Презентация "М.А.Булгаков. "Роман Мастер и Маргарита". Москва и москвичи в романе"

Про матеріал
Данный информационный проект может быть использован на уроках литературы при изучении творчества М.А.Булгакова как иллюстративный материал или дополнительный источник информации при подготовке к уроку.
Зміст слайдів
Номер слайду 1

Харьковская общеобразовательная школа І -ІІІ степеней №22 Харьковского городского совета Харьковской области. Бужор Е. М., учитель русского языка и литературы. Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»Москва и москвичи в романе

Номер слайду 2

Номер слайду 3

М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

Номер слайду 4

Роман «Мастер и Маргарита» - роман об ответственности человека за всё добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свету, или к рабству, предательству и бесчеловечности. Делая свой собственный выбор, помните: «Каждому будет дано по его вере».

Номер слайду 5

Хронотоп романа - «закономерная связь пространственно-временных координат» (А. А. Ухтомский)Время и пространство в романе. Реальное. Москва20-30-е годы. ХХ века. Библейское (мифологическое)Ершалаим1 г.н.э. Фантастическое(перемещение во времени и пространстве, Воланд и его свита)

Номер слайду 6

6 В советскую Москву весной 1935 года прибывает таинственный незнакомец. “Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях… под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду – лет сорока с лишним… Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом – иностранец”. Такое описание Воланда в романе дает Булгаков. Он представлялся заграничным профессором, артистом в области фокусов и чародейства, некоторым героям и, в частности, читателю он раскрывает свое истинное лицо – повелителя тьмы. Однако сложно назвать Воланда олицетворением абсолютного зла, ведь в романе ему присущи милосердие и справедливые поступки.

Номер слайду 7

7 Для чего же Воланд прибывает в Москву? Литераторам он говорит, что приехал для работы над рукописями древнего чернокнижника, администрации варьете – для выступления с сеансами черной магии, Маргарите – для проведения весеннего бала. Ответы профессора Воланда различны, как и его имена и обличья. Зачем же на самом деле князь тьмы прибыл в Москву? Пожалуй, искренний ответ дал он лишь заведующему буфетом варьете Сокову. Цель его приезда в том, что он хотел посмотреть на жителей города массово, для этого и утроил представление. Воланд хотел посмотреть, изменилось ли человечество за века. “Люди, как люди...»

Номер слайду 8

8 Роман Булгакова в первую очередь повествует о Москве, о жизни московских жителей, но это и образ всей страны, ее проблем, ценностей ее жителей. Москву Булгаков показывает как сторонний наблюдатель. Мы видим столицу глазами иностранца Воланда. Наблюдая за городом, он обращает внимание на изменения, которые произошли за последние годы: появились трамваи, изменились костюмы… Но Воланда больше интересует то, что «московское народонаселение значительно изменилось» . И сатану привлекают современные пороки москвичей. Благодаря своим сверхъестественным способностям, он каждому воздает по заслугам: кого-то наказывает, кого-то вознаграждает. Сатирического эффекта автор достигает с помощью изображения карикатурных героев.

Номер слайду 9

9

Номер слайду 10

10 Смеется Булгаков и над жизнью учреждений и организаций в романе. Людей против воли заставляют петь в хоре, участвовать в различных кружках. Замечает Воланд, что работники культуры плохо воспитаны, дерзят и лгут по телефону, а кто-то вообще занимает не свое место.

Номер слайду 11

11

Номер слайду 12

12

Номер слайду 13

13

Номер слайду 14

14

Номер слайду 15

15 Образ величественной Москвы в глазах читателя стал как бы мельче и смешнее. Вездесущий Воланд замечает и наказывает жадность, жажду наживы. Но его наказание не столь серьезно, он всего лишь подшучивает над ними.

Номер слайду 16

16

Номер слайду 17

17 В сеансе «чёрной магии с разоблачением» каждому Воланд отмеряет свое наказание по мере того, насколько люди погрязли во лжи и обмане.

Номер слайду 18

18

Номер слайду 19

19 Квартирный вопрос – актуальный для москвичей во все времена – поднимается автором, когда Алоизий Могарыч, прикинувшись другом Мастера, хочет избавиться от него и заселиться в его квартиру. Таким яавляется и Поплавский, дядя Берлиоза, задумавший получить в наследство квартиру племянника.

Номер слайду 20

20 Никанор Иванович Босой попадает в сумасшедший дом за хранение иностранной валюты. Таким образом, писатель обнажает проблему того времени – хранение валюты каралось заключением в тюрьму. Поразило Воланда и общественное питание. В ярком контрасте показаны ресторан в «Грибоедове», куда пускают только избранных, и буфет в Варьете, где осетрина почему-то «второй свежести». Кстати эти слова в советское время стали крылатой фразой.

Номер слайду 21

Воланд о москвичах 21

Номер слайду 22

22 Семиосфéра —пространство, представляющее собой условие, необходимую предпосылку для осуществления коммуникаций и существования языков и их работы.

Номер слайду 23

23 Булгаковская Москва испытание деньгамииспытание веройиспытание вещамииспытание верностьюиспытание на честностьдействующее лицо романа. ВОЛАНДсоветские граждане – подлецы, прохвосты, плуты, мошенники, наушники, глупцы, бездари,фанатики номилосердие иногда посещает их сердца, не совсем ещё нелюди

Номер слайду 24

Булгаковская Москва Государственная политикасоциальная экономическаякультурная «коммуналки» 32 заявления на комнату Берлиоза потеря нравственности (рады смерти, лгут, подкупают домоуправа)живут советские люди по-скотски«Напрасно ждать нравственности от человека, живущего в комнате, где чижики мрут от духоты.» (М. А. Булгаков) распределение благ, льгот по рангуресторан (воровство, несвежие продукты)варьете ,буфет, Аннушка, Н. И. Босойраз люди таковы, то советские люди ради благ способны на всёКакой нравственности можно требовать от людей, если они живут по-скотскимир перевернулся:добро = злокомитетыкомиссии. МАССОЛИТлитература по заказуединомыслие и единогласиепутёвки, отпуск, квартиры, дачи…культуры нет, рушатся нравственные основы, предложенные людям 2 тысячи лет назад

Номер слайду 25

25 В романе ярко окрашены моменты грозы. Они проносятся по страницам романа. Московские грозы, в которых родился Воланд, в которых появился древний Иершалаим и это мечта о бессмертии и возмездии. С грозою сливаются Мастер и Магарита. «Уже гремит гроза, вы слышите? Темнеет. Кони роют землю, содрагается маленький сад»,- зовет Азазелло. «Огонь!» –страшно кричит Маргарита. Оконце в подвале хлопнуло, ветром сбило штору на сторону. В небе прогремело весело и коротко». И маленький дом с подвалом вспыхнул пожаром. Герои сами становятся частицами грозы, пролетая над городом. И в этом слиянии с грозой образ бессмертия еще ощутимей. А в городе описание грозы все время выглядит для людей угрожающе, и, кажется, гроза имеет силу и власть над москвичами.

Номер слайду 26

26 Москва настоящая и в тоже время мистическая предстает перед намина страницах романа. Мистическими являются не только события, происходящие с героями, но и многочисленные пейзажи. Луна достаточно часто появляется на страницах романа, и все фантастические ужасные события происходят именно в момент полнолуния, когда потусторонние силы становятся могущественнее ….«Озером электрического света» называет автор ночную Москву когда Маргарита, превращаясь в ведьму, летит на бал сатаны. Такой предстает перед нами Москва булгаковская. Жертвой московского мира оказался Мастер, талантливый писатель, историк, непризнанный в своем отечестве гений, каковым являлся и сам Булгаков в свое время. Свободные творческие личности обречены на непонимание и забвение, если они не выполняют идеологические заказы существующей системы.

Номер слайду 27

27 В описании Москвы в романе мы видим приметы времени: нарзан, папиросы «Наша марка», телефон-автомат, бакалея, таксомотор, контрамарка, варьете, патефон, сверхмолния …Эти слова присущи Москве советской, они вышли из соременного употребления. Эти приметы помогают создать образ того времени. Кроме того, в романе не раз упоминаются известные московские места: Арбат, Патриаршие пруды, Садовая улица, Тверская улица, Кремлевская стена, Каменный мост, Девичий монастырь, Москва-река, Воробьевы горы .

Номер слайду 28

28 Обо всех странностях и уродствах бытия своих современников Булгаков пишет с улыбкой, в которой, однако, легко различить и печаль, и горечь. Иное дело, когда взгляд его падает на тех, кто отлично адаптировался в этих условиях и процветает: на взяточников и мошенников, начальствующих дураков и чинуш. На них писатель и напускает нечистую силу, как это было задумано им с первых дней работы над романом. Силы ада играют в «Мастере и Маргарите» несколько необычную для них роль. Они не столько сбивают с пути праведного людей добрых и порядочных, сколько выводят на чистую воду и наказывают уже состоявшихся грешников.

Номер слайду 29

29

pptx
Додано
15 квітня 2021
Переглядів
1360
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку