Цели: формировать у учащихся умения определять проблемы, поднятые А.Н. Островским в драме «Гроза», анализировать текст пьесы, давать характеристику образам, раскрывать особенности драматургического конфликта; развивать читательский интерес учащихся, творческое воображение, монологическую речь, умение делать самостоятельные выводы об идейном содержании драмы, вести диалог, создавать коллаж, сенканы, сочинение в эпистолярном жанре; приобщать школьников к радости сотрудничества; воспитывать личность свободную и самостоятельную, духовно-нравственную; формировать коммуникативную,культурологическую, социокультурную компетентности.
Индуктор (начало, мотивирующее творческую деятельность каждого.Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания – чаще всего неожиданное для участников, в чём-то загадочное и обязательно личностное) «А соловьи в неволе не поют… Им тесно в клетке. Как же жить без воли?!» И. Снегова
Комментарий к отрывку ученика 1 группы Приём антитезы использует автор в этом отрывке. Противопоставляется красота природы атмосфере жутких отношений между людьми. Открытый протест против унижения Дикого и Кабанихи уже звучит из уст Кудряша. Он не хочет, чтобы его достоинство попирали.
Интервью у защитников «тёмного царства» Кабанова (вопрос Дикому). Савёл Прокофьич, что ж ты каждое утро начинаешь с ругательств? Тётка всех со слезами умоляет: «Батюшки, не рассердите!» Дикой. Да все точно сговорились, проклятые, целый день пристают то тот, то другой: денег просят. А у меня ведь сердце какое? Ведь уж знаю, что сказать, а всё добром не могу. Обязательно обругаю.
Не доплачу я по какой-нибудь копейке, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо! Кулигин. А племянника Бориса почему дармоедом обзываешь, жалованья не платишь? Дикой. Борис-то? Да пусть он мне навстречу не смеет показываться! А то мечтает о наследстве! У меня свои дети, за что я чужим деньги отдам? Я своих обидеть не должен! А тут ещё Кулигин со своим елекстричеством10 рублей просит! Червяк, разбойник!
Кудряш. А я свой вопрос хочу задать Марфе Петровне Кабановой. Марфа Петровна, поговаривают, что невестку-то обижаешь? Марфа Петровна. Я же от любви строга к детям. Вот и браню, а это нынче не нравится. И славят дети по людям, что мать ворчунья. Да к тому же Тихону жена стала милее матери. После женитьбы прежней любви не вижу. Жена что ли его отводит от меня, уж не знаю. Да Катерина хороша и сама. Слова сказать нельзя, перечит! Забыли закон, что в Домострое прописан.
Выводы учеников второй группы Дикой так разнузданно себя ведёт потому, что он самый богатый человек в городе. Большие деньги развязывают ему руки и дают возможность безнаказанно куражиться над всеми, кто беден и материально от него зависим. Кабанова же -- глава дома, поэтому считает, что имеет право распоряжаться судьбами своих детей и невестки.
Комментарий учащихся 3 группы к коллажу Что интересно, ведь не все протестуют. Мы свой коллаж посвятили Борису. К сожаленью, он нас разочаровал. Да, племянник Дикого образован, культурен. Но зачем же Катерину вводит в грех? Чем он лучше Тихона? Ни один, ни другой не смог подать свой голос в защиту любимой женщины. Так не любят! Их слабодушие приводит Катерину к гибели. Кроме жалобного стона, мы ничего от Бориса не слышим.
«Да, неволя-то горька!» «Да, неволя горька вдвойне, когда тебя унижают родные люди. Родной дядя! После смерти родителей он самый близкий человек. На него была такая надежда у Бориса с сестрой! А вышло наоборот. Вольные птички попали в клетку. Да в какую?! Из которой невозможно выбраться! Дикой – вместилище угроз, оскорблений. Он извергает их из себя как огнедышащий дракон.
Дорогая Катерина! Мы, шестнадцатилетние юноши и девушки 21 века, с содроганием в сердце прочитали о твоём безумном решении.Остановись! Не делай этого! Ты же понимаешь, что в жизни добро и зло соседствуют. Мы, конечно, хотим, чтобы в ней первого было больше. Но ведь это жизнь! Часто в ней многое не зависит от нас. Однако верить в лучшее мы всегда должны!
Как бывает в природе? Люди не властны над солнцем и тучами, и хочется, чтобы ясных дней было больше. Но без дождя жизнь на земле завяла бы, угасла. А прольёт дождик, и в природе всё благоухает. Милая девушка! Обязательно бы прошла чёрная полоса в твоей судьбе: гроза же недолго длится, всесильное солнце прогоняет её прочь.
Может, взбунтовался бы Тихон (кстати, в конце пьесы мы его таковым и видим), или Борис возвратился бы с полпути и увёз тебя и свою сестру с собой. А может, ребёнка бы тебе господь послал (ждут же во многих семьях своего первенца не один год). Да, мы понимаем, какую сердечную боль доставляет разочарование в людях. Но верно и то, что жизнь любит сильных. У тебя много красивых мыслей и достойных поступков. Да и светлые воспоминания о детстве -- это тоже защита от негатива! Верь в себя. Безвыходных ситуаций не бывает!
Комментарий учащихся к письму Конечно, можно всё списать на жестокие нравы в среде купечества. Но ведь тема об отношении свекрови и невестки актуальна во все времена. И мы, взвесив все «за» и «против», пришли к мнению, что добровольный уход из жизни – это проявление не силы, а слабости души. И наше письмо к Катерине именно об этом.
«Микрофон» Какие должны быть, на ваш взгляд, отношения в семье? Выскажите свою точку зрения по этому вопросу. (Ученики говорят о том, что насилие, унижение в семье недопустимы. В ней должны царить любовь, взаимопонимание, уважение и взаимопомощь. Только тогда она может называться счастливой. Будет счастье в семье – будет счастье в обществе).
Песня «Дом». Демонстрация видеоролика Музыка и слова: Мир Гальперин (Александр Звенигородский) . Шёл человек, была дорога нелегка, нелегка. И человек мечтал о том, что он построит где-то дом Мимо текла, текла река, плыли куда-то облака, И поселится счастье с ним в доме родном. Если случалось, он сдавал, то неизменно напевал Песню любимую свою, ту, что пою, да, ту, что пою. Дом, как известно всем давно, это не стены и окно Даже не стулья со столом - это не дом. Дом - это там, куда готов ты возвращаться вновь и вновь, Яростным, добрым, нежным, злым, еле живым, еле живым. Дом - это там, где вас поймут, там, где надеются и ждут, Там, где забудешь о плохом - это твой дом... Мимо текла, текла река, плыли куда-то облака, Шёл человек, была дорога нелегка, нелегка. И человек мечтал о том, что он построит где-то дом И поселится счастье с ним в доме родном.