Роман «Мастер и Маргарита» - роман об ответственности человека за всё добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свету, или к рабству, предательству и бесчеловечности. Делая свой собственный выбор, помните: «Каждому будет дано по его вере».
6 В советскую Москву весной 1935 года прибывает таинственный незнакомец. “Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях… под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду – лет сорока с лишним… Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом – иностранец”. Такое описание Воланда в романе дает Булгаков. Он представлялся заграничным профессором, артистом в области фокусов и чародейства, некоторым героям и, в частности, читателю он раскрывает свое истинное лицо – повелителя тьмы. Однако сложно назвать Воланда олицетворением абсолютного зла, ведь в романе ему присущи милосердие и справедливые поступки.
7 Для чего же Воланд прибывает в Москву? Литераторам он говорит, что приехал для работы над рукописями древнего чернокнижника, администрации варьете – для выступления с сеансами черной магии, Маргарите – для проведения весеннего бала. Ответы профессора Воланда различны, как и его имена и обличья. Зачем же на самом деле князь тьмы прибыл в Москву? Пожалуй, искренний ответ дал он лишь заведующему буфетом варьете Сокову. Цель его приезда в том, что он хотел посмотреть на жителей города массово, для этого и утроил представление. Воланд хотел посмотреть, изменилось ли человечество за века. “Люди, как люди...»
8 Роман Булгакова в первую очередь повествует о Москве, о жизни московских жителей, но это и образ всей страны, ее проблем, ценностей ее жителей. Москву Булгаков показывает как сторонний наблюдатель. Мы видим столицу глазами иностранца Воланда. Наблюдая за городом, он обращает внимание на изменения, которые произошли за последние годы: появились трамваи, изменились костюмы… Но Воланда больше интересует то, что «московское народонаселение значительно изменилось» . И сатану привлекают современные пороки москвичей. Благодаря своим сверхъестественным способностям, он каждому воздает по заслугам: кого-то наказывает, кого-то вознаграждает. Сатирического эффекта автор достигает с помощью изображения карикатурных героев.
19 Квартирный вопрос – актуальный для москвичей во все времена – поднимается автором, когда Алоизий Могарыч, прикинувшись другом Мастера, хочет избавиться от него и заселиться в его квартиру. Таким яавляется и Поплавский, дядя Берлиоза, задумавший получить в наследство квартиру племянника.
20 Никанор Иванович Босой попадает в сумасшедший дом за хранение иностранной валюты. Таким образом, писатель обнажает проблему того времени – хранение валюты каралось заключением в тюрьму. Поразило Воланда и общественное питание. В ярком контрасте показаны ресторан в «Грибоедове», куда пускают только избранных, и буфет в Варьете, где осетрина почему-то «второй свежести». Кстати эти слова в советское время стали крылатой фразой.
23 Булгаковская Москва испытание деньгамииспытание веройиспытание вещамииспытание верностьюиспытание на честностьдействующее лицо романа. ВОЛАНДсоветские граждане – подлецы, прохвосты, плуты, мошенники, наушники, глупцы, бездари,фанатики номилосердие иногда посещает их сердца, не совсем ещё нелюди
Булгаковская Москва Государственная политикасоциальная экономическаякультурная «коммуналки» 32 заявления на комнату Берлиоза потеря нравственности (рады смерти, лгут, подкупают домоуправа)живут советские люди по-скотски«Напрасно ждать нравственности от человека, живущего в комнате, где чижики мрут от духоты.» (М. А. Булгаков) распределение благ, льгот по рангуресторан (воровство, несвежие продукты)варьете ,буфет, Аннушка, Н. И. Босойраз люди таковы, то советские люди ради благ способны на всёКакой нравственности можно требовать от людей, если они живут по-скотскимир перевернулся:добро = злокомитетыкомиссии. МАССОЛИТлитература по заказуединомыслие и единогласиепутёвки, отпуск, квартиры, дачи…культуры нет, рушатся нравственные основы, предложенные людям 2 тысячи лет назад
25 В романе ярко окрашены моменты грозы. Они проносятся по страницам романа. Московские грозы, в которых родился Воланд, в которых появился древний Иершалаим и это мечта о бессмертии и возмездии. С грозою сливаются Мастер и Магарита. «Уже гремит гроза, вы слышите? Темнеет. Кони роют землю, содрагается маленький сад»,- зовет Азазелло. «Огонь!» –страшно кричит Маргарита. Оконце в подвале хлопнуло, ветром сбило штору на сторону. В небе прогремело весело и коротко». И маленький дом с подвалом вспыхнул пожаром. Герои сами становятся частицами грозы, пролетая над городом. И в этом слиянии с грозой образ бессмертия еще ощутимей. А в городе описание грозы все время выглядит для людей угрожающе, и, кажется, гроза имеет силу и власть над москвичами.
26 Москва настоящая и в тоже время мистическая предстает перед намина страницах романа. Мистическими являются не только события, происходящие с героями, но и многочисленные пейзажи. Луна достаточно часто появляется на страницах романа, и все фантастические ужасные события происходят именно в момент полнолуния, когда потусторонние силы становятся могущественнее ….«Озером электрического света» называет автор ночную Москву когда Маргарита, превращаясь в ведьму, летит на бал сатаны. Такой предстает перед нами Москва булгаковская. Жертвой московского мира оказался Мастер, талантливый писатель, историк, непризнанный в своем отечестве гений, каковым являлся и сам Булгаков в свое время. Свободные творческие личности обречены на непонимание и забвение, если они не выполняют идеологические заказы существующей системы.
27 В описании Москвы в романе мы видим приметы времени: нарзан, папиросы «Наша марка», телефон-автомат, бакалея, таксомотор, контрамарка, варьете, патефон, сверхмолния …Эти слова присущи Москве советской, они вышли из соременного употребления. Эти приметы помогают создать образ того времени. Кроме того, в романе не раз упоминаются известные московские места: Арбат, Патриаршие пруды, Садовая улица, Тверская улица, Кремлевская стена, Каменный мост, Девичий монастырь, Москва-река, Воробьевы горы .
28 Обо всех странностях и уродствах бытия своих современников Булгаков пишет с улыбкой, в которой, однако, легко различить и печаль, и горечь. Иное дело, когда взгляд его падает на тех, кто отлично адаптировался в этих условиях и процветает: на взяточников и мошенников, начальствующих дураков и чинуш. На них писатель и напускает нечистую силу, как это было задумано им с первых дней работы над романом. Силы ада играют в «Мастере и Маргарите» несколько необычную для них роль. Они не столько сбивают с пути праведного людей добрых и порядочных, сколько выводят на чистую воду и наказывают уже состоявшихся грешников.