Павел Бажов. Сын горного мастера Бажов с самого детства слышал легенды про богатство уральских гор, их сказочных обитателей и волшебные камни. Бажов воспел в своих сказках профессию камнереза, однако это искусство вполне реально. Ещё в древности он считался противоядием и талисманом, дарующим любовь и приносящим радость.
«Малахитовая шкатулка» — сборник сказов Павла Бажова, пример литературно обработанного «рабочего фольклора» Урала. В начале 1930-х годов советским фольклористам было дано задание собирать «колхозно-пролетарский» фольклор. Однако историк В. П. Бирюков на Урале не нашел рабочего фольклора для сборника «Дореволюционный фольклор на Урале». Тогда П. П. Бажов, ставший редактором этого сборника, написал для него три своих сказа, утверждая, что слышал их в детстве от «дедушки Слышко». Впоследствии оказалось, что сказы придуманы самим Бажовым. В прижизненных изданиях Бажова сказы выходили под разными названиями: «горные сказки», «рассказы», «сказы». Первоначально автором сказов Бажов называл Хмелинина, но затем убрал его имя из всех черновых записей.
После смерти Степана у Настасьи, его вдовы, осталась малахитовая шкатулка, которая заменяла их дочери Танюшке игрушки. Однажды в их дом пришла странница и взялась учить девочку рукоделию. А перед уходом подарила маленькую пуговицу, назвав её памяткой. С той поры стала Танюшка мастерицей. Потом их дом сгорел, и семье пришлось продать шкатулку. Когда молодой барин, приехавший на завод, увидел Танюшку, то решил взять её в жёны. Девушка согласилась, но при условии, что он покажет ей царские малахитовые палаты.
Исследованием одной из малахитовых шкатулок занимался доктор геолого-минералогических наук А. Малахов. Однажды в его руках оказалась крышка от малахитовой шкатулки размером примерно 13x20 см. В центре крышки был каменный узор, напоминающий розу. Но если внимательно приглядеться к хаосу цветных пятен разных оттенков, то «возникают странные образы, похожие на лица людей в старинных одеждах». Геолог начал тщательно изучать структуру этих странных ликов и убедился, что эти лица созданы не естественной структурой камня, а нарисованы на нем с применением ныне неизвестной технологии.
Когда он стал рассматривать поверхность крышки в микроскоп с 50-кратным увеличением, открылась еще более поразительная вещь: целая галерея портретов людей екатерининской эпохи, в том числе Пугачева и его ближайших сподвижников! Но это была уже не игра природы, а настоящие портреты, поскольку кроме лиц и прочего отчетливо виднелись буквы и цифры. Что же касается размеров отдельных фрагментов этой необычной галереи, то пятнышко размером с булавочную головку содержало до 30 портретов! И по этой части неизвестный автор превзошел даже легендарного Левшу!
Фотографии шкатулки в ультрафиолетовых лучах позволили выявить многослойность как картин, так и надписей. А после исследования структуры плитки под электронным микроскопом выяснилось, что микроструктура ее поверхности ничего общего не имеет со структурой малахита - малахитовая основа была покрыта чем-то вроде лака и эмали, на которых и воспроизводились рисунки и надписи. Но самое невероятное: нижние, тайные рисунки можно было выявить лишь с помощью фотографирования в ультрафиолетовых лучах, о которых в екатерининские времена и понятия не имели. Получалось, что неизвестный автор создавал свою малахитовую летопись для далеких потомков!
Несколько раз повторена на плитке фамилия ближайшего сподвижника Пугачева – Юлаевъ. На отдельных участках изделия изображены сцены действий армии Пугачева, партизан, примкнувших к нему крестьян. На других - противник: гренадеры в треуголках, дворяне, священники. То есть своеобразная микрохроника тех событий. Есть даже подробная сцена порки крепостного крестьянина, в которой участвуют палач, староста и священник. А в небе - Дева Мария, отвернувшаяся от этого. Тут и подписи не надо - неведомый автор хотел показать, что нет правды ни на земле, ни на небесах.
На сравнительно небольшой малахитовой плитке неведомый летописец поместил сотни портретов исторических личностей, десятки сцен из той эпохи. Возле многих из них стоят даты. Не все удалось рассмотреть и расшифровать: за две сотни лет крышка шкатулки испытала многое, что-то стерлось или откололось, а в крохотной чешуйке могли разместиться десятки портретов. И нет ответа на главный вопрос: для кого выполнена эта титаническая, невероятная работа, которую смогли увидеть лишь далекие потомки через две сотни лет, поскольку без современных технологий разглядеть картины, находящиеся во внутреннем слое, в принципе невозможно?