Цель урока : познакомиться с растениеводством , как отраслью экономики.
Тип урока : получение новых знаний.
Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, гербарий.
№ | Этап |
1 | Организационный момент |
2 | Повторение пройденного материала |
3 | Сообщение темы урока |
4 | Работа по теме урока |
5 | Практическая работа |
6 | Работа по теме урока (продолжение) |
7 | Итог урока |
Цель урока : познакомиться с растениеводством , как отраслью экономики. Тип урока : получение новых знаний. Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, гербарий. Итог урока 7 Работа по теме урока (продолжение) 6 Практическая работа 5 Работа по теме урока 4 Сообщение темы урока 3 Повторение пройденного материала 2 Организационный момент 1 Этап №
Газообразные: газ Жидкие: нефть Газообразные: газ Жидкие: нефть 6.в карьерах, шахтах 6.Природный газ, нефть 5. б)места, где залегают полезные ископаемые; 5.геологи 4.нефть 4.гранит 3.ж.руда 3.уголь 2.Твердые:ж.руда, гранит, известняк 2.Твердые:ж.руда, гранит, известняк 1.Известняк, газ, глина 1.Известняк, газ, глина 2 вариант 1 вариант
1.Назовите отрасли экономики, которые вы знаете. 2.Попробуйте ответить на вопросы. Отрасли экономики: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. Сельское хозяйство включает в себя несколько больших составляющих частей. Одной из таких составляющих (отраслей) сельского хозяйства является растениеводство. Для чего люди выращивают растения? 3.На какие группы можно разделить все растения, необходимые человеку? Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми новыми культурными растениями и повторим то, что знаем об уже известных нам растениях. Тема урока «Растениеводство»
Давайте мы с вами перенесемся на несколько веков назад, к нашим предкам. Вы помните основные занятия первобытных людей? Охота и собирательство. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям зерна и корешки. И вот однажды, женщины заметили , что в том месте, где обычно на каменной терке перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зернышки. Попробовали специально рассыпать зерна – получилось, да еще как: где упало зерно, вырос колосок, а то и несколько. Теперь уже можно было выращивать зерна рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам. Шли годы, развивался человек, все разнообразней становились растения, которые он выращивал. Как же человек сделал дикорастущие растения культурными? Человек не просто выращивал растения около своего дома, а отбирал лучшие, сохранял и размножал их, пока они не приобрели свойства необходимые человеку и стали культурными.
Растениеводство делится на несколько основных отраслей. Отрасль – это область деятельности человека. отрасли растениеводства. Отрасли растениеводства: Полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство. Подумайте, пожалуйста, по какому признаку выполнено это деление? Что такое полеводство? Полеводство – это выращивание полевых культур. Как вы думаете, где их выращивают? В поле. Главные полевые культуры – зерновые. Зерно – плод этих растений. Какие зерновые культуры вы знаете? Пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, кукуруза, гречиха.
Пшеница бывает озимая и яровая. Озимую пшеницу хлеборобы сеют осенью. Молодые растения зимуют под снегом, а весной продолжают развиваться. Яровую пшеницу сеют весной. В конце лета созревает сначала озимая пшеница, а затем яровая. Рис - род однолетних и многолетних трав семейства злаков, зерновая культура. По питательности считается наиболее ценным хлебным растением
Рожь — самая морозоустойчивая культура из всех злаковых. Известно около 40 видов культурной ржи. Рожь используется для изготовления хлеба, спирта, крахмала, корма животным. Ячмень идет на приготовление пива, используется, как кормовая культура из него делают перловую крупу. В некоторых странах из него делают хлеб.
Овес — кормовое растение. В пищу употребляется в виде овсяной крупы, которая очень полезна для желудка. Кукуруза идет на приготовления крахмала, растительного масла, глюкозы, мучных изделий, ее консервируют. Просо — ценная крупяная культура. Пшено занимает первое место по содержанию белка среди других круп. Это ценный корм для птиц, а солома, отходы обмолота, как и зеленая масса, — хороший корм для рогатого скота. Записать названия зерновых культур в таблицу
Поднимайте плечики, Прыгайте кузнечики, Прыг-скок, прыг- скок, Сели травушку покушать, Тишину послушать. Тише, тише, высоко. Прыгай на носках легко! Поднимайте плечики, Прыгайте кузнечики, Прыг-скок, прыг- скок, Сели травушку покушать, Тишину послушать. Тише, тише, высоко. Прыгай на носках легко! Физминутка
Названия растений Название группы растений Эту таблицу мы будем заполнять в ходе урока Вами не были названы только кормовые культуры. О них мы не говорили на уроках во втором классе. Что это за культуры? Само название подсказывает нам ответ. Ими кормят. Только кого? Человек должен заботиться не только себе, но и о тех животных, которых выращивает. Летом многие животные могут найти корм на лугах, пастбищах, в прудах. А чем их кормить зимой? Не все животные могут сами найти еду даже в теплое время года, поэтому человек занимает целые поля под кормовые культуры. Видели ли такие поля? Что на них выращивают?
Знаете какой клевер считается ценным кормовым растением? (Клевер луговой.) В народной пословице говорится: «Молоко у коровы на языке». Что это значит? Не будет у коровы хорошего питания, значит, не будет у человека молочных продуктов. Главным кормом для коровы являются травы. Пройдитесь по лугам и посмотрите, какие растения на них растут. В долинах рек расположены заливные луга, на которых растут мятлик луговой и обыкновенный, тимофеевка, безострый костер, лисохвост, мышиный горошек, ежа сборная, чина и многое другое. Все эти травы любят большое количество влаги. При скашивании этих многолетних трав получают сено, которое является хорошим кормом для домашних животных. В них держится большое количество белков, витаминов и минеральных солей. Так же эти травы улучшают почву, обогащают ее. Выращивание кормовых трав — специализированное направление современного сельского хозяйства.
Откройте учебники на страницах 54-55. Рассмотрите культурные растения, изображенные здесь. Сравните эти растения. Вам надо составить описание каждого растения по плану, по предложенному вам в учебнике. Работаем парами Слушаем ваши рассказы Практическая работа Рассмотри культурные растения. Сравни их между собой. Составь устно описание каждого растения по плану: Название растения. К какой группе относится (дерево, кустарник, травянистое растение)? Где его выращивают (в поле, в огороде, в саду)? Какие части ты видишь у растения? Как они выглядят? Как человек использует это растение?
7. Итог урока — Давайте посмотрим на таблицу, которая получилась к концу урока. О каких культурах мы с вами уже знали? О каких узнали что - то новое? С какими растениями познакомились? Лен, хлопок Прядильные культуры Пшеница, ячмень, рожь, рис, кукуруза, сорго, просо. Зерновые культуры Клевер ,люцерна, мятлик луговой,мятлик обыкновенный, тимофеевка, костер безострый, ежа сборная, мышиный горошек, лисохвост, чина. Кормовые культуры Названия растений Название группы растений Дом. задание — Люди каких профессий обслуживают отрасль растениеводство? Прочитайте об этом на странице 57.ответить на вопросы рубрик «Подумай» и «Проверь себя» на страницах 57-58.