Презентация по теме«Чередование безударных гласных в корне»5 класс. Духник Светлана Ивановна. Учитель русского языка и литературы. Харьковской специализированной школы №80
Номер слайду 2
Пожалуй, самое главное правило русского языка – это правописание безударных гласных а,о , и,ы, у,э, е, е, ю, я. Все эти гласные мы поделили на непроверяемые и проверяемые (словарные слова) (проверяем ударением) Сегодня мы познакомимся с чередующимися гласными и/е, о/а
Номер слайду 3
Написание чередующихся гласных зависит от: 1) буквы-«соседа» (суффикса А) после корня;2) ударения;3) наличия согласных;4) значения слова.
Номер слайду 4
Знакомимся с первым правилом«Буква- «сосед» после корня». Прочитайте стихотворение: ?Люди пишут, а время стирает, Все стирает, что может стереть. Но скажи, - если слух умирает, Разве должен и звук умереть? С. Маршак - В чем загадка слов стирает – стереть, умирает - умереть? Это слова с чередующимися гласными и/е в корнях -тир- (-тер-), -мир- (-мер-),
Номер слайду 5
Узнайте больше Правило ИРА (учебник, стр.139) Чтобы корни с чередующимися гласными видетьна письме, их надо знать наизусть !
Номер слайду 6
Номер слайду 7
Правило – помощник №1 Если есть суффикс А,в корне И пиши всегда.
Номер слайду 8
ЗАДАНИЕ (письменно) К каждому глаголу подберите парный глагол с суффиксом -а-. Как изменится написание корня?Образец: соберу – собирать. Зам.реть -…, зап.реть -…, выт.реть -…, заст.лить -…, выж.г -…, выч.сть -…, бл.стеть -…, отд.ру -… - Сравните, пожалуйста, свои записи с записями в учебнике (стр.139) и исправьте ошибки, если вы их допустили. Если задание вами полностью выполнено правильно, поставьте себе 10 баллов, если вы допустили 1-2 ошибки – 9 баллов, если вы допустили 3 ошибки – 8 баллов и т.д. Орфограмму обозначить: 1) выделить корень и подчеркнуть в нем гласную; 2) выделить суффикс
Номер слайду 9
Найдите «лишнее» слово в каждом ряду, вставляя пропущенные буквы Е или И? Орфограмму обозначить!1. Зап..рать, п..ровать, отп..реть2. Зам..рать, ум..реть, пом..рить (друзей)3. Приб..речь, соб..рать, приб..рать4. Раст..рать, т..ран, зат..реть Проверьте правильность написания слов и оцените себя 1 баллом за каждое правильно написанное слово:
Номер слайду 10
1. Запирать, пировать, отпереть2. Замирать, умереть, помирить (друзей)3. Приберечь, собирать, прибирать4. Растирать, тиран, затереть Слова «пировать», «помирить», «приберечь», «тиран» являются «лишними» в каждом ряду, так как не относятся к правилу, изученному нами сегодня: это слова с безударной проверяемой и непроверяемой гласной в корне. Упражнение 248 (по условию)
Номер слайду 11
Правописание корней-кас- (-кос-), -лаг- (-лож-)Правило - помощник №2 Если есть суффикс А,в корне пишем А всегда.(смотри «Материал для наблюдения», п.58, стр.141) Проверь себя. Упр.250, 252 (по условию)
Номер слайду 12
Номер слайду 13
Выполнили письменные задания?А орфограммы не забыли обозначить?Умнички! Спасибо за работу! Жду на проверку.