Обособленные члены предложения. Обобщение изученного. Подготовила учитель русского языка Коростышевской школы І-ІІІст. №3 Карлинская Е. В.
Номер слайду 2
Какое предложение «лишнее»? Объясните свой выбор И звезды слушают меня лучами радостно играя. Поля покрытые росой наполняли воздух нежным ароматом. В тихой воде дробясь отражаются огни кораблей. В утренней капле воды отражается весь радужный мир.
Номер слайду 3
Цель:повторить и закрепить понятие об обособлении как о смысловом и интонационном выделении;раскрыть роль обособленных членов в предложении;совершенствовать умение находить обособленные члены предложения и пунктуационно правильно оформлять их.
Номер слайду 4
Экспресс-опрос. Какие члены предложения называются обособленными? Назовите известные вам обособленные члены предложения. Чем выражены обособленные определения? Что относится к обособленным обстоятельствам? Что такое уточняющие члены предложения?Могут ли обособляться дополнения?Как выражается интонация обособления?
Номер слайду 5
Укажите обособленные члены в предложениях, расставьте знаки препинания. Юный лес в зеленый дым одетый теплых гроз нетерпеливо ждет. На ручей рябой и пестрый за листком летит листок. Яблонька цветущая красавица глядела в распахнутое настежь окно. Перепачканный краской малыш выглядел смешно. Мы квалифицированные врачи обязаны помогать людям.
Номер слайду 6
Обособленны определения и приложения{5 C22544 A-7 EE6-4342-B048-85 BDC9 FD1 C3 A}Любые определения и приложения, если они относятся к личному местоимению. Стоящие после определяемого существительного:1)согласованные распространённые определения и приложения; 2) согласованные нераспространённые однородные определения. Стоящие перед определяемым существительным: 1) имеют добавочное обстоятельственное значение причины;2) имеют добавочное обстоятельственное значение уступки Она, совсем измученная дорогой, не могла идти дальше. Утомлённый новыми впечатлениями, я заснул ранее обыкновенного. Небо, полное грозою, всё в зарницах трепетало. Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю С Раненный осколком, боец не покинул строя.
Номер слайду 7
«Правильно-неправильно»Проверьте расстановку знаков препинания в предложениях. Он работал на поле, спустя рукава. Данко бросился вперёд, высоко держа горячее сердце, и, освещая им путь. Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки. На другое утро несмотря на упрашивание хозяев, Дарья Александровна собралась ехать.
Номер слайду 8
Обособленные обстоятельства выражены{5 C22544 A-7 EE6-4342-B048-85 BDC9 FD1 C3 A}деепричастными оборотами и одиночными деепричастиямисуществительным с предлогом несмотря насуществительными с предлогами благодаря, согласно, вопреки, в силу, в случае, по причине, ввиду, вследствие, если они распространены и стоят перед сказуемым. Дождь лил, ровно и однообразно шумя по траве и деревьям. Несмотря на поздний час, было душно. Корабли, вследствие отсутствия мест в бухте, стояли в открытом море.
Номер слайду 9
«Рассыпавшиеся» предложения Соберите, расставьте знаки препинания. Туман, над, поднялся, в, лугом, низине. Языки, например, не, склонения, имеют, некоторые, английский. Изучаем, то есть, мы, предложении, науку, о, словосочетании, и, синтаксис.
Номер слайду 10
Обособленные уточняющие члены предложения(уточняют, конкретизируют, содержат дополнительную информацию){5 C22544 A-7 EE6-4342-B048-85 BDC9 FD1 C3 A}Обстоятельства места. Обстоятельства времени. Обстоятельства образа действия Я жду тебя в центре города, у кинотеатра. Весной, в начале мая, особенно хорошо! Он наивно, по-детски, вытер слезы.
Номер слайду 11
Расставьте знаки препинания. Укажите обособления. Сверх всяких ожиданий весна была холодной. Рассказ очень понравился мне за исключением нескольких деталей. Ни одного звука кроме дождевых капель, не слышалось вокруг. Наряду с благородными попадаются грибы попроще.
Номер слайду 12
Обособленные дополнения Выражены именами существительными с предлогами сверх, включая, наряду с, за исключением, исключая, вместо, помимо, кроме со значением включения, исключения, замещения.
Номер слайду 13
Практикуемся Ра(нн/н)ее весе(н, нн)ее утро прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на востоке ещ(е/о) толпятся бл(е/и)днея и тая с каждой минутой сизые предра(с,сс)ветные тучки. Весь бе(з/с)брежный степной простор кажется осыпа(нн, н)ым тонкой золотой пылью. В густой, буйной траве дрожат переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями бриллианты крупной росы. Степь весело пестрит цветами скромными синими колокольчиками белыми п(а/о)хучими ромашками дикой гвоздикой г(о/а)рящей пунц(о/е)выми пятнами. В утре(нн,н)ей прохладе разлит гор(?)кий здоровый запах полыни смеша(нн, н)ый с нежным похожим на миндаль ароматом повилики. Все блещ..т и нежит(?)ся и радос(?)но тянт(?)ся к ласковому солнышку.
Номер слайду 14
Работа с текстом Какова его тема?Найдите предложение, в котором отражена главная мысль. Назовите стиль речи. Определите тип текста. Расставьте и объясните знаки препинания.
Номер слайду 15
«Корректор»исправьте грамматические ошибки в предложениях с обособленными членами Выступившие старшеклассники на нашем собрании рассказали о жизни школы. Во время экскурсии, которую организовали родители, которые давно обещали это сделать, мы узнали много нового. Увлекающий чтением человек вызывает уважение окружающих. Узнав его достаточно хорошо, наша дружба окрепла. Глядя на положение дел, работы были ускорены. Все ребята, выучившие правила обособления и успешно сдавшие зачет, чему были очень рады.
Номер слайду 16
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕНапишите мини-сочинение на тему «Весна», используя обособленные члены предложения.